Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Пудова Марина Ивановна

воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Можгинского района «Пазяльский детский сад»

«Дикие животные»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАЗЯЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы с использованием ИКТ-технологий на тему:

«Дикие животные зимой»

Автор: Пудова Марина Ивановна

МБДОУ «Пазяльский детский сад»

Первая категория

Пазял 2019 год

Конспект занятия «Дикие животные зимой» для средней группы

 

Цель: уточнение и расширение представления детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой, как приспособились к суровым условиям.

Задачи:

  • пополнить и закрепить знания о жизни животных в лесу зимой: где зимуют животные, чем питаются, как ведут себя.
  • учить распознавать следы зверей;
  • активизировать словарь по теме «Дикие животные»;
  • развивать внимание, мышление, воображение, связную речь;
  • развитие координации речи с движением;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • соблюдать правила поведения в лесу.

 

Словарная работа: петляет, отбивается, хищники, травоядные, чуткий нюх.

Материалы и оборудование: презентация с животными;  проектор, ноутбук, карточки «Модель животного»,   пазлы (медведь, ёж, барсук).

 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

 

Дети встают кругом.

 

Приветствие  Здравствуйте» (установление эмоционального контакта).

                       Здравствуй, солнце золотое!

                       Здравствуй, небо голубое,

                       Здравствуй, вольный ветерок,

                       Здравствуй, беленький снежок!

                       Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,

                       Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

 

  Давайте возьмём, друг друга за руки, и крепко прижмём ладошку к ладошке и передадим своё тепло, добро друзьям. А теперь друг на друга посмотрите и улыбку подарите.


           Ребята отгадайте загадку:

    Снег на полях

    Лёд на реках,

    Вьюга гуляет,

    Когда это бывает?

  Назовите приметы зимы.(снег ,вьюга ,холодный ветер ,мороз ,водоемы покрываются льдом ,некоторые животные меняют цвет шубки ,вырастает теплая ,зимняя шерстка ,некоторые животные ложатся в спячку.)

—  А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят?

—  Ребята, как вы думаете, зачем люди зимой надевают шубы, шапки валенки?

—  А вы знаете, как спасаются звери зимой от холода?

— Снять одежду и одеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой.  Ребята, а вы хотите посмотреть, как звери живут в лесу зимой?

  Давайте  мы с вами оденемся потеплее  и отправимся на небольшую интересную экскурсию путешествие в зимний лес.

 

Самомассаж

 

Тактильная игра — массаж «Собираемся на прогулку»

Звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Зимой в лесу голодно и холодно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой. Я вам буду рассказывать, а вы мне будете помогать. Вы готовы?

 

Правила поведения в лесу (закрепляем правила — не шуметь,  не ломать веток.)

—  А на чем можно добраться зимой до леса? Ну, что ж, отправляемся в путь?

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Слайд 2 Звучит музыка зимнего леса.

После окончания видеофрагмента:

Здравствуй лес, чудесный лес!

Полон сказок и чудес!

Посмотрите, какой красивый лес! Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы.

 

СЛАЙД 3

Смотрите,  кора у деревьев обгрызана? Вот и чьи-то следы?  Кто здесь побывал?

   Правильно ребята, это заяц. Как вы думаете, на что похожи следы зайца?

— Какие у него следы?

 

СЛАЙД 4

Почему у него такие следы? (рассматривание и сравнение передних и задних лапок зайца) Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год.

— А почему зимой заяц белый, а летом серый?

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (на столе приготовлены белые и зелёные листы для каждого ребёнка) – воспитатель берет   силуэт зайки прикладывает трафарет зайца к белому листу, зеленой траве). Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Летом — серый, зимой — белый.

 

СЛАЙД 5

— Чем он питается зимой?

 

СЛАЙД 6

— Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Зачем он туда спрятался? Где домик у зайца?

 

СЛАЙД 7

   Посмотрите, вот на этой картинке заяц насторожился. Интересно, кого он испугался? А какие враги еще есть у зайца?

   На самом деле зайца догнать нелегко. Бежит заяц петляет, запутывает следы, но если уж настигает его враг, то, как он будет защищаться?

   Заяц приспособился в лесу в зимнее время, он живет в норке, питается корой деревьев, травой — значит он травоядное животное. У него есть белый мех, длинные задние ноги, может скакать, петлять, затаиваться.

 

СЛАЙД 8 (песня про зиму, музыка включается по щелчку)

 

   Пойдемте дальше ребята (физкультминутка ходьба между «пеньками»)

После окончания разминки перейти к следующему слайду.

 

СЛАЙД 9

   Загадка про лису:     

                       Хитрая плутовка,
                                   Рыжая головка,
                                   Хвост пушистый — краса!
                                   Как зовут её?

