автор: Путинцева Наталья Александровна
преподаватель истории и обществознания Московское Суворовское военное училище МО РФ
Чтобы стать востребованным, нужно уметь мыслить креативно или зачем ребенку наука.
Чтобы стать востребованным, нужно уметь мыслить креативно или зачем ребенку наука.
Путинцева Наталья Александровна,
Преподаватель истории и обществознания
Московское Суворовское военное училище МО РФ
В статье рассматривается проблема организации научных рот и классов в общеобразовательных учреждениях. Анализируется сложившаяся ситуация в современном российском образовании. А именно, рассматривается система поддержки талантливых детей и развитие преподавательского потенциала. Уделяется внимание роли преподавателя в научной деятельности обучающегося.
Ключевые слова: научная деятельность, современный преподаватель, креативное мышление, проектная деятельность.
Идея о том, что учиться сегодня нужно непрерывно, стала постоянной. В мире, где все меняется и движется ежесекундно, люди теряются, — чему учиться самому и чему можно научить новое поколение, которое через мгновение станет взрослым и будет определять устройство всего мира и решать судьбу всего человечества.
Не секрет, что в России каждый обучающийся получает фундаментальное образование, не секрет, что сейчас в наших образовательных учреждениях уделяется много внимания особенностям ребенка, его предрасположенности к разным предметным линиям. Речь идет об одном из направления современного образования – гуманизации. Мы работаем на ребенка, а ребенок работает на свое будущее. Таким образом, основная ответственность за то, правильный ли путь выбрал ребенок, лежит на плечах преподавательского состава. Да, учитель может многое. Особенно, если то, чем он занимается ему интересно. В нашем случае — это научная деятельность. Очень важно, чтобы учитель сам не потерял интерес к науке, самое главное, чтобы он следил за тем, как она изменяется и развивается. Именно благодаря этому качеству, учитель сможет стать для ребенка настоящим путеводителем в мире науки. Повести за собой, дать возможность понять, что она интересна, дать возможность – МЫСЛИТЬ!
Обучающийся следует за своим преподавателем, вы превращаетесь из обычных-ученик-учитель в научного руководителя и аудиторию, в которой «поглощаются» знания. Именно тогда появляется смысл «научных рот», «научных классов», именно тогда появляется полноценная научная работа. Конечно, здесь появляется более осознанная мотивация, осознанность, зачем нужно заниматься наукой. Наша задача «бежать» чуть впереди подопечного и его возможностей, наша задача задать темп «поглощения» знаний, мы должны стараться стимулировать интерес к той области, которой ребенок готов и хочет заниматься.
Беда в том, что очень часто даже в школах с углубленным изучением отдельных предметов бывают такие программы и преподавание, что ребенок хочет знать что-то лучше, но у него нет желания и сил заниматься наукой. Самое главное в ребенке, это не статус образовательного учреждения, а желание учиться и постигать неизведанное. В научных ротах наиболее ценен такой обучающийся, у которого есть потенциал и неподдельный интерес к занятию научной деятельностью. Именно, интегрируя научную деятельность и возможность учиться, мы получим ребенка, который сможет в дальнейшем проявить успешность на научном поприще.
Очень интересно размышлять об этой проблеме сейчас, когда понимаешь, что образование не стоит на месте, а развивается и предлагает все новые продукты, чтобы ребенок мог прикоснуться к тому, что находится за гранью его понимания. Ему дают возможность понять. А самое главное ребенок, который постигает эти знания, должен транслировать эту информацию на свое окружение. Большее внимание необходимо посвящать развитию коммуникативных навыков. Ребенок должен заговорить, причем он должен понимать, что он хочет донести до аудитории, которая готова его слушать. Ребенок должен захотеть поделиться своими знаниями и достижениями.
Касаясь вопроса о вовлечении ребенка в науку нельзя обойти стороной ресурсы, которые нам предлагает сеть Интернет. Сейчас на просторах сети Интернет огромное количество сайтов, которые «кричат» о готовности заинтересовать ребенка той или иной сферой научной деятельности. Конечно, современный учитель, понимая потребности современных школьников, будет рассматривать любые пути мотивации ребенка. И один из таких путей, это как раз, ресурсы сети. Я, так же, не исключение. Вот только некоторые сайты, которые на самом деле могут заинтересовать обучающегося и подтолкнуть, более глубоко заняться той или иной темой научных изысканий.
