автор: Пермякова Вера Николаевна

воспитатель МКДОУ “Д/с № 17”

Транспорт. История городского транспорта.

Тема недели «Транспорт».

Транспорт. История городского транспорта.

Цель.

Оборудование.

Иллюстрации гужевого транспорта: карета, коляска, сани, линейка, конка; трамвай, троллейбус, автобус, метро

Ход занятия.

Часть 1.

-Как называется наш город? Наш город не очень большой, но, все же, чтобы попасть с одного конца города в другой, потребуется много времени. Что нам поможет сделать это быстро? (Транспорт.) Какой виды транспорта вы знаете? (Наземный (автодорожный, железнодорожный), воздушный, водный, подземный.) Но давным-давно, когда еще не было машин, в городах тоже был транспорт. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.)

Когда люди еще не придумали машины, главным транспортом была лошадь. Вместо машин на улицах можно было увидеть кареты, коляски, сани. (Показывает иллюстрации.) Такой транспорт называется гужевой.

А вместо автобусов по городу ездили линейки. Какое интересное название! Что же это такое? Это повозка с сиденьями по бокам для нескольких пассажиров (иллюстрация). Но потом в городе по улицам проложили рельсы. Но не для трамваев: ведь их тогда еще не было. По рельсам тоже покатились вагончики, а пассажиры могли сесть не только внутри вагона, но и на его крышу. Такой транспорт назывался конка (иллюстрация). Как вы думаете, может ли такой вагон сдвинуть с места одна лошадь? (Предположения детей.) Вагончик везли две лошади, а не одна, как у линейки.

Но потом люди придумали электричество, и появился другой транспорт. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.) Трамвай! Потом появились автобусы и, наконец, троллейбус.

-Какой вид транспорта появился самым последним? (Метро.)

Часть 2.

-Какой транспорт можно встретить на улицах нашего города? Правильно, по улицам нашего города проезжают грузовики, легковые машины, автобусы и микроавтобусы, мотоциклы и мотороллеры, велосипеды. Какие машины можно отнести к грузовым? (Автомобили с открытым кузовом, разные фургоны, автомашины с цистернами и др.) Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.) Но есть еще транспорт, который перевозит пассажиров. Как называется такой транспорт? (Пассажирский.) Назовите пассажирский транспорт. (Ответы детей.)

Виды транспорта.

Воспитатель предлагает детям назвать людей, которые работают на транспорте. (Ответы детей.) Педагог обращает внимание на то, что водитель машины – шофер, а водитель поезда – машинист.

Воспитатель задает вопрос:

-Какой вид транспорта важнее, нужнее людям?

Воспитатель задает наводящие и уточняющие вопросы, подтверждает, что все виды транспорта одинаково необходимы людям, а профессия водителя очень нужная и уважаемая. Но эта работа очень трудна и ответственна. Рассказывает о труде работников транспорта. Например, о том, что шоферы выходят на работу очень рано. У них есть и ночные смены. Следить все время за дорогой, светофорами, соблюдать положенную скорость – это очень утомительно для человека. Подчеркивает, что труд водителей – это труд для всех. Воспитатель уточняет, как называются места парковки транспорта: автомобиль – гараж, трамвай – автопарк, депо, самолет – ангар, корабль – порт.

Педагог уточняет, кто ремонтирует автомобили, где заправляют автомобили.

В заключении педагог спрашивает, что нового дети узнали, о чем им интересно было поговорить.