Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Пустынникова Ирина Игоревна

Учитель русского языка и литературы, библиотекарь Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

Примха Татьяна Александровна

Учитель информатики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

Инновационный педагогический проект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАСИЖЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА  ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНН 6727006207,  КПП 672701001, БИК 04661401, 215841,д.Засижье Ярцевского района Смоленской области ул.Школьная д.2  тел/факс 8(48143)96400, 8(48143)96435,

 e-mail:  zasigie@yandex.ru

Инновационный педагогический проект

«Формирование  коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети  ВКонтакте»

Руководители проекта:

Пустынникова Ирина Игоревна -библиотекарь, учитель русского языка и литературы;

Примха Татьяна Александровна — учитель информатики

2019г

                                                     «Самое маленькое доброе дело лучше,

                                                          чем величайшее доброе намерение».

                                                                                                Ж. Ж. Дюге

 

Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном становлении личности  и является одной из приоритетных задач образования. Именно коммуникативная культура, является условием успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает особого внимания.

Разрабатывая  проект, мы исходили из первоочередной  роли школьной библиотеки, в формировании коммуникативной культуры обучающихся. Обучая школьников читательской и информационной культуре,  самостоятельному осмыслению печатной и виртуальной продукции, формируются ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Сельская школьная библиотека – центр  коммуникации и дополнительного     образования, территория безопасного детства, создание    комфортных условий для приобщения детей и подростков к ценностям мировой и отечественной культуры, удовлетворение потребностей в интеллектуальном и духовном росте, образовании и      самообразовании, обеспечение равного доступа к информации.

Наша школа — школа сельская малокомплектная, но, несмотря на это, процесс модернизации затронул ключевые направления: компьютеризация учебного пространства, внедрение новых технологий в образовательную деятельность, создание локальной сети с выходом в Интернет, электронный документооборот. В школьной библиотеке тоже появился  компьютер, есть оргтехника, ведется создание медиатеки, обозначающей наличие дополнительного фонда мультимедийных изданий и возможность самостоятельной деятельности вне уроков с компьютерами, с доступом к Интернету, но процесс обновления пока еще не охватил всю сферу деятельности. Устаревший фонд художественной, научной и публицистической литературы, неэффективные технологии взаимодействия с читателями – обучающимися   без учета его потребностей в социализации и интеллектуальном развитии.

      До начала реализации проекта школьная  библиотека использовалась как книгохранилище и место для выдачи учебников. Статистика и учет посещаемости библиотеки  показывают, что с 2015 года процент читателей, обратившихся в школьную библиотеку за книгами для чтения, снизился с 75% до 40%.  Такая тенденция свидетельствует о том, что библиотека как источник информации утрачивает популярность у обучающихся. Они чаще обращаются к более доступным  виртуальным сетям, читают аудиокниги.

После обсуждения с родительской общественностью в  социальной сети ВКонтакте в ходе реализации проекта  создано библиотечное интернет-сообщество МиБиС https://vk.com/club177168398: «Молодёжь и библиотека — идеальный союз!». Вступив в  группу, каждый убедится, что библиотека — это сокровищница всех богатств человеческого творения. Здесь можно поделиться тем, что  по-настоящему заинтересовало, найти интересную книгу для прочтения, поделиться своим мнением о прочитанном, поговорить о прекрасном….Наша цель — сосредоточить молодежь на позитивном, положительном моменте, на приобретении новых друзей, которые могут оказать помощь в подборе литературы для написания сочинения или выполнении проекта.  Аватаром для сообщества  стали книги с подключенной компьютерной мышью. Что может привлечь внимание молодежи? Аватар – это первое, что запоминается, и на что обращают внимание посетители, когда заходят в сообщество. Это «лицо» группы, именно аватар вместе с названием группы видят в своих новостных лентах пользователи Сети.  Взаимодействие с социальными сетями открывает дополнительные возможности, позволяя расширить целевую аудиторию, сделать группу более популярной у читателей, поддерживать обратную связь с ними. Завести обсуждение, задавать вопросы, написать слова благодарности становится значительно проще благодаря социальным сетям.

