автор: Раскатова Людмила Анатольевна
учитель начальных классов МАОУ СОШ №11
Исследовательский проект “Экспериментальная морковка”
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Администрации Североуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Исследовательский проект
«Экспериментальная морковка»
Секция: естественнонаучная (живая природа)
Проектант: Гудков Арсений,
ученик МАОУ СОШ №11,
1 «А» класс
Руководитель: Раскатова Л.А.,
учитель начальных классов,
высшая к/к
Североуральский городской округ
2018
Содержание
……………… с.
Введение …………………………………………………………….. 3
Глава 1. Полезные свойства моркови
1.1 Роль каротина для организма человека…………… 5
1.2 Использование в медицине………………………… 5
1.3 Употребление моркови……………………………… 6
Глава 2.Выращивание моркови
2.1.Выбор семян 7
2.2 Посев моркови…………………………. 7
2.3 Создание условий для выращивания хорошего
урожая. 7
2.4. Сбор урожая и его хранение. 8
2.5.Исследование на нитраты. 8
2.6Экономические расчёты. 8
2.7Презентация проекта. 9
Заключение…………………………………………………………… 10
Список использованных источников и литературы……………….. 11
Приложения:
- Социологический опрос «Какую пользу приносит морковь нашему здоровью?»
- Исследовательская работа. Изучение литературы и источников.
- Как правильно выбрать семена.
- Уход за всходами.
- Сбор урожая и хранение.
- Результаты исследования на нитраты.
- Экономические расчеты стоимости моркови, купленной в магазине и выращенной на грядке своими руками.
- Презентация проекта
Введение
Красна-девица сидит в темнице,
а коса на улице.
Не удивительно, что ответ на эту загадку известен даже трёхлетнему малышу, ведь морковь – один из самых популярных российских корнеплодов.
Мы с детства слышим: «Кушай морковку, она очень полезна!» Мне захотелось узнать, а какую пользу приносит этот корнеплод нашему здоровью.
При работе над проектом решил выяснить, любят ли ребята морковку и знают ли о её пользе для организма человека.
Провёл социологический опрос на тему « Какую пользу приносит морковь нашему здоровью». (Приложение 1)
Было опрошено 50 учеников начальной школы. Опрос показал: все дети любят морковку, но только половина кушает её каждый день. Немногие знают, что морковка полезна для глаз, а половина ребят не знают ответа на этот вопрос. Ребята наблюдали на дачах, как растёт морковь, а вот самим выращивать им не приходилось.
А так как у меня есть своя грядка на даче, я решил, что на ней обязательно выращу крупную, сочную и полезную морковку.
Тема моего исследовательского проекта:
«Экспериментальная морковка!»
Цель проекта: самостоятельно вырастить морковку.
Задачи:
1.Выяснить, какая морковь даст лучший результат, посаженная семенами или гранулами.
2.Создать условия для роста моркови.
3.Исследовать на нитраты.
4.Провести экономические расчёты.
6.Изучить литературные и Интернет – источники о пользе моркови и с этой информацией выступить перед ребятами, призвав их к ежедневному её употреблению.
5.Создать буклет.
Гипотеза: если создать условия для выращивания моркови, то можно получить хороший урожай.
Объект исследования: Морковь, выращенная на своей грядке.
Предмет исследования: Условия для получения хорошего урожая моркови.
Методы исследования: практическая работа, наблюдения, социологический опрос, интервью, работа с литературой.
Этапы работы: сбор информации, исследования.
Практическая значимость работы:
-употребление моркови без нитратов;
-выступить перед учащимися начальных классов с полученной информацией о пользе моркови и побудить их к ежедневному её употреблению.
Структура работы: работа написана на 11 листах, состоит из введения, основной части, представленной двумя главами: теоретической и практическими исследованиями, заключения, списка использованной литературы и источников, 8 приложений.
- Полезные свойства моркови.
Давно известно всем, что морковь – это самый полезный корнеплод. Чтобы узнать, какую пользу приносит морковка людям, я обратился в библиотеку. Изучил специальную литературу (Приложение 2).
1.1. Роль каротина для организма человека.
Насыщенный оранжевый цвет моркови придаёт особое вещество – бета – каротин (химическое соединение). В организме он превращается в витамин А. (100гр моркови удовлетворит суточную потребность в витамине А.) Бета-каротин, он же витамин А, способствует формированию скелета, нормальному росту человека. Витамин А заботится о состоянии слизистых оболочек и кожи, укрепляет кости, зубы, десны, волосы, противостоит ослаблению зрения, бережет нервную систему, восстанавливает энергию и жизненные силы человека после больших физических нагрузок, повышает устойчивость организма к различным инфекциям. Благодаря витамину А, тёртая морковь является домашним средством номер один против рака.
1.2 Использование моркови в медицине.
Из всемирной сети Интернет (Приложение 2) узнал о том, что неоценима польза моркови еще и за счет содержащихся в ней солей калия. Они необходимы при болезнях сердечно-сосудистой системы, повышенном давлении и атеросклерозе. Свежая, мелко натертая морковь, помогает при ожогах, обморожении, если ее наложить на образовавшиеся раны и язвы. Отварная морковь полезна больным сахарным диабетом. Морковь полезна при малокровии и авитаминозе. Входящие в её состав вещества нормализуют обмен веществ, очищают кровь, выводят из организма вредные вещества и токсины, улучшают работу всех внутренних органов и систем.
1.3 Употребление моркови.
Впервые на корнеплоды моркови огородники обратили внимание около 2000 лет назад. Первоначально выращивали ради ароматных листьев и семян. Сейчас не найти страны, в которой морковь не использовали бы в кулинарии.
