Автор:
Посаженникова Эльвира Викторовна
Воспитатель Свердловсая область, город Качканар МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»
Чудинова Елена Владимировна
Воспитатель Свердловсая область, город Качканар МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»
Организация совместной деятельности дошкольников посредством мини – роботов Bee Bot
Чудинова Е. В.
Посаженникова Э. В.
Воспитатели
МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»
Организация совместной деятельности дошкольников посредством мини – роботов Bee Bot
Актуальность данной темы продиктована повышением требований к качеству дошкольного образования. В современном мире важно уметь адаптироваться к новым условиям и быстро реагировать на изменения. Совместная деятельность помогает детям развивать гибкость мышления и умение находить новые решения, способствует развитию любознательности и интереса к окружающему миру.
В ФОП ДО определены целевые ориентиры для дошкольников:
К пяти годам:
- ребенок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки сделать логические выводы;
- ребенок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их “действия” в режиссерских играх.
К шести годам:
- ребенок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;
- ребенок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
- ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Для реализации обозначенных ориентиров одним из доступных современных инновационных средств является мини-робот Bee-Bot. Использование этой технической новинки мини-робот Bee-Bot особо значимо еще и потому что:
- осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивает первоначальные навыки программирования;
- развивает интеллектуальные способности;
- стимулирует интерес к робототехнике, программированию;
- побуждает дошкольников к поисковой и познавательной деятельности.
Использовать робота «Умная пчела» в работе с дошкольниками мы начали, включившись в проект, реализуемый в Свердловской области «Детская инженерная школа» в рамках программы «Уральская инженерная школа». Главной задачей этого проекта являлась помощь детям в освоении навыков «инженерии будущего».
В МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» с 2021 года реализуется Проект «Инженер с пеленок». На протяжении двух лет мы участвовали в проекте по техническому направлению «программирование».
В рамках проекта совместно с детьми были созданы различные тематические интерактивные поля (специальные коврики) и картотека дидактических игр.
Опыт был представлен на муниципальном мероприятии «Неделя инженерных каникул» (апрель 2023, апрель 2024).
По итогам нашей работы в данном направлении стало участие во II детском открытом ЧЕМПИОНАТЕ по программированию
«IT – надежда» (январь, февраль 2024).
Применение робота «Умная пчела» продолжается как в рамках образовательной деятельности, так в рамках совместной деятельности детей в группе.
Разработанный материал:
– тематические интерактивные поля (специальные коврики) «Лес», «Море», «Город», «Перелетные-зимующие птицы», «Профессии», «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Буквы и слова», «Цвета и формы», «Цифры», «Базовое поле» (прозрачное и белое);
– комплекты карточек из картотеки дидактических игр («Волшебные слоги», «Путешествие по стране сказок», «Путешествие по лесу», Будь осторожен! (ОБЖ) – «Путешествие по городу», «Мир профессий», «Грибная полянка», «Признаки весны», «Царица Математика», «Танец весны», «Игра в уголки» – по мотивам шашечной игры «Уголки», «Игра в Боулинг») используется детьми в игровых центрах группы (центр математики, центр развития речи, центр ПДД, центр патриотического воспитания, центр познавательно-исследовательской деятельности, центр изобразительного творчества, центр физического развития).
Пчелы «путешествуют» по центрам в зависимости от поставленной задачи, от темы недели, дня, от темы образовательного и воспитательного события. При этом педагог старается учитывать инициативу детей. На утреннем круге с детьми обсуждается, как «Пчёлка сегодня может нам помочь?» Подробнее представим вам тематическую неделю «Безопасность».
В начале тематической недели воспитатель собирает детей на утренний круг. Он рассказывает о том, что такое безопасность и почему она так важна. Воспитатель объясняет детям, что безопасность — это не только отсутствие опасности, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. После беседы воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по стране Безопасности. Дети соглашаются, и воспитатель объявляет о начале тематической недели.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста базовых навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Понедельник: пожарная безопасность
-Беседа о причинах возникновения пожаров и их последствиях.
-Просмотр обучающих мультфильмов о пожарной безопасности.
-Игра-эстафета «Потуши пожар».
-Конструирование из конструктора «Машина».
-Работа с мини-роботами «Умная пчела»: знакомство с профессией пожарного.