   Социальная сеть — это интерактивный, многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети под присмотром опытных педагогов.

Родители (законные представители)  в МиБиСе получат информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании. Будут даны рекомендации по прослушиванию аудиозаписей, просмотру  видеозаписей, фильмов с последующим обсуждением. МиБиС — это инструмент для диалога библиотекарь- читатель; читатель- библиотекарь, возможность «достучаться до читателя». Для школьной библиотеки особую значимость представляет возможность публикации отзывов, комментариев  посетителями.

   Положительным качеством сообщества является  неофициальность. Для «официоза» есть сайт, а формат группы предполагает более свободное общение. Ещё один плюс – это возможность оперативно размещать новости и фотоотчёты.

  При этом чтение остается, мощным фактором развития личности, библиотека – средой, формирующей грамотного и культурного читателя.

 

Паспорт проекта

Название проекта

«Формирование  коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»
Направление реализации проекта: Создание  благоприятной  среды для формирования  коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библиотеки.

Наименование образовательной организации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области

Руководители  проекта

Пустынникова Ирина Игоревна -библиотекарь, учитель русского языка и литературы;

Примха Татьяна Александровна — учитель информатики

Почтовый адрес, телефон, электронный адрес

образовательной организации

215841,д.Засижье Ярцевского района Смоленской области ул.Школьная д.2  тел/факс 8(48143)96400, 8(48143)96435,

 e-mail:  zasigie@yandex.ru

Нормативно — правовая база проекта

Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ»О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»(с изм. от 18.12.2018г.);

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ»О библиотечном деле»(с изм. от 03.07.2016г.);

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г.(с изм. от 18.12.2018г.);

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ № 2765 от 29.12.2014 г.;

Приказ Министерства образования и науки России №715 от 15.06.2016 «Об утверждении концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»;

Устав МБОУ Засижьевской СШ;

Программа развития МБОУ Засижьевской СШ.

Заказчики проекта

Обучающиеся и их родители (законные представители)

Участники проекта

администрация школы, библиотекарь, учителя, родители ( законные представители), обучающиеся МБОУ Засижьевской СШ.

Основная идея проекта

направленная систематическая работа по созданию и продвижению  библиотечного интернет -сообщества МиБиС в социальной сети В Контакте, создающая благоприятные условия для формирования коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса.

Цель проекта

-повышение коммуникативной  культуры и привлечение в библиотеку новых читателей из молодежной среды;

-формирование  у субъектов образовательного процесса устойчивого интереса к чтению;

-оптимизация связи с пользователями, интересующимися библиотекой, её услугами и деятельностью в целом.

Задачи проекта

-использование новых форматов продвижения книги и чтения, расширение читательской молодежной аудитории, увеличение числа пользователей;

-содействие совершенствованию личности молодого человека через соединение книги и новых информационных технологий.

-оказание помощи в формировании у молодых пользователей художественного вкуса путем организации комплекса презентационных и иных мероприятий.

-привлечение молодых людей к активному участию в организации и проведении мероприятий в рамках проекта.

-позиционирование школьной  библиотеки как центра чтения, духовного и творческого общения молодежи, интеллектуальный, информационно -досуговый центр;

-формирование литературного вкуса и читательских интересов при использовании жанрового разнообразия художественной литературы, с присутствием творческих заданий, с наличием взаимодействия между читателем и библиотекарем, педагогом, родителями, с возрождением традиций семейного чтения;

-обмен опытом, получение обратной связи.

Срок реализации проекта

2018-2021гг.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный (ноябрь – декабрь  2018 г.)

  • сбор информации о состоянии проблемы совершенствования коммуникативной культуры обучающихся;
  • анализ опыта работы библиотеки;
  • сбор информации о необходимости выполнения проекта, анализ полученной информации (анкетирование родителей ( законных представителей) во время проведения родительского собрания «Безопасный интернет»);
  • разработка плана мероприятий по реализации проекта, направлений проекта ;
  • определение перспектив развития проекта.
  1. Реализующий (январь 2019г. – сентябрь 2021г.)

