Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор:

Посаженникова Эльвира Викторовна

Воспитатель Свердловсая область, город Качканар МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»

Чудинова Елена Владимировна

Воспитатель Свердловсая область, город Качканар МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»

Организация совместной деятельности дошкольников посредством мини – роботов Bee Bot

Чудинова Е. В.

                                                                                                                       Посаженникова Э. В.

                                                                                                          Воспитатели

МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»

 

Организация совместной деятельности дошкольников посредством мини – роботов Bee Bot

Актуальность данной темы продиктована повышением требований к качеству дошкольного образования. В современном мире важно уметь адаптироваться к новым условиям и быстро реагировать на изменения. Совместная деятельность помогает детям развивать гибкость мышления и умение находить новые решения, способствует развитию любознательности и интереса к окружающему миру. 

В ФОП ДО определены целевые ориентиры для дошкольников: 

 К пяти годам:

  • ребенок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
  • ребенок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их “действия” в режиссерских играх.

К шести годам:

  • ребенок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;
  • ребенок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
  • ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

Для реализации обозначенных ориентиров одним из доступных современных инновационных средств является мини-робот Bee-Bot. Использование этой технической новинки мини-робот Bee-Bot особо значимо еще и потому что:

  • осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
  • формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивает первоначальные навыки программирования;
  • развивает интеллектуальные способности;
  • стимулирует интерес к робототехнике, программированию;
  • побуждает дошкольников к поисковой и познавательной деятельности.

Использовать робота «Умная пчела» в работе с дошкольниками мы начали, включившись в проект, реализуемый в Свердловской области «Детская инженерная школа» в рамках программы «Уральская инженерная школа». Главной задачей этого проекта являлась помощь детям в освоении навыков «инженерии будущего». 

В МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» с 2021 года реализуется Проект «Инженер с пеленок». На протяжении двух лет мы участвовали в проекте по техническому направлению «программирование».

В рамках проекта совместно с детьми были созданы различные тематические интерактивные поля (специальные коврики) и картотека дидактических игр. 

Опыт был представлен на муниципальном мероприятии «Неделя инженерных каникул» (апрель 2023, апрель 2024).

По итогам нашей работы в данном направлении стало участие во II детском открытом ЧЕМПИОНАТЕ по программированию 

                   «IT – надежда» (январь, февраль 2024). 

Применение робота «Умная пчела» продолжается   как в рамках образовательной деятельности, так в рамках совместной деятельности детей в группе. 

Разработанный материал: 

– тематические интерактивные поля (специальные коврики) «Лес», «Море», «Город», «Перелетные-зимующие птицы», «Профессии», «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Буквы и слова», «Цвета и формы», «Цифры», «Базовое поле» (прозрачное и белое);

           – комплекты карточек из картотеки дидактических игр («Волшебные слоги», «Путешествие по стране сказок», «Путешествие по лесу», Будь осторожен! (ОБЖ) – «Путешествие по городу», «Мир профессий», «Грибная полянка», «Признаки весны», «Царица Математика», «Танец весны», «Игра в уголки» – по мотивам шашечной игры «Уголки», «Игра в Боулинг») используется детьми в игровых центрах группы (центр математики, центр развития речи, центр ПДД, центр патриотического воспитания, центр познавательно-исследовательской деятельности, центр изобразительного творчества, центр физического развития).

Пчелы «путешествуют» по центрам в зависимости от поставленной задачи, от темы недели, дня, от темы образовательного и воспитательного события. При этом педагог старается учитывать инициативу детей. На утреннем круге с детьми обсуждается, как «Пчёлка сегодня может нам помочь?» Подробнее представим вам тематическую неделю «Безопасность».

В начале тематической недели воспитатель собирает детей на утренний круг. Он рассказывает о том, что такое безопасность и почему она так важна. Воспитатель объясняет детям, что безопасность — это не только отсутствие опасности, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. После беседы воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по стране Безопасности. Дети соглашаются, и воспитатель объявляет о начале тематической недели.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста базовых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

 

Понедельник: пожарная безопасность

-Беседа о причинах возникновения пожаров и их последствиях.

-Просмотр обучающих мультфильмов о пожарной безопасности.

-Игра-эстафета «Потуши пожар».

-Конструирование из конструктора «Машина».

-Работа с мини-роботами «Умная пчела»: знакомство с профессией пожарного. 

