автор:

Расторгуева Марина Александровна

Старший воспитатель ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» структурное подразделение д/с «Радуга» с.Сергиевск

Герцен Елена Васильевна

Методист ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» структурное подразделение д/с «Радуга» с.Сергиевск

Проектная деятельность в детском саду “Общаемся грамотно»

Проект  «Общаемся грамотно»

        

Проект: «Общаемся грамотно»  носит коррекционную направленность – совершенствует  устную речь будущих школьников, дает возможность думать, творить, фантазировать, познавать, развивать коммуникативные возможности, обогащать словарь, формировать грамматические структуры речи. Он организует наблюдения детей за языковой действительностью, делает этот процесс увлекательным и интересным занятием.                   Также проект  направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, самоконтроля. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам.                                                                        

Актуальность.

Полноценное владение речью  предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. В старшем дошкольном возрасте формируется основа словаря,  накапливается значительный запас слов. Продолжается работа над обогащением лексики: увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимами) или противоположными (антонимы) по смыслу, многозначными словами.  Развитие словаря характеризует не только увеличением количества используемых слов, но и пониманием различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, так как  это связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются. Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова.  Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова.

  Цель проекта.

Формирование у детей интереса к русскому языку, знакомство с многообразием слов русского языка.

Задачи:

  • формирование представлений о слове, как о семантической единице;
  • на уровне наблюдений формирование у детей начальных представлений о    многообразии слов родного языка;
  • обучение основам лингвистического анализа;
  • уточнение и обогащение словаря детей;
  • развитие  языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку;
  • воспитание  любви и интереса к речи, слову.

Объект: словарный запас детей.

Гипотеза:  предполагается, что использование занятий, развлечений, дидактических игр, занимательного материала, художественной литературы направленные на изучение слова, будут способствовать формированию у ребенка стремления изучать родной язык, повысит уровень языкового развития, будет способствовать развитию познавательных интересов, лингвистического мышления, яркости и выразительности речи.

 Участники проекта: дети коррекционной группы, воспитатель.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 учебный год)

Тип проекта: познавательно- речевой

Сроки реализации и возраст детей

Занятия рассчитаны на 1 год, проводятся с октября по май с детьми подготовительной группы

Ведущей формой работы речевые игры и занятия. На  которых дети решают проблемные вопросы,  проводят научные исследования, «делают» маленькие открытия.

Структура проекта.

Проект «Такие разные слова» состоит из двух этапов.

I этап.  «Всему название дано…»

Он включает в себя разделы:

  1. Слова – предметы.
  2. Слова – признаки.
  3. Слова – действия.

II этап.  «О чем говорит слово»

  1. Слова с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением.
  2. «Слова наоборот» (антонимы).
  3. «Слова приятели» (синонимы).
  4. Многозначные слова.
  5. «Упрямые слова» (неизменяемые существительные).
  6. Сложные слова.
  7. Родственные слова.
  8. Слова – рифмушки.

Предполагаемые результаты проекта:  формирование у детей интереса к родному языку, правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи;  их точное использование по смыслу, использование в речи синонимов, антонимов, омонимов, «упрямых» слов, сложных слов, родственных слов, слов с уменьшительным и увеличительным значением. Создание картотеки речевых игр. Проведение речевого досуга: « Путешествие в  страну правильной речи».