Автор:

Петрова Анна Сергеевна

Педагог-психолог МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Тришункина Мария Николаевна

Социальный педагог МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Профориентационная программа для учащихся 1 – 11 классов «На пути к успеху»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы

Профориентационная программа для учащихся 1 – 11 классов 

«На пути к успеху»

Составители: 

социальный педагог Тришункина М.Н.

педагог – психолог Петрова А.С.

г. Пенза, 2022 год

Пояснительная записка

В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о самом ребёнке и видим в нём только стандарт ученика. Это негативно отражается на формировании ребёнка как личности. Мы считаем, что на первое место в работе с детьми должен стать воспитательный процесс. 

Только в том случае мы сможем помочь нашим детям не потерять веру в будущее своей страны и в самого себя.

Цели и задачи профориентационной работы.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

С учетом психологических и возрастных особенностей гимназистов мы выделили следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Цели:

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.

1 БЛОК «Начальная школа».

Рассчитан для учащихся 1-4-х классов и содержит четыре этапа: 

1 этап. «Мир профессий». 1 класс.

2 этап. «Профессии моей семьи». 2 класс.

3 этап. «Я и профессии вокруг меня». 3 класс. 

4 этап. «Я в мире профессий». 4 класс.

 

На реализацию курса «Кем быть?» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю), во 2-4-х классах – 34 часа.

 

Ожидаемые результаты прохождения этапа.

 

Результатами освоения курса «Кем быть» являются результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на разнообразие профессий. Формирование уважительного отношения к труду. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • БЛОК «Основная школа».

Рассчитан для учащихся 5 – 7 классов.

На данном этапе решаются следующие возрастные задачи: актуализация понимания значимости профессиональной деятельности в жизни человека, развитие умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами, воспитание профессионально важных личностных качеств, становление профессионального интереса, опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности, осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.

Ожидаемые результаты прохождения этапа. 

Осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей. Формирование реалистичной самооценки. Сформированные навыки самостоятельного поиска информации о профессиях. Знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности. Способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.

  • БЛОК «Предпрофильная подготовка».

Рассчитан для учащихся 8 – 9 классов.

На данном этапе  происходит формирование  готовности к саморазвитию и самоопределению. Формируется  успешный опыт  создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. Идет определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов. Учащиеся подготавливаются к обучению по индивидуальным планам в старшей школе.

Ожидаемые результаты прохождения этапа.

Умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей. Оценивание своей деятельности и аргументация причин достижения  результата. Сформированное умение находить достаточные средства для решения своих учебных задач. Демонстрация приемов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

  • БЛОК « Профильная школа».

Рассчитан для учащихся 10 – 11 классов.

На данном этапе уточняется профильный выбор в условиях вариативного обучения. Ведется проектирование после школьного профессионального маршрута. Осуществляется знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки. Формируются ценности самообразования и саморазвития.

Ожидаемые результаты прохождения этапа.

Информированность о социально – экономической ситуации в городе  и стране, требованиях современного рынка труда, возможных путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности. Осознание собственных профессиональных возможностей и ограничений. Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда. Трудовая мотивация.

 

Учебно-тематическое планирование.

1 БЛОК «Начальная школа» 1 – 4 классы  (см. Приложение № 1)

1 этап «Мир профессий»  предназначен для занятий с  1 классами, включающий в себя следующие разделы:

  1. Введение в мир профессий.

  2. Профессии в школе и в детском саду.

  3. Знакомство с различными профессиями

Данный блок рассчитан на 33 часа.

2 этап «Профессии моей семьи» предназначен для занятий со  2 классами, включающий в себя следующие разделы:

  1. Мир профессий.

  2. Профессии моей семьи.

  3. Профессии в поиске прошлого и будущего.

Данный блок рассчитан на 34 часа.

