автор: Пляскина Наталья Александровна
учитель труда (технологии) профиль «Швейное дело»
МКОУ СКОШИ VIII вида г.Ленск
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока по труду (технологии) профиль «Швейное дело» 9 класс
Тема | Нетканые материалы. | |
Цель урока: | 1.Познакомить обучающихся с понятием “нетканые текстильные материалы”.
2.Расширить знания о современных текстильных материалах, их свойствах и особенностях производства, возможностях замены ими натуральных тканей. 3.Развивать умение анализировать, делать обобщения, творчески мыслить. Расширять словарный запас. |
|
Задачи урока: | 1.Повторить классификацию текстильных волокон.
2.Познакомиться с видами и свойствами химических волокон, неткаными материалами из химических волокон, их видами и назначением. 3.Учиться использовать свойства волокон при изготовлении изделий из них и ухода за ними. |
|
Тип урока | Открытие новых знаний. | |
Планируемые образовательные результаты | БУД | |
Личностные:
– проявлять интерес к изучению темы; – проявлять бережное отношение к учебному материалу; – определять общие для всех правила поведения; – проявлять ответственность при выполнении работы; Предметные: – дать общее представление о технологии производства текстильных материалов из химических волокон, о видах и свойствах тканей из химических волокон, о видах и свойствах нетканых материалов; – уметь распознавать сырьевой состав ткани. Регулятивные: – работать по предложенному плану, инструкции; -высказывать свое предположение на основе учебного материала; – отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные: – способность принимать и сохранять учебную задачу, различать способ и результат действия. Коммуникативные: – слушать и понимать речь других; – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Оборудование | Техническое оснащение: проектор, экран, ПК.
Дидактические средства обучения: коллекция искусственных и синтетических тканей; коллекция нетканых материалов; видеоматериалы; рабочая тетрадь. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | БУД |
1.Органи-зационный момент | Приветствие учащихся.
Фиксация отсутствующих. Проверка готовности к учебному занятию. |
Включаются в учебную деятельность
Дети садятся за парты |
Личностные:
создание мотивации, эмоционального отношения к уроку. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация опорных знаний | 1. Организация фронтального устного опроса по изученному материалу:
Но сначала посмотрите друг на друга, на меня, на наших гостей. Что на нас надето? (Одежда). А из чего она сшита? (Из ткани) А что такое ткань? (Материал, изготовленный из волокон). Всегда ли существовала ткань? (нет, хотя сейчас мы, не можем представить свой быт без неё). Трудно было человеку В глубине столетий жить. Не умел он кашеварить, Не умел кроить и шить, Чтоб прикрыть свою фигуру От мороза не страдать. Он себя в медвежьи шкуры Научился наряжать Платье- шкуры, брюки- тоже, Шкура- шапка и носки На кого он был похожим, Прямо взвоешь от тоски. Но сейчас шагнула мода Новостей не сосчитать. Все труднее год от года Всех красиво одевать. Научились делать ткани Красоту во всем любя, Вещи тысячи названий Надеваем на себя. Мы с вами тоже знаем название многих изделий и тканей из которых они сшиты. 2. Обобщение и систематизация ответов на вопросы. И, чтобы повторить и систематизировать наши знания, сейчас мы с вами составим кластер или схему, чтобы вспомнить все известные нам сведения о ткани. КЛАСТЕР Итак, чтобы из волокна получить ткани, применяют технологические операции прядение и ткачество. Но существуют ткани, которые вырабатывают из различных волокон без процессов прядения и ткачества. Их называют нетканые текстильные материалы. |
Взаимодействие детей друг с другом, с учителем.