  • создание библиотечного интернет- сообщества в социальной сети В Контакте, выбор названия и  аватара ;

  • продвижение сообщества, ведение новостной ленты, наполнение материалом;

  • проведение мероприятий, акций, реализация программ проекта;

  • оперативный мониторинг хода реализации проекта ;

  • мониторинг эффективности деятельности руководителей проекта.

  1. Обобщающий (октябрь 2021г.- декабрь 2021г.)

  • анализ достигнутых результатов;

  • определение перспектив дальнейшего развития библиотечного сообщества школы;

  • трансляция достигнутых результатов.

Источники финансирования проекта

Бюджетные и внебюджетные

Ожидаемый  результат

  • увеличение количества пользователей сообщества МиБиС;
  • приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • рост количества активных читателей книг школьной библиотеки;
  • осуществление обмена литературой;
  • рост потребности  оперативно получать необходимую информацию о наличии необходимых книг,  заказа их в сообщении или через электронную почту ;
  • рост потребности в  получении консультаций по вопросам внеклассного чтения;
  • приобретение  опыта родительской поддержки читательских интересов сына или дочери в процессе совместного с ребенком и библиотекарем общения ;
  • рост в потребности проведения мероприятий в школьной библиотеке;
  • увеличение доли обучающихся, имеющих оценки «4», «5» по литературе на 30 %.

Оценка эффективности реализации проекта

— востребованность страницы сообщества;

-удовлетворенность запросов на литературу;

— анализ отзывов пользователей интернет- сообщества.

Система организации контроля за исполнением мероприятий проекта

мониторинги хода реализации проекта и

эффективности деятельности

руководителей проекта, анкетирование, рассмотрение результатов поэтапного выполнения проекта  на школьной родительской конференции.

Используемые формы работы

Виртуальное общение с членами во время продвижения  страницы библиотечного сообщества МиБиС в социальной сети В Контакте, проектная деятельность, книжные выставки, школьные библиотечные праздники, презентации, беседы о книгах, викторины, литературные гостиные, уроки информационной культуры.

Взаимодействия с социальными партнёрами

  1. Центр по библиотечной работе с детьми , г. Ярцево;
  2. Городская детская библиотека — филиал № 20 , г. Ярцева;
  3. Петровская сельская библиотека — филиал № 12, д.Петрово  Ярцевского района;
  4. Ольховская сельская библиотека-филиал № 14,  д.Ольхово Ярцевского района.

Социальная значимость проекта

* экспертиза информации и повышение информационной и коммуникативной  грамотности обучающихся;

* свободное культурное пространство для всех субъектов образовательного процесса; 
* территория  безопасного детства; 
* площадка отработки и внедрения инноваций в продвижении чтения как национального приоритета; 
*  творческий  и интеллектуальный семейный досуг; 
* взаимодействие социального партнёрства; 
* акцент на общественные тенденции в развитии библиотеки как места притяжения и коммуникативной площадки интеллектуального развития и досуга обучающихся; 
* расширение функции библиотеки, создание модульного , гибридного культурного пространства; 
* расширение аудитории пользователей библиотеки; 
* сохранение традиционного культурного наследия, воплощенного в книжных фондах.

 

Прогнозирование и перспективы проекта. Ожидаемая практическая значимость проекта

для системы образования Ярцевского района Смоленской области

1.Виртуальное общение, библиотечное обслуживание обучающихся ( молодежи г.Ярцева и Ярцевского района Смоленской области) с ограниченными возможностями здоровья.

2.Увеличение численности

обучающихся школы, привлекаемых к участию в мероприятиях, организованных школьной библиотекой как виртуальные так и на базе школы;

3.Расширение социального партнерства;

4.Возможность использования инновационного проекта педагогами других образовательных организаций для формирования и совершенствования коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса.

Факторы успеха

реализации проекта

Коммуникация и взаимоотношения;

Общие цели и ценности;

Моральный настрой;

Атмосфера признания и уважения всех членов сообщества;

Наличие внутренней энергии;

Достижение результатов при оптимальной производительности;

Абсолютная гибкость.

 

Структура проекта:

  1. Паспорт проекта.

  2. Новизна проекта.

  3. Актуальность проблемы.

