Автор: Орлова Людмила Владимировна

преподаватель МБОУДО ДШИ., МО “Бологовский район” Тверская обл.

Конспект открытого урока “Методы и приемы работы над ритмом в классе фортепиано”.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Тверская область, МО «Бологовский район»

Тема урока: Методы и приемы работы над ритмом в классе фортепиано.

Выполнила:

Орлова Людмила Владимировна

преподаватель 1 категории МБОУДО ДШИ

г. Бологое, Тверская обл.

 2024г.

 

План – конспект открытого урока

Тема урока: «Методы и приемы работы над ритмом в классе фортепиано»

Дата урока: — — 2024 г.

Продолжительность урока: 30 минут.

Вид урока: Комбинированный – беседа, практическая работа 

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цель урока

Освоение основных приемов в работе над ритмом, выработка метро – ритмических навыков.

Задачи урока

 –  образовательная: развитие метро – ритмических способностей ученика, развитие чувства слухового восприятия и понимания учеником закономерностей ритма.

 –  воспитательная: формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий, воспитание коммуникативных навыков посредством совместной работы.

 –  развивающая: формирование музыкально – ритмического осознания учащегося, развитие музыкальной памяти, развитие внимания, воображения и координации, развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы.

Методы ведения урока: словесные (объяснение, беседа), наглядно – слуховые (показ с демонстрацией приемов); эмоциональный (использование образных сравнений); практические (работа на магнитной доске, за инструментом, игровой показ педагога)

Структура урока.

  1. Вступительная часть: организационный момент. Представление ученика. Создание доброжелательной, психологически комфортной обстановки в классе.
  2. Основная часть урока (практическая): ритмические игры.

 

 План урока:

  1. Работа с картинками. Длительности (название, ритмослоги).
  2. Что такое «пульс» (Песенка про сильную и слабую доли).
  3. Игры с простыми ритмами, состоящими из восьмых и четвертей: песенка про «Барабан», прохлопывание ритма на ритмослоги; игры с магнитами на магнитной доске («разговор зверей», «угадайка», сочинение ритмических рисунков. 
  4. Принимаем в игру «половинную»: игра на внимание и ловкость со стихотворным текстом.

5 В игру вступают «шестнадцатые»: работа с магнитами.

  1. Игра на внимание под фонограмму.

7.Игра «Прогулка».

  1. Триоль (работа у магнитной доски).
  2. Игра «Ромашка» (метро – ритмическое упражнение).

10.Заключительная часть урока: домашнее задание, итог урока, выводы

  1. Использованная литература

 

 Оборудование: инструмент (барабан, деревянные ложки, фортепиано), пюпитр, стол, магнитная доска.

 

  1. Вступительная часть

Представляю ученицу: (Фамилия имя), учащаяся 1-го класса эстрадного отделения, проходит обучение по общей развивающей программе, фортепиано –предмет по выбору.

Ритм является составляющей слуховых ощущений. По этой причине разнообразные упражнения, развивающие чувство ритма, также помогают развивать чувство слуха.

Девочка учится на отделении фортепиано 1 год (это не основной предмет) и конечно же в процессе возникают проблемы с ритмом, запоминанием длительностей ,счетом, чередованием сильных и слабых долей, а так как ребенок маленький 7 лет используем доступный для этого возраста материал

  1. Основная часть урока (практическая)

Ход урока

  1. Сегодня мы будем играть в ритмически игры. Развивать чувство ритма необходимо каждому начинающему музыканту. Если мы прислушаемся, то буквально в каждом слове услышим, а точнее, почувствуем ритмический рисунок. 1ое задание – прохлопать ритмы слов, изображенных на плакатах.

 (На плакатах изображены овощи и фрукты, ребенок хлопает ритм, читая названия по слогам).

Любой ритм можно записать. Для этого мы должны знать длительности. (Показываю карточки с длительностями, проговариваем стихи вместе с ученицей):

Четвертная, четвертная! Ты серьезная такая!

Ну а рядом заводные две веселые восьмые

Половинная шагает – с каждым шагом отдыхает.

Ничего не делая, спит в кровати целая. 

