автор: Рамазанова Яна Николаевна
педагог ДО МБОУ ДО “ЦТТ “Гефест” ГО г. Уфа РБ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «КОЛИБРИ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«КОЛИБРИ»
Студия развития эстетики и вкуса
для учащихся от 8 до 12 лет
Срок реализации программы:1 год
Составитель/разработчик:
Педагог дополнительного образования Рамазанова Яна Николаевна |
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования
Статья 2. П.14 Закона «Об образовании в Республике Башкортостан» №696-з от 01.07.2013; |
Пояснительная записка
Данная образовательная программа была разработана в соответствии с основными государственными нормативными документами, локальными актами Учреждения, целевыми государственными и республиканскими программами, долгосрочной программой развития Центра. Она предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в учреждениях дополнительного и общего среднего образования.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная образовательная программа «Студия развития эстетики и вкуса «Колибри» художественной направленности, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Подготовлена для обучения основам эстетического восприятия окружающего мира. Программа предполагает развитие у учащихся художественного вкуса и творческих способностей подготовлена для обучения основам декоративно-прикладного искусства. По виду программа познавательная, развивающая художественную одаренность, по содержанию традиционная, по способу освоения учебного материала репродуктивная, креативная и уровню освоения практико-ориентированная.
Актуальность
Формирование эстетического вкуса – одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека.
В условиях идеологического вакуума именно через искусство и культуру происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. «Эстетическое воспитание – это воспитание у учащихся способности к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве, науке и обществе. Чувство прекрасного воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека».
Наиболее актуальной проблемой, интересующей педагогов, сегодня является развитие творческих способностей детей и подростков в рамках различных видов художественной деятельности. Проблемы формирования эстетического вкуса не находят широкого освещения в научно-методической литературе, однако являются остро актуальными.
В реформе общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы».
Художественно-эстетическое развитие также предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений декоративно – прикладного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах декоративно- прикладного искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Творчество занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, оно способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно- прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать.
Занятия с пряжей: способствует развитию мелкой моторики, развиваются тактильные чувства, способствуют лучшему восприятию окружающего мира. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства и ДПИ отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Декоративная деятельность дает широкие возможности для формирования эстетического вкуса. Основанная на многовековом опыте, она развивает творческие способности, духовно развивает личность, несет в себе знания и умения многих поколений. В целом, воздействуя на личность, декоративно-прикладное искусство обогащает не только эмоционально-чувственную сферу, но и способствует приобретению профессиональных навыков, самовыражению личности различными средствами.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить учащихся к творчеству, к формированию эстетического вкуса.
Данная образовательная программа направлена на создание определенных условий для развития гармонично – развитой личности:
– развивает мотивацию к творческой деятельности и познанию прекрасного;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка и гармоничного развития в нем эстетических качеств;
-профилактика асоциального поведения ребенка;
– развивает чувство меры, чувство вкуса, гармоничной сочетаемости предметов.
Новизна.
Новизна программы состоит в том, что в проведении занятий используется новый метод проведения урока – квест. Квест – это поиск чего-то главного, используя поэтапную последовательность мелких заданий. Впервые мной используется комбинированный метод: практическая часть урока + квест. В результате этого углублены знания по художественно – эстетической направленности, и способствуют лучшей усвояемости знаний учащихся, расширению их знаний в данной сфере. Цели и задачи достигаются таким новым, креативным, современном методе.
Педагогическая целесообразность
Предлагаемые в программе средства усвоения нового материала, через современные методы преподавания урока (например, квест) наиболее эффективны для развития творческих, креативных способностей у детей. Потому – что, через самостоятельный поиск чего-то нового, неизвестного дети проявляют заинтересованность, получается некая таинственность, которую учащиеся обязательно хотят разсекретить (раскрыть). То есть, у них формируется жажда знаний, благодаря чему новый материал усваивается с большим энтузиазмом.
