Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Попова Татьяна Брониславовна

учитель-дефектолог (тифлопедагог) МОУ “Начальная школа – детский сад для обучающихся, воспитанников с ОВЗ № 98 “Хрусталик”, город Вологда

Игра и коррекция зрения.

ИГРА И КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ

 

Попова Татьяна Брониславовна, 

учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 

«Начальная школа – детский сад № 98 «Хрусталик», 

город Вологда 

 

Аннотация

В статье раскрывается значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста, в том числе и детей с нарушениями зрения. Конкретизируются игры, необходимые на разных этапах лечения, которые  способствуют развитию зрительных функций и зрительного восприятия детей со зрительной недостаточностью. Подчёркивается роль речи, как мощного компенсаторного механизма в условиях зрительного дефицита. Содержатся рекомендации и требования к проведению дидактических игр и игровых упражнений с детьми со зрительной депривацией.

 

Значение игры в жизни любого ребёнка трудно переоценить. Прежде всего, игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребёнка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что все задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, развивают моторику руки, учатся культуре общения, активизируют и развивают зрительную систему.

Дидактическая игра, кроме того, является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она позволяет сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщение. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких процессов, как внимание и память.

Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение, требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Особое значение для детей с нарушениями зрительной системы приобретают игры и игровые задания, способствующие коррекции зрения.

Как известно в учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения лечебно-восстановительная работа складывается из нескольких направлений:

  1. Общеоздоровительные мероприятия, лечение сопутствующих заболеваний, организация жизненного режима с учётом зрительных нагрузок.
  2. Офтальмологическое, в том числе и аппаратное лечение.
  3. Поддерживающая лечение коррекционно-педагогическая работа, которая включает соблюдение зрительного режима, а также организацию специальных коррекционных упражнений, необходимых на определённых этапах лечения.

     Воспитатели, логопеды и другие специалисты,  консультируясь с врачом-офтальмологом, тифлопедагогом, получают необходимые сведения о зрительном диагнозе, о состоянии и развитии основных зрительных функций каждого ребёнка (остроты зрения, характера зрения, угла косоглазия и др.); узнают этапы лечения, их основные цели, особенности зрительных нагрузок; получают рекомендации о необходимости постоянного ношения очков и окклюдоров (заклеек), об использовании подставок для зрительной работы вблизи детям со сходящимся косоглазием, а также о соблюдении всегда и везде светового режима и правильной позы ребёнка, особенно во время сидения за столом.

В соответствии с этапами лечения зрительного анализатора и их целями, были определены специальные игры и игровые упражнения, способствующие коррекции зрительных функций и поддерживающие эффект аппаратного лечения.

На 1-ом, плеоптическом этапе лечения, целью которого является повышение остроты зрения до возрастной нормы, рекомендуются такие игры и игровые упражнения, которые направлены на пристальное рассматривание и перцептивные действия с мелкими предметами. Сюда относятся:

  • Игры с рассматриванием и раскладыванием картинок: «Лото», «Домино», «Парные картинки» и др. При этом следует помнить, что чем хуже ребёнок видит, чем младше его возраст, тем более крупные, яркие, чёткие, менее сложные по содержанию изображения следует предлагать для восприятия. К тому же следует избегать стилизованных картинок, отдавать предпочтения реалистичным.
  • Игры с составлением разрезных картинок, кубиков, пазлов на разные темы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Листья», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Птицы», «Посуда», «Мебель», , «Животные», «Транспорт», «Профессии», «Электроприборы», «Инструменты», «Школьные принадлежности» и др., как предметные, так и сюжетные (в зависимости от возраста и состояния зрительных функций).
  • Игры с нахождением сходных и отличительных признаков: «Чем похожи? Чем отличаются?», «Найди несоответствия», «Найди ошибки в рисунках», «Чего на самом деле не бывает?» и др.
  • Игры с рассматриванием предметов, картинок, иллюстраций, слайдов. При этом важно убедиться, видит ли ребёнок мелкие детали с расстояния, выделяет ли информативные признаки.
  • Игры с рассматриванием предметов и картинок через цветные фильтры, полупрозрачную бумагу: «Расскажи, что видишь», «Кто больше увидит предметов?», «Почему лучше видно в очках, чем без очков?», «Когда лучше видно: через очки или через полупрозрачный пластик?»
  • Игры с сортировкой мелких предметов (семян, пуговиц, камушков, косточек и др.). При этом важно следить, чтобы ребёнок ни куда не совал мелкие предметы, не сосал и не жевал их.
  • Игры с группировкой предметов вокруг образца (с мозаиками, геометрическими фигурами, мелкими предметами).
  • Игры на классификацию предметов по заданным признакам (по цвету, форме, величине, назначению, материалу и т.п.): «Разложи правильно», «Выбери только те, которые назову», «Помоги кукле Кате» и др.
  • Игры с использованием электрифицированных игрушек. При этом важно научить ребёнка правильно пользоваться такой игрушкой, бережно с ней обращаться, затем ребёнку можно разрешить играть самостоятельно, контролируя свои действия.
  • Игры с разными мозаиками: «Выложи картинку по образцу», «Выложи что хочешь и расскажи».
  • Игры с мелкими предметами. Это может быть настольный театр с мелкими персонажами или режиссёрские игры (придуманные самим ребёнком) с игрушками из киндерсюрпризов, с солдатиками, мелкими куколками и др.
  • Игры с обводкой трафаретов с последующей дорисовкой на разные темы.
  • Игры с раскрашиванием по образцу. При этом следует обращать внимание ребёнка на чёткое следование образцу, на соблюдение границ контура, на технику закрашивания.

