Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах
Доклад : «Повышение педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах»
(автор Дьяченко Наталья Юрьевна)
Современному педагогу необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
- Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
- Инновационная деятельность педагога.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку.
Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы — важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных затрат — интеллектуальных. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать их или не принимать, поддерживать или игнорировать, но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса — это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчета времени, огромное психологическое напряжение.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
- развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
2.развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
- создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
- внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;
- повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.
Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:
- проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;
- стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу
Подготовка и участие в конкурсах становятся настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности.
Безусловно, конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт я получаю, выступая на школьных и городских педагогических чтениях, участвуя в заочных конкурсах и конференциях, школьных конкурсах.
Особо хочется сказать о Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», где каждый из нас, учителей, может разместить свои работы на сайте издательства «Первое сентября» и осуществить обмен опытом в сети творческих учителей. Все это способствует профессиональному развитию, достижению более высокого уровня значимости в педагогическом сообществе.
Нужно отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.
Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, – он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
- Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей»
в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо/учителя
Учредитель конкурса: Правительство Российской Федерации.
Целью конкурса является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие их творческого и профессионального потенциала.
В конкурсе также могут участвовать и преподаватели (по записи в трудовой книжке) при условии, что они выполняют учительские обязанности. Это касается и преподавателей, работающих в учреждениях начального и среднего профессионального образования, если они ведут общеобразовательные предметы.
- Всероссийский профессиональный конкурс «Учитель года»
Учредителями конкурса являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийский профсоюз работников образования, «Учительская газета».
Организационно-техническое сопровождение финала конкурса обеспечивает Министерство образования и науки Российской Федерации.
Цель конкурса: выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение; повышение социального статуса педагогов и престижа учительского труда, распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей Российской Федерации.
Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», поддержку инновационных технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
- Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений
«Воспитать человека» (только всероссийский уровень)
Конкурс проводится в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 июля 2013 г.
Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным учреждениям институциональное лидерство в сфере воспитания.
Обращаем внимание, что указанные выше конкурсы профессионального мастерства проводятся на федеральном, региональном (областном), муниципальном уровнях, а также на уровне образовательной организации.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНКУРСЫ (все платные)
Всероссийские и международные дистанционные конкурсы
( в конкурсе РФ)
Темы конкурсов:
- Развитие способностей у учеников “Детская одарённость”
- Дидактические игры, кроссворды, инновационные способы подачи материала.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии XXI века
- Лучший методический проект “Весна 2016”
- Профессиональный открытый урок
- Лучший сценарий мероприятия и праздника 2016
- Лучший урок с использованием современных компьютерных технологий
- Нравственное и патриотическое воспитание
- Педагогические инновации в образовании 2016
- Портфолио педагога, оценка профессиональной деятельности
- Лучший творческий или исследовательский проект учащихся
- Творческие разработки педагога 2016
- ФОТО-КОНКУРС: Лучшее оформление кабинета
- Электронное пространство – Лучший профессиональный сайт/страничка/блог
- Эссе на тему «Почему я учитель/педагог/воспитатель
- АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
- Конкурсы для педагогов
-
- Конкурс разработок учебных занятий «Мастерская гения»
- Конкурс разработок внеклассных мероприятий «Новые идеи»
- Конкурс «Презентация к уроку»
- Положение конкурса
- Конкурс «Методическая система эффективного учителя»
- Конкурс «Лучший медиаурок»
- Конкурс «Инновационные методики и технологии»
- Конкурс «Педагогика творчества»
Литература:
Интернет-ресурсы
Педагогический сайты