Ребенок САМ формулирует поставленные для него задачи, а новые знания и умения помогают ему в процессе решения этой проблемы. Благодаря чему, происходят положительные изменения у учающихся, они учатся взаимопомощи, работают в команде, ставят общие цели и задачи, выявляют лидера. Сильные помогают отстающим. Также усваивают предлагаемое содержание урока самостоятельно, пропуская через себя, пробуя различные вариации исполнения, сравнивая работы друг друга. Так как их работа будет организована в предлагаемой новой, современной форме – квест, то этого легко достичь.
Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведёт к более глубокому её усвоению на практике.
Цель. Развитие художественного вкуса и творческих способностей через изучение основ декоративно – прикладного творчества.
Задачи
Обучающие:
– научить базовым техникам работы с различными материалами: плотная бумага, тонкая бумага, гофрированная бумага, пряжа, нити, искусственная замша-фоамиран, холодный фарфор;
-научить различать материалы для работы по видам, свойствам, характеристикам и происхождению;
– ознакомить с возможностями разных видов бумаги;
-обучить основам в области композиции, формообразования, цветоведения;
– научить владеть различными инструментами при изготовлении определенного изделия: ножницами, иголкой, клеем;
– познакомить с основами знаний в области амигуруми – игрушки, изонити, объемных изделий из фоэмирана, скрапбукинг, свит- дизайн и многое другое;
– обучить приемам самостоятельной разработки изделий поэтапно;
– обучить умению планирования своей работы.
Развивающие:
– развивать внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук и глазомер;
– развивать самостоятельность по выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ;
– развивать творческие способности и фантазию учащихся;
– развивать образное и логическое мышление, воображение;
– развивать художественный вкус и ориентировать на качество выполненных изделий;
– развивать смекалку учащихся, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности (через комбинированный метод – квест);
-развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего их мира.
Воспитательные:
– сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через декоративно – прикладное творчество;
– воспитывать у учащихся умение работать в коллективе, нравственные качества (взаимопомощь, взаимовыручку);
– воспитывать любовь и уважение к своему и чужому труду,
-воспитывать любовь к родному краю и народным традициям;
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость;
– воспитывать стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать чувства патриотизма;
– сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество.
Образовательный процесс строится согласно календарно-учебному графику. (Прил.1)
Программой предусмотрены мероприятия по духовно-нравственному, патриотическому, региональному воспитанию учащихся. (Прил.2)
Работа в летний период осуществляется в соответствии с «Планом работы на летний период» (Прил.3)
Отличительные особенности: данная образовательная программа – 2-х уровневая. Это дает возможность более углубленно познакомить учащихся с приемами декоративно – прикладного творчества, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
На момент поступления в студию учащиеся должны знать различные свойства данного материала: гофрированная бумага, картон, тонкая бумага – офисная; иметь базовые знания работы с инструментами: ножницами, тканями, пряжей, бумагой соблюдать технику безопасности при работе в студии. На первом уровне учащиеся знакомятся с основами работы с различными материалами, изучают базовые техники работы с различными материалами.
На второй уровень обучения допускаются учащиеся, прошедшие 1 уровень обучения в данной студии полностью, или учащиеся, имеющие на момент обучения базовый уровень по аналогичной программе. На втором уровне учащиеся закрепляют изученные ими ранее техники и технологии, а также переходят к работе над более сложными изделиями, требующие большего времени, занимающие больший объем работы, а также большей кропотливой работы и хорошо поставленной руки. Эти изделия могут быть как больших размеров, с большим количеством мелких деталей; так и миниатюрная сувенирная работа, требующая точности, аккуратности, усидчивости.
Контингент обучающихся
Данная программа предназначена для обучения учащихся 8-12 лет, с начальными знаниями и умениями в области окружающего мира и технологии.
Сроки
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год – 144.
Формы организации занятий
Курс обучения предполагает следующие формы организации занятий: практика, беседа, игра, квест, выставка.
