Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Птачек Елена Викторовна – методист,
Клинова Татьяна Владимировна – педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ с. Девлезеркино, ФДО «Лидер»

Методические рекомендации по алгоритму взаимодействия педагога с родительским сообществом в УДО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

ПО АЛГОРИТМУ 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ПЕДАГОГА  С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ В  УДО

Птачек Елена Викторовна, методист

Клинова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования

ФДО «Лидер» ГБОУ СОШ с. Девлезеркино, м.р. Челно-Вершинский, Самарская область

 

Работа с родителями или законными представителями воспитанников дополнительного образования проводится с целью привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Порой эта работа бывает очень даже не простой, в силу ряда причин. 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Для построения этой работы педагогу необходимо знать и учитывать:

 

  • Цели, задачи и планируемые результаты воспитания.

 

  • Требования ФГОС.

 

  • Обоснование значимости взаимодействия семьи и образовательного учреждения:

– рост запросов родителей к качеству образования детей;

– развитие коммуникативных навыков и высокая информационная культура детей и взрослых; 

– педагогическое сопровождение членов семьи в связи с их недостаточной компетентностью в вопросах воспитания;

– актуальность формирования и укрепления традиционных семейных ценностей;

– создание государством условий для духовно-нравственного развития, личностного роста и патриотического воспитания школьников.

 

  • Базовые противоречия между образовательным учреждением и частью родительского сообщества
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОДИТЕЛИ
Стремление к стандартизации обучающихся с учетом требований ФГОС Запрос родителей на индивидуализацию ребенка
Запрос на открытое и конструктивное взаимодействие Низкий уровень доверия родителей к школе при ощущении своей интеллектуально-педагогической самодостаточности
Научно-методический системный подход к образованию и воспитанию Отсутствие у родителей базовых знаний и единой методики в области воспитания
Реализация  государственной идеологии в области образования Меняющийся коэффициент антигосударственных настроений в обществе

 

  • Типичные причины неготовности родителей к конструктивному участию в соуправлении  образованием детей:

– неумение сформулировать свои претензии и ожидания;

– незнание основ современной образовательной политики;

– неопределенность представлений о формах, методах, процедурах общественной оценки качества образования 

  • Основные причины «родительских антагонизмов»:
ПРИЧИНА В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ
Неграмотность Методическая неподготовленность выполнять родительские функции
Инфантилизм Непонимание своей роли в жизни ребенка, психологическая неготовность выполнять родительские функции
Цинизм Отношение к образованию как к услуге, перекладывание ответственности за воспитание своего ребенка 
Деструктивность мышления Маргинальность, социально-правовой нигилизм, сектантство и иные формы деструктивной идеологии взрослых членов семьи

 

  • Основные задачи образовательного учреждения по взаимодействию с родителями:

– Установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося.

– Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки.

– Объединение усилий для полноценного развития и воспитания.

– Обогащение родителей социально-педагогическими знаниями и активизация их воспитательных компетенций.

  • Принципы взаимодействия семьи и образовательного учреждения:
ПРИНЦИП СОДЕРЖАНИЕ
Системность выстраивание системы совместной деятельности педагогов, детей и родителей на основе упорядоченных и взаимосогласованных элементов в соответствии с общими целями и задачами  воспитания
Ценностно-смысловое самоопределение развитие совместной деятельности детей и взрослых и отношений друг к другу на основе национальных культурных, семейных и социальных ценностей
Дифференцированность индивидуальный подход к взаимодействию с различными категориями семей учащихся (проблемными, многодетными, семьями мигрантов, асоциальными семьями и т.д.) в соответствии с особенностями и способами решения их социально-педагогических проблем
Социальное партнерство педагогическое сотрудничество субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся и родителей) на основе диалога с целью выработки единой стратегии совместных действий
Технологичность использование педагогических технологий, включающих взаимосвязанные этапы деятельности в соответствии с целями взаимодействия педагогов, детей и родителей
Единое информационное пространство формирование упорядоченной совокупности потоков социально-педагогической информации, способствующей результативному решению проблем взаимодействия семьи и образовательного учреждения

 

  • Текущую социально-демографическую и политическую ситуацию в стране.

