Автор: Пулячкина Наталья Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ СШ №35 города Ульяновска
Из опыта работы по разноуровневому обучению на уроках в начальной школе.
Из опыта работы по разноуровневому обучению на уроках в начальной школе.
Составитель статьи
учитель начальных классов МБОУ СШ №35 г. Ульяновска
Пулячкина Наталья Анатольевна.
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования универсальных учебных действий. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учится.
Важным средством развития личности младших школьников является разноуровневое обучение, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
- Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
- Проведение диагностики по выбранному критерию.
- Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
- Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
- Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменится состав групп и характер дифференцированных заданий.
При разноуровневом обучении на уроках в начальной школе могут быть использованы различные способы дифференциации учебных заданий, которые предполагают их изменение по уровню творчества, трудности, объему.
Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:
а) степени самостоятельности учащихся;
б) характеру помощи учащимся;
в) форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
- Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности младших школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнения тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
В начальной школе можно использовать различные виды заданий:
– поиск закономерностей;
– классификация объектов;
– преобразование объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
– задания с недостающими или лишними данными;
– выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
– самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
– нестандартные и исследовательские задания.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
- Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает усложнение заданий для наиболее подготовленных учащихся:
– усложнение материала;
– увеличение количества действий в выражении или решении задачи;
– выполнение операции сравнения в дополнении к основному заданию;
– использование обратного задания вместо прямого;
– использование условных символов.
- Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы, работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
- Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения, Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная, для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
- Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются:
а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
б) помощь в виде карточек – помощниц, карточек – консультаций, записей на доске и др.
Учащимся 3-й группы предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп оказывается помощь различного уровня. Карточки – помощницы являются либо одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно.
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
– образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
– справочные материалы: теоретическая справка в виде правило, формулы; таблицы единиц длины массы и т.п.;
– алгоритмы, памятки планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);
– наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);
– дополнительная конкретизация задачи (например, разъяснение отдельных слов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
– вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению решения;
– план решения задачи;
– начало решения или частично выполненное решение.
Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом.
- Дифференциация работы по форме учебных действий.
При организации работы с материалом учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий, опираясь на следующую логику усложнения их формы:
– предметное
– перцептивное
– умственное действие.
Детям нуждающимся в речевых действиях, предлагается проговаривать производимые операции, например шепотом рассказывать самому себе, как нужно вычислять; объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при работе над текстовой задачей.
Таким образом, разноуровневое обучение на уроках в начальной школе является важным средством стимулирования познавательной деятельности, которое дает возможность детям с разными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности младших школьников.