Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Орлова Анастасия Сергеевна

Учитель начальных классов МБОУ лицей №3 города Батайск

Педагогический проект: Формирование уверенности младших школьников через развитие творческих способностей с использованием арт-терапевтических технологий

Педагогический проект

Формирование  уверенности младших школьников через развитие творческих способностей с использованием арт-терапевтических технологий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей  №3

Орлова Анастасия Сергеевна  

учитель начальных классов

2019

 

Актуальность

Мой педагогический проект называется «Формирование  уверенности младших школьников через развитие творческих способностей с использование арт-терапевтических технологий». Данная тема является  актуальной, так как на сегодняшней день одной из проблем в начальной школе является развитие уверенности младших школьников. Так в основе образовательного стандарта лежит системно — деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. 

В современном обществе важным качеством личности является уверенность и уверенность в себе, а общеобразовательной школе необходимы  уверенные ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, умеющие видеть разнообразные способы и средства достижения целей, поэтому выбор темы не случаен.

Основываясь на своём  опыте работы в начальной школе, полученных результатов, я сделала вывод: есть технологии, помогающие использовать возможности детского мышления более полно, следовательно, получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.

      С помощью инструментов и методик арт-терапевтической направленности  я могу соединить уверенность ребенка на уроке и творческую часть процесса обучения. Это позволяет стимулировать мышление и творческие способности. Этим обуславливается актуальность.

Цель проекта

  Развитие творческих и мыслительных способностей учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Задачи проекта

  •         Формирование нового стиля мышления
  •         Развитие базовых качеств личности
  •         Стимулирование самостоятельной творческой деятельности

Гипотеза исследования: работа по  формированию уверенности младших школьников через развитие творческих способностей с использование арт-терапевтических технологий будет эффективной при соблюдении следующих условий: 

-учитель владеет достаточным количеством теоретических знаний о формировании уверенности и уверенности в себе;

-учитель использует в своей деятельности основные арт-терапевтические методики и осуществляет поиск новых, современных методик;

-деятельность педагога по формированию уверенности младших школьников через использование арт-терапевтических технологий в педагогической  деятельности осуществляется в системе и сопровождается мониторингом.

Концептуальные положения

Концептуальной основой моего проекта являются общепедагогические технологии развития  уверенности, личностных качеств и творческого мышления.

Продолжительность проекта:  проект  рассчитан на 1 год обучения. 

Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей. 

Основной (деятельностный) — Развитие творческих способностей на основе  уверенности и самоуверенности обучающихся. 

  • Формирование уверенности младших школьников через арт-терапию 
  • Разработка творческих проектов 
  • Участие в творческих конкурсах и олимпиадах 
  • Создание базы творческих работ учащихся. 

Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии  формирования уверенности, оценивание результатов творчества. 

Принципы реализации проекта:

  • Приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей
  • Непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание)
  • Обеспечение комфортной эмоциональной среды

Способы освоения содержания проекта:

  • Занимательный (формирование интереса к деятельности)
  • Репродуктивный (овладение знаниями, умениями, навыками
  • Креативный (поисково-исследовательский)

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для успешной реализации данного проекта используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

  1. 1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.
  2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
  3. Практические методы: ролевые игры; изготовление предметов

(открыток, поделок, украшений); выполнение рисунков;

  1. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению ( познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
  2. Методы контроля: теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.
  3. Методы создания положительной мотивации обучаемых:
  • эмоциональные:      ситуации     успеха, поощрение     и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью; 
  • волевые:  предъявление   образовательных   требований, формирование ответственного  отношения к получению знаний; информирование  о прогнозируемых результатах образования.

При реализации проекта используются такие методы работы, как:

—изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);

—сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);

—мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток);

—музыкотерапия  (прослушивание различноймузыки,  использование релаксационной музыки на каждом занятии);

—куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними);

—драматерапия  (проигрывание историй  с использованием наручных кукол, фигурок, изготовленных самостоятельно);

—лепка из соленого теста, пластилина;

—аппликация, макетирование, коллаж и пр.

Средства, необходимые для реализации проекта.

Для занятий необходимы бумага для рисования, ватманы, ручки, простые карандаши,  ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь,  кисти; клей, цветная бумага, старые журналы, газеты, ножницы, лоскутки ткани, нитки для вязания, шпажки для шашлычков.

