автор: Ракитина Татьяна Николаевна
преподаватель МАУ ДО «Детская музыкальная школа №8» «РОНДО»
«Преодоление сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Перми
«Детская музыкальная школа № 8»
«Преодоление сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы»
Методическая разработка преподавателя
по классу виолончели МАУ ДО
«Детская музыкальная школа № 8»
Ракитиной Татьяны Николаевны.
Пермь, 2018
«Преодоление сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы».
Целью работы является повышение профессионального уровня учащихся через овладения методами преодоления сценического волнения у учащихся музыкальной школы.
В задачи моей разработки входит:
- Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка через воспитание концертно-исполнительских навыков.
- Снятие эмоционального напряжения и повышение стрессоустойчивости не только до и во время эстрадных выступлений, но и в обыденной жизни посредством овладения определенными приёмами психофизической помощи.
- Воспитание умения анализировать своё физическое и психическое самочувствие до, во время и после публичных выступлений.
У многих теоретиков музыкально-исполнительского искусства есть интересные моменты, связанные с вопросом преодоления сценического волнения, но наиболее развёрнуто и открыто к этой теме подходит Г.М. Коган. Интересны очерки Г.М. Цыпина, анализирующего природу эстрадобоязни и пути решения этой проблемы. «Вопрос о том, как готовиться к публичному выступлению интересует многих педагогов и учащихся. Дать общий рецепт очень трудно, учитывая разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств учеников» пишет Нейгауз.
Удачное выступление складывается:
- Из уверенного знания концертной программы;
- Умения самому себе помочь овладеть приемами психологической помощи;
- Поддержки педагога, родителей.
Эту схему можно дополнять на усмотрение преподавателя. Главное, дать понять и показать, что «Всё в твоих руках и всё создаёшь ты сам».
Если говорить о причинах волнения, мне хотелось бы остановиться на трудах Когана, цитаты из которых мы обсуждаем с учениками:
- «Корень волнения – неотступные мысли о себе»;
- «Если ты панически волнуешься за себя – значит, ты недостаточно взволнован той пьесой, которую играешь»;
- «Сосредоточенность на том, что нужно сделать, на задачах, на исполняемом произведении – вернейшее средство забыть о себе».
- Поэтапность в достижении оптимального концертного состояния необходима для особо тревожных, нервничающих детей. Наиболее простой педагогической задачей является создание для учащегося благоприятных условий на репетициях и на сцене во время выступления.
Цель этих действий — дать возможность ученику почувствовать себя на сцене «свободно», помочь ему адаптироваться, развить навыки хорошего самочувствия на сцене.
Если выступление получилось неудачным, задача преподавателя найти какой-нибудь положительный момент, повысить самооценку учащегося. Если выступление удачное, то постараться его запомнить и перед выступлением вспоминать, погружаться в чувства удачи и успеха.
- Прием «Перенос значимости выступления на окружающих людей». То, что лучше апеллировать во время выступления не ко всей аудитории, а к какому-то одному, «своему» слушателю — иногда реальному, а иногда придуманному подчеркивали многие мастера сцены.
Цель этого приёма – раскрыть значимость усилий выступающего для окружающих его людей.
- Приём «Три круга внимания Станиславского». К. Станиславский разделил пространство внимания на три круга: малый, средний и большой. Задача этого упражнения — научиться удерживать своё внимание в каждом из кругов. Первый — в этом пространстве существуют только музыка, исполнитель и инструмент. Второй круг — исполнитель, концертмейстер, педагог, всё, что находиться на сцене. Третий круг — весь зрительный зал. Задача репетиций в данном случае — фиксировать ощущения в каждом круге, тренировать внимание в каждом из них.
- Один из самых распространенных приемов психологической подготовки — это всем известное «обыгрывание» концертной программы, делать это нужно как можно чаще, чтобы «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным».
- К этому приему примыкает прием — игра перед воображаемой аудиторией, цель этого приема проверить степень внимания сценического волнения на качество исполнения.
- Следующий прием – «ролевая подготовка» смысл этого приёма заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед концертным выступлением начинает играть роль человека уверенного в себе, этот прием называется терапией при помощи образа.