  4. Принципы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
  5. Цель и задачи проекта.

  6. Основные направления реализации проекта.
  7. Программы проекта.

  8. Прогнозируемые проблемы при реализации проекта, пути разрешения.
  9. План мероприятий по реализации проекта.

  10. Ожидаемые эффекты реализации проекта.

  11. Источники финансирования.
  12. Список использованной  литературы.

 

Новизна  проекта:

Новизна проекта заключается в том, что с помощью эффективного нетрадиционного виртуального  метода коммуникации посредством создания библиотечного сообщества в социальной сети решаются  важные актуальные задачи:

создание условий для формирования навыков общения среди единомышленников, умения выражать свои мысли и формулировать вопрос,  для реализации образовательных возможностей современных обучающихся и запросов родителей (законных представителей);

— увлечение интересным делом при безопасном интернет- общении под присмотром опытных наставников- педагогов;

— поднятие престижа школьной библиотеки;

— поддержание непринужденной  связи с пользователями, сообщение  им о книжных новинках, конкурсах, мероприятиях;

— получение обратной связи от пользователей.

           Актуальность проблемы:

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что в современном информационном обществе все большее значение получает виртуальный вид коммуникации. Этот способ общения становится все более привычным для современного человека –  чат, форумы, блоги, социальные сети – все эти сервисы Интернета составляют неотъемлемую часть социальной активности человека. И именно они позволяют сделать активным и открытым любой культурный, просветительский или образовательный процесс, сформировать информационное образовательное пространство. Мы желаем, чтобы и это направление  коснулось нашей школьной библиотеки.

Общение с обучающимися продолжается вне школы, во второй половине дня, во время общения в социальных сетях. Задача библиотеки состоит в том, чтобы с  помощью сообщества суметь организовать читательскую деятельность, наполняя интернет-пространство социально ценным содержанием, помогая субъектам образовательного процесса  ориентироваться в литературном потоке, налаживая с ними взаимодействие, которое имело бы продолжение в реальном библиотечном пространстве.

Принципы в соответствии с ФГОС  НОО, ООО, СОО:

  • насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям обучающихся и содержанию Программы) — представлена в виде новостной ленты юбилейных дат писателей и поэтов, представленными произведениями; фотоальбомами проведенных мероприятий; аудиокнигами и видеофильмами, рекомендованными к просмотру.
  • трансформируемость (возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации) – по запросу обучающихся, их родителей (законных представителей) публикуется литература, источники, ссылки  для использования при выполнении индивидуальных или групповых проектов; оказывается помощь при подготовке заданий в подборе литературы.
  • полифункциональность (возможность разнообразного использования) – обучающиеся привлекаются к обсуждению как произведений различной тематики так и фильмов; организации мероприятий по интересам.
  • вариативность (разнообразие материала) – предлагается обсуждение как в личных сообщениях так и в комментариях. Каждый пользователь вправе выбрать свой вариант общения в зависимости от психологического состояния.
  • доступность (свободный доступ);
  • безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования)- интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях; наполняемость новостной ленты просматривается (и редактируется при необходимости) опытными педагогами;  просматриваются страницы зарегистрированных В Контакте обучающихся на предмет безопасности общения.

 

Цель проекта:

-повышение коммуникативной  культуры и привлечение в библиотеку новых читателей из молодежной среды;

-формирование  у субъектов образовательного процесса устойчивого интереса к чтению;

-оптимизация связи с пользователями, интересующимися библиотекой, её услугами и деятельностью в целом.

Задачи проекта:

-использование новых форматов продвижения книги и чтения, расширение читательской молодежной аудитории, увеличение числа пользователей;

-содействие совершенствованию личности молодого человека через соединение книги и новых информационных технологий.

-оказание помощи в формировании у молодых пользователей художественного вкуса путем организации комплекса презентационных и иных мероприятий.

-привлечение молодых людей к активному участию в организации и проведении мероприятий в рамках проекта.