3 этап «Я и профессии вокруг меня» предназначен для занятий с  3 классами, включающий в себя следующие разделы:

  1. Интерактивная игра «Многообразие мира профессий».

  2. Типы профессий.

  3. Мой выбор.

Данный блок рассчитан на 34 часа.

  1. этап «Я и профессии вокруг меня» предназначен для занятий с  4 классами, включающий в себя следующие разделы:

  1. Как люди выбирают профессию.

  2. Типы личности.

  3. Мой выбор.

Данный блок рассчитан на 34 часа.

 

2 БЛОК «Основная школа» 5 – 7 классы (см. Приложение № 2).

«Моя будущая профессия». Данный блок рассчитан на 34 часа. Включает в себя теоретическую часть – 18 часов, практические занятия – 14 часов и занятия вне аудитории – 2 часа.

 

3 БЛОК «Предпрофильная подготовка» 8 – 9  классы (см. Приложение № 3).

«Выбор профиля». Данный блок рассчитан на 34 часа. Включает в себя теоретическую часть – 13 часов, практические занятия – 15 часов и занятия вне аудитории – 6 часов.

  • БЛОК «Профильная школа» 10 -11 класс (см. Приложение № 4).

«Профессиональный выбор». Данный блок рассчитан на 65 часов. Включает в себя теоретическую часть – 37 часов, практическую часть – 28 часов.

Методы оценки эффективности.

Общим критерием продуктивности социального – психологического тренинга, как средства формирования и развития качеств подростка, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать стимулятором саморазвития и помогут участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития.

Для отслеживания результатов эффективности предлагается следующий пакет методик:

  1. Опросник социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд);
  2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы;
  3. «Самооценка» Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн (модифицированный вариант шкалы самооценки А.М. Прихожан);
  4. Определение профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной);
  5. Методика «Тип мышления» (в модификации Г. Резапкиной);
  6. Опросник «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной);
  7. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО Е.А. Климова).

Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе, исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ).

Формы контроля:

  1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
  2. Проектная деятельность учащихся.
  3. Защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы).

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

 

Оценка эффективности профориентационной работы.

 

К основным результативным критериям и показателям эффективностии профориентационной работы, прежде всего, относится:

  1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  2. Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследованиям жизненных ценностей учащихся 8—9 классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. 

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  1. индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  2. направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Ожидаемые результаты.

Об уровне сформированности показателей свидетельствует анализ результатов диагностических исследований на начальном и конечном этапах работы.

  1. Подготовка мобильной, социально компетентной личности выпускника школы.
  2. Обеспечение социальной и профессиональной мобильности ученика.
  3. Воспитание конкурентоспособной личности.
  4. Улучшение социальной ориентации выпускника гимназии.
  5. Умение пользоваться средствами коммуникации, как ресурсами достижимости.
  6. Овладение учащимися социальными умениями и навыками.
  7. Сформированный личный профессиональный план и готовность к его реализации.
  8. Создана система работы педагогического коллектива по данному направлению.
  9. Повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация молодежи к труду.
  10. Подростки ознакомлены с миром профессий.
  11. Подростки обучены основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
  12. Учащихся сориентированы на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
  13. Оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.

 


Список литературы

  1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб, 2008.
  2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
  3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. – Санкт- Петербург: Речь, 2006. – 236 с.
  4. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Спб, 2006.
  5. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
  6. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.
  7. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
  8. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н.П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006.– 46 с.
  9. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  10. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.
  11. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М.: Генезис, 2007. 
  12. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд.. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. – 460 с.
  13. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006.
  14. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. – Москва: Сфера, 2006. – 119 с.

 

 

Приложение № 1

1 этап «Мир профессий» / 1 класс

№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
Введение в мир профессий
1. Зачем человек трудится?

Чем пахнут ремѐсла?