Режим занятий
Рекомендуемый режим занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия по 45 минут.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
Будут знать:
– различные материалы для своей работы;
– правила техники безопасности с инструментами и материалами;
– названия видов бумаги и их свойства;
– возможности различных видов используемых материалов;
-основы в области изонити, пряжи – амигуруми, свит – дизайна, скрапбукинга, сувенирные изделия из фоэмирана;
– основы в области композиции, формообразования, цветоведения;
– основные виды работ с бумагой, и другими материалами;
– технику изготовления сложных изделий;
– название инструментов для каждого вида деятельности;
– возможности мягкого материала – пряжи, нити, соленого теста, холодного фарфора;
– основные начальные упражнения в изготовлении изделий своими руками хэнд – мэйд;
-приемы самостоятельных разработок поделок;
-традиции родного края.
Будут уметь:
– соблюдать технику безопасности;
– выбирать материалы для работы, учитывая их свойства и происхождение;
-владеть различными инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с различными материалами;
-основным приемам при работе с различными материалами: пряжа, нити, искусственная замша, пластика, соленое тесто, гофрированная бумага;
– различать и называть виды бумаги;
– составлять композицию при разработке поделок;
-самостоятельно выбирать цветовые сочетания при создании работ;
– доводить начатую работу до конца;
– создавать сюжет на заданную тему
-планировать свою работу;
-логически размышлять над проектом;
-качественно изготавливать свои изделия;
-развивать творческую самостоятельность;
-работать в коллективе.
Способы определения результативности.
Основным способом отслеживания результативности работы является диагностика, которая проводится в начале года (стартовая), промежуточная (текущая, срезовая), итоговая.
Для ее проведения используются такие формы проверки обученности как: устный опрос, викторина, выполнение практических заданий. (Прил.4)
Формы подведения итогов реализации программы
Выставки творческих работ.
Участие в конкурсах различных уровней: районные, городские, республиканские, всероссийские, международные – которые служат подтверждением полученных знаний и умений
Недели совместного творчества «Родители и дети»:
– в период осенних школьных каникул – Мастер-класс «Осень золотая»
-в период зимних школьных каникул – Мастер- класс «Зимушка – зима»
-в период весенних школьных каникул – Мастер- класс «Весенняя капель».
Перспективы – ребенок, прошедший курс обучения по данной программе может продолжить обучение в Детской Художественной Школе.
Содержание
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Всего
часов |
Теорети-ческие
занятия |
Практи-ческие
занятия |
Формы аттестации/ контроля |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика. | 2 | 2 | – | Устный опрос. Наблюдение. |
2 | «Скрапбукинг»- открытки из подручных материалов | 24 | 12 | 12 | Практическая работа. Выставка. |
3 | «Свит – дизайн»- подарочные композиции из цветов | 24 | 12 | 12 | Практическая работа. Выставка. |
4 | Японские вязанные изделия «Амигуруми», «Ловец снов» и др. | 24 | 12 | 12 | Практическая работа. Выставка. |
5 | «Хэнд- мэйд» (изделия из фоэмирана, цветы, украшения, спиннер и т д) | 24 | 12 | 12 | Практическая работа. Выставка. |
6 | «Изонить»- составление цветовых композиций | 24 | 12 | 12 | Практическая работа. Выставка. |
7 | Заключительное занятие. Итоговая диагностика. | 2 | 1 | 1 | Тестирование. Творческая работа. |
Всего: | 144 | 63 | 61 |
Содержание изучаемых тем
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.
Теория: Знакомство с блоками обучения.
Техникой безопасности при работе с инструментами: ножницами, бумагой, клеем, иголкой и т д
Практика: Стартовая диагностика
Тема 2. «Скрапбукинг»- открытки из подручных материалов
Теория: Знакомство с инструментами (ножницы, клей), с видами и свойствами бумаги. Основные приемы работы с бумагой, ножницами и клеем.
Практика: Изготовление объемных работ из бумаги и картона.
