автор:
Птачек Елена Викторовна – методист,
Клинова Татьяна Владимировна – педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ с. Девлезеркино, ФДО «Лидер»
Методические рекомендации по алгоритму взаимодействия педагога с родительским сообществом в УДО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АЛГОРИТМУ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ В УДО
Птачек Елена Викторовна, методист
Клинова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования
ФДО «Лидер» ГБОУ СОШ с. Девлезеркино, м.р. Челно-Вершинский, Самарская область
Работа с родителями или законными представителями воспитанников дополнительного образования проводится с целью привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Порой эта работа бывает очень даже не простой, в силу ряда причин.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для построения этой работы педагогу необходимо знать и учитывать:
- Цели, задачи и планируемые результаты воспитания.
- Требования ФГОС.
- Обоснование значимости взаимодействия семьи и образовательного учреждения:
– рост запросов родителей к качеству образования детей;
– развитие коммуникативных навыков и высокая информационная культура детей и взрослых;
– педагогическое сопровождение членов семьи в связи с их недостаточной компетентностью в вопросах воспитания;
– актуальность формирования и укрепления традиционных семейных ценностей;
– создание государством условий для духовно-нравственного развития, личностного роста и патриотического воспитания школьников.
- Базовые противоречия между образовательным учреждением и частью родительского сообщества:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ | РОДИТЕЛИ |
Стремление к стандартизации обучающихся с учетом требований ФГОС | Запрос родителей на индивидуализацию ребенка |
Запрос на открытое и конструктивное взаимодействие | Низкий уровень доверия родителей к школе при ощущении своей интеллектуально-педагогической самодостаточности |
Научно-методический системный подход к образованию и воспитанию | Отсутствие у родителей базовых знаний и единой методики в области воспитания |
Реализация государственной идеологии в области образования | Меняющийся коэффициент антигосударственных настроений в обществе |
- Типичные причины неготовности родителей к конструктивному участию в соуправлении образованием детей:
– неумение сформулировать свои претензии и ожидания;
– незнание основ современной образовательной политики;
– неопределенность представлений о формах, методах, процедурах общественной оценки качества образования
- Основные причины «родительских антагонизмов»:
ПРИЧИНА | В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ |
Неграмотность | Методическая неподготовленность выполнять родительские функции |
Инфантилизм | Непонимание своей роли в жизни ребенка, психологическая неготовность выполнять родительские функции |
Цинизм | Отношение к образованию как к услуге, перекладывание ответственности за воспитание своего ребенка |
Деструктивность мышления | Маргинальность, социально-правовой нигилизм, сектантство и иные формы деструктивной идеологии взрослых членов семьи |
- Основные задачи образовательного учреждения по взаимодействию с родителями:
– Установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.
– Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки.
– Объединение усилий для полноценного развития и воспитания.
– Обогащение родителей социально-педагогическими знаниями и активизация их воспитательных компетенций.
- Принципы взаимодействия семьи и образовательного учреждения:
ПРИНЦИП | СОДЕРЖАНИЕ |
Системность | выстраивание системы совместной деятельности педагогов, детей и родителей на основе упорядоченных и взаимосогласованных элементов в соответствии с общими целями и задачами воспитания |
Ценностно-смысловое самоопределение | развитие совместной деятельности детей и взрослых и отношений друг к другу на основе национальных культурных, семейных и социальных ценностей |
Дифференцированность | индивидуальный подход к взаимодействию с различными категориями семей учащихся (проблемными, многодетными, семьями мигрантов, асоциальными семьями и т.д.) в соответствии с особенностями и способами решения их социально-педагогических проблем |
Социальное партнерство | педагогическое сотрудничество субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся и родителей) на основе диалога с целью выработки единой стратегии совместных действий |
Технологичность | использование педагогических технологий, включающих взаимосвязанные этапы деятельности в соответствии с целями взаимодействия педагогов, детей и родителей |
Единое информационное пространство | формирование упорядоченной совокупности потоков социально-педагогической информации, способствующей результативному решению проблем взаимодействия семьи и образовательного учреждения |
- Текущую социально-демографическую и политическую ситуацию в стране.
