автор: Птицына Дарья Дмитриевна
логопед МБДОУ «Солнышко» д\с № 97
Консультация «Причины речевых нарушений»
Речевые нарушения — это:
- нарушение звукопроизношения (когда ребенок не выговаривает один или несколько звуков);
- нарушение фонематического слуха (ребенок не слышит и умеет вычленять звуки в слове);
- нарушение слоговой структуры (когда ребенок пропускает или переставляет слоги, и его речь превращается в кашу);
- недостаточное развитие словарного запаса (ребенок не может обобщать «назови одним словом», образовывать прилагательные «какой, чей», глаголы «что делает», наречия «как», числительные и, соответственно, не могут правильно выразить свои мысли);
- нарушение связной речи (ребенок к 5 годам должен уметь составлять рассказ по картинкам из 5-6 распространенных предложений).
Вас должно насторожить, если ребенок в 2,5-3 года:
- очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
- имеет сильное слюнотечение;
- не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.) ;
- не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д. ;
- употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» — молоко, «дека» — девочка; говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за».
Причины речевых нарушений могут быть различны.
- Проблемы работы и строения органов участвующих в речевой деятельности (нарушения слуха; аномалии челюстей, зубов; языка, подъязычной альвеолы; твердого/мягкого нёба; амимичность лицевой мускулатуры; чрезмерное слюноотделение).
- Самые различные неблагоприятные факторы или во время внутриутробного этапа развития или во время родов. Очень большое значение имеет то, в какое время произошло неблагоприятное воздействие. На ранних периодах (3-4 месяц беременности) при патогенном воздействии (интоксикация, инфекция и пр.) возникают наиболее тяжелые поражения головного мозга. Те или иные недоразвития зависят от того, какой именно сегмент нервной системы формируется в момент патогенного воздействия. Это могут быть нарушения двигательных, речевых, интеллектуальных или сенсорных функций. Наиболее частые причины, таким образом, это – интоксикации или инфекции матери, токсикоз, асфиксия, родовая травма, резус-конфликт, нервно-психические заболевания, эндокринные болезни будущей матери (гипотиреоз, сахарный диабет и пр.).
- Неблагоприятные факторы жизни матери, предшествующие беременности. Алкоголизм и курение, аборты, наркомания, ранняя половая жизнь, неблагоприятная социальная среда, ведущая к нервно-психической нестабильности будущей матери, венерические заболевания и другие. Например, дети, которые были рождены курящими матерями очень часто болеют поражениями легочной системы, объем легких у таких ребятишек меньше примерно на 5%, коэффициент интеллекта меньше нормы на 9%, вес меньше на 70-150 граммов.
- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Особенно опасны для развития менингит и энцефалит, частые инфекционные заболевания, ранние расстройства желудочно-кишечного тракта.
- Травмы черепа, сопровождающиеся поражением головного мозга.
- Наследственность, генетическая патология. Например: не сращивание верхней губы (заячья губа), не сращение твердого и мягкого неба (волчья пасть), короткая подъязычная уздечка, изменение формы челюсти, патологическое развитие зубов. В случае генетического предрасположения нарушения речи могут возникнуть при малейшем неблагоприятном внешнем воздействии.
- Неблагополучные социальные и бытовые условия. Особенно если это сочетается с генетической предрасположенностью, то вероятность развития речевых патологий очень велика.
Речевые патологии, которые проявляются в тяжелой форме, приводят к тому, что ребенок обладает весьма скудным словарным запасом. Это ограничивает его общение с окружающими, даже если он понимает обращенную к нему речь. Такие малыши неуютно чувствуют себя в коллективе, редко принимают участие в играх со сверстниками. В результате недоразвития речи у них может наблюдаться интеллектуальное отставание, неустойчивое и нестабильное внимание, быстрое забывание материала, ограниченность мышления, сложности, возникающие в процессе припоминания последовательности событий. Все это усложняет обучение — овладение грамотой, арифметическими задачами, письмом. Осознание своей неполноценности делает детей с речевыми нарушениями вялыми, отстраненными и апатичными. Поэтому им необходима своевременная логопедическая помощь.
Крайне важна ранняя диагностика речевых нарушений, поскольку именно она позволяет легче и эффективнее скорректировать дефекты. Обследование ребенка на предмет этой патологии необходимо проводить еще в дошкольном возрасте, иначе потом у него могут возникнуть проблемы с устной и письменной речью — при чтении и письме.
Во многих детских садах существуют логопедические группы, где с детьми проводят логопедические занятия. В некоторых случаях для обследования нездоровых малышей создаются комиссии, в состав которых могут входить также другие специалисты — психолог, невропатолог, хирург, стоматолог. Медики выясняют, какой именно компонент речевой деятельности нарушен: лексика, фонетика или грамматика, а затем назначают соответствующее лечение.
Профилактика речевых нарушений сводится к устранению тех причин, которые впоследствии могут привести к возникновению патологии. Будущим мамам во время беременности необходимо внимательно относиться к своему здоровью, соблюдать режим, больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Также для профилактики речевых нарушений у детей существенное значение имеет своевременное консультирование у специалистов-генетиков.
Вторичная профилактика речевых нарушений проводится в тех случаях, когда первичные меры не «сработали», и у ребенка все же возникла определенная речевая проблема. Основная задача профилактики заключается в том, чтобы не допустить дальнейшего развития нарушений речи. При этом помощь таким детям должна оказываться не только специалистами. Родителям также необходимо постараться приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог справиться с проблемой.
Лечение детей с нарушениями речи должно иметь систематический характер и начинаться как можно раньше, поскольку в дальнейшем исправить имеющиеся проблемы с речью будет гораздо сложнее.