 

Щелчок, появляется фотография лисы

Чистоговорка су-су-су – зимой холодно в лесу

                       са-са-са – в лесу бегает лиса

                       су- су-су — мы видели лису

 Лиса-это хищница, очень хитрая.

— Какая ребята лисица? Зачем лисе пушистый, мягкий хвост? (Заметает свои следы на снегу. Укрывается, когда очень морозная и лютая зима,).

 

А  где же интересно  живёт лиса?

 

СЛАЙД 10.

 

-Чем питается лиса зимой?

 

СЛАЙД  11

   Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей полевок. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мышки в своих норках. И если она обнаружила свою добычу, ну, уж тогда спасайтесь, мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! У лисички очень хороший слух и острый нюх.   

 

(включаем видео по щелчку)

 

— Как лиса ходит? ( петляет)

 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛИСА И ЗАЙЦЫ» в конце игры включается следующий слайд

 

СЛАЙД 12

(Слышится вой волка-звукозапись).

 

СЛАЙД 13

— Кто  это, дети? (это воют волки). Ночью волки воют на луну.

 

СЛАЙД 14

— Как выглядит  волк? Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее.

 

СЛАЙД 15

 

Живут волки в норах, которые называются — логово.

—  Где ночуют зимою волки? Охотятся волки стаями на больных и слабых животных, и птиц.  Поэтому их называют – санитарами леса.

— На какого домашнего животного похож волк? А следы?

 

СЛАЙД 16

 

—  Ребята, что это на снегу лежит?  Что сними, случилось? Смотрите, и следы рядом, это у кого следы?

 

СЛАЙД 17

 

—  А вот и хозяйка. Кто это?  

—  Что ищет белка  в шишках? А зачем семена?

 

СЛАЙД  18

— Посмотрите, а что это? Может быть это домик белки?  Давайте подойдем поближе. Действительно, тут живет белка. Как  называется ее дом? (дупло)

 

СЛАЙД 19

В народе говорят, если белка устраивается в дупле, значит, зима лютая будет, а если строит из веток — теплая. А зачем нужен дом?

   В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопачены.  Белка-маленький, серый, безобидный зверек. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная. Белку называют чистюлей и хлопотуньей,  потому что в дупле у нее всегда чисто. Белка забирается в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

 

Скороговорка:

В сосне –  в дупло,

в дупле – тепло.

 

-Какая шуба у белочки? Какой хвост? А уши? А лапки?  Почему на лапках длинные пальцы и ногти?

—   Почему у белочки пушистый длинный хвост?

— Правильно, чтобы спасаться от своих врагов. А кто у них враги? Она ловко прыгает по веткам,  вверх и вниз по дереву. Также спускается на землю, чтобы найти еду.

 

СЛАЙД  20

(белка прыгает звукофильм, включаем  по щелчку)

 

СЛАЙД 21  

Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.

 

Гимнастика для глаз «Белка»:

 

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо-влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

 

Дыхательное упражнение:

 

Как хорошо в лесу зимой

Воздух чистый и свежо

Давайте подышим глубоко.

 

СЛАЙД   22

 

         Важно я хожу по бору,
         Съесть могу и мухоморы.
         Не боюсь в лесу врага —
        Есть копыта и рога! (Лось)

 

СЛАЙД 23

 

Правильно, отгадали. Как выглядит лось?

-Что у него есть?

-Для чего рога?  

-А кто такие хищники?

-Каких хищников вы знаете?

-А где спят лоси? Что едят?

 

СЛАЙД 24

А какие  следы у лося?

 

СЛАЙД 25

  Мне кажется, что уже пора  возвращаться домой. Почему? (уже становится темно)

 

  1. РЕЛАКСАЦИЯ:

 

  Ребята, скажите мне, пожалуйста, тех животных, которых мы сегодня видели, как назовём одним словом – дикие животные. Почему? Чем они все похожи между собой?

 

Работа с заранее приготовленными  карточками. Модель животного (голова – круг, четыре палочки – лапы, шерсть, уши, пасть).

 

СЛАЙДЫ 26-29  ИГРА «ЧЕЙ ХВОСТ?» ЛИСЫ, ВОЛКА, БЕЛКИ, ЗАЙЦА

 

Ребята, давайте попробуем угадать животное по его хвосту. Я показываю вам хвост, а вы будете называть мне животное!

 

СЛАЙД 26  Заяц

СЛАЙД 27  Лиса

СЛАЙД 28  Волк

СЛАЙД 29  Белка

 

— Молодцы, вы хорошо справились!

 

— Как вы думаете, а зачем лисе  и белке такой пушистый хвост? Короткий хвост зайке?

 

 — Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в зимний лес?

 — Каких животных мы рассмотрели сегодня?

 — Что больше всего запомнилось?

 — Каких зверей зимнем лесу сегодня мы не встретили. А почему?

 

 После занятия предложить игру  «Собери пазл» еж, медведь и барсук (индивидуально или по группам).