Повторяем ритмослоги восьмой и четвертной. (ТИ, ТА)

  1. У ритма есть верный помощник ПУЛЬС. Пульс – это доли (шаги), которые равномерно чередуются. Доли бывают сильные и слабые.  (Поем песенку про сильную и слабую доли). 
  2. А теперь начнем работать с самыми простыми ритмами, состоящими из четвертей и восьмых. И сначала споем песенку про Барабан. (поем)

Простучим припев и разложим на слоги ритм (выполняем). 

Следующая игра – у магнитной доски. Складываем ритмы  (красный магнит – четвертная, желтые – восьмые) и представляем, что наши ритмы – это разговор зверушек  (собачки и уточки): ТА – ТА – ТИ –  ТИ – ТА и ТИ – ТИ – ТА – ТА – ТА заменяем на «гав» и «кря».

Теперь поиграем в «Угадайку».  (Составляю ритмы простых песенок «Василек». «Бом. бом»., ученик должен прохлопать ритм и угадать зашифрованную песенку).

  1. Принимаем в игру половинную. Читаем стихотворение:

Бабушка для внучка сто блиночков испекла.

Внук за стол сел, все блиночки съел!

Сидя за фортепиано, выполняем задание на внимание: ставлю перед ученицей плакат с ритмом стихотворения. Восьмые хлопаем, если видим четвертную – кладем руки на пюпитр, если видим половинную – руки опускаем на колени.

  1. Принимаем в игру шестнадцатые. Показываю карточку. Читаем стихотворение про Сороконожку и вспоминаем ритмослоги шестнадцатых:

По дорожке, по дорожке бегают сороконожки.

 Ти – ри, ти – ри, ти – ри, ти – ри. Мы сапожки им купили.

Придумываем ритмические рисунки на магнитной доске, используя все пройденные длительности.

  1. Игра на внимание под фонограмму.

Ученица должна под фонограмму исполнить аккомпанемент на деревянных ложках, простукивая длительности, которые я ей показываю на карточках. (Сложность в том, что ученица не знает, на какую карточку я ей укажу). Прохлопывая шумовой аккомпанемент, можно считать на 2 четверти, а можно проговаривать ритмослоги длительностей.

  1. Игра «Прогулка». Выбираем размер (например, две четверти). Придумываем историю, как мама (четвертная – левая рука) и дочка (восьмая – правая рука) вместе вышли погулять. Обе руки одновременно стучат – «гуляют» по столу или барабану.

Потом пришел с работы «папа» – половинная. И папа с мамой пошли в магазин  (левая рука – половинная, правая – четвертная). А дочка пошла выгуливать собачку  (шестнадцатые). Теперь в левой, например, восьмые, а в правой – шестнадцатые. 

  1. В игру включается «триоль». Показываю карточку с ритмом. Вспоминаем, что это «триоль», выкладываем ритм на магнитной доске – триоль и четверная, читаем стихотворение и выстукиваем ритм по магнитикам:

Та – ки – та, та – ки – та, та – ки – та та

Мы приручили большого кита

Придумываем ритмы с триолью и другими длительностями на магнитной доске.

  1. Игра в «Ромашку». Обобщающе – закрепляющее метро – ритмическое задание (знание длительностей, быстрая ориентация, чувство сильной и слабой доли, совмещение ритма и пульса), На плакате изображена ромашка, на каждом лепестке цветка – длительности. Задание: выбираем темп, шагаем равномерно, показывая пульс. Я показываю на любой лепесток, ученица должна быстро сориентироваться и проговорить на ритмослоги, указанные длительности. (Сам ритм можно не прохлопывать, это будет отвлекать. Главное – ученик должен чувствовать пульс и понимать соотношение пульса и ритма).
  2. Заключительная часть

Заключение:

Домашнее задание: прохлопать и записать ритмический рисунок слов (названия предметов, название птиц, насекомых и т.д.). Повторять упражнение «Прогулка».

Вывод:

Предполагаю, что результатом урока является прочное усвоение знаний.

Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.

Работоспособность ученицы можно оценить, как высокую. Считаю, что мне удалось держать внимание ученицы, урок прошел четко по намеченному плану, не скучно, организованно и активно.

4 Список используемой литературы

  1. Система Галена –  Пари – Шеве
  2. Артемкина, Т. Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора. / Т. Е. Артемкина. – Н. Новгород, 2014 г.
  3. Бабич, О. В. Воспитание чувства метро – ритма у детей 6 – 7 летнего возраста на уроках фортепиано и сольфеджио. / О. В. Бабич.