автор: Предеина Галина Петровна
учитель- логопед МОУ МРМО «Марковская СОШ»
«Рабочая программа учителя-логопеда в соответствии с ФГОС»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
| «Рассмотрено»
Руководитель МО начальной школы ___________________/Шкелева А.Ф./ Протокол №______ «____» _______________ 2018 г. |
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ ИРМО «Марковская СОШ» ________________/Журова А.Н./ «____» _______________ 2018 г. |
«Утверждено»
Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ» ________________Е.В.Ехлакова приказ №______от ___________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно – развивающего (логопедического) курса
для обучающихся 1 класса
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной общеобразовательной программе образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)
на 2018 – 2019 учебный год
Разработчик программы:
Предеина Галина Петровна
учитель-логопед
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
- Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 7 декабря 2017 г. Протокол 6/17.
Основная цель формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.
Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
∙ формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;
- формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
- коррекция дефектного произношения звуков родного языка;
∙ развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи;
∙ формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);
∙ развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Подгрупповые занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану АООП НОО всего на изучение предмета « коррекционно- развивающего логопедического курса» выделяется 2 часа в неделю.
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Ценностными ориентирами в достижении результатов освоения содержания коррекционно- развивающего логопедического курса выступают основные направления коррекционно-педагогической работы:
- Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
— оптимального для речи типа физиологического дыхания;
— речевого дыхания;
— голоса;
— артикуляционной моторики;
— чувства ритма;
— слухового восприятия;
— функций фонематической системы.
- Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
- Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
- Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паутизации, интонации, логического ударения).
- Профилактика нарушений чтения и письма.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностными результатами являются:
∙ развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
∙ желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
∙ умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
∙ наличие мотивации к овладению устной речью
Предметными результатами являются:
∙ развитие речевого слуха — различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речь.
- СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический
Данный раздел включает в себя:
- сбор анамнестических данных
- обследование состояния общей и артикуляционной моторики
- обследование неречевых психических функций
- диагностика уровня форсированности фонематического восприятия
- обследование состояния произносительных навыков
II раздел – подготовительный. Он включает в себя:
- формирование артикуляторной базы
- развитие органов артикуляционного аппарата
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- развитие слухового внимания и слухового контроля
III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:
- постановку и автоматизацию нарушенных звуков
- дифференциацию смешиваемых звуков
- введение звуков в самостоятельную речь
- развитие фонематического восприятия
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза
В программу включены следующие темы:
- Обследование речи – 1 час;
- Звуки и буквы – 2 часа;
- Гласные звуки – 15 часов;
- Согласные звуки – 48 часов;
- Повторение – 1 час
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО (ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО) КУРСА
| № п/п | Тема фронтальной части занятия и индивидуальной работы | Цели и задачи фронтальной части занятия | Оборудование и дидактический материал | Календарные сроки | ||
| Обследование речи. | ||||||
| 1 час | ||||||
| Звуки и буквы | 2 часа | |||||
| 1/1 | Понятие о звуке и букве; гласные и согласные. | Научить различать устную и письменную речь.
в совместной деятельности с учителем получать возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека |
Демонстрационная схема отличие звука от буквы. | 2 часа | ||
| 2/2 | Звуки и буквы; дифференциация гласных и согласных звуков и букв. | |||||
| Гласные звуки | 15 часов | |||||
| 3/1.
4/2. |
Звук и буква А | Научить писать и распознавать строчную и заглавную буквы А, соотносить печатную и письменную буквы. Выделять звук [а] из речи и видеть букву А, а в словах; ориентироваться на странице тетради. |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 2часа | ||
| Звук и буква О | Научить писать плавно букву О, о, соотносить печатную и письменную буквы, работать со схемами выделять звук [о] из речи и видеть буквы О, о в словах; ориентироваться на странице тетради. |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | |||
| 5/3.
6/4. |
||||||
| 7/5
8/6 |
Звук и буква У | Научить писать и распознавать строчную и заглавную буквы У, соотносить печатную и письменную буквы. Выделять звук [у] из речи и видеть букву У в словах; ориентироваться на странице тетради | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
|
9/7. 10/8. |
Звук и буква И | Научить писать плавно букву И, и, соотносить печатную и письменную буквы, работать со схемами, выделять звук [и] из речи и видеть букву И, и в словах; ориентироваться на странице тетради. |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
| 11/9.
