Психолого-педагогические аспекты нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из важных составляющих современных приоритетов, принципов, основных направлений в области государственной национальной образовательной политики Российской Федерации.
В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов:
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ;
«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р
ФГОС всех уровней образования
Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»
Государственный и социальный заказ направлен на формирование у детей, молодежи таких социально значимых качества личности, взглядов и убеждений, как
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Гражданственность – это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов. Данное определение может быть применимо для людей взрослых, так как психологическое образование «ответственности и готовности идти на жертвы» – определение, характерное для сформированных, взрослых людей (как правило, новообразование ответственности за свои поступки и устойчивости убеждений должно быть сформировано у человека к совершеннолетию 21-25 лет). Мы сегодня поговорим с вами о предшественнике и основе этого – формировании патриотических чувств.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Известны педагогические принципы и задачи патриотического воспитания.
Хочу обратить внимание на фундаментальные 3 позиции: никогда, при всех наших усилиях невозможно воспитать патриота из человека, не любящего и не уважающего своих родителей, близких, не сопереживающего бессловесным созданиям природы, не уважающего чужой труд. Все последующие составляющие вытекают из этих базовых принципов. А эти образовательные задачи в программах дошкольного образования обозначены, начиная с раннего возраста.
Кроме этого, механизм нравственно – патриотического воспитания складывается из знаний, чувств (отношения), на основе которых формируется поведение.
И тут так же хочу остановиться на том, что эмоциональная составляющая связующее звено в механизме по той причине, что знания могут остаться формальным багажом информации, если нет эмоционального отклика у детей. Кроме этого, психологическая основа установления связей в коре головного мозга при освоении знаний складывается из множества: зрительного, слухового, обонятельного, тактильного восприятий. В этом случае чем больше связей, тем лучше усваивают изучаемый материал дети, и если мы к этим связям добавим еще и эмоциональные компоненты, и «нити», то иногда они могут стать решающими при усвоении знаний нашими воспитанниками.
Система патриотического воспитания сложилась в детском саду еще в конце 90-х годов (кстати она называлась «Граждановедение»), многие элементы которой используются в качестве дидактических единиц и в настоящее время, но как мы с вами рассмотрели ранее, о формировании гражданственности говорить еще рано – это психологическое образование гораздо более взрослого человека, а вот воспитание патриотических чувств – это вопросы дошкольного образования.
В наши дни произошли некоторые изменения в системе образования и в национальной политике государства. Изменились не только термины, но и сама суть информации (совсем недавно было популярно такое иностранное понятие, как толерантность, которое не нашло поддержку в обществе, и было заменено на любовь, уважение, дружбу и признание, и таких примеров не мало.)
Педагоги детского сада стараются организовать образовательные предложения (занятия) не только в интересной игровой форме, но и не забывают включать эмоциональные составляющие к предлагаемым и обсуждаемым событиям.
Работа с семьей направлена на сплочение семей, совместную деятельность детей и взрослых: спортивные соревнования, народные игры, утренники, чествование семей, поддержка талантов, мастер-классы и консультации на улучшение психологической атмосферы в семьях воспитанников, развитие ответственного и осознанного родительства. Когда старшие участники образовательного процесса чувствуют взаимную заинтересованность друг в друге – происходит тесное сотрудничество, родители стараются включиться в образовательный процесс, предлагают свои идеи совместных мероприятий.
В работе по воспитанию любви к родному городу и краю большую помощь оказывает работа по муниципальным проектам, экскурсии, беседы. В работе коллектива становятся популярными социальные акции такие как «Солнышко в ладошке», «Цветы к 8 Марта», «Цветок ветерану» и др. Так же инициатива родителей и педагогов добавляет некоторые еще дополнительные мероприятия. Так 22 марта к Дню воды ребята вместе с педагогами и родителями создали буклет «Берегите воду» который в последствии был детьми подарен знакомым и прохожим на улицах города.
Уважение к труду взрослых и любовь к природе и всему живому так же реализуется при проведении целевых и тематических прогулок, экскурсий. У детей возникают особые эмоции при общении с представителями отдельных профессий на рабочих местах, появляется исследовательский интерес.
Развитие интереса к национальным традициям и промыслам педагоги стараются поддерживать при посещении выставок декоративно – прикладного искусства, которые проводятся в г. Чебоксары. Очень часто приезжают настоящие мастера из других регионов нашей Родины, где у детей появляется возможность самим приобщиться к образцам искусства и увидеть настоящий процесс выполнения работ. Кроме этого на территории республики активно работают около 19 национально – культурных объединений, представляющих культуру народов России, дальнего и ближнего зарубежья, которые не откажут вам в проведении культурно – просветительских мероприятий.
Формирование уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям педагоги проводят проведением тематических дней таких как «День друзей», «День объятий», «День добрых дел» и др. Старшие ребята охотно оказывают помощь малышам, проводят так же добровольческие акции, показывают спектакли, концерты и т.д. на территории не только детского сада, но и в образовательных учреждениях сетевого кластера (ДОУ для детей с ОВЗ, музыкальной школе).
Воспитанники стараются принять участие так же и в общественной жизни города, республики.
В заключение я хочу отметить, что данная работа по нравственно – патриотическому воспитанию ведется всеми учреждениями дошкольного образования не один год, но если опыт работы и те акценты в работе, которые расставляют педагогами нашего образовательного учреждения, пригодятся вам, то мы будем очень рады.