Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психического развития
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание образования, которое осуществляется в целях единого образовательного пространства и способствует решению жизненно важных проблем и направлено на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования социальной адаптации. Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик
Характеристика на ученика
Психолого-педагогическая характеристика школьника, направляемого на обследование ПМПК
Психолого-педагогическая характеристика школьника,
направляемого на обследование психолого-медико-педагогической комиссией
Медведева Сергея Алексеевича,
16.05.2005 года рождения
ученика 4 класса МОУ СОШ № 1 г. Камешково
№ п/п Критерий Показатели развития Характеристика
1. Семья Родители (законные представители) и другие члены семьи, проживающие вместе Неполная семья, ребёнок проживает с матерью, Медведевой Ольгой Олеговной, ____________ года рождения, образование ___________, но воспитанием ребенка она практически не занимается, так как работает продавцом ____________и большую часть времени находится на работе. Отец, Медведев Алексей ____ ____________ года рождения, образование ____________, не работает – инвалид. Он уделяет время сыну, встречает из школы, учит с ним уроки, интересуется учёбой сына, но и это носит эпизодический характер.
2. Психотравмирующие ситуации Возраст, длительность действия психотравмирующего фактора, реакция ребенка на него Оба родителя уделяют очень мало времени воспитанию ребёнка, зачастую он предоставлен сам себе.
3. Социальный опыт ребенка в семье Соблюдение режима дня Режимные моменты соблюдаются нерегулярно, только при контроле со стороны взрослых.
Выполнение домашних обязанностей Ребенок не приучен к самостоятельному выполнению домашних обязанностей, уклоняется от их выполнения, так как ленив, и часто находится без присмотра родителей.
Любимые занятия, хобби (игры, игрушки, книги, фильмы и т.п.) В свободное от учебы время ученик посещает кружки в школе, в 1 и 2 четвертях посещал Социально-реабилитационный центр в г. Камешково. Общается с ребятами, старше его.
Участие родителей в жизни ребенка Участие родителей в жизни школы пассивное, родительские собрания не посещаются, но мама адекватно реагирует на все замечания со стороны педагогов, прислушивается к рекомендациям, но никакой помощи ребёнку не оказывает, на индивидуальные консультации приходила в начале года, а затем перестала, звонит в школу крайне редко, на звонки классного руководителя отвечать перестала, связь с семьёй поддерживается в основном по инициативе классного руководителя. Мама знает круг друзей, с которыми общается сын.
Поощрение Мама хвалит сына хорошие поступки, в основном связанные с помощью по дому.
Наказание Мама наказывает ребенка, лишая его компьютера и других удовольствий за плохое поведение и низкую успеваемость в школе.
Эмоциональный контакт Ребенок не делится своими переживаниями, проблемами с родителями, скрытен.
Характер взаимоотношений родителей (законных представителей) с ребенком Преобладает авторитарный тип детско-родительских отношений, но воспитание со стороны мамы носит эпизодический характер, требования к ребенку по выполнению своих обязанностей нестойкие.
Характер взаимоотношений родителей (законных представителей) со школой Направленность на сотрудничество.
4. Интересы, увлечения Направленность, стойкость выраженности Игровая деятельность.
5. Самооценка Отношение к себе, оценка своих личностных качеств и чувств, достоинств и недостатков Адекватная – правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения.
6. Восприятие критики Эмоциональные и поведенческие реакции на замечания Спокойно воспринимает критику в свой адрес, но поведения не меняет.
7. Особенности поведения Часто выраженные ситуационно-личностные реакции Общительность – в дружбе пассивен, общается только с теми, кто к нему обращается.
Самостоятельность – охотно принимает советы окружающих, но не выполняет их.
Ответственность – недостаточно ответственен.
Доброжелательность – немстителен.
Агрессивность – спокоен, равнодушен, но иногда говорит обидные слова, ругается матом.
Вспыльчивость – невспыльчив, равнодушен.
Негативизм – с трудом включается в коллективное дело.
Демонстративность – не стремится обратить на себя внимание, старается быть незамеченным.
Обидчивость – адекватно реагирует на замечания.
Конфликтность – обычно не провоцирует конфликт, но может ответить конфликтно на конфликтные действия других.
Эмоциональная отгороженность – смотрит в лицо собеседнику, старается выполнить просьбу, требование, но не доводит дело до конца, хотя слышит и понимает их содержание.
Нерешительность – в ситуациях новизны проявляет тормозные реакции. Скованность – иногда запинается в речи, неловок в новой ситуации.
Заторможенность – темп действий замедлен, запаздывает при действиях по сигналу.
Речевая расторможенность – переговаривается на уроке, несмотря на замечания взрослого.
Застреваемость – повторяет одну и ту же фразу, просьбу, с трудом переключается на новый вид деятельности.
8. Адаптация к школе Особенности процесса адаптации к образовательной организации Средний уровень адаптированности к изменяющимся условиям.
