Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Орлова Анастасия Сергеевна

Студентка 2 курса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал РГЭУ)

Макаров Александр Викторович
Кандидат философских наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал РГЭУ)

Методические рекомендации для социального педагога по профилактике наркомании среди подростков в условиях общеобразовательной школы

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал РГЭУ)

 факультет психологии и социальной педагогики 

Методические рекомендации для социального педагога по профилактике наркомании среди подростков в условиях общеобразовательной школы

Таганрог 2019

Методические рекомендации для социального педагога по профилактике наркомании среди подростков в условиях общеобразовательной школы \ составили А.С. Орлова, А.В. Макаров. — Таганрог, 2019.- 14 с.

 

Данное учебно-методическое пособие выполнено в рамках изучения дисциплины «Социально-педагогическая профилактика зависимости от ПАВ детей и подростков» и предназначено для специалистов, работающих в сфере  образования. 

 

Информация об авторах:

Макаров Александр Викторович —  кандидат философских наук, доцент кафедры психологии.

Орлова Анастасия Сергеевна — студентка 2 курса факультета психологии и социальной педагогики.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..4

Сущность понятия «профилактика наркомании».………………….……..5

Виды профилактики наркомании.………………………………………..…..5

Методы и формы профилактики подростковой наркомании……………..8

Рекомендации социальному педагогу по проведению профилактической работы……………………………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы …………………………………………………………….13

 

Введение

Распространение психоактивных веществ (ПАВ), особенно в молодежной среде, в том числе курительных смесей, экспансия которых на территории России началась около 10 лет назад, остро ставит вопрос об изменении позиции общества в вопросах борьбы с этой социальной болезнью. Спрос рождает огромное количество новых формул и рецептов ПАВ, возникающих в химических лабораториях с невероятной скоростью. Основным инструментом противодействия развитию нелегального бизнеса по распространению ПАВ стала система запретов на распространение и использование (принятая как в России, так и за рубежом) известных на сегодняшний день препаратов.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что курение, алкоголь, наркотики становятся частью подростковой среды, той реальностью, в которой просто запретить, употреблять подростку ПАВ, запрещать общаться с той или иной компанией, посещать дискотеки, проводить свободное время в определенных местах, невозможно. Совершенно очевидно, что система запретов служит необходимым, но отнюдь не «достаточным инструментом» для борьбы с распространением ПАВ в подростковой и молодежной среде. Важным фактором является профилактическая работа, которая поддерживается на уровне государства и осуществляется во всех социальных системах общества. Однако одной лишь целенаправленной систематической работы с подростками, как правило, недостаточно. 

Одним из важных ресурсов на пути противостояния употреблению данных веществ подростками, является поддержка ближайшего окружения (семьи) в достижении стойкого положительного эффекта. На сегодняшний день существует множество подходов, приемов, средств, технологий, а также широкий спектр возможностей инфраструктуры, которые позволяют грамотно наполнить содержание профилактических воздействий. Только общая заинтересованность семьи, школы и государства способны поставить системную преграду распространению этого пагубного явления.

 

Сущность понятия «профилактика наркомании»

Профилактика наркомании — это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды, доступа к информации и к специализированным службам помощи, помощи в приобретении жизненных навыков [6, с. 17].

Опираясь на взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях проводится профилактическая работа.

По мнению В.И. Кокина, профилактика злоупотребления наркотиками – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний) [3, с. 27].

Виды профилактики наркомании

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вплотную занимается проблемой наркомании, в связи с чем, выделила несколько видов ее профилактики:

  1. первичная профилактика;
  2. вторичная профилактика;
  3. третичная профилактика [1, с. 88].

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа социального педагога осуществляется с условно здоровыми подростками или с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относят подростков, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. В эту группу также входят те подростки, которые имеют генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях.

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ, особенно у подростков, первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы социального педагога должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с подростками, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманией и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса подростка, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, к общественно полезной деятельности.

В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды подростков на злоупотребление психоактивных веществ и его профилактику.

Проблеме предупреждения наркомании среди подростков в последние годы уделяется самое пристальное внимание, как специалистов медиков, так и социальных педагогов. Школы на сегодняшний день являются главным звеном в профилактической работе, которому необходимо уделять достаточно пристальное внимание, прежде всего из-за особенностей подросткового возраста.