На 2-ом, ортоптическом этапе лечения, целью которого является устранение косоглзия, тренировка аккомодации и конвергенции, важно использовать такие игры и игровые упражнения, которые бы способствовали тренировке глазодвигательных мышц. Сюда относятся: 

  • Игры-наблюдения за движущимися предметами: «Куда едут машины?», «Куда идут люди?», «Куда направилась собачка», «Куда полетела птичка?».
  • Игры с рассматриванием и узнаванием движущихся предметов: «Расскажи, во что одета идущая девочка», «Скажи, как называется красная, отъезжающая машина?», «Догадайся, по дороге едет автобус или троллейбус?», «В синей куртке идёт мужчина или женщина? Как догадался?», «Догадайся, кто идёт нам навстречу: ребёнок или взрослый? Почему так думаешь?», «Подумай, человек в красной одежде приближается к нам или удаляется от нас? Объясни, почему ты так думаешь?» и др.
  • Игры с прослеживанием взглядом за движущимися предметами (прокатывание шаров, мячей, обручей).
  • Игры с прослеживанием пути по дорожкам (сдвоенным, строенным, разноцветным, одноцветным, пересекающимся, петельным, угольным и др.): «Покажи дорогу Ёжику к норке», «Помоги Цыплёнку добраться к маме», «На каком дереве растут эти плоды?», «Кто где живёт?, «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?».
  • Игры с нахождением пути (лабиринты с препятствиями): «Покажи, как добраться Красной Шапочке к бабушке, обойдя все препятствия?», «Как зайке добраться до морковки и не попасться волку в пасть?» и т.п.
  • Игры с подбором и наложением контурных, силуэтных изображений на оригинал: «Найди пару», «Подбери подходящий контур к картинкам», «Выбери из нескольких силуэтов подходящий» и т.п.
  • Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации (соединение двух изображений заданными линиями карандашом или фломастером): «Соедини предметы подходящие дуг к другу по цвету (форме, величине, назначению) разноцветными карандашами», «Соедини предметы и соответствующие им геометриические фгуры прямой линией», «Соедини пунктирной линией плоды и место, где они растут», «Соедини волнистой линией количество предметов и соответствующую цифру» и т.п.
  • Игры-упражнения с рисованием, вырезыванием по нарисованному контуру.
  • Игры-упражнения для глаз, связанные с активизацией, тренировкой глазодвигательных мышц (слежение взором за маленькой игрушечкой, «рисование» глазами».
  • Настольные игры «Футбол», «Хоккей», «Волейбол», «Бильярд» и т.п.

На 3-м, диплоптическом этапе лечения, целью которого является восстановление бинокулярного слияния, необходимо подбирать игры и упражнения, направленные на выполнение соотносящихся практических действий и развитие глазомерной оценки.      Сюда относятся:                                                                                                                              

  • Игры и игровые упражнения на соотносящиеся практические действия с предметами: конструкторами, вкладышами, шнуровками, пристегушками, нанизыванием: «Покажи, как правильно собрать из деталей конструктора машинку», «Правильно подбери вкладки», «Пришнуруй мышат к сыру», «Нанизывай бусы правильно, чередуя красные и зелёные бусинки», «Пристегни быстро!» и т.п.         
  • Игры, связанные с попаданием в цель: метание мячей, мешочков в цель, игры в «Городки», прокатывание мячей шаров в ворота, попадание длинной палочкой в ценр предмета, в кольцо и т.п..
  • Игры со стереотренерами: «Накинь кольцо Буратино на нос», «Кольцебросы», «Попади шариком в отверстие» и др.
  • Игры с рассматриванием картинок в стереопроекторе на разные темы.
  • Игры с рассматриванием 3-х плановых картин с описанием объектов 1,2,3-го планов, выделяя изобразительные признаки глубины пространства (дальние предметы всегда меньшего размера, не яркие, не четкие, с плохо выделенными деталями, предметы, перекрывающие другие предметы, находятся ближе, а перекрываемые – дальше и т.п.).
  • Составление макетов (огорода, сада, леса, деревни, города, зоопарка и др.) как из игрового, так и из подручного бросового материала по теме игр, по мотивам сказок, литературных произведений с последующим обыгрыванием.
  • Игры на определение расстояния с использованием условных мерок: «Что дальше от тебя, берёза или клён? Как проверить?», «Определи, кто ближе к кукле, зайчик или мишка? Расскажи, почему ты так решил?». «Расскажи, что дальше от забора дерево или кустик? Как догадался?» и т.п.
  • Лепка из глины, пластилина предметных или сюжетных композиций как по образцу, так и по воображению с последующим обыгрыванием.

