Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Предеина Галина Петровна

учитель- логопед МОУ МРМО «Марковская СОШ»

«Рабочая программа учителя-логопеда в соответствии с ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Марковская средняя общеобразовательная школа» 

«Рассмотрено»

Руководитель МО начальной школы

___________________/Шкелева А.Ф./

Протокол №______

«____» _______________ 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

________________/Журова А.Н./

«____» _______________ 2018 г.

«Утверждено»

Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ» ________________Е.В.Ехлакова

приказ №______от ___________2018 г.

 

                                                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно  – развивающего (логопедического) курса 

для обучающихся 1 класса

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной общеобразовательной программе образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1)

на 2018 – 2019 учебный год

 

                                                                                                                                                                                              Разработчик программы:

  Предеина Галина Петровна 

                                                                                учитель-логопед

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;
  3. Примерная адаптированная общеобразовательная программа  образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 7 декабря 2017 г. Протокол 6/17. 

 Основная цель формирование у обучающихся устной речи посредством овладения фонетико-фонематической стороной речи для создания перспективы личностного роста и благополучной социализации.

 Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

формирование и развитие речевого слуха, создание на этой базе новой основы восприятия устной речи;

  • формирование элементарных навыков звукобуквенного анализа слов;
  • коррекция дефектного произношения звуков родного языка;

развитие навыков самоконтроля произносительной стороной речи; 

формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, жесты и др.);

развитие способности осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Подгрупповые занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи являются одной из важных организационных форм обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика. Специальная (коррекционная) работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения, проводимая на индивидуальных занятиях, способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими качественного образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.

 

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану АООП НОО всего на изучение предмета  « коррекционно- развивающего логопедического курса» выделяется    2 часа в неделю.

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Ценностными ориентирами в достижении результатов освоения содержания коррекционно-  развивающего логопедического курса выступают основные направления коррекционно-педагогической работы:

  • Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:

— оптимального для речи типа физиологического дыхания;

— речевого дыхания;

— голоса;

— артикуляционной моторики;

— чувства ритма;

— слухового восприятия;

— функций фонематической системы.

  • Обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учётом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта.
  • Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова.
  • Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паутизации, интонации, логического ударения).
  • Профилактика нарушений чтения и письма.
  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Личностными результатами являются: 

развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности; 

умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

наличие мотивации к овладению устной речью

Предметными результатами являются: 

       развитие речевого слуха — различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;

  • овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • умение правильно использовать поставленные звуки;
  • развитие умения контролировать собственную речь.
  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

Курс состоит из трёх разделов

I раздел – диагностический 

Данный раздел включает в себя:

  • сбор анамнестических данных
  • обследование состояния общей и артикуляционной моторики
  • обследование неречевых психических функций
  • диагностика уровня форсированности фонематического восприятия
  • обследование состояния произносительных навыков 

II раздел – подготовительный. Он включает в себя: 

  • формирование артикуляторной базы
  • развитие органов артикуляционного аппарата
  • развитие мелкой моторики пальцев рук
  • развитие слухового внимания и слухового контроля

III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:

  • постановку и автоматизацию нарушенных звуков
  • дифференциацию смешиваемых звуков
  • введение звуков в самостоятельную речь
  • развитие фонематического восприятия
  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза

В программу включены следующие темы:

  1. Обследование речи – 1 час;
  2. Звуки и буквы – 2 часа;
  3. Гласные звуки – 15 часов;
  4. Согласные звуки – 48 часов;
  5. Повторение – 1 час
  6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО (ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО) КУРСА 

 

№ п/п Тема фронтальной части занятия  и индивидуальной работы Цели и задачи фронтальной части занятия Оборудование и дидактический материал Календарные сроки
Обследование речи.
1 час
Звуки и буквы   2 часа
1/1 Понятие о звуке и букве; гласные и согласные.  Научить различать устную и письменную речь.