Инсценирование — постановка на сцене произведения, либо написанного в драматическом жанре, либо переведенного в драматический жанр из эпического или лирического.

 

Подготовительным этапом на пути освоения приемов драматизации и инсценирования оказывается выразительное чтение по ролям (театр у микрофона): где встречаются элементы и драматизации (выделение реплик персонажей и автора), и инсценирования (выразительное чтение).

Реализация проекта

Большинство методов арт-терапии, я использую на уроках литературного чтения. 

Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал обучающихся, развивать интерес к художественному слову, используется прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора.

В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

— анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

— чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

— чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

— постановка «живых картин» к произведению;

— составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;

— драматические импровизации;

— развернутые драматические представления.

Нужно уметь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрыть ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Можно использовать при работе  «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно начинают эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол. Такая работа помогает первокласснику корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять эмоции.

В собственной игре ребенок, подобно творцу, оживляет куклу.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения. Она позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает в себя: этюды, традиционную игру-драматизацию, креативную игру-драматизацию

На уроках творчества дети разыгрывают сценки из выбранных сказок.

Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.

Более сложная форма драматизации — чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям начинают вводить еще на уроках обучения грамоте. Можно использовать такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. В учебниках 2-4 классов регулярно используются разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, нужно учить детей, отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. 

Библиотерапия

Для  оптимизации и нормализации психического состояния человека принимается библиотерапия. Воздействие производится с помощью специально подобранной литературы. Считается, что коррекционное  чтение, в отличии от обычного чтения, отличается особой направленностью на различные психические состояния человека.

Хотелось бы рассказать о нескольких занятиях

На занятии мы использовали арт-терапевтическую методику «Свободный рисунок в круге». Цель этой методики: благодаря «раскачиванию» двигательных и функциональных стереотипов создать почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости от стереотипов, повышения настроения, развития воображения, налаживания коммуникации, объединения. Занятие началось с уже знакомого ребятам ритуала «Клубок». Затем удобно рассевшись за столами и выслушав инструкцию, ребята самостоятельно приступили к выполнению задания. Проделав большую работу, каждый ребенок получил свой рисунок. (Приложение) В результате обсуждения было выявлено, что коммуникативная сторона обучающихся находится на среднем уровне. Подводя итоги занятия, мы можем сделать вывод, что дети успешно осваивают  навыки коммуникации.

Еще одно из занятий.

        Занятие включало в себя сочетание сказкотерапии с арт-терапией и преследовало цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку, что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме. Занятие началось с уже знакомого ритуала для ребят «Клубок», после чего сев удобно ребята слушали сказку «Найда».  Прослушав и побеседовав по сказке, дети высказали своё мнение о главных героях и их поступках. А также после прочтения сказки дети для себя выяснили, что такое хорошо и что такое плохо. После фронтальной беседы и сделанный выводов обучающимся было предложено задание нарисовать Найду. (Приложение) Когда обучающиеся самостоятельно выполняли задание, можно было увидеть, что у некоторых ребят хорошо развиты творческие способности, но это не главное для арт-терапевтических технологий. Большее внимание при анализе работ уделяется выбранным цветам, силе нажатия и другим характеристикам. Каждый ребенок изобразил, Найду, так как представлял после прослушанной сказки. Подведя итоги  занятия можно сделать вывод, что все ребята без затруднений могут отличать хорошие поступки от плохих и высказывать свою точку зрения.

Способы проверки ожидаемых результатов

Для оценки эффективности программы в начале и в конце занятий прово-дятся методики: тест П. Торренса «Закончи рисунок» (тест невербальной креа-тивности ), шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихо-жан, опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7–12 лет)» А.М. Прихожан.

Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Одним из средств  ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является артпедагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание.  Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за особенностей младшего школьного  возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим.

Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Размещение объекта инновации.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий  взрослый. Таким образом, арт-терапия в образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс, от которого он получает удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

 Практическая значимость проекта: Практический материал может быть полезным педагогам   при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Оценка рисков:

Риски проекта Средства минимизации 
Отсутствие заинтересованности обучающихся  к участию в проекте  Рекламирование проекта, применение новых информационных технологий 
Возможность невосприятия  и неприятия данного подхода, отказ от участия в данных занятиях Для реализации данного проекта выбраны  эффективные формы и методы работы, используемые большинством психологов и педагогов в работе с младшими школьниками;

Все занятия строятся в интересной и  занимательной форме

Неэффективность выбранных методов и технологий Анализ выбранных методов и технологий, подбор новых методов и технологий.

