автор: Пурякова Наталья Ивановна

педагог- психолог МОБУ “Ичалковская СОШ” Республика Мордовия

Психолого-педагогическая адаптация детей в условиях оптимизации общеобразовательных сельских школ в целях модернизации системы образования

Психолого-педагогическая адаптация детей в условиях оптимизации общеобразовательных сельских школ в целях модернизации системы образования

 

Пурякова Наталья Ивановна, педагог-психолог, МОБУ «Ичалковская СОШ» Ичалковского муниципального района, Республики Мордовия

 

Школа сегодня – это открытая социальная система, включающая в себя взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, как равноправных партнеров, стремящихся к диалогу через межличностное взаимодействие, к широкому социальному сотрудничеству.

Школьное время наполнено радостными моментами детства, необыкновенными приключениями, которые запоминаются на всю жизнь. Однако, этот мир наполнен трудностями и переживаниями, с которыми, зачастую, ребенок не может справиться самостоятельно. В таких случаях он особенно нуждается в заботе и внимании близких, а иногда и в профессиональной психологической помощи.

Взаимодействие всех категорий участников учебно-воспитательного процесса позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, пронаблюдать в разных жизненных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных проявлений в поведении, формировании социально значимых жизненных ориентаций.

В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место, представляла собой нечто большее, чем сугубо образовательное учреждение. В связи со снижением количества обучающихся сельские школы стали закрывать. В наши дни процесс закрытия школ не прекращается, а активизируется. Дети с отдаленных сел вынуждены совершать ежедневные поездки в центральные школы.

Переход ребенка в центральную школу – это сильный эмоциональный стресс. Он неизбежно сопряжен с рядом проблем:

– встреча с незнакомым коллективом детей и взрослых;

– установка контактов со сверстниками и педагогами;

– выполнение требований школьной дисциплины;

– новые обязанности, связанные с учебной работой.

Поэтому от взрослых потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в новой школе.

Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства не обратимы.

Обратной стороной адаптации ребенка к школе является проблема школьной дезадаптации. В норме процесс адаптации может длиться от 2 недель до 2 месяцев.

Я работаю педагогом – психологом в центральной школе района Республики Мордовия и в процессе работы наблюдаю, что почти в каждом классе есть дети, которые вынуждены совершать ежедневные поездки на школьном автобусе из своего достаточно отдаленного села от школы. И меня заинтересовал вопрос, а как же они в свои 9 – 12 лет справляются с проблемами, которые возникают в связи с переходом в новую школу и кто и как может помочь ребенку справиться с этими трудностями

Чтобы ответить на эти вопросы, я провела исследовательскую работу. Базой исследования стала наша МОБУ «Ичалковская СОШ» Ичалковского муниципального района. В начальных классах обучаются 13 детей, которым пришлось поменять школу в силу сложившихся обстоятельств.

Первоначальная диагностика (методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса) проведенная мной с целью выявления уровня тревожности данных детей связанная с приходом в новую школу показала, что у 4 учащихся повышенная общая тревожность, у 3 – повышенное эмоциональное состояние.

Для выявления трудностей, с которыми столкнулись учащиеся, было проведено анкетирование, в которой приняло участие 20 человек (учащихся 2 «а» класса). Из них 7 обучающихся из отдаленных сел района.

Самой основной трудностью является негативное отношение со стороны одноклассников – его опасались 4 опрошенных. Второе место по количеству набранных голосов 2 «не знаю», «другое» – 1. Несмотря на то, что наибольшие опасения вызывало негативное отношение со стороны одноклассников, самый популярный путь решения проблем – вести себя как все ученики, быть собой – 3. Двое опрошенных предлагают проявлять дружелюбие. 2 – не знают, что предпринять.