0,5 0,5
2. Мир профессий (прогулка по городу) 1
Профессии в школе и в детском саду
3. Профессия – воспитатель ДОУ 1
4. Профессия – учитель 0,5 0,5
5. Ролевая игра «На уроке» 0,5 0,5
6. Профессия -библиотекарь 1
7. Профессия – повар 1
8. Конкурсная программа «Весѐлые

поварята»

1
Знакомство с различными профессиями
9. Профессия – врач 0,5 0,5
10. Беседа с медицинским работником

школы.

1
11. Профессия – парикмахер 1
12. Конкурс причѐсок 1
13. Профессии людей, занятых в сельском

хозяйстве

0,5 0,5
14. Профессия – продавец 1
15. Профессия – почтальон 1
16. Профессия – водитель 0,5 0,5
17. «Как нам хлеб на стол пришѐл» 0,5 0,5
18. На дороге. Водитель и пешеход 1
19. Встреча с инспектором ДПС 1
20. Профессия – машинист 0,5 0,5
21. Профессия – лѐтчик.

Профессия – космонавт

0,5 0,5
22. Строительные профессии. О чѐм

расскажет дом?

1
23. Строительные профессии. О чѐм

расскажет дом?

1
24. Строительные профессии (маляр,

каменщик, кровельщик, инженер, архитектор)

0,5 0,5
25. Профессия – художник 0,5 0,5


26. Экскурсия в детскую картинную галерею 3
27. Профессии, связанные с животными 0,5 0,5
28. Экскурсия на станцию юннатов 3
29. Кем я хочу стать? Парад профессий 1
Итого: 33 часа 18 6 9

 

2 этап «Профессии моей семьи» / 2 класс

№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
Мир профессий
1. Интерактивная игра «Мир профессий» 1
2. Профессии, которых больше нет 0,5 0,5
3. Путешествие в страну современных

профессий

0,5 0,5
Профессии моей семьи
4. Мир профессий наших родителей. Организация проекта «Азбука

профессий»

0,5 0,5
5. Представление мини проекта на

буквы А – Д (профессии родителей)

0,5 0,5
6. Экскурсия «В гости к маме (папе) на

работу»

2
7. Представление мини проекта на

буквы А – Д (другие профессии)

0,5 0,5
8. Представление мини проекта на буквы

Е – К

0,5 0,5
9. Экскурсия «В гости к маме (папе) на

работу»

2
10. Представление мини проекта на буквы

Е – К (другие профессии)

0,5 0,5
11. Представление мини проекта на

буквы Л — Р (профессии родителей)

0,5 0,5
12. Экскурсия «В гости к маме (папе) на

работу»

2
13. Представление мини проекта на буквы

Л – Р (другие профессии)

0,5 0,5
14. Представление мини – проекта на

буквы

0,5 0,5


С — Ф (профессии родителей)
15. Экскурсия «В гости к маме (папе) на

работу»

2
16. Представление мини проекта на буквы

С – Ф (другие профессии)

0,5 0,5
17. Представление мини проекта на буквы

Х — Я (профессии родителей)

0,5 0,5
18. Экскурсия «В гости к маме (папе) на

работу»

2
19. Представление мини проекта на буквы

Х — Я (другие профессии)

0,5 0,5
20. Защита проекта «Профессии моей семьи» 0,5 0,5
Профессии в поиске прошлого и будущего
21. Звѐздное небо глазами астронома.

Посещение планетария

3
22. Профессия – астроном 0,5 0,5
23. Экскурсия в зоологический музей 3
24. Профессия – археолог. Путешествие с

археологами.

0,5 0,5
25. Итоговое занятие. Интерактивная игра

«Мир профессий»

1
Итого: 34 часа 16 8 10

3этап «Я и профессии вокруг меня» / 3 класс

 

№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
1. Интерактивная игра «Многообразие мира

профессий»

1
Типы профессий
2. Типы профессий 1
3. Типы профессий (прогулка по городу) 1
4. Тип профессии «Человек – природа» 1
5. Тип профессии «Человек – природа».

Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы

0,5 0,5
6. Тип профессии «Человек – природа». 1


Профессии, связанные с уходом за

растениями и животными.

7. Тип профессии «Человек – природа».

Профессии, связанные с профилактикой и лечением заболеваний животных

0,5 0,5
8. Тип профессии «Человек – природа».

Необычные профессии

0,5 0,5
9. Тип профессии «Человек – техника» 1
10. Тип профессии «Человек – техника». Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой

и наладкой технических устройств

0,5 0,5
11. Тип профессии «Человек – техника»

Профессии, связанные с эксплуатацией технических средств

0,5 0,5
12. Тип профессии «Человек – техника».

Необычные профессии

0,5 0,5
13. Тип профессии «Человек – знак» 1
14. Тип профессии «Человек – знак»

Работа со словами, текстами, книгами 

0,5 0,5
15. Тип профессии «Человек – знак»

Работа с числами, формулами, знаками

0,5 0,5
16. Тип профессии «Человек – знак»

Работа с изображениями, схемами, картами . Экскурсия в метеоцентр

1
17. Тип профессии «Человек – знак» Работа с компьютерами,

информационными системами, в сети

Интернет

0,5 0,5
18. Тип профессии «Человек – знак».

Необычные профессии

0,5 0,5
19. Тип профессии «Человек – художественный образ». Область

применения – пространство.

1
20. Тип профессии «Человек – художественный образ». Область

применения – внешний облик человека

0,5 0,5
21. Тип профессии «Человек – художественный образ» Область

применения – литература

0,5 0,5
22. Тип профессии «Человек – художественный образ». Область

применения – цвет, изобразительное искусство

0,5 0,5

 

23. Тип профессии «Человек – художественный образ». Область

применения – кино и видео, сцена. Экскурсия «За сценой»

1
24. Тип профессии «Человек – художественный образ». Область

применения – звуковая среда, музыка

0,5 0,5
25. Тип профессии «Человек – человек» 1
26. Тип профессии «Человек – человек».

Направления – воспитание и обучение культурно-просветительская работа

0,5 0,5
27. Тип профессии «Человек – человек».

Направление – здравоохранение

0,5 0,5
28. Тип профессии «Человек – человек».

Направления – организация и управление, правовая защита

0,5 0,5
29. Тип профессии «Человек – человек».

Направление – торгово-сервисное обслуживание. Поход в кафе

1
Мой выбор
30. Мой выбор 1
31. Защита мини-проекта «Мой выбор» 1
32. Защита мини-проекта «Мой выбор» 1
33. Защита мини-проекта «Мой выбор» 1
34. Защита мини-проекта «Мой выбор» 1
Итого: 34 часа 5 14,5 14,5

 

4этап «Я и профессии вокруг меня» / 4 класс

 

№ п/п Наименование разделов и тем.
Теория Прак- тика
Как люди выбирают профессию
1. Многообразие мира профессий 1
2. Типы профессий (классификация профессий Е.А.

Климова).

1
3. Типы профессий. Кем быть? 1
4. Как люди выбирают профессию 0,5 0,5
5. Игра «Кто есть кто?» 1
6. Мои профессиональные желания 0,5 0,5
7. Основы выбора профессии 1
8. Профессия и здоровье 1
9. Интересы и склонности в выборе профессии 1


10. Объективная диагностика склонностей и

способностей

1
11. Опросник «Карта интересов» А.Е.Голомштока 1
Типы личности
12. Типы личности по Э. Шпрангеру 1
13. Человек социального типа 0,5 0,5
14. Профессии социального типа 0,5 0,5
15. Человек активного политического типа 0,5 0,5
16. Профессии политического типа 0,5 0,5
17. Человек экономического типа 0,5 0,5
18. Профессии экономического типа 0,5 0,5
19. Человек теоретического типа 0,5 0,5
20. Профессии теоретического типа 0,5 0,5
21. Человек эстетического типа 0,5 0,5
22. Профессии эстетического типа 0,5 0,5
23. Человек традиционного типа 0,5 0,5
24. Профессии традиционного типа 0,5 0,5
25. Человек религиозного типа 0,5 0,5
26. Профессии религиозного типа 0,5 0,5
27. Определение типа личности 1
28. Ошибки в выборе профессии 1
Мой выбор
29. Выбор профессии 1
30. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
31. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
32. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
33. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
34. Защита мини-проекта «Моя будущая профессия» 1
Итого: 34 часа 12 22

 

Приложение № 2

2  БЛОК «Основная школа».

