автор: Орлова Венера Михайловна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Колосок»
Проект «Как мы спасали цветок»
Проект «Как мы спасали цветок»
1.Введение
Экологическое воспитание в детском сада является одним из важных направлений в работе воспитателя. Ребенок должен чувствовать себя частью природы и видеть взаимосвязь с объектами природы, видеть как меняется окружающий мир под действиями людей. Бережное отношение к природе , желание быть участником в ее защите, правильного осознанного поведения мы должны воспитывать с первых шагов ребенка. Дошкольный возраст является синзитивным периодом формирования правильного поведения в мире который его окружает а знакомство с миром природы один из способов воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
- Актуальность проекта.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства, как ухаживать за ним.
Данная тема актуальна всегда и наш проект – это ещё одно напоминание о том, как хрупок мир природы и беречь его нужно учить с самого раннего детства.
.Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Конечно же каждый день, соприкасаясь с миром природы и ее объектами. Сам проект возник случайно, в процессе наблюдения за тем что происходит с цветами после даже незначительных заморозков. Возник вопрос « Можно ли спасти цветок?» и идея проверить это.Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получили возможность напрямую удовлетворить свою любознательность и упорядочить свои представления о мире растений.
- Цель: Выяснить можно ли спасти цветок попавший под первые заморозки.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с цветами, растущими на участке детского сада.
- Дать знания что цветы ,это часть огромного мира растений.
- Формировать практические навыки ухода за растениями ,познакомить с условиями, необходимыми для роста растений и помочь освоить несложные способы ухода за растениями.
Развивающие:
- В процессе познавательно-исследовательской деятельности развить интерес у детей к опыту, исследованию , умение производить несложные исследовательские манипуляции для обогащения опыта исследовательских действий и получения результатов и подведения итогов исследовательской деятельности.
- Закрепить знаний о строении цветов (корень, стебель, листик, цветок).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению и обследованию объекта природы – цветам.
Воспитывать бережное отношение и желание заботиться ,беречь.
4.Ожидаемые результаты и продукты:
У детей развит устойчивый интерес к представителям растительного мира – цветам.
У детей сформированы навыки исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
Дети проявляют самостоятельность в выполнении усвоенных способов ухода за растениями и бережно относиться к объектам природы – цветам.
- Аннотация проекта.
Проблема: Цветы которые радовали нас своим цветением все лето ,с приходом осени попали под первые заморозки.
Вопрос: Можно ли цветы спасти?
Решение проблемы: Пересадить цветы в горшок и перенести в группу.
Познавательно – исследовательская деятельность: Создать условия для жизни цветка
( вода, тепло свет, уход).
Вывод :Что произошло с цветком в ходе проведенных мероприятий.
Участники проекта
1.Дети старшего дошкольного возраста.
- Родители воспитанников.
- Воспитатели.
Вид проекта. Познавательно – исследовательский.
Срок проведении : с ноября по декабрь.
- Этапы реализации проекта программы.
Реализация проекта осуществляется в 4 этапа.
Первый этап – подготовительный, включает в себя: анализ существующих программ по экологическому воспитанию анализ имеющегося программно-методического обеспечения, анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ,изучение передового педагогического опыта по теме. Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности темы для детей, определение цели и задач работы, анкетирование родителей .
Второй этап —организационный составление перспективного плана работы, организации предметно-развивающей среды в группе, накоплению наглядного, дидактического материала, разработке плана опытно – исследовательской деятельности, бесед. Результатом этого этапа стало ресурсное обеспечение реализации проекта программы: создание перспективного планирования, конспекта ООД, обогащение предметно-развивающей среды.
Третий этап — практический – реализация комплекса обязательных мероприятий: проведение наблюдений, бесед, ООД, исследовательской деятельности.
Четвертый этап — итоговый (результативный) — анализ, систематизация, обобщение и распространение опыта работы по проекту, мероприятия по обмену опытом: творческий отчет, внедрение опыта в работу других воспитателей.
- План мероприятий , пути реализации проекта.
| Мероприятия | Цель |
| Беседы:
Мир растений — какой он? Хрупкий мир цветов. |
Дать знания о представителях мира растений, какие объекты входят в понятие « растения», уточнить знания детей, что они знают о мире растений. Вызвать интерес к изучению и познанию мира растений. Воспитывать бережное отношение и желание заботиться. |
| Организованная образовательная деятельность
Познавательное развитие: В мире цветов. Художественно – эстетическое развитие: Наш любимый цветок». Социально – коммуникативное развитие: «Магазин цветов» Речевое развитие: Составление описательного рассказа « На окошке цветет цветок» |
Познакомить детей на какие виды подразделяются цветы ( садовые, комнатные, луговые , полевые, лесные и т.д) Дать знания за что отвечает каждая часть цветка( корень, стебель, листья ,цветок, семя).