- «Стать инженером» – интересно будет для тех, кто решил связать свою карьеру с профессией инженер. Данный ресурс поможет сделать первые шаги в поисках полезного будущего в технике. Вы можете узнать и рассказать школьнику об особенностях инженерных профессий.
- «Наука для детей». Достаточно интересный ресурс, который может быть полезен не только обучающемуся, но и преподавателю. Здесь можно найти интересные научные эксперименты, интересные факты к урокам, онлайн-игры, планы уроков, фотографиями, викторины, видео к научными проектами.
- «Наука. Как это работает». Данный ресурс имеет массу красочные иллюстраций, связанные с земной наукой, наукой о жизни и другими чудесами физического мира. Там вы можете найти огромное количество интересных статей из разных областей науки, а также подчерпнуть интересные идеи для будущих проектов по разным дисциплинам.
- BioDigital.Это первая в мире платформа визуализации человека, будет интересна преподавателям естественнонаучной направленности. Без использования 3D очков, вы сможете показать обучающимся строение той или иной части человеческого тела.
- «Физика в опытах и экспериментах» – данный ресурс на главной странице сразу дает понять, что «Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая», тем самым готовит нас к новым открытиям научной сферы. Этот ресурс физико-математической направленности, где возможно организовать работу учитель-обучающийся.
И это лишь крупицы того, что можно найти в сети. Современные дети очень любознательны. И задача преподавателей расширить границы занятий за пределы класса. Занятия могут быть любыми это и лекции, и изучение популярных книг и журналов, материалов из интернета, практические занятия, посещение музейных экспозиций, фестивалей занимательной науки и так далее. Собственно, перечислять можно бесконечно, ясно одно учитель может доказать детям, что наука — это интересно, что наука-это замечательно.
И в завершении своего размышления хочется расставить акценты
- В образовании, как и в жизни, нужен баланс. Идеальный вариант если мы выпускаем из образовательного учреждения — образованную личность, которая получает удовольствие от собственного развития.
- Современный преподаватель, это — герой! Чтобы заинтересовать обучающихся, учитель сегодня должен давать несколько больше, чем сухие знания. Хороший учитель должен захватывать, приносить в класс кое-что интересное, новое, особенное, а не рассказывать вещи, которые можно легко найти в интернете.
- Учитель не может останавливаться на достигнутом уровне, он должен развиваться, овладевать новыми навыками, уметь использовать современные ресурсы.
- Проектное обучение дает возможность развить навыки критического мышления и обучение на основе проектной деятельности, подготовить обучающихся к решению проблем реального мира.
Итак, «погружение» в науку открывает много возможностей ,как для ребенка ,так и для преподавателя. Мы ,как бы моделируем реальный мир вокруг ребенка. Мы фокусируем его внимание на том , что ребенок учась, делает то, что знает, и развивает новое обучение вокруг хобби, вокруг интересных для него вещей. Кроме того, мы вместе с обучающимися развиваем межличностные навыки. Занимаясь проектной деятельностью, мы вынуждены для анализа результатов, улучшать свои навыки общения для взаимодействия с различными людьми. Занятие наукой дает возможность развивать свои творческие способности не только ребенку, но и преподавателю, который курирует его в научной среде. И, наверное, самое главное, преподаватель сможет оценить возможности обучающихся в работе, он сможет оценить прогресс в развитии его способностей и навыков. И ребенок сможет сам дать себе оценку, оценку тому, как проводилась работа, как он показал себя, насколько много он смог познать нового.
Таким образом, ребенок и наука, это достаточно прогрессивный взгляд на современное образование. Именно эта тенденция, возможно, позволит нам раскрыть скрытые таланты, которые при традиционной системе образования остаются «за бортом».
Список литературы:
- «Стать инженером» [Офиц. сайт]. URL:https://www.exploreengineering.ca
- «Наука для детей». [Офиц. сайт]. URL:http://www.sciencekids.co.nz
- BioDigital.[Офиц. сайт]. URL: https://www.biodigital.com
- «Физика в опытах и экспериментах». [Офиц. сайт]. URL: https://www.getaclass.ru



