Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Портных Оксана Анатольевна
музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад №132, «Лесная сказка»

«Чудо – ложки мы возьмем – удивлять мы всех начнем»

«Чудо – ложки мы возьмем – удивлять мы всех начнем»

Для детей подготовительной группы (6-7 лет)


Разработала: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 132 «Лесная сказка»

              Портных Оксана Анатольевна.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная, восприятие  фольклора
Форма: игровая обучающая ситуация.

Программное содержание:

Цель: ознакомление с русским народным творчеством посредством игры на ложках

Задачи:

Образовательные:

  • приобщать детей к русской народной культуре;
  • формировать исполнительские умения и навыки в игре на деревянных ложках;
  • углублять представления детей о происхождении русских народных музыкальных инструментов – ложек.

Развивающие:

  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувствомузыкально-слуховые представления);
  • развивать самостоятельность, инициативу, творческое воображение и импровизационные способности у детей.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

Материалы и оборудование: 

мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор), деревянные ложки, игрушка матрешка.

Раздаточный: деревянные ложки.

Демонстрационный: Презентация «Русская ложка».  

Методические приемы: 

  1. Попевка – приветствие «Привет, дружок»».
  2. Слушание «Во кузнице» р.н.п. Исполнение песни «Во кузнице» с применением технологии бод перкуссии.
  3. Беседа об истории деревянной ложки.
  4. Пальчиковая гимнастика «Трик – трак».
  5. Музыкально-ритмические движения: «Поздороваться хочу»
              6. Музыкально-ритмическая игра «Молоток».
  6. Танец с ложками «Полечка»
  7. Музыкальная игра на развитие внимания, чувства ритма «Яша»
  8. Приемы на ложках. Музицирование на ложках «Пойду ль, выйду ль я»
  9. Подведение итогов, анализ деятельности детей.
  10. Поощрение.
              12. Попевка «До свидания».

Словарная работа: традиция, сувенир, черенок, черпачок.

                                                      

 

Ход занятия

Дети под русскую народную мелодию «Во кузнице» входят в музыкальный зал.

Муз. руководитель:-  Доброе утро, ребята. Здравствуйте, гости.  Я рада видеть вас. Чтобы наш голосок проснулся, предлагаю вам поздороваться песенкой.
                                              Приветствие  «Привет, дружок!».

  1. Привет, дружок, привет дружок

Попрыгаем на ножках.

Привет дружок, привет дружок.

Покружимся немножко.

              В круг скорей вставай и с нами поиграй – 2 р.

  1. Привет, дружок, привет дружок

Попрыгаем на ножках.

Привет дружок, привет дружок.

Похлопаем в ладошки.

              В круг скорей вставай и с нами поиграй – 2 р.

Муз. руководитель:-  Ребята, вы заметили под какую мелодию зашли в музыкальный зал? Музыка какого народа прозвучала?  (Ответы детей). Это мелодия русской народной песни «Во кузнице». А вам знакома эта песня? (если да – исполняем ее, если нет – знакомимся).  

                                               Исполнение песни «Во кузнице»
Муз. руководитель:- Ребята,  я пришла к вам не с пустыми руками. Что я принесла с собой? Вам придётся отгадать (Ответы детей).

За обедом суп едят, к вечеру «заговорят». 
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки. 
Поиграй и ты немножко на красивых ярких… (Ложках). 
Муз. руководитель:

Я сегодня пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные!

– Приготовила для вас расписные деревянные ложки.  

– А теперь скорей садитесь, навострите ушки.

В гости к вам сейчас придут веселые подружки.

 

Угадать прошу я вас ребята следующую загадку:

Первая сестра — большая

В ней прячется сестра вторая,

Сломаешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка,

Игрушку ту зовут

Дети: Матрешка.

Муз. руководитель: Сколько матрешек у нас? (Выставляет матрешек по порядку, считает)

Вот какие нарядные матрешки. Давайте с ними познакомимся. Это Маша, Даша, Саша, Глаша и Наташа.

Эти подружки очень любят игры, пляски, песни да веселье.

Но вы не думайте, они не такие простые, как кажется. У каждой матрешки внутри для вас спрятано задание. Посмотрим, что в первой? (Открывает, читает)

Вот матрешки в ряд стоят

Хитро на ребят глядят.

Первая матрешка Маша

Предлагает вам заданье

На вопросы отвечать

Знания всем показать

Мы с вами уже не первый раз держим в руках эти музыкальные инструменты. Почему же мы ложки называем музыкальными инструментами? 

Дети: Ложками можно не только кушать, но и играть. 

– А из чего они сделаны?

Дети: Из дерева

– Правильно, ребята, ложки делают из дерева. Значит, какие они?

Дети: Деревянные.

– Ложки держат за…черенки и стучат….черпаками.