 в совместной деятельности с учителем получать возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека

Демонстрационная схема отличие звука от буквы. 2 часа
2/2 Звуки и буквы; дифференциация гласных и согласных звуков и букв.
Гласные звуки 15 часов
3/1.

4/2.

Звук и буква А Научить писать и распознавать строчную и заглавную буквы А, соотносить печатную и письменную буквы.
Выделять звук [а] из речи и видеть букву А, а в словах; ориентироваться на странице тетради.
Предметные  картинки, карточки с заданиями 2часа
Звук и буква О Научить писать плавно букву О, о, соотносить печатную
и письменную буквы, работать со схемами 

 выделять звук [о] из речи и видеть буквы О, о в словах; ориентироваться на странице тетради.

Предметные  картинки, карточки с заданиями 2 часа
5/3.

6/4.

7/5

8/6

Звук и буква У Научить писать и распознавать строчную и заглавную буквы У, соотносить печатную и письменную буквы. Выделять звук [у] из речи и видеть букву У в словах; ориентироваться на странице тетради Предметные  картинки, карточки с заданиями 2 часа

9/7.

10/8.

Звук и буква И Научить писать плавно букву И, и, соотносить печатную
и письменную буквы, работать со схемами, выделять звук [и] из речи и видеть букву И, и  в словах; ориентироваться на странице тетради.
Предметные  картинки, карточки с заданиями 2 часа
11/9.

12/10

Звук и буква Ы Научить писать и распознавать букву ы, знать особенность этой буквы, писать под диктовку изученные буквы.
Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой ы.
Предметные  картинки, карточки с заданиями 2 часа
13/11

14/12

Звук и буква Э Научить писать и распознавать  букву э, Э соотносить печатную и письменную буквы.
Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с буквой э.
Предметные  картинки, карточки с заданиями 2 часа
15/13

16/14

17/15

Гласные звуки и буквы (А,О,У,И,Ы,Э)              Научить писать и распознавать гласные буквы и звуки, соотносить печатные и письменные буквы. Выполнять слоговой и звукобуквенный анализ слов с гласными  буквами Предметные  картинки, карточки с заданиями 3 часа
Согласные звуки   48 часов
18/1. Звонкие и глухие согласные; перенос слов по слогам. Научить различать согласные по акустическим признакам, анализировать, делить  и записывать слоги и слова Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
19/2. Буква Н. Звуки Н, Нь Научить писать строчную и заглавную буквы  н, Н, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
20/3. Буква С. Звуки С, Сь Научить писать строчную и заглавную буквы с, С, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
21/4 Буква К. Звуки К, Кь Научить писать строчную и заглавную буквы к, К. анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
22/5. Буква Т. Звуки Т, Ть Научить писать строчную и заглавную буквы т, Т, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами.

Предметные  картинки, карточки с заданиями

1 час
23/6. Буква Л. Звуки Л, Ль Научить писать строчную и заглавную буквы л, Л, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
24/7. Буква Р. Звуки Р, Рь Научить писать строчную и заглавную буквы р, Р, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
25/8. Дифференциация звуков и букв Р — Л Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные,  различать и использовать на письме изученные буквы. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
26/9 Дифференциация звуков и букв Р — Л 1 час
27/10. Буква В. Звуки В, Вь Научить писать строчную и заглавную буквы в, В, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
28/11. Буква П. Звуки П, Пь. Нучить писать строчную и заглавную буквы п, П, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
29/12 Буква М. Звуки М, Мь Научить писать строчную и заглавную буквы м, М, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
30/13. Буква З. Звуки З, Зь Научить писать строчную и заглавную буквы з, З, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
31/14. Дифференциация звуков и букв З — С Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные,  различать и использовать на письме изученные буквы. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
32/15. Дифференциация звуков и букв З — С 1 час
33/16. Буква Б. Звуки Б, Бь Научить писать строчную и заглавную буквы б, Б, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
34/17 Дифференциация звуков и букв Б — П Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
.35/18. Буква Д. Звуки Д,  Дь Научить писать строчную и заглавную буквы д, Д, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
36/19 Дифференциация звуков и букв Д — Т Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
37/20. Буква Г. Звуки Г, Гь Научить писать строчную и заглавную буквы г, Г, анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
38/21. Дифференциация звуков и букв Г — К Научить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, различать и использовать на письме изученные буквы. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
39/22. Буква и звук Ч Научить писать строчную и заглавную буквы ч, Ч. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. Предметные  картинки, карточки с заданиями 2 часа
40/23 Буква и звук Ш Научить писать строчную и заглавную буквы ш,Ш.  Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать с печатного текста, контролировать этапы
своей работы, демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений, различать и использовать на письме изученные буквы.
Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
41/24. Буква и звук Ш 1 час
42/25. Буква и звук Ж Научить писать строчную и заглавную буквы ж, Ж. Слова с сочетанием Жи.

 Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать с печатного текста, контролировать этапы
своей работы, демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений, различать и использовать на письме изученные буквы.

Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
43/26. Буква и звук Ж 1 час
44/27. Дифференциация звуков и букв Ш — Ж Научить распознавать звуки и буквы ш-ж,  правильно располагать буквы и их соединения.  Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
45/28 Дифференциация звуков и букв Ш – Ж 1 час
46/29 Дифференциация звуков и букв Ш — С Научить распознавать звуки и буквы ш-с,  правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
47/30 Дифференциация звуков и букв Ш – С 1 час
48/31. Дифференциация звуков и букв Ж — З Научить распознавать звуки и буквы ж-з,  правильно располагать буквы и их соединения.  Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
49/32. Дифференциация звуков и букв Ж — З 1 час
50/33. Буква и звук Й. Научить писать строчную и заглавную буквы й, Й. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
51/34 Буква Х. Звуки Х, Хь Научить писать строчную и заглавную буквы х, Х. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
52/35 Буква и звук Ц Научить писать строчную и заглавную буквы ц, Ц. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
53/36. Буква и звук Щ Научить писать строчную и заглавную буквы щ, Щ. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение, группировать и обобщать элементы письменных букв. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
54/37. Дифференциация звуков и букв Ч — Щ

Научить распознавать звуки и буквы ч-щ,  правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов.

Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
55/38. Дифференциация звуков и букв Ч — Щ 1 час
56/39. Буква Ф. Звуки Ф, Фь Научить писать строчную и заглавную буквы ф, Ф. Писать под диктовку изучаемые буквы, выполнять логические задания на сравнение. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
57/40. Дифференциация звуков и букв В — Ф Научить распознавать звуки и буквы ч-щ,  правильно располагать буквы и их соединения. Анализировать и записывать слоги и слова с изученными буквами, списывать слова и предложения с образцов. Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
58/41. Дифференциация звуков и букв В — Ф 1 час
59/42

60/43

Буквы Ъ и Ь Научить дифференцировать парные согласные по твердости – мягкости.

 Различать и использовать на письме изученные буквы.

Предметные  картинки, карточки с заданиями 1 час
Буквы Ъ и Ь
61/44. Буквы Ъ и Ь 1 час
                                                                                Повторение 1 час
62/1. Повторение

Итоговая контрольная работа.

Проверка изученного. 

Обозначать звуки соответствующими буквами, записывать слова и предложения после слого- звукового разбора с учителем.
Списывать с печатного текста письменными буквами, соблюдать гигиенические правила письма.

Карточки с заданиями 1 час

 

  1. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
  • Справочник учителя-логопеда школы. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  • Современный логопедический урок. Технологии, методы, приёмы обучения и коррекции речи. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  • Формирование связной речи детей 4-6 лет. Волгоград, издательство «Учитель», 2016
  • Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
  • М.Е.Качанова «Произношение». М., «Просвещение». 2006
  • Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016