Практическая часть
Шаг 1. Составить социально-демографические портреты семей с учётом следующих параметров:
ПАРАМЕТРЫ | СОДЕРЖАНИЕ |
Демографический | Состав и структура семьи |
Социально-культурный | Образовательный уровень родителей и степень их участия в общественной жизни |
Нормативно-методический | Уровень правовой и методической грамотности родителей в области содержания и воспитания ребенка |
Социально-экономический | Занятость родителей на работе, вид деятельности, профессия, имущественное положение. |
Технико-гигиенический | Условий проживания и особенностей физического образа жизни членов семьи |
Полученные результаты позволят понять индивидуальные особенности семей и учитывать их при работе с родительским активом и детьми.
Шаг 2. Проанализировать участие образовательного учреждения в жизни родителей:
– качество информационного обеспечения, наличие системы обратной связи и ее качество;
– просветительская работа, проведение открытых занятий и иных «показательных» мероприятий;
– наличие системы мотивации, уровень и качество вовлечения родителей в жизнь образовательного учреждения;
Шаг 3. Замерить уровень родительской активности в учреждении и вести мониторинг:
– анкеты-опросники для «точки входа» и «точки выхода» замеров;
– беседа с педагогами, администрацией учреждения;
Шаг 4. Изучить состояние ЛНА образовательной организации, определить необходимость принятия или редактирования соответствующих НЛА для регулирования взаимодействия учреждения с родительским сообществом.
Шаг 5. Выявить или сформировать родительский актив с помощью:
– бесед с педагогами, администрацией
В родительский актив желательно включать именно тех родителей, кто не только готов взаимодействовать с учреждением, но и в состоянии делать это конструктивно.
Шаг 6. Правильно определить и использовать родительский ресурс:
РЕСУРС | СОДЕРЖАНИЕ |
Педагогический | могут и должны оказывать помощь педагогу в реализации различных педагогических задач в формате семейного воспитания |
Организаторский | привлекаются в качестве организаторов/соорганизаторов мероприятий |
Волонтерский | привлекаются в качестве помощников организатора образовательных событий по распределенным задачам, а также в качестве непосредственных участников мероприятий |
Административный | имеют административно-управленческие возможности в различных сферах, могут поддержать, пролоббировать или подстраховать те или иные инициативы учреждения |
Экспертный | имеют возможность профессионально отнестись к соответствующим инициативам или мероприятиям, помочь в разработке концепции, оказать методическую (экспертную) помощь в проведении |
Материальный | являются источником целевого финансирования текущих задач учреждения |
Информацию о родительском активе можно внести в таблицу:
№ | ФИО
Родителя, возраст |
ФИО, класс ребенка, классный руководитель | Тел.,
e-mail, соцсети |
Образование,
Учебное заведение |
Должность,
место работы, увлечения |
Степень участия в жизни школы | Ресурсность (чем может помочь) | Иное |
Шаг 7. Создание приучрежденческих родительских «ресурсных центров» – как деятельностный аналог родительских советов. Профессиональные возможности родителей могут помочь в решении сложных или комплексных задач, например:
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ | ВОЗМОЖНОСТИ |
Юрист | – проведение для воспитанников бесед, консультаций по правовой грамотности |
Строители, дизайнеры | – модернизации учрежденческого пространства |
Сотрудники силовых и военных ведомств | – организация военно-спортивных и туристических мероприятий |
Владельцы автосалонов, занятые в государственном транспортном секторе | – организация перевозок детей |
Шаг 8. Разработать систему комплексного информационного обеспечения родителей с учетом их информационных запросов.
Задачи информационного обеспечения:
– пресс-релизы планируемых мероприятий, разъяснение их педагогического значения и ожидаемых результатов;
– пост-релизы проведенных мероприятий, фото- и видеоотчеты, выражение благодарности участникам;
– изменения в расписание занятий и иные организационные и образовательные события;
– муниципальные и региональные мероприятия;
– популяризация опыта и достижения других учреждений УДО.