Таким образом, при организации профилактики наркомании среди подростков, социальному педагогу следует учитывать ряд факторов:

— сформированность у подростка своего отношения к данной проблеме расходящееся с оценками и взглядами социального педагога;

— для подростков особое значение имеет общение со сверстниками, их мнение и оценки. Позиция подростка во многом формируется под их влиянием, поэтому мнение и оценки социальных педагогов оказывается менее значительным;

— подростки часто с недоверием относятся к информации о различных аспектах наркотизма, которую получают от социальных педагогов, они считаю, что информация не соответствует действительности, т.е. преувеличенна опасность наркотизации;

— далеко не все подростки осознают здоровье как обязательное условие для достижения жизненного успеха, самореализации, поэтому социальный педагог должен избегать навязывания готовых оценок и норм, связанных с аспектами проблемы;

— основное внимание следует уделять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций в отношении проблемы. Задача социального педагога как руководителя дискуссии, обращать внимание подростков на значимые обстоятельства и факты, а не на правильное или неправильное высказывание;

— антинаркогенная информация представленная сверстниками будет иметь более действенный эффект, чем сведения, представленные социальным педагогом;

-роль ведущих, организаторов работы доверить подросткам, так как организаторские работы позволяют подросткам удовлетворить одну из основных потребностей этого возраста – чувствовать себя взрослым и проявлять себя в социальной значимой деятельности;

— следует делать акцент при объяснении подросткам негативных последствий знакомства с наркотиками на обсуждение того, как отразится это приобщение к наиболее значимым для них факторам – внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими [2, с. 128].

Методы и формы профилактики подростковой наркомании

Для профилактики подростковой наркомании используют следующие методы и формы:

  1. Проектная деятельность;
  2. Дискуссионные формы;
  3. Игры;
  4. Лекции;
  5. Система классных бесед;
  6. Активные методы обучения [5, с.74].

Проектная деятельность заключается в том, что она обеспечивает подросткам наиболее высокий уровень самостоятельности, так как они выступают в роли разработчиков и исполнителей проекта. Таким образом, не только решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотикам), но и формируются универсальные навыки (умение ставить задачи, рационально распределять свою работу, сотрудничать и т.д.).

Дискуссионные формы помогают сформировать личную позицию в отношении наркотиков, которая воспринимается подростками как значимая и интересная. К участию в дискуссии могут привлекаться родители подростков, социальные педагоги.

Игры обеспечивают всем подросткам равноправные активные роли, создают условия для проявления творческой активности. Подросток не просто воспринимает готовые суждения, а сам участвует в их формировании, поэтому они будут восприниматься им как личностно-значимые. В подростковом возрасте могут быть использованы ситуативные и ролевые игры. В ситуативной игре перед подростками поставлены конкретные задачи, и игроки не могут выходить за рамки предложенной ситуации. Эти игры используются для отработки конкретных поведенческих схем. Ролевая игра направлена на стимулирования анализа проблемы и выработки определенной позиции по отношению к наркотикам.

Лекции самые популярные формы педагогической профилактики. Представленная информация должна быть объективной и достоверной, даже из самых лучших побуждений нельзя искажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от пробы наркотиков. Ведь такие преувеличения способны вызвать недоверие подростков к лектору.

Система классных бесед как один из элементов профилактики наркомании. Большое значение в профилактической работе с подростками имеет воспитательная работа в системе классных бесед. Классные беседы могут быть представлены как мотивационно-информационные, отработку навыков и принятие решений.

Активные методы обучения так же используются в антинаркотической работе. Способствуют развитию интереса у подростков, не ограничиваются умственными усилиями. На этих занятиях необходимо воспитывать такую грамотность, которая обеспечивала бы способность принимать ответственные, жизненно важные решения, гарантирующие надежное неприятие употребления наркотиков.