-позиционирование школьной  библиотеки как центра чтения, духовного и творческого общения молодежи, интеллектуальный, информационно -досуговый центр;

-формирование литературного вкуса и читательских интересов при использовании жанрового разнообразия художественной литературы, с присутствием творческих заданий, с наличием взаимодействия между читателем и библиотекарем, педагогом, родителями, с возрождением традиций семейного чтения;

-обмен опытом, получение обратной связи.

Основные направления реализации проекта:

Направление работы Механизмы реализации основных направлений
Информационно — методическое обеспечение Наполнение страницы сообщества актуальным материалом;

использование ссылок цифровых образовательных ресурсов;

помощь обучающимся  в подборе материалов  для проектной деятельности;

пополнение фонда художественной, научно -познавательной;

-пополнение фонда медиаресурсов.

Формирование коммуникативной культуры пользователей Вовлечение пользователей в активное обсуждение предложенных вопросов мировой  художественной литературы;

участие обучающихся в акциях и иных мероприятиях сообщества;

просмотр фильмов с обсуждением на базе школьной библиотеки;

создание информационных продуктов, которые помогают пользователю ориентироваться в информационно-образовательном пространстве:

— рекомендательные списки литературы;

— списки внеклассного чтения;

— памятки, буклеты;

консультирование пользователей; организация конкурсов и оказание помощи участникам.

Приобщение школьников к чтению Организация книжных выставок ; обзоры новинок;

Участие обучающихся в мероприятиях «Открытие», «Собери  свой книжный букет», «Чтение в дружной компании», «Событие дня», «Мы вместе», «Слово о подвиге», ««Каникулы с книгой», ««Космический старт 2019», «Какую книгу ты читаешь сейчас?»;

проведение часов чтения, литературных викторин, интеллектуальных игр и конкурсов.

Профориентационное Содействие обучающимся в самоопределении, построении и реализации индивидуальных образовательных траекторий;

предоставление информационных ресурсов , оказывающих профориентационную поддержку.   

Культурно-просветительное Подбор информационных ресурсов, ориентированных на внутренние потребности посетителей и учитывающих ценностные ориентиры ФГОС.
Организация внеурочной, досуговой деятельности обучающихся Полезное общение с пользователями;

Привлечение родителей( законных представителей) к семейному чтению.

 

Программы проекта:

  • «Открытие»: необходимо «открыть» книгу (в смысле «найти», «выбрать для чтения»); в прямом смысле открыть книгу и затем ее прочитать; поделиться своим открытием (например, сделать портфолио книги). Предлагаются интересные вопросы, викторины.

 

  • « Чтение в дружной компании»: обсуждение прочитанных книг; можно немного пофантазировать (например, если не нравится, как заканчивается любимая книжка, придумать свое окончание). Кроме того, участник программы должен привести в библиотеку друга, соседа или одноклассника, так как читать вместе интереснее.

Что можно предложить для обсуждения:

  • «Книги – юбиляры» — 50 лет — Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие…» (1969),65 лет — Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей» (1954),165 лет — Тургенев И.С. «Муму» (1854), 175 лет — Андерсен Х.К. «Снежная королева» (1844), 125 лет — Киплинг Р.Д. «Книга джунглей» («Маугли») (1894) и т.д.
  • «Очарование забытых книг» — В.М.Шукшин «Калина красная», Т.Крюкова «Молитва» и т.д.
  • «Былого незабвенные страницы» — Васильев Б.Л. «В списках не значился», Некрасов В. «В окопах Сталинграда», Алексиевич С. «У войны не женское лицо».
  • «Book- симпатия» — обсуждение любимых книг
  • «Островок семейных сокровищ» —  обсуждение книг, которые читают в семье
    • «Собери свой книжный букет»: каждому участнику нужно собрать летом свой книжный букет, путешествуя по разным тропинкам – поэтической, сказочной, веселой, таинственной и творческой, — и подарить его другим читателям. Форма – свободная, все зависит от фантазии ребенка.
    • «Событие дня»: размещение фотографий  и информации об интересных событиях, фактах, праздниках текущего дня, а в школьной библиотеке  организация выставок книг и журналов художественного и ли научного содержания, прямо или косвенно касающиеся этих событий». Новинки.
    • «Слово о Подвиге»: конкурс сочинительства, посвященный героям Великой Отечественной войны.
    • «Мы вместе»: интернет- библиотечное обслуживание детей с ограниченными возможностями  здоровья; общение с друзьями, родственниками обучающихся МБОУ Засижьевской СШ.
    • «Каникулы с книгой»: организация досуга детей в каникулярное время. Прочитай рассказ и нарисуй иллюстрацию.
    • «Космический старт»: книги  о Ю. Гагарине, также призыв к чтению книг  о земляках, помощь в подборе литературы.
    • «Миссия выполнима!»:  помощь в подборе литературы для проектной деятельности, подготовки к всероссийским проверочным работам, ОГЭ и ЕГЭ; консультирование.
  • «Какую книгу ты читаешь сейчас?»: поделись своим отзывом.
  • «В помощь родителям»: советы по воспитанию подростков; организация семейного досуга; фильмы для совместных просмотров.