- Следующий приём психологической подготовки — «Здесь и сейчас». Задача этого приёма — полное погружение в произведение с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль во время игры не посетила исполнителя. Такое погружение происходит при следующих упражнениях:
- Пропевание без поддержки инструмента;
- Пропевание вместе с инструментом;
- Провевание про себя;
- Пропевание вместе с мысленным проигрыванием.
В этом упражнении, рекомендованном Петрушиным, слуховые двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать в единстве.
Одна из задач упражнения — терпеливое проигрывание произведения от начала до конца с полным контролем каждого звука.
- Освоение некоторых психофизических приемов, вполне доступных детям любого возраста, так же может помочь в овладении оптимальным концертным состоянием:
- Нормализация дыхания;
- Мышечная рилаксация;
- Словесно-образные внушения.
Задача преподавателя — помочь ребёнку овладеть этими приемами, научить его контролировать своё состояние и уметь помочь себе в трудной ситуации.
Один из приемов самовнушения «предсонное самовнушение» смысл приема заключается в том, что при расслабленных мышцах и спокойном ровном дыхании мысленно проигрывать ситуацию публичного выступления, во всех деталях представить обстановку, настроить себя на верный успех.
- Приём «Выявление потенциальных ошибок». Для обнаружения возможных ошибок В.Петрушин предлагает несколько приемов:
- Завязать глаза и в медленном темпе сыграть произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным.
- Игра с помехами и отвлекающими факторами (включить телевизор).
- Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения и начать играть в полную силу.
- Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний и при учащении пульса начинать игру.
Выявленные ошибки устраняются при проигрывании программы в медленном темпе.
Психологи советуют для формирования большей целеустремленности и тщательной подготовки к выступлениям выражать письменно свои мысли.
Вопросы для самоотчета перед выступлением В.А. Петрушина:
- Что вы чувствовали, думали и делали накануне вашего удачного выступления и перед самым выходом на сцену?
- Умеете ли вы целенаправленно создавать у себя оптимальное концертное состояние (ОКС) ?
- С помощью каких приемов вы этого достигаете?
- Кто из других людей помогает вам достичь оптимальное концертное состояние?
- Как часто удается вам выступать в оптимальном концертном состоянии?
- За сколько времени до начала выступления вы чувствуете наступление оптимального концертного состояния?
- Является ли ваше Оптимальное концертное состояние устойчивым? От чего зависит?
- Возможно, наилучшее оптимальное концертное состояние вы испытывали не на эстраде, но играя в классе, либо в кругу друзей?
Опишите это состояние.
- Если вы редко испытывали ОКС или не испытывали его вовсе, помечайте, каким это состояние могло быть?
На выступлениях учащихся своего класса преподаватель должен отличаться спокойствием, ровностью и твёрдостью, его поведение не должно выдавать внутреннего напряжения, ему следует вселять бодрость, энтузиазм в сердца своих учеников, для них быть своеобразным психотерапевтом.
Преподавателю следует постоянно держать в поле внимания сильно волнующихся. Продумать для них облегченную программу выступлений: выступать в дуэте, в каком — либо ансамбле, поручать маленькое соло, просить переворачивать страницы, старших – вести концерт.
«Вообще, выступая, надо верить в себя, в своё исполнение – иначе играть нельзя. Во время работы будьте суровы к себе, ищите и добивайтесь лучшего. Но когда подготовка закончена, дата концерта назначена, играющий должен проникнуться убеждением, что его исполнение превосходно, не требует и не допускает никаких изменений и улучшений. А после концерта отбросьте иллюзии и возьмитесь вновь за придирчивейшую работу над всем, что покажется вам неудовлетворительным в вашем исполнении» — Коган Г.М. «У врат мастерства».
Список используемой литературы:
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство Л., 1998г.
- Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (к вопросу об эстрадном волнении) М., 1991г.
- Григорьев В. Некоторые черты педагогической системы Д.Ф. Ойстраха. М., 1991г.
- Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1969г.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991г.
- Леви В.Л. Нестандартный ребёнок. М., 1995г.
- Леви В.Л. Приручение страха. М., 2002г.
- Петрушин В.А. Музыкальная психология. М. 1997г.
- Петрушин В.А. Артистизм – это тренировка. М. 1971г.
- Струве Б.А. Первые концертные выступления детей и их методика. М., 1952г.
- Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. С-Петербург, 2001г.
- Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. М., 1998г.