Ожидаемые результаты

Для учителя Для ученика
Возможность раскрыть потенциал обучающегося — и в результате сформировать банк одарённых детей, помочь слабоуспевающим раскрыть в себе новые способности  Развитие продуктивного творческого воображения
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность: ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Разработка программы внеурочной деятельности, банка конспектов занятий Повышение самооценки, уверенности в себе и своих силах
Развитие умениями прилагать усилия для достижения цели, что приводит к развитию волевых качеств;

Оценка эффективности проекта

В заключение хотелось бы сказать, что важными условиями  формирования уверенности являются: систематическое проведение занятий по формированию уверенности младших школьников, через развитие творческих способностей с использование арт-терапевтических технологий в образовательной деятельности с детьми.

Все выше изложенное дает нам возможность заключить, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования:  работа по  формированию уверенности младших школьников через развитие творческих способностей с использование арт-терапевтических технологий будет эффективной при соблюдении следующих условий: 

-учитель владеет достаточным количеством теоретических знаний о формировании уверенности и уверенности в себе;

-учитель использует в своей деятельности основные арт-терапевтические методики и осуществляет поиск новых, современных методик;

-деятельность педагога по формированию уверенности младших школьников через использование арт-терапевтических технологий в педагогической  деятельности осуществляется в системе и сопровождается мониторингом – нашла свое частичное теоретическое и практическое подтверждение

 

Список используемой  литературы

  • Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999
  • Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.
  • Колошина Т.Ю. «Арт-терапия» Методические рекомендации
  • Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,    педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми
  • Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».
  • Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод. рекоменд. / Е.А. Антипина. – М., 2009.
  • Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.
  • Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.
  • Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  • Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа.  /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 1993.
  • Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет
  • Кабилова С.Ф.  О роли учителя музыки в становлении творческой личности.  //Музыка в школе. 2005, №3.
  • Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий.  //Музыка в школе. 2005, №3.
  • Назарова Л.Д.       Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
  • Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин.  – М. Сфера, 2008.
  • Лебедева, Л. Д.   Практика по арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – М.: СПб.: Речь, 2003. — 256 с. 
  • Разгоняева Е. В. Сказкотерапевтическое занятие с элементами арт-терапии [Текст]  / Е. В. Разгоняева // Школьный психолог. – 2006. — май  № 10 — С. 64.  
  • Посполита, В. С., Купцова, А. М. Программа студии арт-терапии «Цветной мир»   [Электрон. ресурс.]: Режим доступа: http://vdohnovlennye.ru/?page_id=685 
  • Бузыкина, Н.Н.  Как помочь ребенку приобрести уверенность [Электрон. ресурс.]:   Режим доступа: http://psycholog-school.ru/psikhologi/kak-pomoch-rebenku-priobresti-uverennost-v-sebe.php 
  • Сергеев, С. А. Как выглядит уверенный в себе человек [Электрон. ресурс.]:   Режим доступа: http://emiratesdom.com/uverennost-v-sebe.htm 
  • Кузьмина, Н. В.  Арт-терапия [Электрон. ресурс.]:   Режим доступа: http://duhovniypoisk.com/psychology/art_terapiya.php
  • Информация из интернета.

 

Приложения 

 «Свободный рисунок в круге».

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге. Ребята удобно рассаживаются за столами, делая круг, перед каждым альбом, краски и ватные палочки. Каждый начинает рисовать на свободную тему. 

Через определенное кол-во времени рисунок передается по кругу, каждый следующий привносит что-то свое в рисунок. После того как рисунки возвращаются к хозяевам происходит обсуждение. Что получилось? Нравится ли это обладателю. Хотелось бы что — ни будь дорисовать?

Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия.

Цель: на вербальном и эмоциональном уровне показать ребенку, что такое хорошо, что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, развивать умение высказывать свое мнение по проблеме. 