 

Практическая часть

 

Шаг 1. Составить социально-демографические портреты семей с учётом следующих параметров: 

ПАРАМЕТРЫ СОДЕРЖАНИЕ
Демографический Состав и структура семьи
Социально-культурный Образовательный уровень родителей и степень их участия в общественной жизни
Нормативно-методический Уровень правовой и методической грамотности родителей в области содержания и воспитания ребенка
Социально-экономический Занятость родителей на работе, вид деятельности, профессия, имущественное положение. 
Технико-гигиенический Условий проживания и особенностей физического образа жизни членов семьи

 

           Полученные результаты позволят понять индивидуальные особенности семей и учитывать их при работе с родительским активом и детьми.

 

Шаг 2. Проанализировать участие образовательного учреждения в жизни родителей:

– качество информационного обеспечения, наличие системы обратной связи и ее качество;

– просветительская работа, проведение открытых занятий и иных «показательных» мероприятий;

– наличие системы мотивации, уровень и качество вовлечения родителей в жизнь образовательного учреждения;

 

Шаг 3. Замерить уровень родительской активности в учреждении и вести мониторинг:

– анкеты-опросники для «точки входа» и «точки выхода» замеров;

– беседа с педагогами, администрацией учреждения;

 

Шаг 4. Изучить состояние ЛНА образовательной организации, определить необходимость принятия или редактирования соответствующих НЛА для регулирования взаимодействия учреждения с родительским сообществом.

           

Шаг 5. Выявить или сформировать родительский актив с помощью: 

– бесед с педагогами, администрацией 

В родительский актив желательно включать именно тех родителей, кто не только готов взаимодействовать с учреждением, но и в состоянии делать это конструктивно. 

 

Шаг 6. Правильно определить и использовать родительский ресурс: 

РЕСУРС СОДЕРЖАНИЕ
Педагогический могут и должны оказывать помощь педагогу в реализации различных педагогических задач в формате семейного воспитания
Организаторский привлекаются в качестве организаторов/соорганизаторов мероприятий
Волонтерский привлекаются в качестве помощников организатора образовательных событий по распределенным задачам, а также в качестве  непосредственных участников мероприятий
Административный имеют административно-управленческие возможности в различных сферах, могут поддержать, пролоббировать или подстраховать те или иные  инициативы учреждения
Экспертный имеют возможность профессионально отнестись к соответствующим инициативам или мероприятиям, помочь в разработке концепции, оказать методическую (экспертную) помощь в проведении
Материальный являются источником целевого финансирования текущих задач учреждения

 

Информацию о родительском активе можно внести в таблицу:

ФИО

Родителя, возраст

ФИО, класс ребенка, классный руководитель Тел., 

e-mail, соцсети

Образование,

Учебное заведение

Должность,

место работы,

увлечения

Степень участия в жизни школы Ресурсность (чем может помочь) Иное

 

Шаг 7. Создание приучрежденческих родительских «ресурсных центров» – как деятельностный аналог родительских советов. Профессиональные возможности родителей могут помочь в решении сложных или комплексных задач, например:

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТИ
Юрист – проведение для воспитанников бесед, консультаций по правовой грамотности
Строители, дизайнеры – модернизации учрежденческого пространства
Сотрудники силовых и военных ведомств – организация  военно-спортивных и туристических мероприятий
Владельцы автосалонов, занятые в государственном транспортном секторе – организация перевозок детей

 

Шаг 8. Разработать систему комплексного информационного обеспечения родителей с учетом их информационных запросов.

Задачи информационного обеспечения:

– пресс-релизы планируемых мероприятий, разъяснение их педагогического значения и ожидаемых результатов;

– пост-релизы проведенных мероприятий, фото- и видеоотчеты, выражение благодарности участникам;

– изменения в расписание занятий и иные организационные и образовательные события;

– муниципальные и региональные мероприятия;

– популяризация опыта и достижения других учреждений УДО.