При встрече с заведующей школьной столовой – Натальей Павловной узнал, что в меню для детей обязательно входит морковка. Это салаты, винегрет, морковные котлеты. Морковка и в квашеной капусте, в гарнире к мясу, а суп не суп без неё.
Но всем надо знать, что в морковные блюда обязательно нужно добавлять растительное масло или сметану, потому что бета-каротин – жирорастворимое вещество. Удивительно, но в отварном виде в морковке полезных веществ больше, чем в сыром.
Исследования доказали, что регулярное потребление моркови может продлить жизнь человека на 5-7 лет.
Вывод: Морковка должна присутствовать в питании любого человека, потому что это не просто вкусно, но ещё и очень полезно.
- Выращивание моркови.
Пополнив знания о пользе морковки для здоровья человека, а мне очень хочется, чтобы все мои близкие и родные были здоровы, ещё учесть, что морковку любит вся семья, мне захотелось самостоятельно вырастить крупную, сочную, витаминную морковь.
2.1 Выбор семян.
Семена мы с бабулей покупаем в магазине «Хозяюшка». ( Приложение 3) Выбор здесь просто огромный – более 30 сортов. Но мы берём сорта, которые уже садили раньше: «Витаминная», «Детская», «Королева осени». Эти сорта отличаются вкусовыми качествами, повышенным содержанием
каротина, высокой урожайностью. Они холодостойки и хорошо хранятся.
2.2 Посев моркови.
Перед посевом морковки надо приготовить грядку. Грядку вскапываю (помогает бабуля), бороню маленькими грабельками, чтобы была ровненькая земелька и начинаю делать бороздки. Между бороздками 20см делаю. Сеем морковку мы семенами и гранулами. Семена я рассыпал , а вот гранулы садил в бороздки по одной через 2-3см. Мне хотелось выяснить, какая морковь даст лучше урожай, посаженная семенами или гранулами.
2.3. Создание условий для выращивания хорошего
урожая.
С морковкой много хлопот. Пока семена-сони просыпаются, разбойники-сорняки уже встали стеной. Пропололи и опять пропалывай. Морковку, посаженную гранулами, легче полоть, потому что она реже посажена и прореживать её не надо. А вот морковку, которую сеял семенами и полоть трудно, да ещё прореживать надо (без помощи взрослых не обошлось).
Морковка любит воду, а я – её поливать, особенно когда жаркая погода. (Приложение 4). Рекомендуют поливать в вечернее время. Морковку, посаженную гранулами, надо сначала обильно поливать. Интересно наблюдать: вот листочки повяли, а полил и смотришь – листочки поднимаются.
Чтобы в почву воздух поступал, и вода лучше впитывалась, взрыхлял почву грабельками.
2.4. Сбор урожая и его хранение.
Вот и пролетело лето, пришло время урожай собирать. Морковка выросла на славу (Приложение 5). Теперь главное её сохранить. Я узнал, что морковь можно хранить в песке, в мешках, в ящиках. А лучше всего использовать мох, т. к. мох удерживает влагу и морковка до весны остаётся сочной.
Моё исследование подошло к завершению. Я вырастил морковку и выяснил, что морковь, посаженная гранулами, выросла крупнее и дала лучше урожай, чем посеянная семенами.
2.5.Исследование на нитраты.
Мне захотелось узнать, а нет ли нитратов в моей морковке. Чтобы найти ответ, иду в Североуральский Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области». (Приложение 6 ).
Заключение – нитраты не обнаружены, значит, технология выращивания моркови не нарушена.
2.6.Экономические расчёты.
Остался ещё один вопрос, на который мне захотелось найти ответ, а выгодно ли для нашей семьи выращивать морковку на даче.
Я побывал в овощных ларьках и выяснил, что цена моркови в среднем – 22рубля. А мы посеяли 3 пакетика семян стоимостью – 38рублей и собрали – 25килограммов. ( Приложение 7).
Вывод: экономически выгодно выращивать морковку на своём участке.
2.7Презентация проекта.
С собранным материалом по теме своего проекта я выступил на уроке окружающего мира для своих одноклассников. ( Приложение 8). Ребята решили, что расскажут о пользе моркови дома и каждый день будут кушать морковку. А ещё предложили напечатать информационные листовки, призывающие всех ежедневно употреблять морковь, и раздать их в каждый класс, чтоб эта информация была в классных уголках и в школьной столовой. Меня порадовало то, что ребята загорелись желанием тоже вырастить свою экспериментальную морковку.
Заключение.
Познакомившись с информацией о пользе моркови для здоровья человека, я пришёл к выводу, что для организма морковка – просто находка. Но самое главное, я понял, как можно сохранить своё здоровье и здоровье всей семьи. Для этого необходимо вырастить морковку и каждый день кушать в любом виде: сыром, варёном или делая сок.
Моя экспериментальная морковка уродилась на славу! А какую радость я испытал, занимаясь этим проектом! Мне захотелось поделиться радостью с другими.
Морковку надо всем любить,
Чтоб здоровым, бодрым быть!
А если сам её посадишь,
Да уход за ней наладишь,
Точно будет урожай –
Только кушать успевай!
Список использованных источников и литературы
1.Рогожин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста.- М. Педагогика, 1981.- стр.127, 260.
- Сальникова И.П. Растения.-М. ООО «Издательство АСТ», 2001, стр.28
- Кулинария и здоровье. Теория и практика рационального питания.- Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006.
Интернет – источники
- http://dogcity.ru/forum/thread/osnovnoy_forum/velikie_viskazivaniya_o_
sobakah/. Дата обращения 10.09.2013.
- http://womanadvice.ru/uhod-za-sobakoy. Дата обращения 10.09.2013.
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=20&text=солнышко%