Кроме того, особое значение для всех детей с нарушениями зрения имеют игры и игровые упражнения, направленные:

  • на развитие зрительного внимания: активизация зрительного внимания, развитие внимания в процессе зрительного поиска, развитие объёма зрительного внимания;
  • на развитие различительной способности: по цвету, по форме, по величине, сравнение предметов по 1, 2, 3 признакам одновременно, сравнительное рассматривание предметных и сюжетных изображений;
  • на локализацию (развитию быстроты реакции при узнавании и выделении из множества);
  • на развитие зрительно-моторной координации: проведение пальчиком по дорожке и прослеживание взглядом, рисование дорожек (перфокарты), нахождение пути выхода из лабиринта с карандашом, рисование по точкам, рисование по клеточкам, обводка по контуру и др.
  • на снятие зрительного напряжения: закрывание глаз, моргание, зажмуривание, слежение взором с чередованием направления взора вдаль и вблизи,  использование тематических комплексов зрительных гимнастик, релаксационных упражнений для всего тела, смена видов деятельности (статической и динамической), др.

Следует подчеркнуть, что в процессе дидактических игр у ребёнка дошкольного возраста максимально активизируется речь и общение

     Это очень важно для развития ребёнка, особенно для ребёнка с нарушенным зрением, так как речь в этом случае является мощным компенсаторным механизмом. Учёные доказали, что речь ребёнка с тяжёлыми нарушениями зрения развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «вербализм», накапливание значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием. 

Многими тифлопедагогами и тифлопсихологами  отмечается замедленное формирование речи в дошкольном возрасте, что связывается с недостаточно активным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практической деятельности. 

Таким образом,  дидактические игры, с одной стороны, стимулируют развитие речи, так как в процессе их, в том числе, развивается и предметно-практическая деятельность, а с другой,  сама речь, совершенствуясь, способствует компенсации зрительной недостаточности.

Вовлекая ребёнка в игру, взрослые всегда должны помнить, что:

  • недопустимо принуждение любой формы при включении ребёнка в игру;
  • следует постоянно поддерживать игровую атмосферу;
  • по возможности как можно чаще стимулировать речевую активность;
  • постепенно осуществлять взаимосвязь игровой и неигровой деятельности (в подготовительной группе);
  • следует постепенно переходить от простейших игр к более сложным игровым заданиям.

В  процессе дидактических игр для ребёнка с нарушенным зрением важно соблюдать ряд требований:

  • хорошая освещённость;
  • чистое, проветренное помещение;
  • чистые очки и удобная заклейка (если ребёнку она показана);
  • доступные как по содержанию, так и по зрению игровые материалы;
  • постоянный контроль за позой ребёнка во время сидения за столом;
  • постоянный контроль за выполнением обучающих движений (правильно держать карандаш, ножницы);
  • чередование зрительной работы вблизи и вдали;
  • чередование спокойной позы с двигательной активностью;
  • в процессе игры максимально активизировать речь ребёнка;
  • не скупиться на похвалу;
  • иметь терпение и не подсказывать постоянно, давать возможность ребёнку проявлять самостоятельность, настойчивость в достижении результата;
  • результаты деятельности ребёнка можно сравнивать только с его собственными результатами;
  • положительный настрой на игру не только ребёнка, но и взрослого.

 

Таким образом, все педагоги, следуя рекомендациям врача-офтальмолога и учителя-дефектолога (тифлопедагога), могут и должны целенаправленно влиять на развитие зрительных функций каждого ребёнка, закрепляя результаты офтальмологического лечения, а также способствовать преодолению нарушений в развитии, используя волшебное свойство игры.

 

Используемая литература

 

  1. Аветисов Э.С и др. Методические рекомендации по организации лечения у детей с косоглазием и амблиопией в специальных дошкольных учреждениях. М., 1978.
  2. Григорьева, Л. П., Бернадская, М. Э., Линникова, И. В., Солнцева, О. Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  3. Григорьева, Л. П., Сташевский, С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М.,1990.
  1. Денискина, В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 450 с. 
  1. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. Составитель Н.И. Кудряшова. М, 1995 
  2. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.  ИКП РАО. М., 1998.
  3. Плаксина Л.И. «Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1998.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.
  5. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста, детей раннего и дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Министерство образования и науки РФ. (Протокол от 20 мая 2015 г. No 2/15) [п.2.4; 25, п.2.5; 38, ст.2].
  6. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. М., 2001.
  7. Филичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. С-Пб, «Каро», 2007.- 270 с.