Формировать умение и желание отображать свои впечатления на листе бумаги, передавать красоту цветов и свое отношение к ним. Развитие техники рисования и способов изображения цветов. Закрепить названия цветов, умение распознавать их на рисунке, знать правила ухода за растениями. Формировать навык в игровой форме передавать ситуацию « купить цветок и узнать как за ним надо ухаживать» Формировать умении е составлять описательный рассказ по схеме ( модели). Добиваться при составлении полных предложений. Развивать умение последовательности рассказа .Обогащение речи детей путем включения прилагательных и глаголов раскрывающих полнее рассказ о цветке. |
| Дидактические игры:
«Собери цветок». «Раставь правильно картинки». «Угадай цветок по описанию». |
Умение работать в коллективе, вести игровой диалог, отстаивать свою точку зрения, закрепить этапы роста растения, знаний частей цветка и знаний что для чего служит. |
| Опытно — исследовательская деятельность:
Почему цветы и листочки погибли? Опыт: Влияние низкой температуры на живые объекты ( растения). Почему объекты находящиеся в земле подвергаются замерзанию в последнюю очередь? Опыт: Что быстрее замерзнет корень на тарелочке или корень который спрятан в земле. Опыт: Что случиться если поместить растение в разную среду (не поливать, в темноту, на холод). В какой земле лучше растет цветок? Задачи на логику; Почему ожил цветок? Что было бы если корень цветка замерз бы? |
После пересадки дети наблюдали за изменениями происходящими с пересаженными цветами. Поливали и рыхлили землю .
Обратили внимание ,что через 2 недели у цветка появились новые листочки. Но бутоны и листочки которые были у цветка погибли и высохли. Вместе с воспитателем были убраны мертвые листья и бутоны цветка. Цветок менялся на глазах .Появились новые бутоны. И сколько было радости когда зацвел первый цветок. Бархатцы оживали и появлялись новые листочки , бутоны и цветы. Дети с большим интересом ухаживали за цветами ,видели результат своего заботливого труда . В процессе эксперимента дети выяснили почему цветок ожил, земля спасла корень растения и дал новую жизнь растению. В ходе опытов дети обратили внимание как основные факторы ухода за растениями влияли на внешний вид растения( отсутствие света дало тоненькие светлые росточки ,при отсутствии воды растение вяло, дети обратили внимание что растение требовало обильного полива). Показать зависимость состояния почвы на рост и внешний вид растения. |
| Чтение художественной литературы
Е. Благинина «Одуванчик». А.К. Толстой «Колокольчики». В. Катаев «Цветик-семицветик» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка». П. Бажова «Каменный цветок» Заучивание стихотворения «Бархатцы, как маленькие солнышки…» « Цветы» |
Продолжать знакомить с миром цветов средствами художественной литературы.
Формировать умение внимательно слушать произведения, умение понимать основные моменты произведения( передача автором описания растений, влияние на жизнь человека, отношения автора к описываему событию).Запоминать небольшие по объему стихотворные формы, развивать навык выразительного чтения. |
| Игры на релаксацию.
Изобрази цветок. Покажи настроение цветка |
Содействовать творческому проявлению в пластических импровизация, умения входить в изображаемый образ и умения тонко чувствовать что возможно может испытывать объект в разных ситуациях. |
| Конкурс рисунков « Наш цветок»
Досуг « В мире цветов» |
Отображать в рисунке свои впечатления от проведенных мероприятий, развивать изобразительные навыки детей.
Вызвать эмоциональный отклик на происходящее. Формировать интерес и желание петь песни, отгадывать загадки, читать стихи по тематике проекта. |
| Просмотр мультфильмов, обучающих презентаций | Формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного мира и закрепление и расширение знаний у детей о природоохранительных методах. |
| Слушание музыки:
«Вальс цветов» П.И.Чайковский. Цветы» В.Моцарт. |
Развить эмоционально-художественное восприятие музыки через знакомство с прекрасными образцами мировой классики, обратить внимание на характер музыки, как композиторы видят тему цветов в своих произведениях |
- Ресурсы : Обучающая презентация « Виды цветов», цветные иллюстрации цветов, раскраски « Цветы», уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий.
Материально – техническое: Фонотека, художественные произведения, ноубук с проектором, фотоаппарат, инвентарь для опыта.
Наглядный материал: пересаженный цветок, цветы на иллюстрациях, дидактические игры .
- Выводы:
- У садовых цветов есть свой срок для роста и цветения.
- Можно продлить жизнь цветка путем помещения цветка в благоприятную среду.
- Цветы нуждаются в тепле, влаге и заботе.
- Литература и электронные ресурсы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
2.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. — 321 с.
- Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.
4 Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
- Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.
- Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
- Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1981.- 80 с., ил.



