автор: Шелухина Людмила Александровна
воспитатель ГБОУ школа 1476
Зимующие птицы
Открытое занятие в старшей группе по экологии «Зимующие птицы»
Задачи: Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности; обобщить знания детей о зимующих птицах; Формировать знания о зимующих птицах, почему так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.
Материал: карточки с птицами, макет дерева (зимнее) ,пакеты из под молока, саморез, веревка. Ауди запись.
Ход занятия:
Воспитатель: Наша планета земля – прекрасная , полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа, люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе.
-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для этого мы вместе немного поиграем. Согласны?
Звучит ауди запись с голосами птиц.
Воспитатель: Чьи это голоса? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: А птицы есть и зимующие, есть и перелётные. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах. Ребята, а как вы думаете, почему птиц называют зимующие?
Дети: ответы детей (потому, что они остаются с нами зимовать) .
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы!
Воспитатель: В письме лежат загадки, а вам надо отгадать о какой птице идет речь.
Загадки:
Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый “доктор” (Дятел)
– Кто это ребята?
Дети: Это дятел.
Воспитатель: Правильно, ребята, это дятел. Эта птица остается с нами зимовать. Дятел является лесным доктором у деревьев (показ картинки дятла) .
Воспитатель: слушайте следующую загадку:
Птица серая живёт.
Никогда гнезда не вьет.
В чужих семьях вырастает.
Годы жизни предрекает:
Ку-ку-ку, – кричит на ветке,
– Где вы, где вы, где вы детки!
Ей не верьте, птица врушка!
И её зовут …
(Кукушка)!
Воспитатель:
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя –
Любим птичку – (Снегиря.)
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Правильно. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками.
Воспитатель:
Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? …
(Ворона)
Дети: Ворона.
Воспитатель: Молодцы. Вороны очень осторожны. У них хорошо развито обоняние, слух и зрение. Они всеядны. Есть еще повадки у воронов – это любовь к блестящим предметам и желание куда-нибудь спрятать избыток пищи.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение еще об одной зимующей птичке – «Воробей»:
Е. Панкратова
Воробьишка-воробей,
Чик-чирик! – между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку – скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.
Воспитатель: Ребята, у меня на столе много картинок птиц. Давайте выберем зимующих птиц, и посадим вот на это дерево
(на макет дерева вешаем картинки зимующих птиц) .
Воспитатель: А что объединяет этих птиц, как вы считаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Все эти птицы остаются зимовать в нашем городе. Потому что они не боятся холода и голода.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются птицы зимой? Ведь жучков, червячков, паучков зимой нет.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, они питаются ягодами рябины, калины, семенами ясеня, но птицам все равно голодно зимой.
Рассказ воспитателя:
Бывает, что зиме нужно всего несколько часов, чтобы вступить в свои права – за ночь укроет снегом землю, дома, крыши, дороги, леса, поля. И все мы радуемся, что зима наступила и все белым-бело. Нам кажется, все довольны, что все скрыто под снегом. А вот птицам, наверное, нерадостно. Где же теперь им брать корм? И холодно, и голодно птицам, нашим пернатым друзьям. На ветках и проводах сидят, нахохлившись, прилетают поближе к человеческому жилью в надежде, что здесь найдут хоть какую-то кормежку.
Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки. Узнайте, какие птицы живут в вашей местности, какие у них привычки, какой корм они едят. Можно сделать кормушку и повесить во дворе, в ближайшем парке, саду или в лесу. Можно устроить кормушку у себя на балконе или за окном. Сначала птицы будут бояться подлетать к ней, но потом привыкнуть и вы можете наблюдать, как они весело склевывают зернышки с деревянной дощечки, которую вы поставили для них. У дощечки должны быть бортики, чтобы корм не ссыпался и крыша, чтобы его не заносило снегом.
Что можно насыпать в кормушку кроме хлебных крошек? Просо, овес (можно даже геркулесовую крупу), пшеницу, кукурузу. Очень любят птички тыквенные и подсолнечные семечки. Для синичек подвесьте на веревочке кусочек сала. Они впиваются коготками в него, раскачиваются на нем как на качелях и одновременно клюют его. Выглядит это очень забавно. Если птички заметили вашу кормушку и им понравилось угощение, то они будут прилетать в эту птичью столовую регулярно. Не забывайте подсыпать им корм почаще, будет очень обидно, если они прилетят, а еды нет.
Сделав хотя бы одну кормушку, вы поможете нескольким птицам продержаться в холодные месяцы. Конечно, они не смогут сказать вам “спасибо”, ведь они не умеют говорить. Но они все равно будут очень благодарны.
. Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Воспитатель: А как можно помочь птицам пережить зимой голод, как люди помогают им в этом?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы покормить птичек, надо сделать для них кормушки. Я предлагаю вам вместе со мной заняться изготовлением кормушки.
(Изготовление кормушки: для этого нам понадобилось литровый пакет из пол молока, саморез, веревка)
Воспитатель: Ну вот, наше занятие подошло к концу. Все потрудились на славу. Молодцы.