При знакомстве с профессией пожарного педагог использует 

мини-робота Bee – Bot «Умная Пчела».  Вот как это происходит:

  1. Дети повторяют основные правила работы с роботом. На спине у пчёлок есть кнопки, которые помогают задавать программу движения: вперёд, назад, вправо и влево. Кнопка с двумя полосками — это пауза в работе, зелёная кнопка по середине — кнопка, которая отправляет пчёлку в путь. Чтобы убрать программу и задать новую, нужно нажать на синюю кнопку с крестиком.  
  2. Педагог читает стихотворение. Давайте, вы сейчас послушаете стихотворение и попробуете отгадать, какое занятие будет у нас сегодня (Стихотворение). Стихотворение о какой профессии вы прослушали? Правильно, сегодня к нам в гости пришла робот-пчела «Пожарный». Давайте поможем ей провести свой рабочий день!
  3. Дети выполняют физминутку. 
  4. Педагог сообщает о пожаре. Нам необходимо помочь подобрать инвентарь для работы пожарного! Педагог загадывает детям загадку, а они отправляют пчелу прямо к ответу. Ребята ориентируются в ближайшем пространстве и самостоятельно составляют на игровом поле программу для «Пчелки». Собирают с игрового поля все предметы необходимые для тушения пожара пожарнику. 

Закрепляют знания детей о профессии пожарника и о значимости его труда. Такая деятельность помогает расширять представления детей о профессии пожарного, развивать коммуникативные навыки, логическое мышление и мелкую моторику. 

 

Вторник: безопасность питания

-Обсуждение: здоровое и небезопасное питание. 

-Рассказ о вредных и полезных продуктах. 

– Игровое задание: запрограммировать “Умную пчелу” первая команда: собрать здоровые продукты.  Вторая команда: собрать вредные продукты.

-Творческое задание: рисование на тему «Полезные продукты»

 

Среда: правила дорожного движения

-Обсуждение: различные дорожные знаки и их значение. 

– Задание: создание макета дороги с разными знаками. 

– Практическое: запрограммировать “Умную пчелу” следовать по “дорожному маршруту”, останавливаясь на стоп-знаках.

 

Четверг: конструирование

-Знакомство с различными видами конструкторов.

-Конструирование по образцу и по замыслу.

-Выставка работ детей.

-Работа с мини-роботами «Умная пчела»: создание конструкции машины из геометрических фигур по образцу

 

Пятница: обобщение знаний

– Обсуждения по пройденным темам.

 На обсуждении воспитатель обговаривает с детьми, что им запомнилось и понравилось в работе с умной пчелой. Таким образом, дети расходятся по центрам. 

Центры позволяют детям развивать разные навыки в игровых формах.

 

 В течение всей недели дети получали знания о безопасности, учились применять их на практике и развивали необходимые навыки. Мини-роботы «Умная пчела» помогали детям лучше понять, как работают механизмы безопасности и как они применялись в повседневной жизни.

 

В процессе работы возникало несколько проблем при организации совместной деятельности дошкольников с мини-роботом Bee-Bot:

  1. Недостаток понимания программирования (дети могут не понимать, как программировать робота)
  2. Проблемы с командной работой (конфликты между детьми при работе в группах)
  3. Неуважительное обращение с роботом (некоторые дети могут быть грубы с оборудованием, сильно нажимать кнопки)
  4. Недостаточная мотивация (интерес у детей может быстро угаснуть)
  5. Разные уровни подготовки (дети могут иметь различный уровень навыков)
  6. Технические проблемы (возможные сбои в работе робота или программном обеспечении)
  7. Ограниченное пространство для игры (место для работы может быть недостаточным)

Пути решения проблем могут быть следующими:

-провести вводное занятие, объясняя основы программирования на простых примерах;

– использовать визуальные подсказки;

– установить правила игры и распределить роли, чтобы каждый ребенок знал свои задачи;

– провести беседу о бережном обращении с игрушками и важности сохранения игрушек в хорошем состоянии;

– ввести игровые задачи и конкурсы с поощрениями, чтобы поддержать интерес;

– группировать детей по уровню подготовки или предложить разные задания на одном уровне сложности;

– подготовить запасные батарейки и провести техническую проверку перед занятиями;

– организовать пространство заранее, используя коврики для обозначения игровой зоны.

 

Таким образом, эффективная организация совместной деятельности дошкольников посредством мини-робота Bee-Bot может улучшить качество освоения детьми программы дошкольного образования.