Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Азарова Виктория Сергеевна

преподаватель первой категории СТИ НИТУ “МИСиС” ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов

ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙСОВ

Азарова Виктория Сергеевна, преподаватель

 

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя преподавателям СПО. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению [2].

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [1].

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

– описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

–  набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых студентам для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает студентам проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса [4].

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы студентов с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблема переформулируется в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.

7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Распределения функций между студентами и преподавателем

Фаза работы Действия преподавателя Действия студента
До занятия 1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3. Разрабатывает сценарий
занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия 1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3.  Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3.  Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия 1. Оценивает работу учащихся

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя [3]:

  1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
  2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
  3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
  4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам – результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
  5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков –  логических и т.п.).

На своих занятиях кейс-технологии я применяю при изучении новых тем, на комбинированных уроках.

Например, занятие в группе ТЭО-13-1 по «МДК 05.02. Эксплуатация автоматизированных систем. Раздел 2.3 Диагностика и надежность автоматизированных систем» по теме «Методы расчёта надежности технических систем без учета восстановления».

Образовательные цели урока: способствовать формированию представления о методах расчета надежности технических систем без учета восстановления, о основных этапах расчета надежности; студент должен знать методы анализа (расчета) надежности автоматизированных программно-технических систем и их диагностики.

Развивающие цели урока: способствовать развитию умений, обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение и делать необходимые выводы; способствовать развитию навыков работы с основными характеристиками и определениями; способствовать развитию логического мышления; обеспечить условия для совершенствования навыков самостоятельной работы.

Воспитательная цель урока: обеспечить условия для воспитания чувства ответственности за выполненную работу; создать условия, обеспечивающие развитие коммуникационных компетенций; создать условия для воспитания умения говорить и слушать других; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; обеспечить условия для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального  личностного развития.

Раздаточный материал: кейс с теоретическим материалом – 10 штук; карточки с примерами решения задач; набор заданий с тремя уровнями сложности – 10 комплектов; 10 карточек с кроссвордом «Основные понятия надежности АСУ»; жетоны для распределения по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи.

Основные этапы занятия:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности, проверка явки).
  2. Целеполагание (цели, задачи ход занятия).
  3. Актуализация знаний знаний студентов.
  4. Изучение нового материала. Работа с кейсом. Анализ.
  5. Закрепление изученного материала. Обобщение, вывод студентов и преподавателя.
  6. Домашнее задание
  7. Итог урока. Выставление оценок с комментариями.

Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет студенты берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Преподаватель знакомит с ходом работы на уроке.

Сегодняшнее занятие на тему: «Методы расчёта надежности технических систем без учета восстановления» будет состоять из 3х этапов:

  1. Актуализация знаний
  2. Изучение новой темы. Работа с кейсом и анализ.
  3. Закрепление полученных знаний (устный опрос, заполнение рабочей тетради)

Актуализация знаний студентов. Опрос по теме: «Особенности оценки надежности АСУ», проверка рабочей тетради, кроссворд на тему: «Основные понятия надежности АСУ»

Изучение нового материала. Работа с кейсом.

Преподаватель знакомит ребят с кейсом. В состав кейса входит:

– теоретический материал по теме «Методы расчёта надежности технических систем без учета восстановления», который включает в себя сведения о основных этапах расчета надежности систем; классический метод оценки надежности; метод перебора состояний; метод минимальных путей и сечений; метод разложения относительно особого элемента.

– карточки с примерами решения задач;

– карточки с кроссвордом «Основные понятия надежности АСУ»;

– набор структурных схем соединения элементов системы с тремя уровнями сложности, необходимо выбрать структурную схему и решить её классическим методом, методом разложения относительно особого элемента и методом минимальных путей и сечений;

– жетоны для распределения по группам;

– жетоны для выдачи группам за решённые задачи.

Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске».

Рекомендуемая последовательность работы:

1 ступень – введение в задачу

2 ступень – сбор информации по кейс-задаче

3 ступень – принятие решений

4 ступень – рассмотрение альтернатив

5 ступень – сравнительный анализ

6 ступень – презентация решений

Закрепление изученного материала.

  Обобщение, вывод студентов и преподавателя по изученному материалу.

  1. Беседа по вопросам
  2. Заполнение рабочей тетради по теме «Методы расчета надежности технических систем без учета восстановления»

Домашнее задание.

Учебное пособие Азарова В.С. МДК 05.02. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМАЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ Раздел 2.3. Диагностика и надежность автоматизированных систем стр. 30-35; учебник Шишмарев В.Ю. – Надежность технических систем  стр.106-113; заполнение в рабочей тетради темы «Методы расчета надежности технических систем без учета восстановления» стр.20-22.

Итог урока. Выставление оценок с комментариями.

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:

– Повысить мотивацию обучения у студентов;

– Развить интеллектуальные навыки у студентов, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.  

Для себя, как для преподавателя, могу сделать вывод, о том, что применение кейс-технологии в учебном процессе позволяет сформировать устойчивый интерес студентов к профессии и профессиональной деятельности. Обеспечивает активную познавательную работу студентов, вовлекает их в поиск решения проблемных вопросов. Способствует овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, обеспечивает условия для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Обеспечивает развитие коммуникационных компетенций, воспитывает у студентов умение работать в группе, умение говорить и слушать других.

У студентов происходит актуализация знаний, выработка навыков анализа, умение принимать решения, рассматривать альтернативы, проводить сравнительный анализ и делать выводы.

Применение кейс-технологии в образовательном процессе позволит нам выпустить конкурентоспособного специалиста, готового творчески работать и быть уверенным в успешной реализации своего профессионального потенциала.

 

Список использованных источников

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. – 2-е изд., стер. – М: Академия, 2016. – 368 с.
  2. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности -2017.-№4.-С.13-17
  3. Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2015. -№ 4,С.13-18
  4. Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы – 2016. -№ 11,С.25-28