автор: Перминова Елена Ильдусовна

воспитатель МБДОУ №172

Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Перминова Елена Ильдусовна,

 воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад № 172 компенсирующего вида», г. Казань

Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение им заменяет компьютер,  телевидение и различные гаджеты. И эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более  актуальной проблемой в нашем обществе. Речь – это многообразная деятельность. Развитие речи предполагает овладение  богатейшим словарным запасом русского языка, его грамматическим строем, умение пользоваться усвоенным языковым материалом.

Работая в течение многих лет  с детьми 4-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи,  то есть страдающими нарушением всех компонентов речи: звукопроизношением, лексикой, грамматическим строем, связной речью, я не раз задумывалась над тем, как разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу? Как сделать ее интересной, увлекательной, желанной для дошкольников?

На помощь пришла игровая, театрализованная деятельность. Сказочный  персонаж, говорящий с детьми на занятии, игры-драматизации, инсценировки, разные  виды театра (кукольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой и др.) стали хорошими помощниками  воспитателю, учителю-логопеду, музыкальному руководителю в достижении цели.

Вначале ведущая роль принадлежит  воспитателю, который знакомит детей с художественными произведениями. За основу для проведения   театрализованных игр я брала народные и авторские сказки – неиссякаемый материал для развития словаря, грамматического строя, связной речи детей.

Дети вначале выступают зрителями; они не могут  сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь воспитателя  на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как взрослый говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Особое внимание при этом уделяется анализу сюжета игры, характеристике  действий, совершаемых предметами, явлениям, их значению. Детям предлагалось сравнить героев, выявить отличительные признаки предметов, «оживающих» в театрализованных играх.

В то же время учитель-логопед  организовывал различные упражнения: «Пройди, как кошка, как медведь»,  «Пробеги, как собака, как волк, как мышка» и др.  Детям становилось  намного интересней, когда они не только говорили, но и действовали как сказочные герои.  Они пытались имитировать ролевые движения, наблюдали друг за другом, старались все лучше и лучше играть.  Для более эмоционального восприятия образного содержания сказки важно дать детям прослушивание аудиозаписи или видеопросмотр  сказки.

В театрализованных  играх всегда использовалась музыка, которая подчеркивала характер героев и помогала детям  имитировать движения персонажей, при этом совершенствовалось чувство ритма. А движения, сопровождаемые  репликами, стихами, пением, в свою очередь повышали активность речедвигательного анализатора, «балансировали» процессы возбуждения и торможения.

В моей работе театрализованные игры  пронизывают все этапы работы над речью детей: от развития ее понимания в средней группе до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать текст  интонационно, пользоваться движениями, мимикой и жестами, контактировать с участниками игр в подготовительной к школе группе. Они имеют разные варианты  – это и игры-драматизации, и инсценировки всего произведения или его части, и появление сказочного персонажа на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

Очень важна в этой работе роль учителя-логопеда.  Если воспитатель знакомит детей с художественным произведением и в театрализованной игре ставит на первое место  воспитательные и нравственные задачи, то учитель-логопед, опираясь на полученные детьми знания, продолжает работу, в свою очередь выдвигая на первый план речевые задачи. В ходе подготовки театрализованной игры или инсценировки я слежу за речью детей и закрепляю навыки, сформированные учителем-логопедом.

Составляя сценарий театрализованной игры или представления, я, учитель-логопед и музыкальный руководитель решали, какими у нас будут декорации и костюмы.  В одних случаях, в зависимости от возможностей, это были обычные стулья, ширмы, небольшие детали костюмов, маски действующих лиц; в других – изготовленная своими руками или руками родителей бутафория, выполненные по эскизам костюмы, где дети принимали посильное участие.  В представлениях использовали компьютерную технику для демонстрации на экране места действия. Специально поставленные танцы украшали спектакль, например, театрализованное представление «На ярмарке».

Поскольку процесс развития лексико-грамматических категорий очень длительный и трудоемкий,  мы с учителем-логопедом с особой тщательностью подбираем художественные произведения для решения этих задач. Театрализованные игры проводим только на основе  хорошо отработанного материала. (Русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Как Маша поссорилась с подушкой», «Как дед корову продавал»;  моим авторским сочинением по сказке «Кошкин дом», по произведению О.Кнышевой «Как Миша стал бизнесменом»).   Для достижения максимальных результатов привлекаем к этой работе родителей, которые в повседневной жизни смогут закрепить полученные детьми знания.

На информационном стенде для родителей выставляем книги с пройденными художественными произведениями, рекомендуемыми вопросами для беседы, заданиями  для закрепления и повторения лексико-грамматических категорий, стихами и песнями, разучиваемыми с детьми. Родители, под руководством учителя-логопеда, участвуют в исправлении речевого нарушения  и закреплении достигнутого улучшения.

Опыт моей работы показывает, что  театрализованная игра хорошая основа для обучения детей.  Она развивает психические функции ребенка, его художественные способности,  умение взаимодействовать с другими персонажами, Воспитывает артистизм, развивает эмоции, умение перевоплощаться. Дети овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений.  Необходимость действовать на публике приучает владеть своими эмоциями. Театр  – это игра, а игра  – стихия ребенка.

 

Обобщен многолетний опыт  работы по развитию речи детей с ОНР с помощью театрализованной деятельности.