Изготовление открытки «Цветы» из бумаги с добавлением тесьмы. Изготовление открытки «Радуга» из бумаги с добавлением бусин, страз, блесток. Изготовление подарочного конверта «Лето» из бумаги. Изготовление пригласительных «На торжество!» из бумаги. Изготовление обложки книги «Сказка» из бумаги. Изготовление фоторамки «Как я провел лето» из бумаги, с использованием бусин, страз, пайеток. Изготовление новогодних атрибутов «Новогодний сапожок» из бумаги. Изготовление новогодних атрибутов «Елочка» из бумаги. Завершение оформления шкатулки «Возрождение». Изготовление новогодних атрибутов «Снеговик» из бумаги. Оформление шкатулки «Возрождение» из бумаги. Изготовление новогодних атрибутов «Дед мороз» из бумаги
Тема 3. «Свит – дизайн»- подарочные композиции из конфет.
Теория: Знакомство с различными видами бумаги: гофрированная, упаковочная, шуршащая.
Практика: Изготовление объемных работ из бумаги и картона.
Изготовление панно-аппликации «Сердце» на картоне. Изготовление объемной формы «Елочка» Изготовление композиции из скрученной крепированной бумаги «Тюльпаны для мамы» Составление цветочной композиции «Нежные тюльпаны» Поделка из бумаги «Виноград». Изготовление объемной формы «Ананас». Подарок папе «Руль из конфет». Изготовление объемной формы «Корабль» Изготовление объемной формы «Паровозик». Объемная коллективная работа «Подарочный торт». Промежуточная диагностика.
Тема 4. Амигуруми – японские вязаные игрушки.
Теория: Знакомство с техникой изготовления японских вязаных игрушек
Практика: Изготовление японских вязаных игрушек
Изготовление игольницы – «Пончик». Изготовление игрушки «Кит и Кэт». Изготовление игрушки «Сова». Изготовление игрушки «Мышка». Изготовление игрушки «Улитка». Изготовление игрушки «Котик», «Зайчик». (На выбор). Изготовление игрушки «Покемон». Изготовление игрушки «Черепашка». Изделия из пряжи. Обереговая кукла «Осьминог». Изделия из пряжи. «Ловец снов». Изделия из пряжи. Обереговая кукла «Коза для достатка в доме»
Тема 5. Хэнд – мэйд – изделия из фоамирана, цветы, украшения, спиннер.
Теория: Знакомство с техникой «хенд-мей»
Практика: Изготовление изделий в технике «хенд-мей».
Фоамиран: Изготовление цветов: «Одуванчик». «Ромашка». «Лилия».
Изготовление различных фигурок: «Миньон». «Фрукты». «Пицца». «Елка». «Домик».
Топиарий: «Из салфеток».
Спиннер с использованием подшипников и холодного фарфора
Украшения из фоамирана: «Кулон». «Серьги». «Ободок».
Тема 6. Изонить – составление цветовых композиций
Теория: Знакомство с основными приемами работы с изонитью.
Практика: Изготовление простых форм: «Звезда». «Сердце». «Геометрический узор».
Изготовление средних по сложности изделий: «Ромашка». «Одуванчик». «Бабочка». «Радуга».
Изготовление сложных по исполнению изделий: «Цветы». «Совушка». «Ангелок»
Контроль знаний в технике изонить. Заключительное занятие. Итоговая диагностика.
Межпредметные связи:
Данной программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка линейкой, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира) и технологии.
Методическое обеспечение программы
Принципы, лежащие в основе программы:
– доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
– наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
– демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
– научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
– «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения учащимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным учащимся будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
– словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
– наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
– практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
– объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
– репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
– частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
– исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:
– фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
– индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
– групповой – организация работы в группах;
– индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Краткое описание методики преподавания.
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 8-12 лет.
8-12 лет – это период активного общения между сверстниками с ярко выраженной потребностью выразить своё «я». Возраст характеризуется активностью, самостоятельностью, развитым любопытством.
Это даёт возможность использовать различные формы и методы при обучении учащихся основам декоративно-прикладного искусства.