– А почему их назвали черпаками

Дети: От слова «черпать» 

А кто знает историю возникновения этого русского народного музыкального инструмента? (Ответы детей).
Муз. Руководитель: Деревянные ложки на Руси делали давным-давно. У богатых людей ложки были серебряными и даже золотыми, а бедные люди кушали кашу деревянными ложками. У каждого члена семья ложка должна была бать своя. И чтобы не перепутать свою ложку с чужой, на своей ложке делали пометки.

А ложки были очень удобные, легкие и не нагревались от горячей пищи.

Ложки делали из разного дерева : яблони, березы, рябины.

Их делали специальные мастера и называли их – ложкари.

Ложки были простые не цветные.

Со временим стали на них рисовать разные рисунки, в основном это были ягодки, листочки, травка. 

Время шло, и на ложки стали наносить уже сложные узоры: Хохломская роспись (картинка). В наше время деревянные ложки не только красивый сувенир, но их можно использовать как музыкальный инструмент. При ударе одной ложкой об другую издается удивительный звук (показ звучания ложек).

Многим музыкантам очень понравился этот звук, и они стали использовать его в своем музыкальном творчестве.

Слушание:

(Звучит фрагмент звучания русская народная музыки деревянных ложек в исполнении оркестра ложкарей)            

    Матрешку Дашу открываю – и задание читаю.
Вот матрешки в ряд стоят,

Ритм простукать вам велят

Ложки в руки мы возьмем

И стучать сейчас начнем.

Громко, тихо и ритмично

То есть, очень динамично!

Дети выходя,  присаживаются в кружок, ложки заранее разложены парами на полу.

                                       Разминка. Пальчиковая гимнастика

                                                             «Трик-трак» 

 Трик-трак, трик-трак! 

(Движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)

Под мостом жил старый рак. 

(Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)

Рыжий кот пришел на мост, 

(Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья.)

Рак схватил кота за хвост! 

(Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок.)

«Мяу-мяу! Помогите!

(Держит в кулачке спрятанный мизинец;  второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым – изображает мяукающий рот кота)

С хвоста рака отцепите!»

(Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка.)

Все бегут, и ты беги –

(Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.)

Коту Ваське помоги!

(Хлопки в ритме текста, в конце фразы – шлепок по коленям.)

                               «Познакомится хочу» (игра с одной ложкой)

Цель: развитие чувства ритма, коммуникативных навыков. 

Ход игры: дети сидят в кругу, крутят ложки, стучат ими по полу и передают соседу.

Ложку я в руках кручу, познакомиться хочу,

Ложку другу показали и по кругу передали – 2р,

Раз, два, три, вправо ложку положи,  

Раз, два, три, вправо ложку положи.

Предлагаю поиграть в музыкально – ритмическую игру «Молоток»

Музыкально – ритмическая игра «Молоток».

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры: дети слушают и повторяют по песенке количество ритмичных ударов ложечками.

Тук, тук, туки-ток,

Ложки словно молоток,

Громко застучали, 

Гвоздик забивали (2 раза)

Ты послушай, посчитай. 

Сколько гвоздиков узнай….

Тук – (стучим 1 раз) 

Тук, тук – (стучим 2 раза)

Тук, тук, тук – (стучим 3 раза)

Тук, тук, тук, тук – (стучим 4 раза)

Тук, тук, тук, тук, тук – (стучим 5 раз)

Сначала сыграю вам я, а вы внимательно послушайте и повторите.  Готовы?
           

            Матрешку Сашу открываем и задание читаем.

Мы матрешки, мы матрешки

Громко хлопам в ладошки.

Вы для нас спляшите

Дружно лошками стучите.

Звучит «Полька с ложками» (пары). Дети садятся.

      Четвертую матрешку открываю и задание читаю.

Глаша свой хранит секрет

Разгадаем или нет?

Выполним ее заданье

На музыкальное вниманье?

«Глаша»

Цель: развитие памяти, зрительно внимания.

Ход игры: участники двигаются с ложечками друг за другом, педагог называет имя ребёнка, который показывает вариант игры на ложечках, остальные за ним повторяют. 

С ложками идем по кругу,

На прогулку,  друг за другом,

Мы за ______________ повторим, (педагог сам говорит эту фразу с любым именем ребёнка)

Остановимся, стучим. (повторяем слова песни 5 раз)

Ложки положите на коленки, закройте ручками  и послушайте меня.

 

А матрешки вдруг притихли.

Да и ложки наши стихли

Мы Наташины загадки

Схрумкаем, как шоколадки

Покажите, как играют ложки

А плясать пойдут матрёшки.

Приемы игры на ложках

Деревянные ложки были не только незаменимым кухонным предметом, но и интересным  музыкальным инструментом.

Муз. руководитель:   Ребята, а вы любите играть на ложках? (Ответы детей). 