 

Прогнозируемые проблемы при реализации проекта, пути разрешения:

  1. Имеющийся фонд школьной библиотеки не  полностью соответствует современным потребностям  участников образовательного процесса. — Активное взаимодействие с социальными партнерами, расширение партнерства; привлечение внебюджетных спонсорских  добровольных средств.
  2. Низкая активность пользователей  сообщества.- Разъяснительная работа с обучающимися  о значимости высказывания своего мнения.

 

План мероприятий по реализации проекта:

№ п/п

Мероприятие

Срок

Исполнители

Ожидаемый результат

Подготовительный этап

1.

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла, диалог  с целью сбора информации о состоянии проблемы совершенствования коммуникативной культуры обучающихся;

ноябрь 2018г.

Пустынникова И. И., Примха Т. А.

Получена информация  о низком уровне коммуникативной культуры обучающихся.

2.

Собеседование с библиотекарем школы в период 2015-2016уч.г.

ноябрь 2018г.

Пустынникова И. И., Примха Т. А.

Проведен анализ опыта работы библиотеки; получена информация тенденции к   снижению престижа школьной библиотеки.

3.

Анкетирование родителей(законных представителей) во время проведения родительского собрания «Безопасный интернет» по вопросу «Безопасное общение в социальной сети»и собеседование.

Ноябрь 2018г.

Пустынникова И. И., Примха Т. А.

Проведен анализ анкет; получен заказ на создание школьного библиотечного сообщества.

4.

Разработка плана мероприятий по реализации проекта, обсуждение направлений проекта; обсуждение  данного вопроса на совещании при директоре школы.

Декабрь 2018г.

Пустынникова И. И., Примха Т. А.

Разработан план мероприятий реализации проекта; определены направления проекта; факторы успеха; получено одобрение на реализацию проекта.

5.

Обсуждение проблем при реализации проекта и определение перспектив развития проекта.

Декабрь 2018г.

Пустынникова И. И., Примха Т. А.

Установлены пути разрешения проблем; определены перспективы проекта.

Реализующий этап

1.

Создание  библиотечного интернет- сообщества в социальной сети В Контакте; голосование по выбору названия и аватара.

Январь 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Выбрано название библиотечного интернет- сообщества в социальной сети В Контакте, аватара.

2.

Наполнение новостной ленты:

По мере необходимости

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Публикация материалов для обсуждения; обмен мнением; корректировка руководителем проекта.

«Миссия выполнима!»-

65 книг, которые надо прочесть.

Январь 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Даны рекомендации для пользователей.

Поделитесь мнением о книге Булгакова « Мастер и Маргарита»

Январь 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Обмен  мнением; помощь выпускникам при изучении произведения; увеличение возможностей получения читателями необходимой литературы

«Событие дня»

Блокада Ленинграда.12 фильмов для просмотра. Приглашение на выставку  «900 дней Подвига».

Январь 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Повышение качества обслуживания читателей, получение обратной связи

«Миссия выполнима!»-

Для подростков о подростках.

Январь 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Обратная связь

«Событие дня»

По мере необходимости

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Повышение информационной  культуры членов сообщества

«Миссия выполнима!»