Программой курса предусмотрены следующие методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
Основной методикой преподавания является – выполнение творческого задания под руководством педагога, это ведущий тип деятельности ребенка этого возраста. Она близка ребенку, он чувствует себя в ней спокойно и уверенно. Эта методика дает выход избыточной энергии, реализацию фантазии ребенка, тренирует навыки, необходимые в серьезных делах, удовлетворяет потребности в творчестве.
Помимо выполнения творческих заданий курс обучения предполагает следующие формы деятельности: -занятия-беседы; -занятия с игровыми элементами;
-выполнение задания под руководством педагога; -самостоятельная работа;
Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют методику преподавания. На занятиях следует прибегать к увлекательным, ярким, эмоциональным образам, способных вызвать интерес школьников. Большое значение в данном возрасте приобретает принцип наглядности в обучении. Наглядность связана не только с работой органов зрения, но и слуха, ощущения, обоняния.
Чтобы учащиеся хорошо усвоили учебный материал, занятия следует проводить систематически, отрывочные знания, как правило, быстро забываются. Последующий материал обязательно должен опираться на ранее полученные знания. В процессе работы необходима строгая последовательность: начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий, постепенно усложняя модели и конструкции до уровня творческого исполнения. Нарушение принципов систематичности и последовательности вызывает затруднение в работе.
Декоративно-прикладное искусство наиболее тесно связано с повседневной жизнью и бытом каждого человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у учащихся способности чувствовать и понимать утилитарные и эстетические начала ДПИ, сознательно воспринимать это искусство, квалифицированно пользоваться предметами ДПИ имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Типовые программы для общеобразовательных школ «Технология», «Изобразительное искусство и художественный труд» под ред. Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под ред. Т.Я. Шпикаловой, по которым работает большинство учителей нашего города, предполагает изучение основ декоративно-прикладного искусства учащимися среднего звена. Однако, необходимо помнить одну непростую проблему. Прикладные искусства во многом связаны с обработкой разных материалов и для своего завершения требуют много времени и выработки определенных умений и навыков. В общеобразовательной школе ограниченность во времени не дает возможности в полной мере выполнить качественную, завершенную работу. Невозможно отводить целую учебную четверть в школе для изготовления одного предмета (7 – 8 часов), так как это сократило бы объем познавательного материала, лишив учащихся возможности получить целостное представление о ДПИ. Это снизило бы интерес учащихся к занятиям. Школьные программы рассчитаны на дополнение (для желающих) урочных занятий внеклассными формами практической работы. Именно занятия в кружках и студиях учреждений дополнительного образования могут оказать помощь в решении этой проблемы.
Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развивать у учащихся в процессе изучения декоративно-прикладного искусства в студии. Выразительность формы, конструкции, цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваиваются учащимися от занятия к занятию. Раскрывая учащимся специфику ДПИ, добиваясь понимания ее сущности, развивая навыки использования законов ДПИ, педагог должен учитывать, что образный строй ДПИ опирается на следующие особенности языка декоративного искусства.
- Конструктивный элемент языка выражает утилитарно-бытовые, потребительские функции предмета и проявляется, в первую очередь, в его конструкции, в форме, составе, размере частей и целого. Например, конструктивные основы чайника и изготовление грелки для него. Утилитарно-потребительская функция предмета прочно связана и с особенностями, свойствами материала из которого он изготовлен.
- Изобразительный элемент языка выражает социальные функции предмета, отражая миропонимание создателя и владельца предмета. Изобразительный элемент языка ДПИ тяготеет к символическому обобщению, вплоть до превращения изображения в эмблему, т.е. изображение предмета становится обозначением явления, отношения. Форма и окраска изображаемого предмета часто доходит до иероглифической отвлеченности от реального праобраза. Например, семантика узоров вышивки.
- Декоративный элемент языка выражает утилитарно-социальные функции предмета, отражая социальное положение владельца предмета (национальное, историческое, классовое, групповое).
Чтобы учащиеся глубже почувствовали и усвоили учебные темы, практические занятия должны углубляться и обогащаться. Недаром в программе отводится ⅔ времени на практическую работу. В одних случаях занятия начинаются с показа наглядного материала (иллюстраций, инструктивных карт, образцов изделий), затем – практическая работа. В других сначала обоснование практической значимости, показ будущего изделия, а затем изучение историко-искусствоведческого материала.