Чтение сказки «Найда»

«НАЙДА»

Ты, милок, глянь-ка на себя в зеркало… Видишь, уголки рта книзу опустились и на лбу морщинки. Не по годам это. И глаза вон припухли. Зачем вчера скандалила-то? Матери сердце рвала? На все, что у подружек есть, никаких денег не хватит… А ты не завидуй! Зависть, ведь она душу ест, как ржавчина  железо. Не успеешь оглянуться, как станет жизнь сплошной погоней за добычею. А добыча, милок, она ведь тоже разною бывает. Иной за знаниями да счастьем тянется, а иной за тряпки жилы рвет.

Ты присядь-ка. Поведаю я тебе одну быль, а ежели покажется она тебе сказкой — что ж, может, и так…

Жили в одной деревне два брата, погодками были. Захар только на годочек старше Маркуши. Выросли в одном доме, ладно да дружно меж собою жили. А как подросли — женились, своими домами обзавелись, вот соседями и оказались. Маркуша нашел себе невесту в родной деревне. Маша в большой семье выросла, все умела по хозяйству и характером оказалась мягка да уступчива. Да и сам Маркуша не больно востер, спокойный да услужливый. Детки у них, конечно, семья. Мария за мужем как за каменной стеной: и от непогоды, и от невзгоды есть, где укрыться.

А старший Захар — мужик строгий, хотя и справедливый. Женился он на Анисье. Та тоже в деревне выросла, многое могла-умела, да уж больно завистливой была, вечно всеми недовольная. Кабы живы были родители, может, и подсказали бы сыночкам, как невесту выбирать, а то братья — сами себе хозяева. Понравилась девка, ну и посватали. А предки наши не зря говаривали: «Выбирай коня по зубам, а невесту — по родителям!»

С Марией-то Маркуша не ошибся, не прогадал. У той в родной избе братьев да сестер мал, мала меньше, только не бедствовали родители. Работали, старались, сами со всеми управлялись, да и ребятня помогала, как могла. Отец в их доме хозяином был, уважали его дети, слушались. А мать — женщина покладистая да рукодельная. Оттого и Мария хорошей хозяйкою стала.

А родной дом Анисьи — иной! В том доме — мать хозяйка. Отца, что жена, что дети, и за человека не считали, рта раскрыть не позволяли. Бывало, если что не по-материному, криком баба  заходилась. Ну, мужик и молчал. А чтоб душу себе не рвать, уходил из дома от греха подальше.

Махнет, бывало, рукою: «Делай, как знаешь!» И вон из избы. Вот Анисья  спервоначалу и в своем дому так же. Но Захар — не отец. Бабе командовать в избе не дозволил. Вот и озлобилась Анисья. Да еще как мать-то напоет: мол, ты в семье уж и не хозяйка. Совсем терпенья нет.

Правда сказать, по чужим-то дворам Анисья не хаживала: муж не позволял. А вот к Марии нет — нет да и наведается. А вернется — все ей в своем доме не так сделается. То у Марии занавески новые, то куры чаще несутся, то дети бережливее: одежду вон сколь носят. А свои незнамо, как рвут! Послушает Захар ее, послушает, в сердцах и плюнет — да вон из дома! Не поймет он: у Марии детей полон двор, едят не очень сладко, а щеки, смотри, румяные, сама всегда улыбается. С чего это? А у Анисьи и детей-то — сын да дочка, и на столе чего только нет, а сохнет-вянет баба. Неужто от зависти?

Мария да Маркуша не могли, конечно, своих-то ребят так потчевать. Каждый кусок на счету. А вот, гляди ты, в дом приблудную собаку приняли. Нашла ребятня собаку ничейную. Ох, и худа была! Вот и просят у родителей в дом принять, на улицу собаку не гнать. Ну те и оставили. Найдой ту псину назвали, потому как найденышем была. Анисья злилась: самим есть нечего — собаку завели! Добро, что ли, охранять хозяйское, которого нету?

Найда со временем выросла, любимицей сделалась. Дети, бывало, сами кусочек не съедят — ей несут. Ну и Найда, конечно, хлеб свой честно отрабатывала. Мимо их двора, бывало, идешь — тишина, а попробуй, калитку-то отвори! Тут как тут Найда. Всех в деревне знала: кого молча пропускала, перед кем хвостиком виляла, а кого и лаем поливала. Всяк свое сполна получал. И только Анисью собака совсем не выносила. Та — в избу, а Найда — в конуру, та на крыльцо — собака под ворота бегом. Только Анисья все равно собаку ненавидела. Не могла ей простить коз своих. Однажды, зашли Анисьины козы в Марьин огород, и давай там хозяйничать! Сколь помяли-поломали! Так ведь дома у соседей никого не было — кто бы догадаться мог, чьи козы здесь покомандовали? Так эта Найда подняла лай. Мало того, козы назад в свой двор кинулись, так собака их не выпустила. Так и прознали, чьи козы оскандалились.

