автор: Шелухина Людмила Александровна

воспитатель ГБОУ школа 1476

Зимующие птицы

Открытое занятие в старшей группе по экологии  «Зимующие птицы»

Задачи: Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности; обобщить знания детей о зимующих птицах; Формировать знания о зимующих птицах, почему так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

Материал:  карточки с птицами, макет дерева (зимнее) ,пакеты из под молока, саморез, веревка. Ауди запись.

Ход занятия:

Воспитатель: Наша  планета земля – прекрасная , полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа, люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе.

-Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для этого мы вместе немного поиграем. Согласны?

Звучит ауди запись с голосами птиц.

Воспитатель: Чьи это голоса? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы

Воспитатель: А птицы  есть и зимующие, есть и перелётные. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах. Ребята, а как вы думаете, почему птиц называют зимующие?

Дети: ответы детей (потому, что они остаются с нами зимовать) .

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы!

Воспитатель: В письме лежат загадки, а вам надо отгадать о какой птице идет речь.

Загадки:

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый “доктор” (Дятел)

– Кто это ребята?

Дети: Это дятел.

Воспитатель: Правильно, ребята, это дятел. Эта птица остается с нами зимовать. Дятел является лесным доктором у деревьев (показ картинки дятла) .

Воспитатель: слушайте следующую загадку:

Птица серая живёт.

Никогда гнезда не вьет.

В чужих семьях вырастает.

Годы жизни предрекает:

Ку-ку-ку, – кричит на ветке,

– Где вы, где вы, где вы детки!

Ей не верьте, птица врушка!

И её зовут …

(Кукушка)!

Воспитатель:

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя –

Любим птичку – (Снегиря.)

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Правильно. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками.

Воспитатель:

Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? …

(Ворона)

Дети: Ворона.

Воспитатель: Молодцы. Вороны очень осторожны. У них хорошо развито обоняние, слух и зрение. Они всеядны. Есть еще повадки у воронов – это любовь к блестящим предметам и желание куда-нибудь спрятать избыток пищи.

Воспитатель: Вот послушайте стихотворение еще об одной зимующей птичке – «Воробей»:

Е. Панкратова

Воробьишка-воробей,

Чик-чирик! – между ветвей,

Словно серенький комок

С дерева на ветку – скок!

Тут взлетит, туда вспорхнёт.

С мостовой зерно клюёт,

У скамеек ищет крошки,

И боится очень кошки.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе много картинок птиц. Давайте выберем зимующих птиц, и посадим вот на это дерево

(на макет дерева вешаем картинки зимующих птиц) .

Воспитатель: А что объединяет этих птиц, как вы считаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Все эти птицы остаются зимовать в нашем городе. Потому что они не боятся холода и голода.

Воспитатель: Ребята, а чем питаются птицы зимой? Ведь жучков, червячков, паучков зимой нет.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, они питаются ягодами рябины, калины, семенами ясеня, но птицам все равно голодно зимой.

Рассказ воспитателя:

Бывает, что зиме нужно всего несколько часов, чтобы вступить в свои права – за ночь укроет снегом землю, дома, крыши, дороги, леса, поля. И все мы радуемся, что зима наступила и все белым-бело. Нам кажется, все довольны, что все скрыто под снегом. А вот птицам, наверное, нерадостно. Где же теперь им брать корм? И холодно, и голодно птицам, нашим пернатым друзьям. На ветках и проводах сидят, нахохлившись, прилетают поближе к человеческому жилью в надежде, что здесь найдут хоть какую-то кормежку.

Кто же может помочь бедняжкам-птицам? Только мы, люди. Только мы умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки. Узнайте, какие птицы живут в вашей местности, какие у них привычки, какой корм они едят. Можно сделать кормушку и повесить во дворе, в ближайшем парке, саду или в лесу. Можно устроить кормушку у себя на балконе или за окном. Сначала птицы будут бояться подлетать к ней, но потом привыкнуть и вы можете наблюдать, как они весело склевывают зернышки с деревянной дощечки, которую вы поставили для них. У дощечки должны быть бортики, чтобы корм не ссыпался и крыша, чтобы его не заносило снегом.

Что можно насыпать в кормушку кроме хлебных крошек? Просо, овес (можно даже геркулесовую крупу), пшеницу, кукурузу. Очень любят птички тыквенные и подсолнечные семечки. Для синичек подвесьте на веревочке кусочек сала. Они впиваются коготками в него, раскачиваются на нем как на качелях и одновременно клюют его. Выглядит это очень забавно. Если птички заметили вашу кормушку и им понравилось угощение, то они будут прилетать в эту птичью столовую регулярно. Не забывайте подсыпать им корм почаще, будет очень обидно, если они прилетят, а еды нет.

Сделав хотя бы одну кормушку, вы поможете нескольким птицам продержаться в холодные месяцы. Конечно, они не смогут сказать вам “спасибо”, ведь они не умеют говорить. Но они все равно будут очень благодарны.

. Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Физминутка  «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

Воспитатель: А как можно помочь птицам пережить зимой голод, как люди помогают им в этом?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, чтобы покормить птичек, надо сделать для них кормушки. Я предлагаю вам вместе со мной заняться изготовлением кормушки.

(Изготовление кормушки: для этого нам понадобилось литровый пакет из пол молока, саморез, веревка)

Воспитатель: Ну вот, наше занятие подошло к концу. Все потрудились на славу. Молодцы.