автор: Просвиркина Вера Анатольевна

Учитель русского языка и литературы МАОУ Петелинская СОШ “Коктюльская СОШ”

Воспитание любви к своему краю, чувства долга и ответственности за свои поступки на основе краеведения.

   Воспитание любви к своему краю, чувства долга и ответственности за свои поступки  на основе краеведения.

         

(Просвиркина В. А., учитель русского языка и литературы)

                                         

«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»

                                                                                      Д.С. Лихачёв

   

 Современное общество начинает испытывать сегодня глубокий духовный кризис, так как  во главу угла поставлены материальные блага, поэтому характерными чертами сегодняшнего социума являются такие как: нравственная деградация, меркантильность, эгоизм.  Следовательно,  первостепенной задачей современной школы становится сегодня духовно-нравственное развитие и воспитание.

  Основными направлениями  духовно-нравственного воспитания являются следующие:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека. Ценностные ориентиры данного направления: любовь к своему народу, своему краю, к России, чувство долга и ответственности за свою страну, за свои поступки, поведение; потребность в труде, в гуманном отношении к  окружающим.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценностные ориентиры: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость и милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

   Основой духовно-нравственного  воспитания в школе должно стать, прежде всего, краеведение – изучение истории родного края. Это – то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, моё село, мой район, моя страна – вот этапы становления  духовно-нравственной личности.

 В филиале «Заводопетровская СОШ» имеется богатый школьный музей. В нём представлены экспозиции, рассказывающие об истории села с самого его возникновения: «История стеклозавода «Коммунар», «История школы»,

« Человеку по работе воздаётся честь»,   «В мире литературы и искусства»,

« Они сражались за Родину»,   «Павшим героя СЛАВА», «Промыслы нашего села» и др.

 На основе краеведческого материала в школе создано много исследовательских проектов, которые систематически используются во внеклассной работе.

 Формированию таких духовно-нравственных ценностей, как любовь к Родине, к своему краю, чувство долга и ответственности за свои поступки,  служит исследовательская работа «Егоров Закир – воин-интернационалист». Жизнь Егорова Закира, нашего земляка, – это яркий наглядный пример истинного патриота, безмерно любившего свой край, своих родителей, братьев, мечтавшего с детства совершить подвиг – подвиг во имя Родины.

 «Мы, поколение 21 века, должны быть благодарны и тем, кто защищал нашу страну от фашистов в годы Великой Отечественной войны, и тем, кто погиб, выполняя свой  интернациональный долг, тем более эта тема касается Ялуторовского района, нашего родного села, нашей школы, ведь Егоров Закир Халитович закончил Заводопетровскую школу, в которой сейчас учимся мы»

– такими словами начинался торжественный митинг 21 апреля 2015 года, посвящённый открытию мемориальной доски Егорову Закиру. Во время этого мероприятия учащиеся школы познакомились не только с этапами короткой жизни Закира, они испытали гордость и волнение, ведь Закир учился в стенах Заводопетровской школы, в которой сейчас учатся они.

 При написании исследовательской работы, мы встречались с родителями Закира, с братьями, с друзьями, учителями. По рассказам и тёплым  воспоминаниям людей, хорошо знавших Закира, перед нами предстаёт образ симпатичного юноши, который с детства, как сказала о нем учитель русского языка и литературы Стародумова Валентина Владимировна, «был полным человеком». «Разносторонний и целеустремлённый, трудолюбивый и добросовестный, спокойный и рассудительный, ответственный и серьёзный. Никогда не был высокомерным, но всегда держался с достоинством. Вспоминая его, ещё мальчишку-школьника, понимаешь, что именно такие, как он, и плечо подставят, а не подножку, и данное слово обязательно сдержат, и не подведут в трудную минуту.

  Так и оказалось в жизни. А жизнь его, по сути, только начиналась. И он оказался готовым к тому, что ему пришлось пережить, и выполнить до конца воинский долг. Именно внутренняя собранность, чувство ответственности, долга сделали его героем.

 О нём обязательно должны знать сегодняшние школьники. Ведь Закир Егоров не какой-то далёкий мифический герой, а наш родной и близкий человек. Его помнят родные, односельчане, одноклассники, учителя. Он учился в нашей школе, ходил по нашим улицам, а когда пришло время, просто и незаметно сделал то, что было нужно и тем самым шагнул в бессмертие». Он, по словам классного руководителя Городничевой Татьяны Михайловны,  « никогда никого не обижал, но и себя в обиду не давал». Такие люди, как Закир, и «..плечо подставят, а не подножку, и данное слово обязательно сдержат, и не подведут в трудную минуту».

  Духовность – это чувство безмерной любви к своему народу. Современному обществу нужны патриоты. Мама Закира, Егорова Рафия Маликовна, сказала о своём сыне:  «Он был всегда настоящим патриотом. Однажды, когда в сентябре копали картошку, прямо в огороде сказал: «Мама, я пойду служить в Афганистан. Я всё равно этого добьюсь, пусть я погибну».

   Каждый год в нашей школе 15 февраля проходят уроки мужества, посвящённые воинам-интернационалистам. Каждый год мы вспоминаем Закира Егоров. Все уроки заканчиваются фразой: «Мы помним тебя, Закир!»

  В мае 2016 в нашей школе была открыта ещё одна мемориальная доска – «Согретые Сибирью».  

 В музее нашей школы хранятся перепечатанные письма, датированные 1942-1944 годами. Эти письма представляют собой переписку Юрия Васильевича Бойченко, эвакуированного из Ленинграда, с его мамой. В нашем селе в 1941 году была образована школа-интернат, где жили и учились дети-ленинградцы. В 2009 году учащиеся нашей школы написали исследовательскую работу «Ленинградские дети в Заводопетровске». Работа была напечатана в сборнике «Явлу-тур», о ней упоминается в «Согретые Сибирью». В ходе работы над проектом учащиеся проанализировали письма Юрия Васильевича Бойченко, изучили статья Татьяны Курыновой «Я из времён, что роднили Сибирь с Ленинградом», напечатанную в газете «Ялуторовская жизнь» от 14 октября 1993 года, беседовали с жителями Заводопетровска, которые до сих пор помнят детей из Ленинграда. Таким образом, воссоздали историю пребывания ленинградских детей в Заводопетровске. Примечательно то, что жили эти дети в школе, именно в том кабинете, где сейчас находится музей. Работа используется на уроках мужества, классных часах, на мероприятиях, посвящённых Дню победы. Она, безусловно,  формирует у учащихся гордость за своё село, свой край.

  Воспитывая любовь к  малой Родине, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края с Родиной, помогаем  уяснить  единство Заводопетровска с историей и жизнью нашей страны, принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

  Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, изучение краеведческого материала является  важным средством духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.