Автор: Пулячкина Наталья Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СШ №35 города Ульяновска

Из опыта работы по разноуровневому обучению на уроках в начальной школе.

Из опыта работы по разноуровневому обучению на уроках в начальной школе.

Составитель статьи

учитель начальных классов  МБОУ СШ №35 г. Ульяновска

Пулячкина Наталья Анатольевна.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования универсальных учебных действий. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учится. 

Важным средством развития личности младших школьников является разноуровневое обучение, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

  1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
  3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики. 
  4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменится состав групп и характер дифференцированных заданий.

При разноуровневом обучении на уроках в начальной школе могут быть использованы различные способы  дифференциации учебных заданий, которые предполагают их  изменение по уровню творчества, трудности, объему.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.  

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

 

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности младших школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнения тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. 

В начальной школе можно использовать различные виды заданий:

– поиск закономерностей;

– классификация объектов;

– преобразование объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);

– задания с недостающими или лишними данными;

– выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

– самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.

– нестандартные и исследовательские задания.  

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

  1. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

 

Такой способ дифференциации предполагает усложнение  заданий для наиболее подготовленных учащихся:

–   усложнение материала; 

– увеличение количества действий в выражении или решении задачи;

– выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;

–   использование обратного задания вместо прямого;

–   использование условных символов.

 

  1. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

 

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы, работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе. 

 

  1. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

 

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный  образец, фронтально выполняют часть упражнения, Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально. 

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й  – полусамостоятельная, для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

 

  1. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

 

Такой  способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

б) помощь в виде карточек – помощниц, карточек – консультаций, записей на доске и др. 

Учащимся 3-й группы предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп оказывается помощь различного уровня. Карточки – помощницы являются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

– образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

– справочные материалы: теоретическая справка в виде правило, формулы; таблицы единиц длины массы и т.п.;

– алгоритмы, памятки планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);

– наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);

– дополнительная конкретизация задачи (например, разъяснение отдельных слов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

– вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению решения;

– план решения задачи;

– начало решения или частично выполненное решение. 

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом.

 

  1. Дифференциация работы по форме учебных действий.

 

При организации работы с материалом учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий, опираясь на следующую логику усложнения их формы: 

– предметное

– перцептивное

– умственное действие.

Детям нуждающимся в речевых действиях, предлагается проговаривать производимые операции, например шепотом рассказывать самому себе, как нужно вычислять; объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при работе над текстовой задачей.

 

Таким образом, разноуровневое обучение на уроках в начальной школе является важным средством стимулирования познавательной деятельности, которое дает возможность детям с разными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности младших школьников.