12/10 |
Звук и буква Ы | Научить писать и распознавать букву ы, знать особенность этой буквы, писать под диктовку изученные буквы. Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой ы. |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
| 13/11
14/12 |
Звук и буква Э | Научить писать и распознавать букву э, Э соотносить печатную и письменную буквы. Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой э. |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
| 15/13
16/14 17/15 |
Гласные звуки и буквы (А,О,У,И,Ы,Э) | Научить писать и распознавать гласные буквы и звуки, соотносить печатные и письменные буквы. Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с гласными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 3 часа | ||
| Согласные звуки | 48 часов | |||||
| 18/1. | Звонкие и глухие согласные; перенос слов по слогам. | Научить различать согласные по акустическим признакам, анализировать, делить и записывать слоги и слова | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 19/2. | Буква Н. Звуки Н, Нь | Научить писать строчную и заглавную буквы н, Н, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 20/3. | Буква С. Звуки С, Сь | Научить писать строчную и заглавную буквы с, С, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 21/4 | Буква К. Звуки К, Кь | Научить писать строчную и заглавную буквы к, К. анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 22/5. | Буква Т. Звуки Т, Ть | Научить писать строчную и заглавную буквы т, Т, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. |
Предметные картинки, карточки с заданиями |
1 час | ||
| 23/6. | Буква Л. Звуки Л, Ль | Научить писать строчную и заглавную буквы л, Л, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 24/7. | Буква Р. Звуки Р, Рь | Научить писать строчную и заглавную буквы р, Р, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 25/8. | Дифференциация звуков и букв Р — Л | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 26/9 | Дифференциация звуков и букв Р — Л | 1 час | ||||
| 27/10. | Буква В. Звуки В, Вь | Научить писать строчную и заглавную буквы в, В, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 28/11. | Буква П. Звуки П, Пь. | Нучить писать строчную и заглавную буквы п, П, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 29/12 | Буква М. Звуки М, Мь | Научить писать строчную и заглавную буквы м, М, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 30/13. | Буква З. Звуки З, Зь | Научить писать строчную и заглавную буквы з, З, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 31/14. | Дифференциация звуков и букв З — С | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 32/15. | Дифференциация звуков и букв З — С | 1 час | ||||
| 33/16. | Буква Б. Звуки Б, Бь | Научить писать строчную и заглавную буквы б, Б, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 34/17 | Дифференциация звуков и букв Б — П | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| .35/18. | Буква Д. Звуки Д, Дь | Научить писать строчную и заглавную буквы д, Д, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 36/19 | Дифференциация звуков и букв Д — Т | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 37/20. | Буква Г. Звуки Г, Гь | Научить писать строчную и заглавную буквы г, Г, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 38/21. | Дифференциация звуков и букв Г — К | Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 39/22. | Буква и звук Ч | Научить писать строчную и заглавную буквы ч, Ч. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 2 часа | ||
| 40/23 | Буква и звук Ш | Научить писать строчную и заглавную буквы ш,Ш. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать с печатного текста, контролировать этапы своей работы, демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений, различать и использовать на письме изученные буквы. |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 41/24. | Буква и звук Ш | 1 час | ||||
| 42/25. | Буква и звук Ж | Научить писать строчную и заглавную буквы ж, Ж. Слова с сочетанием Жи.
Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать с печатного текста, контролировать этапы |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 43/26. | Буква и звук Ж | 1 час | ||||
| 44/27. | Дифференциация звуков и букв Ш — Ж | Научить распознавать звуки и буквы ш-ж, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 45/28 | Дифференциация звуков и букв Ш – Ж | 1 час | ||||
| 46/29 | Дифференциация звуков и букв Ш — С | Научить распознавать звуки и буквы ш-с, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 47/30 | Дифференциация звуков и букв Ш – С | 1 час | ||||
| 48/31. | Дифференциация звуков и букв Ж — З | Научить распознавать звуки и буквы ж-з, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 49/32. | Дифференциация звуков и букв Ж — З | 1 час | ||||
| 50/33. | Буква и звук Й. | Научить писать строчную и заглавную буквы й, Й. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 51/34 | Буква Х. Звуки Х, Хь | Научить писать строчную и заглавную буквы х, Х. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 52/35 | Буква и звук Ц | Научить писать строчную и заглавную буквы ц, Ц. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 53/36. | Буква и звук Щ | Научить писать строчную и заглавную буквы щ, Щ. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 54/37. | Дифференциация звуков и букв Ч — Щ |
Научить распознавать звуки и буквы ч-щ, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 55/38. | Дифференциация звуков и букв Ч — Щ | 1 час | ||||
| 56/39. | Буква Ф. Звуки Ф, Фь | Научить писать строчную и заглавную буквы ф, Ф. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 57/40. | Дифференциация звуков и букв В — Ф | Научить распознавать звуки и буквы ч-щ, правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. | Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| 58/41. | Дифференциация звуков и букв В — Ф | 1 час | ||||
| 59/42
60/43 |
Буквы Ъ и Ь | Научить дифференцировать парные согласные по твердости – мягкости.
Различать и использовать на письме изученные буквы. |
Предметные картинки, карточки с заданиями | 1 час | ||
| Буквы Ъ и Ь | ||||||
| 61/44. | Буквы Ъ и Ь | 1 час | ||||
| Повторение | 1 час | |||||
| 62/1. | Повторение
Итоговая контрольная работа. |
Проверка изученного.
Обозначать звуки соответствующими буквами, записывать слова и предложения после слого- звукового разбора с учителем. |
Карточки с заданиями | 1 час | ||
- Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
- Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
- Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
- М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
- Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
- Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
- Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016