По мере необходимости

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Оказание консультативной помощи, повышение эффективности воспитательной и профориентационной работы

Прочтение стихотворения А. Пушкина  «Е.Онегин». Читает: Ольга Сычева

Февраль 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Воспитание хорошего вкуса, выразительного чтения произведений.

Обсуждение молодежных сериалов

По мере необходимости, по желанию членов сообщества

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Доступность и востребованность информации ; увеличение количества участников программы.

«Открытие»

Март 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Повышение интереса  учащихся к чтению; увеличение возможностей получения читателями необходимой литературы

Оперативный мониторинг хода реализации проекта.

Март 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А.

Удовлетворение родителей (законных представителей) работой сообщества; увеличение количества членов сообщества из числа  ранее зарегистрированных в социальной сети ВК.

« Чтение в дружной компании».

Апрель 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Повышение интереса  учащихся к чтению; увеличение возможностей получения читателями необходимой литературы

«Космический старт »

Апрель 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Повышение интереса  учащихся к чтению

«Слово о Подвиге»

Май 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Получение обратной связи

«Собери свой книжный букет»

Июнь- август 2019г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Повышение интереса  обучающихся к чтению

Мониторинг эффективности деятельности руководителей проекта

Май  2019г.

Учителя русского языка и литературы

Обсуждение вопроса на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла; анализ материалов интернет- сообщества.

Сентябрь 2019г.-декабрь 2021г.

«Мы вместе»

По мере необходимости

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья, консультации .

Реализация программ проекта

В течении года

Пустынникова И. , , Примха Т. А., члены сообщества

Увеличение количества участников; открытая, свободная среда для формирования коммуникативной культуры обучающихся и всех участников образовательного процесса в целом

Оперативный мониторинг хода реализации проекта.

декабрь 2019г., май 2020г., ноябрь 2020г., май 2021г., октябрь 2021г..

Пустынникова И. , , Примха Т. А.

Удовлетворение родителей (законных представителей) работой сообщества; увеличение количества членов сообщества из числа  ранее зарегистрированных в социальной сети ВК; отзывы пользователей.

Мониторинг эффективности деятельности руководителей проекта

декабрь 2019г., май 2020г., ноябрь 2020г., май 2021г., октябрь 2021г..

Учителя русского языка и литературы

Отзывы педагогов; увеличение пользователей библиотеки; увеличение количества обучающихся , имеющих оценки «4» и «5» по литературе и предметам гуманитарного цикла.

Обобщающий этап

Анализ достигнутых результатов

Октябрь 2021г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А.

Итоговое диагностирование всех членов сообщества; педагогов школы

Определение перспектив дальнейшего развития библиотечного сообщества школы

Ноябрь 2021г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А.

Составление плана для дальнейшей работы школьного библиотечного интернет- сообщества

Трансляция достигнутых результатов

Декабрь 2021г.

Пустынникова И. , , Примха Т. А.

Помощь в создании интернет сообществ педагогам образовательных организаций  Ярцевского района; обмен опытом; выступления на научно-практических конференциях;

проведение семинаров, мастер – классов, акций; участие в региональных семинарах;

публикации статей в СМИ.

 

В ходе реализации проекта к декабрю 2021 года будет достигнуто:

  • увеличение количества пользователей сообщества МиБиС;
  • приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • рост количества активных читателей книг школьной библиотеки;
  • осуществление обмена литературой;
  • рост потребности  оперативно получать необходимую информацию о наличии необходимых книг,  заказа их в сообщении или через электронную почту ;
  • рост потребности в  получении консультаций по вопросам внеклассного чтения;
  • приобретение  опыта родительской поддержки читательских интересов сына или дочери в процессе совместного с ребенком и библиотекарем общения ;
  • рост в потребности проведения мероприятий в школьной библиотеке;
  • увеличение доли обучающихся, имеющих оценки «4», «5» по литературе на 30 %.