Ну как такую обиду собаке простить? Вот и решила Анисья Найду извести. А как? Травки какой-то сварила да в миску собаке потихоньку и вылила. Потом ту посудину за огородами закопала, чтоб никто случайно не отравился. Утром выходит ребятня, а Найда уж мертвая возле конурки  лежит. Вот слез-то было! А отчего умерла — никто не прознал. Закопали Найду за огородами, первое время даже веночки на могилку из одуванчиков плели да носили.

И вот с этого самого дня и началось у Анисьи ноладное. Непонятное началось. Стала баба, как стемнеет, везде эту Найду встречать: во дворе, у бани, в сенях. Стоит да смотрит на бабу. Не лает, не кусает, а просто глазами глядит. И так Анисье от взгляда  так на душе гадко, хоть во двор вовсе не выходи.

Мужу сказала — тот на смех поднял. Дети Найду ни разу не видали, а у Анисьи она все под ногами путается. А дальше — больше. Стала Анисья примечать: где Найда покажется — там жди беды! Увидала собаку в курятнике — наутро две наседки пали. Отчего только? Встретила Найду у порога —  дня через два ступенька под ногами сама подломилась, чуть баба не разбилась. Появилась собака на сеновале, брошенные кем-то грабли так Анисью по лбу тюкнули, что искры из глаз! Потом с неделю платок до самых бровей повязывала, шишку прикрыть старалась. А Захар все свое. Смеется: опять, мол, Найда виновата?

А тут как-то ночью уж все услыхали. Как залает вдруг собака во дворе! Да так лает — спасу нет! Надрывается, словно хозяев на помощь зовет. Тут уж не только Анисья на крыльцо выскочила. Ребятня Марьина столпилась на своем крыльце, крича: «Найда! Найда!» Глядят, а никакой собаки во дворе и нет. Откуда ей взяться, собаке-то? Анисья уж совсем напугалась: знает, что неспроста это, ну и спустилась с крылечка. А из колодца вроде стоны да крики. Подбежала к колодцу, вниз-то глянула, а там сынок ее меньшой висит, за ведро уцепился, чуть вовсе не утопился. Видать, среди ночи вышел во двор да в колодец и свалился. Закричала баба. Захар выскочил да Маркуша с Марией помогли. Достали мальчонку.

Тут и стали все про Найду говорить: вспомнили, кто шум то поднял. Выходит, Найда мальчонку от верной гибели спасла. Заплакала Анисья да и созналась, как собачонку уморила. А та, видишь, вновь ей сына подарила. Захар, конечно, на жену рассердился, за жестокосердие отругал. А Мария Анисью успокаивает, слезы утирает, словами уговаривает.

С того дня, с той самой ночи стала Анисья все больше к жизни Марьиной присматриваться. Что понравится, не злится, не завидует, а себе перенимает. Меньше на близких ворчать да кричать стала. И Захар теперь чаще с близкими в избе оставался: где с детишками поиграет, где с женою поговорит. Скоро уж и совсем в доме ладно сделалось.

Вот и суди: собака, а человека изменить смогла! Найда, она и для Анисьи найдой стала. Вроде, как себя баба нашла, зависть-злобу в душе извела. Когда через полгода сын да дочка маленького щенка притащили, мать не ругалась и не гнала. Даже сама той собачонке имя дала. Догадываешься какое?

Нравственный урок: зависть и злоба не приносят счастья в дом. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Обсуждение. Воспитание добрых чувств:

Какое доброе дело сделала Мария?

Какое злое дело совершила Анисья? Почему ты так думаешь?

Хотели бы вы быть похожими на Марию? Почему?

Что такое зависть?

Почему можно сказать, что Найда и после смерти делала людям добро?

Что поняла Анисья в конце сказки и почему приняла щенка в свой дом?

Рисунок «Найды»

Детям предлагается нарисовать Собаку из сказки. Затем каждый рассказывает про  «Найду». Какая она? Добрая ли? Помогает людям? Любит ли играть? т.д.