                               Игра на ложках муз. руководителя под р.н.п. «Молотила»

    Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Сейчас мы вспомним простые приемы игры на ложках.
Муз. руководитель: Самый простой способ игры на ложках – это  «Ладошки» или «Молоточки». Нужно взять ложки в обе руки за черенки и стучать ими выпуклой стороной черпака. (Пробуют). Снова положите ложки на коленки и прикройте ладошками.
    Следующий прием игры называется «Лошадка». Нужно взять одну ложку в левую руку, черпаком вниз, зажать пальцами, а другую ложку взять  в правую руку. Ложкой в правой руке стучим  по черпаку ложки в левой руке. Пробуем. (Дети стучат). Хорошо. Молодцы. Снова положите ложки на коленки и спрячьте их ладошками.
  А теперь я покажу вам новый прием. Называется он «Моторчик».  Нужно взять ложки за черенки, черпаками навстречу друг другу и крутить их наверх плюс удар, крутить вниз плюс удар.

    Прием «Солнышко» – выполняем круговые движения: на счет «раз» – справа, «два» – наверху, над головой, «раз-два-три» – слева и внизу. Разными длительностями.

Ой, как здорово! Предлагаю попробовать исполнить эти приемы под музыку.
Вы приемам научились,

От души готовились

А гостей повеселить

Вы сейчас настроились?

     Если настроились, тогда гости, внимание, аплодируйте, ансамбль ложкарей исполнит русскую народную песню «Пойду ль, выйду ль я»!

Муз. руководитель:-  Молодцы. Все справились. А теперь предлагаю всем положить ложки обратно в корзинку и встать в кружок. (Все встают в круг, музыкальный руководитель берет в руки матрешку). Ребята, я предлагаю  поделиться с нашей матрешкой своими впечатлениями о сегодняшнем занятии. 
Ответьте, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового узнали?  Какие приемы игры на ложках вы запомнили?  Какой прием был самый трудный?

Муз. руководитель: Быстро пролетело время, и нам  пришла пора прощаться. Но прежде, чем мы с вами попрощаемся, мы с матрешками хотим поблагодарить вас  за ваше старание.

Мы матрешкам говорим до скорого свидания

А ребят прошу подставить ложки на прощание

Раздать конфеты в ложки.
А теперь попрощаемся с вами и с гостями.
                                Музыкальное прощание.
                    Быстро время пролетело, оглянуться не успели,
                    Как пришла пора опять «До свидания» сказать.
                    До свидания.
Всего вам доброго.
(Дети уходят).

 

1.Первая матрешка Маша

Предлагает вам заданье

На вопросы отвечать

Знания всем показать

 

  1. Ложки в руки мы возьмем

И стучать сейчас начнем.

Громко, тихо и ритмично

То есть, очень динамично!

 

  1. Мы матрешки, мы матрешки

Громко хлопам в ладошки.

Вы для нас спляшите

Дружно лошками стучите.

 

     

  1. Глаша свой хранит секрет

Разгадаем или нет?

Выполним ее заданье

На музыкальное вниманье?

 

  1. А матрешки вдруг притихли.

Да и ложки наши стихли

Мы Наташины загадки

Схрумкаем, как шоколадки

Покажите, как играют ложки

А плясать пойдут матрёшки.

 

Самоанализ 

непосредственной образовательной деятельности 

для детей подготовительной группы по теме: 

«Чудо-ложки мы возьмем – удивлять мы всех начнем»

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Развивать музыкальные способности через игру на музыкальных инструментах.

    При выборе темы для занятия, мною были учтены возрастные особенности детей, а также умственная, физическая и эмоциональная нагрузки. Занятие  было проведено в игровой форме. 

Были использованы  следующие группы методов и приемов.

Словесный (беседа – рассказ об истории появления ложек, как музыкального инструмента).

Наглядный (презентация, музыкальные инструменты, игра на них).

Практический (игра на ложках, исполнение песни, музыкально ритмических движений).

Игровой (использование  музыкальных  игр).

 Структура занятия

Перед проведением НОД была  проведена большая предварительная работа. Использовались разнообразные методы и приемы. Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое, так и индивидуальное исполнение. Дети с увлечением выполняли все задания. Им было интересно принимать участие в музыкально – дидактических играх, в игре на деревянных ложках в выразительном исполнении песни, повторении ритмических рисунков  в игре «Молоток», «Яша».

Все части занятия  взаимосвязаны между собой и плавно сменяли друг друга. Дети были очень активными, никто не остался без внимания.

Длилось 30минут.

Содержание соответствует поставленной цели и задачам, которые были реализованы в полном объеме.

Считаю, что ребята на занятии были внимательны, заинтересованы, эмоциональны в силу свои возможностей. Легко шли на контакт. Справлялись с поставленными задачами.

Выполнив все задания, дети были поощрены  сладкими угощением. Дети показали хорошие знания.

      Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной   психологической атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.

 

– Сейчас вместе дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной четко повторять, ударяя в ложки.

Вы умеете считать?

Ритмическое упражнение.

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри 

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть.

Дети ритмично играют на счет, муз. руководитель проговаривает следующие слова, дети за черенки ложек крутят их.