Таким образом, социально-педагогическую профилактику с подростками, склонными к наркомании целесообразно строить на основе идеи формирования поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий. Обеспечить реализацию данного подхода возможно на основе внедрения концептуально обоснованных форм и методов профилактической работы. Поэтому в профилактической работе социальному педагогу нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Рекомендации социальному педагогу по проведению профилактической работы

Выделить из обшей массы аудитории (группы) именно тех, кому потенциально более всего угрожает судьба наркомана, конечно трудно.  Непросто выявить и начинающего наркомана. Поэтому в антинаркотической работе следует уделять внимание всем без исключения молодым людям.

Старая истина гласит, что лучший способ узнать особенности поведения ученика — это основательно изучить его характер и наклонности, а не превращаться в беспокойного детектива, который своими действиями может оттолкнуть подростка от себя.

Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:

  • как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических);
  • предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
  • с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
  • позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.

   Необходимо помнить, что молодые люди нуждаются в том, чтобы им более обстоятельно и доходчиво растолковали, что же представляет собой наркотик в реальной человеческой жизни и как он может повлиять на состояние организма и судьбы человека. И нет ничего плохого в том, что, начав беседу, вы коснетесь азов обсуждаемой тематики.

  Если вы взялись обсуждать проблему распространения наркомании, избегайте голых утверждений и констатации. Это может привести к нежелательному эффекту отторжения слушателями всей последующей информации.

  Не скрывайте своего отношения к наркомании, но делайте это ненавязчиво и к месту. Излишне частое подчеркивание вашего отношения может породить мнение о предвзятости и отпугнуть аудиторию. Откровенно выскажите слушателям все, что думаете по поводу злоупотребления наркотиками, но не пытайтесь резко высмеивать чужую точку зрения. Демонстрируйте уважение к мнению других. Полезно использовать бесспорные факты и логику, объясняющие, почему вы придерживаетесь именно такой позиции. При этом желательно избегать многочисленных ссылок на авторитеты.

  Предоставьте возможность всем присутствующим активно участвовать в обсуждении, то есть высказывать свое мнение и определиться, какие поступки они намерены совершать в той или иной ситуации.

  Постарайтесь, чтобы в основу ваших доводов были положены два принципа: оригинальность и уместность.

 Давно подмечено, что наибольший эффект в концентрации внимания аудитории и запоминании материала дают факты из личной практики или связанные с жизнью вашего города, района, области.

 Если вы не можете ответить на вопросы слушателей, не стесняйтесь признаться в этом.

Заключение

Профилактика потребления наркотиков среди подростков — достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Ее необходимо строить не только на основе воспитательного процесса, психотерапевтического или медицинского вмешательства. При ее организационном построении важно помнить о законодательной и правовой регламентации антинаркотической деятельности. Здесь следует использовать положения административного, уголовного и других законодательств, а также нормы международного права и рекомендации мирового сообщества.

Для более успешной работы с несовершеннолетним потребителем наркотиков, как правило, целесообразно связаться с его родителями, указав им на желательность консультации с наркологом (можно в таких случаях воспользоваться и анонимной помощью на дому или в стационаре). Следует учитывать, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о немедицинском употреблении наркотиков подростком могут стать поводом к конфликту между учебным заведением и семьей этого подростка, вплоть до судебного разбирательства. Кроме того, такие утверждения могут оказаться и серьезным психотравмирующим фактором, привести к нервному срыву у учащегося.

Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств.

Таким образом, профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призвана помочь данная работа.

 

 

Список литературы

 

  1. Вострокнутов, Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска : руководство для специалистов / Н.В. Вострокнутов. – Москва, 2004. – 182 с.
  2.  Родионов, А. В. Подросток и наркотики // Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними / А.В. Родионов, В. А. Родионов. – Ярославль : Академия развития, 2013. – 192 с.
  3.  Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков / М.И. Рожков. – Москва : Владос, 2003. – 144 с.
  4.  Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – Москва : Академия, 2008. – 272 с.
  5.  Шилова, М. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе / М. А. Шилова. – Москва : Айрес-Пресс, 2004. – 96 с.
  6. Управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Гомельского облисполкома. Методические рекомендации по профилактике наркомании. [Электрон.ресурс.]: Режим  доступа: https://loev-spc.schools.by/pages/metodicheskie-rekomendatsii-po-profilaktike-narkomanii