Посещает внеурочные занятия в школе, но ходит на них неохотно. Во внеклассной деятельности участвует в качестве «зрителя». Не умеет преодолевать трудности, быстро сдается, не доводит начатое дело до конца, не умеет самостоятельно работать без поддержки учителя.
9. Успеваемость Математика
Сформированы умения определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Знает последовательность чисел натурального ряда в прямом и обратном порядке, состава числа, вычислительных приемов, соотношение числа и цифры, способов вычисления на основе знания ну¬мерации.
Не всегда понимает зависимости между компонентами и результатами действий.
Слабо использует математическую терминологию, часто не понимает конкретного смысла терминов и действий.
Слабо уста¬навливает логические связи при решении простых, составных, типовых задач.
Слабо решает урав¬нения, неравенства, не умеет правильно оформлять решение.
Не сформированы навыки самоконтроля в процессе решения задачи и умение проверять правильность решения.
Слабо сформированы представления о величинах, способах их измерений, не умеет выполнять арифметические действия с этими величинами, путает их. Не применяет в решении задач знаний изученных зависимостей между величинами.
Тетради грязные, ведутся небрежно.
Программный материал по математике усваивает на низком уровне.
Русский язык
Не сформированы умение анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделять и объяснять орфограммы, формулировать правила с под¬бором конкретных примеров, умение работать с различными текстами.
Не сформированы графические навыки, безграмотен (не дописывает окончания, заменяет буквы), тетради ведутся небрежно, не делается работа над ошибками, что ведёт к повторной ошибке.
Не умеет писать изложение по составленному плану, составлять устный ответ-рассуждение.
Списывает и пишет под диктовку текст с изученными орфограммами и знаками препинания с большим количеством ошибок.
Осваивает программный материал с большим трудом на низком уровне.
Литература
Способ чтения – читает целыми словами, большие слова – по слогам.
Качест¬во чтения – большим количеством ошибок (проглатывает окончания, переставляет буквы).
Пересказ – несамостоятельный, неполный, непоследовательный, по наводящим вопросам, примитив¬ный, фрагментарный.
Не умеет делать вывод с учетом характеристик текста.
Умеет отвечать на простые вопросы по тексту, не всегда может логически передать его содержание.
Не понимает иносказательного и скрытого смысла текста.
Осваивает программный материал на среднем уровне.
10. Отношение к учению Предпосылки учебной деятельности Нейтральное.
Сформированы предпосылки к учебной деятельности.
Прилежание на низком уровне, умеет действовать по инструкции, работать по образцу, способен принимать и удерживать учебную задачу. Не умеет работать самостоятельно, требует постоянной поддержки со стороны учителя или родителя.
Навыки самоконтроля развиты очень слабо.
11. Учебная мотивация Степень выраженности Познавательный интерес сформирован слабо, осознает необходимость учения, не заинтересован в получении высокой оценки.
Стремление заслужить одобрение взрослых (учителей, родителей) невысокое. Стремится избежать наказания, стремится к самоутверждению в группе сверстников
12. Школьно-значимые умения Степень сформированности Отношение к оценкам, похвале, неуспеху равнодушное.
Целенаправленность деятельности сформирована недостаточно, умения планировать собственную деятельность, контролировать себя развиты недостаточно.
13. Работоспособность Количественные и качественные показатели Темп деятельности – задания выполняет медленно.
Причины замедленного темпа – вялость, заторможенность, инертность, отвлекаемость.
Переключение с одного вида деятельности на другой – с трудом. Включаемость в работу – медленно.
Длительность сосредоточения – часто отвлекается.
Продуктивность деятельности – быстро утомляется (замедление темпа, ухудшение качества или полное прекращение работы).
Причины утомления – вялость, сонливость, отвлекаемость и др.
14. Моторные функции Динамическая и кинестетическая организация движений Ориентация в пространстве и координация движений не всегда адекватные: не плавные, не соразмеренные.
Способен контролировать собственные движения. Зрительно-моторная координация развита в соответствии с возрастом. Общая двигательная ловкость средняя.
15. Общая осведомленность Степень сформированности Уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире, развитие кругозора на среднем уровне.
16. Восприятие Зрительное и слуховое
Величина, форма, цвет, пространственное расположение предметов, особенности восприятия времени, точность и осмысленность восприятия, понимание содержания картин и текстов, умение сравнивать предметы с целью выявления их сходства и различия сформированы недостаточно.
17. Внимание Объем, устойчивость, распределение, переключение, произвольность.
Объем – недостаточный.
Устойчивость – не способен к быстрому сосредоточению внимания на предмете, быстро отвлекается.
Характер отвлечения – на внешние раздражители.
Переключаемость – замедленная, затрудненная.
Общий уровень произвольного внимания – низкий.
18. Память Зрительная и слуховая
Преобладающий тип памяти – кратковременная.