№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
«Моя будущая профессия»
1. Введение. Мои личные профессиональные планы. 1
2. Интересы и склонности в выборе профессии.  1 2
3. Человеческие возможности. 1
4. Способности к запоминанию. 1 1
5. Способность быть внимательным. 1 1
6. Волевые качества личности. 2
7. «Узнаю, думаю, выбираю» Практическая работа. 1
8. Беседы о конкретных профессиях 1 1
9. Профессия и современность 2
10. «Дороги, которые мы выбираем».  Профессии родителей. 1 2
11. «Все работы хороши, выбираем от души!» Кем ты хочешь стать? 1
12. Интересы и выбор профессии «Кто я и что я думаю о себе?» 1 1
13. Темперамент и выбор профессии 1
14. Здоровья и выбор профессии 2
15. «Дело твоей жизни» 1 1
16. Профессиональный тип личности 1
17. Ошибки при выборе профессии 1
18. Экскурсии на предприятия города 2
19. Разработка проекта «Моя будущая профессия» 1
20. Презентация и защита индивидуальных проектов «Моя будущая профессия» 2
Итого: 34 часа 2 18 14

 

Приложение № 3

  • БЛОК «Предпрофильная подготовка».
№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
«Выбор профиля»
1. «В мире профессий». Классификация профессий (тест Климова) 1 1
2. Профессия типа «Человек – Природа» 1
3. Профессия типа «Человек – Техника» 1
4. Профессия типа «Человек – Знаковая система» 1
5. Профессия типа «Человек – Человек» 1
6. Профессия типа «Человек – Художественный образ» 1
7. Игра «Ассоциации» – эмоциональное отношение к различным профессиям 2
8. Игра «Вакансии» – соотношение требований профессии и качеств человека 2
9. Игра «Продавцы – покупатели» – особенности профессий в сфере обслуживания 2
10. Игра «Оптимисты и скептики» – навыки объективного анализа различных профессий 2
11. Игра «В объективе – экономика региона» 2
12. Экскурсия на предприятия города Пензы 6
13. Игра «Выбор профиля» 2
14. «ТОП – РЕЙТИНГ»: перспективные профессии и где им обучают 1
15. Видеоуроки о различных профессиях. 6
16. Презентация «Я и 3 лучших профессии для меня» 2
Итого: 34 часа 6 13 15

 

Приложение № 4

  • БЛОК « Профильная школа».
№ п/п Наименование разделов и тем Внеауд.
Теория Прак- тика
«Профессиональный выбор»
1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий. 2
2. «Я и выбор профессии» 1 1
3. Социальные проблемы труда 2 2
4. Разделение труда 2
5. Классификации профессий. Тестирование. 2 2
6. Мотивы выбора профессий 2
7. Типы темперамента и выбор профессий 2 2
8. Современный рынок труда и его требования к профессионалу 2
9. Профессиональная перспектива. Составление резюме. 2 2
10. Собеседование. Правила и нормы поведения 2
11. Социально – экономические условия современной России 3
12. Игра «Взгляд в будущее» 3
13. Основы экономических знаний 3
14. Игра  «Богатый друг» 3
15. Рынок образовательных услуг 4
16. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних. 2
Игра «Временная транспектива» 6
Личный профессиональный выбор 5
Готовность к выбору профиля, профессии 2
Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) 6
Итого:  65 часов 37 28