– общение педагогических работников с родителями по взаимодействию и сотрудничеству. 

           Для систематизации задачи по информированию родительской общественности подлежащие освещению мероприятия можно заносить в  отдельную таблицу, например:      

ДАТА ОБЩЕУЧРЕЖДЕНЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ УДО
14.09.2024 Д/о «Росток» «Праздник урожая»
20.09.2024 День Туризма «Спортивная семейка»  Д/о «Вдохновение» «Не хлебом единым жив человек» конкурс
05.10.2024 Праздничный концерт ко Дню учителя

 

Ресурсы информационного обеспечения:

– сайт и социальные сети учреждения – с разбивкой на тематические подкасты и с удобной навигацией;

– родительская группа в мессенджерах (Вотсап, Телеграм, Вайбер и др.);

– информационный стенд в детских объединениях;

– адресная рассылка просветительских, методических и информационных материалов;

– личные и коллективные информационно-просветительские встречи (беседы, круглые столы и др.). 

 

             Шаг 9. Определить и зафиксировать педагогические задачи и мероприятия, в реализацию которых могут/должны быть вовлечены родители обучающихся:

Дата  Мероприятие Место проведения ФИО родителя Функция

родителя

Результаты проведения Примечания

 

           Далее необходимо согласовать разработанный план мероприятий, при необходимости скорректировать план с учетом пожеланий всех заинтересованных лиц. 

 

Шаг 10. Презентовать планируемые мероприятия на методическом объединении, объяснить актуальность этих мероприятий для воспитанников, попросить представителей родительского сообщества поддержать данные инициативы и попросить активировать родителей принять участие в мероприятиях.

 

Шаг 11. Создать традицию неформальных мероприятий с родителями: выезды на природу, пикники, посещение культурно-массовых мероприятий, тренинги, проведение семейных фестивалей, конкурсов, праздников, игровые активности и т.д.   

 

        Данный формат взаимодействия позволяет не только активировать сплачивать родительское сообщество, но и повышает коэффициент его лояльности к учреждению, а также позволяет в процессе отдыха решать текущие образовательные задачи. Регулярность таких мероприятий и популяризация их в  медийном пространстве учреждения способствует вовлечению в родительский актив новых членов.

 

Шаг 12. Организация «родительских всеобучей»: 

 

– в формате прямого взаимодействия (диалоговое общение, беседы, лектории, дискуссии, диспуты, мастер-классы для родителей, обмен опытом, дистанционные формы взаимодействия, согласование подходов к нестандартным ситуациям и др.);

– с помощью самообразования (консультаций, практикумов родительского мастерства и т.д.). 

 

Шаг 13. Организация профориентационных мероприятий с привлечением родителей.

 

Шаг 14. Простроить взаимодействие с родительскими объединениями других образовательных учреждений, обмен опытом и заимствование практик и механизмов решения задач и проблем. Разработка сетевого взаимодействия, в том числе – дистанционными форматами (обмен файлами, взаимное предоставление доступа к ресурсам, создание общих тематических чатов и др.).

Формы консультационно-просветительской работы с родителями:

На групповом уровне:

ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ
1 Вовлечение родителей в образовательный процесс – родительские собрания, в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания;

– родительские дни, когда возможно посещение родителями занятий для получения представления о ходе образовательного процесса и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников

2 Повышение психолого–педагогической компетентности родителей  – родительские собрания – 4 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения воспитанников к собственному образованию и «образовыванию» как личности, качества  достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах деятельности;

– родительские форумы на интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации специалистов и педагогов

 

На индивидуальном уровне:

– участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка;

– помощь со стороны родителей в подготовке и проведении  мероприятий воспитательной направленности;

– индивидуальные консультации родителей или законных представителей воспитанников с педагогами, администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ФГОС ОО и коррекции поведения обучающегося.

Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное пространство жизни образовательного учреждения через совместную деятельность родителей и воспитанников.