автор: Прокофьева Альбина Рамилевна
Учитель- логопед МБДОУ Детский сад №209
Персональный сайт учителя- логопеда
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов с применением информационно- коммуникационных технологий
Усилия Министерства образования и науки Российской Федерации сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Также дети, имеющие речевые нарушения, но не посещающие детский сад по разным причинам, также лишены занятий с учителем — логопедом. Часто родители этих детей сами становятся учителями для своих детей.
Сегодня современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями.
Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, организацию помощи в обучении. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами.
Создание персонального сайта становится в этом случае необходимостью.
На сайте могут быть размещены, необходимая литература, различные логопедические странички, статьи-консультации, советы, рекомендации, подсказки родителям. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей (законных представителей) детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей (законных представителей) детей – логопатов, посещающих речевые группы, а так же в рамках всеобуча для родителей (законных представителей), чьи дети не охвачены дошкольным образованием, активно использовать ИКТ при выполнении заданий учителя- логопеда.
Коррекционная работа основана на программах, составленным в соответствии с ФГОС ДО: «Коррекционно – развивающая работа в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет» Нищевой Н.В., «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина
Цель: Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя-логопеда ДОУ совместно с семьей.
Задачи:
- Создать условия для активного сотрудничества всех участников образовательного процесса (дети, родители (законные представители), учитель- логопед), в том числе, детей неохваченных дошкольным образованием .
- Эффективно использовать дистанционную форму сотрудничества между родителями(законными представителями), учителем- логопедом и ребенком.
- Размещение на сайте необходимых информационных материалов, решающих вопросы коррекционного развития детей с ТНР
- Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения детей с ТНР.
- Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах коррекционо- развивающего образования детей с ТНР, являющегося необходимым условием успешного развития ребенка.
Родители нередко сами отстраняются от работы по упражнению и закреплению правильной речи, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
При работе с детьми с ОВЗ необходима постоянная обратная связь с родителями. Полноценно реализовать такие контакты мне раньше не представлялось возможным. Интерактивные технологии позволяют это сделать, например, при помощи персонального сайта учителя.
Сайт — это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.
При необходимости учитель-логопед может ежедневно консультировать родителей (законных представителей). Любой из них может задать интересующий вопрос учителю-логопеду, оперативно получить на него ответ при помощи обратной связи в чате на сайте учителя-логопеда.
На моем персональном сайте «Говоруша» родители (законные представители) получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить логопедические упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Наглядные рекомендации родителям по организации домашней работы (артикуляционная гимнастика, речевые и пальчиковые игры — упражнения, приемы и средства) с детьми необходимы для того, чтобы как можно нагляднее, а значит точнее передать все особенности, тонкости развивающей логопедической работы. Родители (законные представители) становятся участниками процесса коррекционного образования детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами сайта, задать вопрос мне учителю-логопеду и получить ответ.
На сайте размещены:
- Индивидуальное домашнее задание для каждого ребенка, воспитанника логопедической группы:
— по автоматизации, дифференциации звука,
-на развитие фонетико — фонематического восприятия,
-на развитию слоговой структуры слова,
— по артикуляционной гимнастике,
— на развитие речевого дыхания.
- Задания на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи
- Задания по грамматическому строю речи
- Задание для выполнения звукового анализа слогов, слов.
- Дидактические игры, задания и пальчиковая гимнастика по текущей лексической теме,
- Описание выполнения артикуляционной гимнастики.
- Необходимая для выполнения домашнего задания литература:
— по развитию фонематического восприятия,
-по развитию слоговой структуры слова,
— по лексическому строю речи
— по грамматическому строю речи
— Консультации для родителей (законных представителей)
- Архив изученных лексических тем с домашним заданием по ним.
Контроль за правильным выполнением домашнего задания осуществляется с помощью видео-связи или в чате. Данная взаимосвязь учителя-логопеда с родителями подходит для тех, кто, в силу своей занятости по другим причинам не может регулярно посещать специалиста для консультации в вопросах логопедии. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности коррекционных логопедических методов и приёмов работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и т.д.
Сайт «Говоруша» я постоянно пополняю, расширяю и обогащаю коррекционным материалом для индивидуальной работы детьми в домашних условиях. Сайт учителя- логопеда является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.
Для многих родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям и современному образу жизни:
— Доступность – если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность личного общения со специалистом. Это возможность не прерывать занятия с логопедом, даже если семья уезжает в отпуск, командировку – если там есть интернет, у родителей будет логопед. Ведь, как известно, один из принципов логопедического воздействия – систематичность и планомерность занятий.
— Удобство — это удобно и для молодых мам с двумя и более детьми: не нужно отказываться от консультации логопеда для старшего ребенка, потому что не с кем оставить младшего на время похода к логопеду. Экономия времени – для работающих родителей это всегда является актуальным.
— Конфиденциальность – интернет — консультации позволяют сохранить конфиденциальность.
— Динамичность и актуальность– материалы сайта еженедельно обновляются в соответствии с лексической темой и индивидуальными заданиями логопеда.
Таким образом, применение информационных и коммуникативных технологий, создание персонального сайта учителя-логопеда — это эффективная и интересная, для всех участников коррекционного- образовательного процесса, форма их взаимодействия, с целью решения актуальных проблем коррекции речи детей, нуждающихся в логопедической помощи, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
На данный момент мой персональный сайт «Говоруша» https://ya-vilka.wixsite.com/govorusha1 успешно используется родителями (законными представителями) логопедической группы, в которой я работаю учителем- логопедом. В группе есть дети с ОНР, ОВЗ и дети – инвалиды. Дети, временно не посещающие ДОУ или пропустившие занятие по разным обстоятельствам, имеют возможность продолжить коррекционно- развивающее обучение, соблюдая системность и планомерность.
Таким образом, применение информационных и коммуникативных технологий, создание персонального сайта учителя-логопеда — это эффективная и интересная, для всех участников коррекционного- образовательного процесса, форма их взаимодействия, с целью решения актуальных проблем коррекции речи детей, нуждающихся в логопедической помощи, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
А.Р.Прокофьева, учитель- логопед Детского сада №209 «Цветик- семицветик», города Уфы, Республики Башкортостан.