– общение педагогических работников с родителями по взаимодействию и сотрудничеству.
Для систематизации задачи по информированию родительской общественности подлежащие освещению мероприятия можно заносить в отдельную таблицу, например:
ДАТА | ОБЩЕУЧРЕЖДЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | МЕРОПРИЯТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ УДО |
14.09.2024 | Д/о «Росток» «Праздник урожая» | |
20.09.2024 | День Туризма «Спортивная семейка» | Д/о «Вдохновение» «Не хлебом единым жив человек» конкурс |
05.10.2024 | Праздничный концерт ко Дню учителя |
Ресурсы информационного обеспечения:
– сайт и социальные сети учреждения – с разбивкой на тематические подкасты и с удобной навигацией;
– родительская группа в мессенджерах (Вотсап, Телеграм, Вайбер и др.);
– информационный стенд в детских объединениях;
– адресная рассылка просветительских, методических и информационных материалов;
– личные и коллективные информационно-просветительские встречи (беседы, круглые столы и др.).
Шаг 9. Определить и зафиксировать педагогические задачи и мероприятия, в реализацию которых могут/должны быть вовлечены родители обучающихся:
№ | Дата | Мероприятие | Место проведения | ФИО родителя | Функция
родителя |
Результаты проведения | Примечания |
Далее необходимо согласовать разработанный план мероприятий, при необходимости скорректировать план с учетом пожеланий всех заинтересованных лиц.
Шаг 10. Презентовать планируемые мероприятия на методическом объединении, объяснить актуальность этих мероприятий для воспитанников, попросить представителей родительского сообщества поддержать данные инициативы и попросить активировать родителей принять участие в мероприятиях.
Шаг 11. Создать традицию неформальных мероприятий с родителями: выезды на природу, пикники, посещение культурно-массовых мероприятий, тренинги, проведение семейных фестивалей, конкурсов, праздников, игровые активности и т.д.
Данный формат взаимодействия позволяет не только активировать сплачивать родительское сообщество, но и повышает коэффициент его лояльности к учреждению, а также позволяет в процессе отдыха решать текущие образовательные задачи. Регулярность таких мероприятий и популяризация их в медийном пространстве учреждения способствует вовлечению в родительский актив новых членов.
Шаг 12. Организация «родительских всеобучей»:
– в формате прямого взаимодействия (диалоговое общение, беседы, лектории, дискуссии, диспуты, мастер-классы для родителей, обмен опытом, дистанционные формы взаимодействия, согласование подходов к нестандартным ситуациям и др.);
– с помощью самообразования (консультаций, практикумов родительского мастерства и т.д.).
Шаг 13. Организация профориентационных мероприятий с привлечением родителей.
Шаг 14. Простроить взаимодействие с родительскими объединениями других образовательных учреждений, обмен опытом и заимствование практик и механизмов решения задач и проблем. Разработка сетевого взаимодействия, в том числе – дистанционными форматами (обмен файлами, взаимное предоставление доступа к ресурсам, создание общих тематических чатов и др.).
Формы консультационно-просветительской работы с родителями:
На групповом уровне:
№ | ФОРМА | СОДЕРЖАНИЕ |
1 | Вовлечение родителей в образовательный процесс | – родительские собрания, в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания;
– родительские дни, когда возможно посещение родителями занятий для получения представления о ходе образовательного процесса и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников |
2 | Повышение психолого–педагогической компетентности родителей | – родительские собрания – 4 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения воспитанников к собственному образованию и «образовыванию» как личности, качества достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах деятельности;
– родительские форумы на интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации специалистов и педагогов |
На индивидуальном уровне:
– участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка;
– помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности;
– индивидуальные консультации родителей или законных представителей воспитанников с педагогами, администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ФГОС ОО и коррекции поведения обучающегося.
Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное пространство жизни образовательного учреждения через совместную деятельность родителей и воспитанников.