автор: Лягинская Ирина Анатольевна

педагог -психолог, старший воспитатель АНОО “Гимназия Святителя Василия Великого”

“Психологические особенности леворуких детей”

Психологические особенности креативности леворуких детей

 

В современной системе образования, на сегодняшний день, все еще сохраняется такой подход к усвоению знаний, когда обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает у детей интерес к познанию и поисково-исследовательской деятельности. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

На современном этапе необходимо выйти на новый уровень творческого образования, который позволяет развивать у детей стремление к открытиям, творческие способности, которые имеют большое значение для формирования у подрастающего поколения навыков познавательно-исследовательской деятельности.

В последние годы в отечественной психологии и других смежных областях научного знания возрастает интерес к проблемам развития интеллектуальных и креативных способностей детей. Особенно актуальным представляется изучение когнитивного развития леворуких детей. Необходимость исследования факторов, способствующих повышению уровня интеллекта и креативности, а также динамики развития способностей леворуких детей становится особо актуальной в связи с поиском новых подходов к работе с такими детьми 5-6-летнего возраста.

Основной этап в области развития креативности детей — это накопление и усвоение выработанных человечеством знаний об искусстве, формирование эталонных представлений о прекрасном и формирование художественных умений. Одновременно ребенок осуществляет противоположный процесс изменения и даже разрушения четко фиксированных стабильных норм, выход за их пределы в новые неведомые области, создание новых норм и эталонов прекрасного. У ребенка формируется взгляд на нормы не как на что-то неизменное, жесткое, а как на то, что может быть изменено и преодолено.

Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком много уделяют внимания развитию сенсорных каналов у своих детей: памяти, мышлении, и очень часто забывают о их воображении.

Своевременное развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста будет способствовать в дальнейшем облегчению процесса обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. И во взрослой жизни ребенок сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути.

В психологии и педагогике ряд специалистов-теоретиков занимались исследование проблем развития креативности детей: П. Торренс, Дж. Гилфлорд, Л. Т. Репуччи, Г.С. Альтшуллера, Р. Муни и т.д. Психолого-педагогические условия, закономерности и механизмы развития креативности детей являются предметом исследований многих ученых (Ю.Д. Бабаева, Е.С. Белова, Ю.З. Гильбух, Н.С. Лейтес, А.Р.Лурия, Е.Л. Мельникова, В.С.Мухина, В.И. Панов, Т.В. Симаева, А.И. Савенков, М.И. Фидельман, Н.Б. Шумакова и др.).  

Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации (Солсо).

Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого термина психологи пытались различным образом обозначить эту способность. Так, В. Джеймс выделил психологическое свойство, которое назвал проницательностью, когда исследовал решение творческих задач. Он полагал, что в основе проницательности лежит ассоциативный процесс и, прежде всего, ассоциативные подобия. Роль ассоциативного процесса в творчестве подчёркивал немецкий психолог Г. Э. Мюллер. Одновременная активация многих элементов мозга на основе такой ассоциации порождает «созвездие» активных элементов мозга, в результате чего возникает решение.

Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться учеоные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.

Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:

1) беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;

2) гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятой идеи;

4) разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи;

Практика показывает, что у левши, приученного выполнять какую-либо ответственную манипуляцию правой рукой, в критической ситуации может неожиданно проявиться преобладание левой. Это особенно относится к защитным действиям, так как безусловный рефлекс заставляет скрытого левшу действовать левой рукой. Это должно быть учтено, особенно при отборе парашютистов; надо точно установить надежность у левши приобретенного рефлекса при выдергивании кольца парашюта, расположение которого рассчитано на пользование правой рукой. При пилотировании самолета, вождении автомашины, при работе на пультах управления, сконструированных для праворуких, в случаях, когда требуется быстрая находчивость и ориентировка, леворукие без достаточно закрепленной тренировки правой руки также могут делать ошибки.

 Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка, это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.