При знакомстве с профессией пожарного педагог использует
мини-робота Bee – Bot «Умная Пчела». Вот как это происходит:
- Дети повторяют основные правила работы с роботом. На спине у пчёлок есть кнопки, которые помогают задавать программу движения: вперёд, назад, вправо и влево. Кнопка с двумя полосками — это пауза в работе, зелёная кнопка по середине — кнопка, которая отправляет пчёлку в путь. Чтобы убрать программу и задать новую, нужно нажать на синюю кнопку с крестиком.
- Педагог читает стихотворение. Давайте, вы сейчас послушаете стихотворение и попробуете отгадать, какое занятие будет у нас сегодня (Стихотворение). Стихотворение о какой профессии вы прослушали? Правильно, сегодня к нам в гости пришла робот-пчела «Пожарный». Давайте поможем ей провести свой рабочий день!
- Дети выполняют физминутку.
- Педагог сообщает о пожаре. Нам необходимо помочь подобрать инвентарь для работы пожарного! Педагог загадывает детям загадку, а они отправляют пчелу прямо к ответу. Ребята ориентируются в ближайшем пространстве и самостоятельно составляют на игровом поле программу для «Пчелки». Собирают с игрового поля все предметы необходимые для тушения пожара пожарнику.
Закрепляют знания детей о профессии пожарника и о значимости его труда. Такая деятельность помогает расширять представления детей о профессии пожарного, развивать коммуникативные навыки, логическое мышление и мелкую моторику.
Вторник: безопасность питания
-Обсуждение: здоровое и небезопасное питание.
-Рассказ о вредных и полезных продуктах.
– Игровое задание: запрограммировать “Умную пчелу” первая команда: собрать здоровые продукты. Вторая команда: собрать вредные продукты.
-Творческое задание: рисование на тему «Полезные продукты»
Среда: правила дорожного движения
-Обсуждение: различные дорожные знаки и их значение.
– Задание: создание макета дороги с разными знаками.
– Практическое: запрограммировать “Умную пчелу” следовать по “дорожному маршруту”, останавливаясь на стоп-знаках.
Четверг: конструирование
-Знакомство с различными видами конструкторов.
-Конструирование по образцу и по замыслу.
-Выставка работ детей.
-Работа с мини-роботами «Умная пчела»: создание конструкции машины из геометрических фигур по образцу
Пятница: обобщение знаний
– Обсуждения по пройденным темам.
На обсуждении воспитатель обговаривает с детьми, что им запомнилось и понравилось в работе с умной пчелой. Таким образом, дети расходятся по центрам.
Центры позволяют детям развивать разные навыки в игровых формах.
В течение всей недели дети получали знания о безопасности, учились применять их на практике и развивали необходимые навыки. Мини-роботы «Умная пчела» помогали детям лучше понять, как работают механизмы безопасности и как они применялись в повседневной жизни.
В процессе работы возникало несколько проблем при организации совместной деятельности дошкольников с мини-роботом Bee-Bot:
- Недостаток понимания программирования (дети могут не понимать, как программировать робота)
- Проблемы с командной работой (конфликты между детьми при работе в группах)
- Неуважительное обращение с роботом (некоторые дети могут быть грубы с оборудованием, сильно нажимать кнопки)
- Недостаточная мотивация (интерес у детей может быстро угаснуть)
- Разные уровни подготовки (дети могут иметь различный уровень навыков)
- Технические проблемы (возможные сбои в работе робота или программном обеспечении)
- Ограниченное пространство для игры (место для работы может быть недостаточным)
Пути решения проблем могут быть следующими:
-провести вводное занятие, объясняя основы программирования на простых примерах;
– использовать визуальные подсказки;
– установить правила игры и распределить роли, чтобы каждый ребенок знал свои задачи;
– провести беседу о бережном обращении с игрушками и важности сохранения игрушек в хорошем состоянии;
– ввести игровые задачи и конкурсы с поощрениями, чтобы поддержать интерес;
– группировать детей по уровню подготовки или предложить разные задания на одном уровне сложности;
– подготовить запасные батарейки и провести техническую проверку перед занятиями;
– организовать пространство заранее, используя коврики для обозначения игровой зоны.
Таким образом, эффективная организация совместной деятельности дошкольников посредством мини-робота Bee-Bot может улучшить качество освоения детьми программы дошкольного образования.