Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Родионова Галина Ивановна

Воспитатель МБДОУ №10

Конспект занятия Пересказ рассказа по Г.Скребицкому «Март» Образовательная область («Речевое развитие»)

 

Конспект занятия

Пересказ рассказа по Г.Скребицкому «Март»

Образовательная область («Речевое развитие»)

Подготовил: воспитатель  в.к.к.

Родионова  Г. И.

Оренбург 2019 г

 

 

 

Задачи:

Образовательные:

— обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе, совершенствование навыка пересказа, расширение, уточнение,  словаря по теме « Ранняя весна» ( весна, потепление, таяние снега, капель, проталины ) 

Развивающие:

— развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, умение пересказывать рассказ по мнемотаблице.

Воспитывающие: 

— воспитание любви к природе, воспитание эмоционального отклика на произведения поэтов, писателей. 

 

Предварительная работа.

Наблюдение за изменениями в природе на прогулке, за тем, как на солнце с крыш начинается капель, а вечером с крыш свисают сосульки; за тем, как снег вокруг стволов деревьев начал подтаивать; первыми проталинками. Рисование элементов. Разучивание стихов Ф. Тютчева, И. Бунина, Е. Баратынского, А. Толстого. Разучивание пальчиковой гимнастики «Весна». Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Март», « Подснежник» 

Материал к занятию:

Снеговики, письмо, иллюстрации по теме, «шифровка – картинки», звуковые линейки, текст рассказа «Март», мнемотаблица, карандаши, фломастеры, сангина, восковые мелки, листы бумаги.

 

Организационный момент.

Приветствие «Здравствуй, дружок

Словесная игра «Какая весна»?

 Подбор прилагательных к слову весна.

 Мотивация:

Дети, посмотрите, что я нашла около детского сада. Что это? Подумайте! (Морковь, красное ведро, 2 пуговицы).

— Кто мог это потерять? (Снеговик).

— Как вы думаете, что случилось со снеговиком? (растаял).

Игра «Угадай снеговика»

— Как вы думаете, какой из этих снеговиков спешил к нам в группу? 

-Еще я нашла письмо. Это ,наверное, был снеговик – почтовик.  

Письмо от Незнайки. Слушайте внимательно.

 «Здравствуйте дети! Я написал рассказ о весне: «Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи». До свидания. Незнайка.

Вам понравился рассказ о весне? Почему?

— Что перепутал Незнайка?

 Да много напутал Незнайка в своем рассказе.

— А я сегодня хочу познакомить вас с писателем Г.Скребицким.

— Он очень любил родную нашу природу, писал рассказы о ней и о животных.

— И сейчас, прочитаю вам рассказ.(садитесь удобнее, выпрямите спинки)

Чтение рассказа «Март» по Г. Скребицкому.

Март – первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но, посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее, синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.

 Беседа по рассказу.

Понравился вам рассказ.

— О чем этот рассказ?

Дети. Этот рассказ о весне.

— Как бы вы назвали рассказ?

— С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа.

Дети. Март — первый месяц весны.

— Чем март похож на зиму?

Дети. На земле еще лежит снег.

— А как вы, понимаете выражение, мороз иной раз ударит?

Дети. В марте иногда бывают морозы.

— Что сказано о солнце в рассказе?

Дети. Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки.

— Что значит, светит ослепительно!

Дети. Светит ярко, слепит.

— Что сказано о небе и облаках?

Дети. Небо синее-синее, а облака пушистые.

— Пушистые? А как сказать по-другому?

Дети. Пышные, кудрявые, кучерявые.

— Что начинается в марте? Что появляется на буграх?

Дети. В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины.

— От какого слова образовано слово проталины!

Дети. От слова таять.

— Что сказано в рассказе о ручейках?

Дети. Маленькие ручейки журчат в полях.

— Как сказать по-другому? Замените слово журчат на другое.

Дети. Звенят, поют.

— Какие приметы говорят о начале весны?

Дети. Ручьи, проталины и кучерявые облака говорят о начале весны.