Ответы на вопросы. |
Познавательные:
анализ информации, сравнение. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Регулятивные: контроль эмоциональных проявлений, познавательная мотивация. |
3. Изучение нового материала
4.Физкультминутка |
Сегодня на уроке мы познакомимся с неткаными материалами. Тема: «Нетканые материалы»
Цели и задачи урока:
История развития отрасли нетканых материалов 1 слайд Началом эпохи нетканых материалов считаются 1930-е годы. Первые образцы были созданы в Европе. Это были полотна из вискозных волокон, скрепленных между собой клеящим составом. Нетканые материалы широко применяются и в промышленности и в быту и бывают краткосрочного и долгосрочного использования. Они успешно заменяют различные ткани и это даёт большой экономический эффект: • Используется дешёвое и менее дефицитное сырьё • Сокращается технологический процесс • Повышается производительность 2,3,4 слайды Ассортимент Сидя на стуле, руки на коленях. Любопытная Милена смотрит вправо… Смотрит влево… Снова вправо.. Снова влево… А потом опять вперёд. А Машуня смотрит вверх! Катя хмуро смотрит вниз – Встряхнули руками, работаем дальше. 7,8,9,10,11 слайд Способы получения нетканых материалов В современном мире множество технологий производства НМ. 8 слайд Запись в тетради (способы производства НМ) 9 слайд Натуральные и химические волокна расчесывают и получают полосу – холст. Холст прошивают нитями на вязальнопрошивочной машине. Так вырабатывают нетканые полотна типа байки, фланели, сукна. Из них шьют детскую и спортивную одежду. Этим же способом вырабатывают ватин, который применяют в качестве утепляющего прокладочного материала при пошиве зимних пальто и курток. 10 слайд Волокнистый слой или ткань прошивают с помощью специальных игл. На лицевой стороне образуются петли. Получается махровый материал, который идёт для пошива халатов, купальников, платьев, курток. (показ образца махровой ткани) Если используют синтетические волокна для прошивания и полученные петельки разрезают, то получают искусственный мех или флис. 11 слайд Волокна в виде холста поступают на специальные машины, в которых холст пропитывается склеивающим веществом. Таким способом вырабатывают флизелин- прокладочный материал, который используют в качестве прокладки для воротников, поясов, бортов, клапанов. (образец флизелина) 12 слайд Волокна шерсти с примесями других волокон способом валки превращают в нетканый материал. При производстве материалов валяльным способом используется свойство шерсти сваливаться. Под действием температуры, влаги и трения волокна шерсти скрепляются друг с другом. Получают очень плотный материал с высокими теплозащитными свойствами. Это- сукно и фетр, войлок. (образец фетра). Под волшебным платком есть для вас ещё один сюрприз 12-22 слайд Валенки Творенье рук умельца с восторгом я держу в своих руках… Не знает, к счастью, красота старенья, любовь к прекрасному живёт в веках. Валенки (они же валенцы, валеники, волнушечки, выходки, сапоги валяные, пимы, чёсанки) Как и прежде, ремесло валяния валенок передается от мастера к мастеру из поколения в поколение. Может, потому так хорошо и уютно носить их, что они сохраняют тепло рук своих создателей. В своё время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова – клоун запрыгивал в них во время трюка. Среди валенок есть свои рекордсмены. Существует несколько музеев любимой народной обуви -валенок, где они изображены и в стекле и в керамике. |
Взаимодействие детей друг с другом, называют нетканые материалы и способы их производства по картинкам слайдов.
Рассматривают слайды, отвечают на вопрос. |
Познавательные:
работа с разными источниками. Поиск и выделение информации. Анализ просмотренного видеоролика с выделением главных понятий. Регулятивные: контроль и коррекция Предметные: уметь определять ткани. |
5. Первичное закрепление знаний и обратная связь
Выполнение практической работы |
Практическая работа
|
Выполняют практическую работу в соответствии с инструкциями учителя | Познавательные:
анализ информации, постановка и решение проблем, отработка навыков. Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулировать собственное высказывание, осуществлять самоконтроль. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль, коррекция, инициативность, самостоятельность. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
7. Подведение итогов, рефлексия учащихся | У меня для вас припасена мишень, в которую мы будем стрелять валенками. Каждая может взять по 4 валенка и прикрепить на мишень
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, девчата, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. |
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своего продвижения к цели. | Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: умение сформировать алгоритм деятельности, выявление допущенных ошибок и обоснование способа их исправления. Личностные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |