автор: Пряникова Светлана Николаевна
Воспитатель
ГБОУ ООШ № 4 СП «Детский сад «Жар-птица», г. Новокуйбышевск
Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр
Тема: « Развитие речевой активности детей раннего
возраста посредством коммуникативных игр»
(Слайд № 1)
Представляю вашему вниманию презентацию на тему:
Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
(Слайд № 2)
Речь – тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Всем известно, что речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики. В последние годы, вследствие высокой занятости родителей и повсеместного использования технических средств коммуникации, наблюдается тенденция снижения качества развития речи, коммуникативных навыков детей. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на просмотре телевизора, игровых приставках и компьютерных играх, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках развития речевой активности детей особое значение имеет именно ранний возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей раннего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом развития речевой активности, что обусловлено ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
В коммуникативных дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
«Игра с колокольчиком»
Цель: в игровой форме учить ребенка называть свое имя и имена других детей.
(Слайд № 3)
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
(Слайд) № 4
Для изучения животного мира и формирования умения рассказывать о происходящем вокруг, я использую игру «Кто пришел к нам в гости?». Цель игры научить детей угадывать изображаемых животных по их характерным особенностям. Одни малыши с большим удовольствием изображают животных, а другие угадывают их, тем самым развивают речь, память и мышление.
(Слайд) № 5
Коммуникативная дидактическая игра «В гости к детям на обед»
Целью этой игры является формирования понятия: для чего нужна посуда. Мы учимся классифицировать посуду, запоминаем названия предметов посуды, для чего используют. Учимся играть сообща.
(Слайд) № 6
Очень любят малыши игру «Поезд»
Собирая «вагончики» и передвигаясь, мы формируем правильное речевое дыхание, ускоряя и замедляя темп. В пути мы поем песенки, проговариваем каждую «остановку», на которой малышей ждет новая игра.
(Слайд) № 7
Дидактическая игра «Цветная полянка»
Цель: закреплять названия цветов, продолжать формировать понятие «один-много».
Коммуникативная игра «Кукла Катя заболела»
Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость; учить детей слушать стихотворение, сопровождаемое показом игрушек. Учить самостоятельно подбирать игрушки для игры.
(Слайд) № 8
Для речевой активности малышей я провожу игру «Магазин игрушек»
Цель: побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – продает, покупатель – покупает). Пополнять словарь детей новыми словами, обозначающими названия игрушек. Закреплять знания детей стихов А. Барто.
(Слайд) № 9
В игре «Магазин фруктов и овощей» мы учимся формировать понятия фрукты и овощи. Классифицируем фрукты и овощи по основным признакам – цвету, форме, вкусовым качествам, тем самым активизируем речь.
(Слайд) № 10
Подвижная игра «Карусели» способствует проговариванию детьми стихотворения, выполнению действий согласно тексту.
(Слайд) № 11
Коммуникативные игры прививают детям основные культурно-гигиенические навыки. Одна из таких игр «Я умею одеваться»
Цель: пополнить словарь детей новыми существительными, обозначающими предметы одежды и обуви. Учить находить предметы одежды по словесному описанию воспитателя.
(Слайд) № 12
Научить детей отвечать на вопросы «Кто?», «Что?» помогает игра «Мы рассматриваем картинки». Самостоятельное рассматривание картинок способствует общению детей, развитию речи.
(Слайд) № 13
Чтение сказок — мощное средство для всестороннего развития ребенка. Оно обогащает словарный запас, активизирует речь. Обсуждение прочитанного позволит лучше мыслить, разовьет логику, научит анализировать. Пересказ поможет ребенку связно излагать мысли и улучшит память. Игры в сказку, создание творческих поделок повысят уверенность в себе, разовьют воображение и художественный дар. Наши ребята замечательные артисты, мы с ними ставим представления по рассказам любимых сказок: «Теремок», «Курочка ряба» и т.д.
(Слайд) № 14
Таким образом можно сделать вывод, что коммуникативные игры направлены на развитие навыков общения. Используя современные формы и методы общения, основанные на использовании коммуникативных игр и игровых упражнений, можно поддерживать детскую мотивацию на межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии речевой активности у наших малышей.
(Слайд) № 15
Спасибо за внимание.