Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа №1

 

Согласовано

Заместитель директора школы

по ВР   

___________ Н.В. Подшибякина

«_____»______________201__ г.

Утверждено

Директор школы

_____________Е.В. Михайлова

Приказ № ___

от «_____»______________201__ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

секции НОУ «Эрудит»

(в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО)

Программа рассчитана на учащихся 4 классов

Срок реализации – 1 год

 

Составила

руководитель секции

Горских Наталья Степановна

(учитель начальных классов)

 

2016 год

с. Слобода

Данная программа является авторской, при написании была использована научно-популярная литература.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 2008.

Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. (Материал для классных и внеклассных занятий). – М.: Просвещение, 2013.

Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Результаты освоения секции НОУ «Эрудит»

Освоение секции НОУ «Эрудит» в 4 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

в направлении личностного развития:

у обучающихся будут сформированы

1) осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

2) осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, формирование нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

3)развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

4)развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

обучающиеся получат возможность для формирования:

1) компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

2) морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

3) установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

4) развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

в метапредметном направлении:

обучающиеся научатся

1) сознательно организовывать и регулировать свою деятельность –  учебную, общественную и др.;

2) умениям работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации на электронных носителях;

3) решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, модель и др.);

4) сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

5) применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

обучающиеся получат возможность научиться

1)в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;

2) самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;

3) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

4) самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

5) учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

в предметном  направлении:

обучающиеся научатся

1) сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для

выполнения конкретного задания.

2) применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

3) моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знакосимволические средства для моделирования ситуации. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

4) проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

5) выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

6) анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции, составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;

обучающиеся получат возможность научиться:

1) моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

2) моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

3) конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

4) выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Содержание программы деятельности секции НОУ «Эрудит»

Содержание курса Форма организации Вид деятельности
В царстве смекалки (11)
Вводное занятие. Знакомство с особенностями работы кружка. Беседа Коллективная работа
Логические цепочки Открытие новых знаний Групповая работа
«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Творческая работа
Викторина для интеллектуалов Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). Групповая работа
Математические фокусы Интеллектуальный марафон. Групповая работа
Математические ребусы Работа с алгоритмом Групповая работа
Игра «На лесной полянке» Игра Коллективная работа
Волшебное превращение цифр(6)
Числа-великаны Практикум Групповая работа
Римские цифры. Занимательные задания с римскими цифрами Открытие новых знаний Коллективная работа
Игры с таблицей умножения Практикум Групповая работа
Заседание клуба знатоков математики Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Групповая работа
Математический КВН. Аукцион знаний Коллективная работа
Математический тренажер «Пирамида» Практикум Групповая работа
Математическая шкатулка (7)
Задачи со сказочным сюжетом Математический турнир Групповая работа
Задачи в стихах Интеллектуальный марафон. Групповая работа
Логические задачи с непростыми цепочками рассуждений. Работа с алгоритмом Групповая работа
Нестандартные задачи Открытие новых знаний Коллективная работа
Задачи с экономическим содержанием. Бережливость и экономия Схематическое изображение задач тестирование
Задачи с единицами времени Практическое занятие Коллективная работа
Математический лабиринт. Игра Индивидуальная работа
Пространственные головоломки и игры(4)
Расстановочные и перестановочные головоломки и игры. Практическое занятие Групповая работа
Числовые головоломки Практическое занятие Индивидуальная работа
Интересные приёмы устных вычислений. Открытие новых знаний Практическое занятие Коллективная работа
Игра «Кто хочет стать миллионером?» Аукцион знаний Коллективная работа
Удивительные геометрические фигуры(3)
Геометрия вокруг нас Игра Коллективная работа
Занимательное моделирование. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида (по выбору учащихся). Индивидуальная работа
Игра «Звездный час» Викторина Коллективная работа

 

Тематическое планирование

№ п/п Наименование раздела, темы Всего часов Теория Практика
В царстве смекалки(11)
1 Вводное занятие. Знакомство с особенностями работы кружка. 1 1
2 Логические цепочки 1 1
3 «Спичечный» конструктор. 1 1
4 «Спичечный» конструктор. 1 1
5 Викторина для интеллектуалов 1 1
6 Викторина для интеллектуалов 1 1
7 Математические фокусы 1 1
8 Математические фокусы 1 1
9 Математические ребусы 1 1
10 Математические ребусы 1 1
11 Игра «На лесной полянке» 1 1
Волшебное превращение цифр(6)
12 Числа-великаны 1 1
13 Римские цифры. Занимательные задания с римскими цифрами 1 1
14 Игры с таблицей умножения 1 1
15 Заседание клуба знатоков математики 1 1
16 Математический КВН. 1 1
17 Математический тренажер «Пирамида» 1 1
Математическая шкатулка (7)
18 Задачи со сказочным сюжетом 1 1
19 Задачи в стихах 1 1
20 Логические задачи с непростыми цепочками рассуждений. 1 1
21 Нестандартные задачи 1 1
22 Задачи с экономическим содержанием. Бережливость и экономия 1 1
23 Задачи с единицами времени 1 1
24 Математический лабиринт. Интеллектуальный марафон. 1 1
         Пространственные головоломки и игры(4)
25 Расстановочные и перестановочные головоломки и игры. 1 1
26 Числовые головоломки 1 1
27 Интересные приёмы устных вычислений. 1 1
28 Игра «Кто хочет стать миллионером?» 1 1
Удивительные геометрические фигуры(3)
29 Геометрия вокруг нас 1 1
30 Занимательное моделирование. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. 1 1
31 Игра «Звездный час» 1 1
32-35 Резерв 4 2 2
Итого 35 12 23

 

Перспективное календарно- тематическое планирование

№ п/п Дата Наименование раздела, темы Всего часов Примечание
по плану по факту
В царстве смекалки(11)
1 Вводное занятие. Знакомство с особенностями работы кружка. 1 Инструктаж

по ТБ

2 Логические цепочки 1
3 «Спичечный» конструктор 1
4 «Спичечный» конструктор 1
5 Викторина для интеллектуалов 1
6 Викторина для интеллектуалов
7 Математические фокусы 1
8 Математические фокусы 1
9 Математические ребусы 1
10 Математические ребусы 1
11 Игра «На лесной полянке» 1
Волшебное превращение цифр(6)
12 Числа-великаны 1
13 Римские цифры. Занимательные задания с римскими цифрами 1
14 Игры с таблицей умножения 1
15 Заседание клуба знатоков математики 1
16 Математический КВН. 1
17 Математический тренажер «Пирамида» 1
Математическая шкатулка (7)
18 Задачи со сказочным сюжетом 1
19 Задачи в стихах 1
20 Логические задачи с непростыми цепочками рассуждений. 1
21 Нестандартные задачи 1
22 Задачи с экономическим содержанием. Бережливость и экономия 1
23 Задачи с единицами времени 1
24 Математический лабиринт. Интеллектуальный марафон. 1
Пространственные головоломки и игры(4)
25 Расстановочные и перестановочные головоломки и игры. 1
26 Числовые головоломки 1
27 Интересные приёмы устных вычислений. 1
28 Игра «Кто хочет стать миллионером?» 1
Удивительные геометрические фигуры(3)
29 Геометрия вокруг нас 1
30 Занимательное моделирование. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. 1
31 Игра «Звездный час» 1
32-35 Резерв 4
Итого 35