автор: Азарова Виктория Сергеевна
преподаватель первой категории СТИ НИТУ “МИСиС” ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов
ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙСОВ
Азарова Виктория Сергеевна, преподаватель
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя преподавателям СПО. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению [2].
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1].
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:
– описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
– набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых студентам для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает студентам проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса [4].
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная самостоятельная работы студентов с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Распределения функций между студентами и преподавателем
Фаза работы | Действия преподавателя | Действия студента |
До занятия | 1. Подбирает кейс
2. Определяет основные и 3. Разрабатывает сценарий |
1.Получает кейс и список рекомендованной литературы
2.Индивидуально готовится |
Во время занятия | 1. Организует предварительное обсуждение кейса
2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением |
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
2. Разрабатывает варианты 3. Принимает или участвует в |
После занятия | 1. Оценивает работу учащихся
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы |
Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме |
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя [3]:
- вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
- информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
- стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
- исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам – результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
- тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков – логических и т.п.).
На своих занятиях кейс-технологии я применяю при изучении новых тем, на комбинированных уроках.
Например, занятие в группе ТЭО-13-1 по «МДК 05.02. Эксплуатация автоматизированных систем. Раздел 2.3 Диагностика и надежность автоматизированных систем» по теме «Методы расчёта надежности технических систем без учета восстановления».
Образовательные цели урока: способствовать формированию представления о методах расчета надежности технических систем без учета восстановления, о основных этапах расчета надежности; студент должен знать методы анализа (расчета) надежности автоматизированных программно-технических систем и их диагностики.
Развивающие цели урока: способствовать развитию умений, обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение и делать необходимые выводы; способствовать развитию навыков работы с основными характеристиками и определениями; способствовать развитию логического мышления; обеспечить условия для совершенствования навыков самостоятельной работы.
Воспитательная цель урока: обеспечить условия для воспитания чувства ответственности за выполненную работу; создать условия, обеспечивающие развитие коммуникационных компетенций; создать условия для воспитания умения говорить и слушать других; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; обеспечить условия для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
Раздаточный материал: кейс с теоретическим материалом – 10 штук; карточки с примерами решения задач; набор заданий с тремя уровнями сложности – 10 комплектов; 10 карточек с кроссвордом «Основные понятия надежности АСУ»; жетоны для распределения по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи.
Основные этапы занятия:
- Организационный момент (приветствие, проверка готовности, проверка явки).
- Целеполагание (цели, задачи ход занятия).
- Актуализация знаний знаний студентов.
- Изучение нового материала. Работа с кейсом. Анализ.
- Закрепление изученного материала. Обобщение, вывод студентов и преподавателя.
- Домашнее задание
- Итог урока. Выставление оценок с комментариями.
Ход занятия:
Организационный момент.
При входе в кабинет студенты берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Преподаватель знакомит с ходом работы на уроке.
Сегодняшнее занятие на тему: «Методы расчёта надежности технических систем без учета восстановления» будет состоять из 3х этапов:
- Актуализация знаний
- Изучение новой темы. Работа с кейсом и анализ.
- Закрепление полученных знаний (устный опрос, заполнение рабочей тетради)
Актуализация знаний студентов. Опрос по теме: «Особенности оценки надежности АСУ», проверка рабочей тетради, кроссворд на тему: «Основные понятия надежности АСУ»
Изучение нового материала. Работа с кейсом.
Преподаватель знакомит ребят с кейсом. В состав кейса входит:
– теоретический материал по теме «Методы расчёта надежности технических систем без учета восстановления», который включает в себя сведения о основных этапах расчета надежности систем; классический метод оценки надежности; метод перебора состояний; метод минимальных путей и сечений; метод разложения относительно особого элемента.
– карточки с примерами решения задач;
– карточки с кроссвордом «Основные понятия надежности АСУ»;
– набор структурных схем соединения элементов системы с тремя уровнями сложности, необходимо выбрать структурную схему и решить её классическим методом, методом разложения относительно особого элемента и методом минимальных путей и сечений;
– жетоны для распределения по группам;
– жетоны для выдачи группам за решённые задачи.
Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».
Рекомендуемая последовательность работы:
1 ступень – введение в задачу
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче
3 ступень – принятие решений
4 ступень – рассмотрение альтернатив
5 ступень – сравнительный анализ
6 ступень – презентация решений
Закрепление изученного материала.
Обобщение, вывод студентов и преподавателя по изученному материалу.
- Беседа по вопросам
- Заполнение рабочей тетради по теме «Методы расчета надежности технических систем без учета восстановления»
Домашнее задание.
Учебное пособие Азарова В.С. МДК 05.02. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМАЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ Раздел 2.3. Диагностика и надежность автоматизированных систем стр. 30-35; учебник Шишмарев В.Ю. – Надежность технических систем стр.106-113; заполнение в рабочей тетради темы «Методы расчета надежности технических систем без учета восстановления» стр.20-22.
Итог урока. Выставление оценок с комментариями.
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
– Повысить мотивацию обучения у студентов;
– Развить интеллектуальные навыки у студентов, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
Для себя, как для преподавателя, могу сделать вывод, о том, что применение кейс-технологии в учебном процессе позволяет сформировать устойчивый интерес студентов к профессии и профессиональной деятельности. Обеспечивает активную познавательную работу студентов, вовлекает их в поиск решения проблемных вопросов. Способствует овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, обеспечивает условия для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Обеспечивает развитие коммуникационных компетенций, воспитывает у студентов умение работать в группе, умение говорить и слушать других.
У студентов происходит актуализация знаний, выработка навыков анализа, умение принимать решения, рассматривать альтернативы, проводить сравнительный анализ и делать выводы.
Применение кейс-технологии в образовательном процессе позволит нам выпустить конкурентоспособного специалиста, готового творчески работать и быть уверенным в успешной реализации своего профессионального потенциала.
Список использованных источников
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. – 2-е изд., стер. – М: Академия, 2016. – 368 с.
- Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности -2017.-№4.-С.13-17
- Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2015. -№ 4,С.13-18
- Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы – 2016. -№ 11,С.25-28