Точность запоминания, – запоминает медленно, с трудом, быстро забывает. Имеются трудности в запоминании новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала.
19. Мышление Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое
Способности к сравнению, обобщению, классификации средние.
Умение устанавливать причинно-следственные связи в наглядной ситуации и вне ее сформированы недостаточно.
Понимание главного в воспринимаемом, скрытого смысла, содержания картин, текстов недостаточное.
Аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач развита недостаточно.
Развитие наглядно-действенных форм мышления невысокое.
Возможности речевого объяснения сделанного выбора низкие.
Способность к активной поисковой деятельности невысокая.
Вербальные и невербальные показатели интеллектуального развития (количественные и качественные) – средние.
20. Эмоционально-волевая сфера Степень выраженности
Преобладающее настроение – без особого оттенка.
Степень эмоциональной возбудимости – безразличие, пассивность, вялость, заторможенность, инертность, негативизм,.
Умение управлять своими чувствами и поведением невысокое.
Настойчивость, упорство, отношение к трудностям – невысокие.
21. Речь
Запас слов, образность, эмоциональность Понимает обращенную речь, пассивный и активный словарный запас соответствуют возрасту, неточное использование слов, нечасто употребляет различные части речи, наличие языковых и выразительных средств небольшое.
Темп и общая внятность речи Дифференциация звуков по акустическим признакам на уровне слога, слова сформирована недостаточно.
Состояние фонематического анализа и синтеза – неустойчивое.
Грамматический строй Владение функцией словоизменения, словообразования невысокое.
Сформированность фразовой речи низкая, возможности грамматического оформления речи ограничены.
Типы употребляемых предложений – простые.
Нарушения речи Произношение слов с различным слоговым составом нечеткое, часто неправильно использует слова, не по назначению, наличие замены слов – переставляет слова в тексте или предложении.
Письменная речь Сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова – невысокая, каллиграфия нарушена.
Проявление заикания Отсутствует.
22. Трудности в школе Анализ ситуаций Усвоение программного материала – усваивается на низком уровне.
Освоение норм поведения – освоены, принимает, но не всегда соблюдает. Особенности социальных контактов – в классе имеет статус «принимаемый».
Любимых и нелюбимых предметов нет, общее отношение к школе равнодушное.
Участились пропуски занятий без уважительной причины от 1-го дня до 3-4 дней. Объясняет это тем, что проспал в школу, а затем не дошёл, гулял по городу с ребятами, старше его по возрасту, курил.
23. Трудности в учебной деятельности Обучаемость и обученность Испытывает трудности при устных и письменных ответах на уроке, при ответах у доски, в процессе усвоения нового и повторения пройденного материала, при выполнении домашних заданий, при выполнении творческих заданий.
Наибольшие трудности вызывают задания на применение знаний в нестандартной ситуации, на подборку собственных примеров на изученное правило. Причины возникающих трудностей кроются в особенностях психического развития ребенка.
Особенности усвоения учебного материала – неумение организовать свою деятельность.
Степень интереса к заданию – низкая.
Характеристика познавательной активности – неустойчивая.
Способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению – слабая.
24. Трудности в освоении норм поведения Дисциплинированность Непослушен, на уроках часто занимается посторонними делами, разговаривает, отвлекает учащихся, мешает другим детям на уроке, не слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда ему делают замечание.
Безынициативен, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружающей обстановке.
25. Взаимоотношения с одноклассниками Позиция в классном коллективе Принимаемый.
Взаимоотношения со сверстниками Деловые, дружеские.
Стиль общения Авторитарный (не умеет принимать советы других, с трудом признает свои ошибки).
Подчиняемый другому, зависимый от других (пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном, неуверенный в себе.
26. Отношение к своему дефекту Степень выраженности Раздражительность, нервозность.
27. Сопровождающая и консультативная деятельность специалистов Содержание коррекционной работы Учитель на каникулы разрабатывал задания для ликвидации пробелов в знаниях, что позволяло частично решить проблемы обучения ребенка в школе.
28. Достижения на момент обследования в ПМПК Анализ результатов коррекционной работы С переходом на индивидуальную форму обучения наметилась положительная динамика развития ребенка, ребенку стало легче осваивать образовательную программу
29. Сильные стороны ребенка Рекомендации по организации образовательного процесса Способен действовать по алгоритму, в знакомой ситуации, при индивидуальном подходе после многократных повторений.
30. Перспективы развития ребенка Рекомендации по определению образовательной программы Основная общеобразовательная программа в форме индивидуального обучения
Дата составления характеристики «10» апреля 2017 г.
Руководитель образовательной организации _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
МП
Подписи лиц, составивших характеристику
Классный руководитель _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Педагог-психолог _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
С психолого-педагогической характеристикой ознакомлена (-н,-ны):
____________________________________________ ______________________
(подпись родителей (законных представителей)) (расшифровка подписи)