Дети сразу понимают: если ты делаешь всё правильно – получишь хорошую оценку, тебя похвалят в школе и дома. Но если ты допустишь ошибку – жди плохих оценок и упреки со стороны взрослых. Отсюда возникает страх ошибки, страх быть неуспешным, быть хуже всех. Эти чувства сковывают ребенка, мешают сосредоточиться на заданиях и, тем более, получать удовольствие от учебного процесса. Поэтому в некоторых случая необходима профессиональная помощь психолога в формировании позитивного отношения к ошибкам. Понимание того, что ошибки не менее важны для развития и обучения, чем отличные оценки, позволит превратить полную тревог школьную жизнь в увлекательное путешествие.

Что касается учащихся, то новых учеников в своем классе приветствовали 12 опрошенных одноклассников.

Шесть опрошенных детей утверждают, что отнеслись к новому ученику положительно, трое учащихся заняли нейтральную позицию. Три опрошенных учащихся честно признают, что им все равно. Чтобы понравиться опрошенным, новый ученик класса должен в первую очередь проявлять дружелюбие, при этом оставаясь собой или сливаясь с коллективом.

Отношение к новому ученику зависело в большинстве случаев от его личности и характера или поведения. Иногда в таких случаях необходима помощь и поддержка взрослых, которые могут подсказать, как можно действовать в разных ситуациях, как разрешать конфликты и презентовать себя. Для ребят уже в начальной школе важен статус, который они занимают в группе, возникают часто ребята выясняют, кто сильнее морально и физически. Одни могут вести себя слишком агрессивно, отстаивая свое положение, другие не знают, как постоять за себя. В случае возникновения сложностей в коммуникациях у ребенка в школе необходима психологическая помощь. Лучше всего подойдет работа в группе, где ребенок с помощью психолога сможет получить новый опыт построения отношений, развивая коммуникативные навыки. 

С целью оказания эффективной психологической поддержки данным учащимся в период адаптации, а также с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации к новой обучающей среде совместно с классным руководителем были проведены классные часы. Для снижения уровня школьной тревожности, а также для снятия психоэмоционального напряжения и развития коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и учителями мною, педагогом – психологом были проведены психологические тренинги. В течение адаптационного периода с детьми, – проводились дополнительные занятия по предметам, индивидуальные занятия с психологом. Все эти мероприятия были направлены на выстраивание отношений с одноклассниками и учителями.

Для предупреждения дезадаптации учащихся участниками образовательного процесса проводилась большая работа с родителями.

Повторная диагностика (методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда), проведенная мною в декабре месяце дала возможность определить уровень школьной адаптации детей.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: детям нравится ходить в школу, не только учиться, но и общаться. Школа принимается ими с положительной стороны. Радует и тот факт, что дети имеют в школе друзей и ценят дружбу с одноклассниками. Но сожалеют о том, что у них нет возможности общаться с одноклассниками во внеучебное время. Из-за ограниченного пребывания в школе, связанного с переездами, у детей нет возможности посещать внеклассные мероприятия, секции, кружки.

Одним из показателей успешной адаптации является успеваемость. Анализ результатов учебной деятельности за первое полугодие подтверждает о том, что для данных детей были созданы все условия для успешной адаптации.

Таким образом, на основании проведенного исследования нами были сформулированы следующие выводы: успешность адаптации достигается при создании условий и использования определенной системы средств и методов для достижения ожидаемого результата и выхода на достаточный уровень социальной адаптированности учащихся. В целом, в процессе обучения в школе ребенок сталкивается со многими трудностями. В одних случаях можно справиться своими силами, в других – требуется профессиональная психологическая помощь.

Список использованных источников:

  1. Детский практический психолог /под ред. О.А. Шаграевой.- М.: «Академия», 2012.
  2. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе / В. Р. Ясницкая. – М.: «Академия», 2013.
  3. Кузин, С. И. Психологическая помощь учащимся начальной школы / С. И. Кузин [Электронный ресурс]. – [2017]. – Режим доступа: http://www.new-hotel.ru Загл. с экрана.