-Ребята, вы замечательные придумал названия рассказа.

— А вот, как  автор назвал свой рассказ, мы узнаем из шифровки.

Разгадывание шифровки «Март». 

— Называю слово, первым звуком в котором является звук «м» (морковь). Показывает картинку. Далее показываю картинку, вторым звуком в названии которой является зашифрованный звук «а» (капуста), показываю картинку, в названии которой третьим звуком будет звук «р» (картофель). Далее картинка, первый звук, в которой «т» (тыква). Дети сами выкладывают слово «март» и делают звуковой анализ.

Индивидуальная работа: двое детей выкладывают самостоятельно, затем делают звуковой анализ слова март. 

— Какое слово у вас получилось? (звуковой анализ) 

— С чем ассоциируется у вас это слово? (название месяца, картины, песни музыкального произведения, рассказа)

Физкультминутка.

Хороводная игра « Весеннее солнце».

Солнце, солнце, выходи (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга). 
И всю землю освети!( Идут по кругу, взявшись за руки). 
Чтоб весна скорей настала, ( Останавливаются и опускают руки вниз). 
Чтобы нам теплее стало, ( Перекрещивают руки на груди и трут плечи) 
Чтоб капели звонко пели, ( Движение кистей рук, падение капель) 
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками ).
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают вниз) 
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками). 
Солнце, солнце землю грей! (Хлопают в ладоши на каждое слово). 
Пусть весна придет скорей! 

Повторное чтение рассказа с использование мнемотаблицы.

—  Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать.

— Эта таблица поможет вам пересказывать. Давайте ее рассмотрим. Какое предложение поможет вам вспомнить слово март в первом квадрате и картинка «Весна» с цифрой «1» во втором квадрате?

Дети. Март — первый месяц весны.

— Посмотрите на третью картинку и вспомните следующее предложение, которое начинается со слова снег.

Дети. Снег еще лежит на земле.

— Четвертая картинка поможет вам закончить это предложение.

Дети. Да и мороз может еще ударит.

— Посмотрите на следующую картинку и начинайте предложение со слов но посмотрите.

Дети. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце.

— . Какой свет у солнца? Посмотрите на следующий квадрат.

Дети. Его свет густой, золотистый.

— Рассмотрите следующую картинку и продолжайте.

Дети. Лучи солнца греют лицо, руки.

Логопед. Какое небо и что по нему раскинулось?

Дети. Небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.

— Рассматриваем картинки в нижнем ряду. Что начинается весной?

Дети. Начинается таяние снега.

— Что появляется на буграх?

Дети. На буграх появляются первые проталины.

— Что журчит в полях?

Дети. В полях журчат еще маленькие ручейки.

— Что мы считаем самым началом весны?

Дети. Ручейки, проталины, первые кучерявые облака — это и есть самое начало весны.

 

— Ребята, чтобы Незнайка научился, как надо последовательно пересказывать рассказы, мы ему отошлем самый полный, подробный пересказ.

— А наши гости выберут его, запишут и отошлют по электронной почте.

 

 Пересказ рассказа детьми по мнемотаблице.

Вызывается сильный ребенок.

Чтение стихотворения (Ребенок)

А.Плещеев «Весна»

 

Рефлексия:

— Кто написал письмо?

— Что было в письме?

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? 

— Кто автор рассказа?

-Чей пересказ понравился, кто более подробно передал содержание?

—  Что, вы испытываете с приходом весны, с пробуждением природы?

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

-Вы сегодня справились с заданием. 

— Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

-Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
— Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным? (показываю грустный смайлик).

-За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках. 

Переход к другой деятельности

 

— Ребята, скажите, кто делает книги красивыми, красочными?

— Как называется эта профессия? (художники – иллюстраторы)

— Вы хотите сегодня ими стать и нарисовать свои иллюстрации к 

рассказу «Март»?  Мы оформим их книгой и поместим в книжный уголок

— Выбирайте себе материал для работы. (Детям предоставляется выбор из разного материала рисовать: карандаши, фломастеры, сангина, восковые мелки)