Ожидаемые эффекты проекта:

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к изучению вопросов формирования и совершенства коммуникативной культуры обучающихся.. Предлагаемый проект предназначен для реализации работы по созданию, продвижению школьного библиотечного интернет- сообщества МиБиС в социальной сети В Контакте. Надо заметить, что руководители проекта не преследуют цель увеличения количества обучающихся, зарегистрированных в социальной сети. Речь идет о сосредоточении уже тех ребят, которые много время проводят за виртуальным общением без присмотра взрослых. Результатом внедрения проекта является создание свободной, открытой вариативной модели предметно — развивающей среды для повышения престижа школьной библиотеки, тем самым формирование коммуникативной культуры обучающихся образовательных организаций, привлечение учителей гуманитарного цикла, родителей (законных представителей) в образовательный процесс школы.

 

№ п/п Критерии Показатели оценки
1. Создание школьного библиотечного интернет- сообщества МиБиС с целью общения с обучающимися и всеми членами сообщества для формирования и совершенствования коммуникативной культуры. 1.Изучены новый эффективный нетрадиционного виртуальный  метод коммуникации ;

2. Организована оптимально-насыщенная р среда, способствующая формированию у коммуникативной культуры обучающихся.

2. Работа с обучающимися.

Создание условий для

обеспечения разных видов деятельности обучающихся  в рамках реализации программ проекта.

  1. В продвижении сообщества участвуют сами обучающиеся.
  2. Идет реализация программ проекта с участием всех субъектов образовательного процесса;
  3. Организовано участие обучающихся в образовательных проектах, акциях, тематических праздниках, викторинах, совместных просмотрах фильмов с дальнейшим обсуждением;
  4. Совершенствуются навыки правильного общения и  грамотного письма.
3. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся.

Создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах совершенствования коммуникативной культуры .

  1. Создана современная свободная для общения среда , обеспечивающая единые подходы к вопросам подбора литературы для  воспитания и образования;
  2. Семейный досуг представляется как совместный просмотр фильмов, прослушивание аудиокниг, чтение книг на бумажном носителе;
  3. Внедряется  индивидуально-

дифференцированный подход в работе с семьями обучающихся;

  1. Осуществляется участие родителей  в

совместных программах  проекта.

  1. Проект способствует формированию информационной и коммуникативной культуры родителей(законных представителей).
4. Работа с педагогами .

Создание условий для

осуществления работы по взаимодействию с педагогами школы в области построения

современной свободной для общения среды , обеспечивающей единые подходы к вопросам подбора литературы для  воспитания и образования обучающихся;

1.Участие педагогов школы в подготовительном этапе проекта;

2.Вступление педагогов школы в школьное библиотечное интернет- сообщество МиБиС.

3.Участие педагогов школы в продвижении интернет-сообщества МиБиС.

5. Взаимодействие с социумом г.Ярцева, Ярцевского  района.

Установление взаимного сотрудничества.

Установлено взаимодействие  с:

1.Центром  по библиотечной работе с детьми , г. Ярцево;

Городской детской библиотекой — филиал № 20 , г. Ярцева;

— Петровской сельской библиотекой — филиал № 12, д.Петрово  Ярцевского района;

-Ольховской сельской библиотекой-филиал № 14,  д.Ольхово Ярцевского района.

6. Уровень открытости информации о реализации проекта.
  1. Использование официального школьного сайта ;
  2. Выступления на научно-практических конференциях;
  3. Проведение семинаров, мастер – классов, акций;

4.   Участие в региональных семинарах;

5.  Публикации статей в СМИ.

Источники финансирования:

— бюджетные средства;

— внебюджетные средства.

Для успешной реализации проекта необходимо обновление фондов школьной библиотеки. Планируется привлекать внебюджетные добровольные пожертвования.

 


Список использованной  литературы:

  1. Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Ч. 1 / Е. А. Василькова // Современная библиотека. — 2014.
  2. Василькова, Е. А. Библиотеки в соцсетях. Ч. 2 / Е. А. Василькова // Современная библиотека. — 2014.  
  3. Огнева, И. Эффект сарафанного радио / И. Огнева // Библиотека. — 2013.
  4. Огнева, И. Из опыта отечественного блогостроительства: от библиофобии к библиомании / И. Огнева // Библиотечное дело. – 2011.
  5. Збаровская Н. Проектная деятельность библиотек.-2009/Библиотека/