Колористика
Цель – формирование разносторонне развитой личности, с развитым образным мышлением, способной понимать произведения искусства, соотносить традиции и особенности национальной художественной культуры с достижениями мировой культуры и искусства.
Блок «Колористика» тесно взаимосвязан и объединен художественными образами как основой подачи учебного материала. Введены беседы по искусству как самостоятельный вид деятельности и занимают они в соответствии с программой небольшой объем учебного времени.
В соответствии со здоровье сберегающими технологиями объем учебного материала распределен таким образом, что практические задания выполняются в основном на уроках.
На практических занятиях с использованием различных материалов, учащиеся ознакомятся с основами композиции, цветоведения, формообразования. Учащиеся научатся создавать изображения, подбирать гармоничное сочетание цветов, уметь отличать холодную и теплую цветовую гамму.
Оригами
Одним из средств активизации творческого потенциала личности ребенка является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. Искусство бумажного моделирования возникло в глубокой древности в Японии и служило средством развлечения и умственного воспитания учащихся в народной педагогике.
Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
С середины восемнадцатого века оригами стали использовать в детских воспитательных учреждениях Германии, Италии, Японии, России в качестве игровой методики, способствующей активизации мыслительных процессов, становлению коммуникативных навыков, выработке логического и пространственного мышления.
Папье-маше
Папье-маше – это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.
Игрушки и изделия из папье-маше – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: лепка, аппликация, роспись, шитье, вышивка и др. Увлечение изготовлением игрушек и изделий из папье-маше поможет развить ребенку воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Игрушки и изделия из папье-маше изготавливаются и шьются руками. Ручные умения и владение технологиями – это средства, а не цель обучения. Изготовление игрушек и изделий своими руками – средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребенка.
Дополнительное образования по изготовлению игрушек и изделий из папье-маше знакомит учащихся с историей развития кукол, с появлением декоративно-прикладных изделий в жизни людей. Учит обучающихся видеть их богатое разнообразие в тесной взаимосвязи с народными промыслами. Через игрушку и изделия быта идет приобщение ребят к культуре народа.
Папье-маше по-французски значит “жеваная бумага”. Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д. Учащиеся, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
Диагностический инструментарий.
Основной формой отслеживания результативности работы является диагностика, которая проводится в начале года (стартовая), промежуточная (текущая, срезовая), итоговая.
Для ее проведения используются различные формы проверки обученности: выполнение самостоятельных и творческих работ, опросы, участие в различных выставках и конкурсах».
Литература
Нормативно-правовой аспект
Все образовательные программы Центра выстраиваются на основе:
- Конвенции о правах ребенка; (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- Конституции РФ, от (принятой всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
- Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
- Письма Министерства образования и науки российской федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 о примерных требованиях к программам дополнительного образования детей
- Конституции РБ; N ВС-22/15 от 24 декабря 1993 года (в ред. Законов РБ от 03.11.2000 N 94-з, от 03.12.2002 N 369-з, от 15.06.2006 N 322-з)
- Закона «Об образовании в Республике Башкортостан» №696-з от 01.07.2013;
- Устава МБОУ ДО «ЦТТ «Гефест».
Основной список литературы
- Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 2008.
- Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2012.
- Антипова М. А. «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – ИД Владис,2010.
- Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 2009.
- Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 2009.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2011.
- Гукасова А.М. «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение, 2008г.
- Гукасова А.М. «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2012г.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Учпедгиз, 2011. – 223 с.
- Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М., Просвещение, 2011 г. – 369 с.
- Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 2012. – 305 с.
Дополнительный список литературы
- Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2009г.
- Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов», М.Просвещение,2010г.
- Пантелеев Г. «Детский дизайн». – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2011.
- Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2012.
Интернет-ресурсы
- Страна мастеров, режим доступа – http://stranamasterov.ru/master-class
- Мастер-классы, режим доступа – http://masterclassy.ru/