Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Онькова Анна Ивановна

Учитель – логопед Управление дошкольных подразделений Филиала ООО «Газпром добыча Уренгой» детский сад “Колобок”

Педагогический опыт «Использование дидактических игр и упражнений для формирования

фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

 

Педагогический опыт

«Использование дидактических игр и упражнений для формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

Автор опыта работы:

учитель-логопед 

Оньковой Анны Ивановны

 

 

 

 

 

Актуальность опыта

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д. Умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте. То есть нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, провоцирует появление трудностей в школьном обучении.

Применение системы дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет мне, во-первых, проводить коррекцию речи весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – это часть педагогического процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, мне игра помогает наряду с развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует активную речь. В результате чего у детей появляется интерес к логопедическим занятиям, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические задания разноуровневого характера с учетом речевого недоразвития.

Функциональное назначение данной системы работы состоит в том, чтобы не только решать основные коррекционные задачи, но и помочь в становлении личностных новообразований (активности, самостоятельности, мотивационном интересе), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их с интересом относится к учебной деятельности. Не секрет, что знания, полученные в игровой деятельности, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Игровая ситуация, возникающая в ходе выполнения дидактического задания, позволяет ребенкусамостоятельно оценить свои умения, увидеть достижения или ошибки. Причем ошибки в подобной ситуации «не ранят» самолюбие ребенка. Игра даёт шанс вернуться к ней не однократно, добиваясь получения победного результата.

В связи с этим я считаю, что формирование фонематических процессов у детей с ОНР будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе использовать систему дидактических игр и упражнений, где одной из важнейших задач будет мотивация ребенка на преодоление имеющихся трудностей в развитии речи.

Педагогическая технология; средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность.

Ведущая идея опыта состоит в формировании фонематических процессов в игровой форме по принципу от «простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с тяжелым нарушением речи.

Цель: разработать систему коррекционной работы с использованием дидактических игр, упражнений для формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

– Систематизировать дидактические игры, упражнения, мобильные карточки в соответствии с периодом логокоррекционной работы, индивидуальных и речевых возможностей детей.

– Разработать и апробировать перспективно – календарный план по формированию фонематических процессов у дошкольников с включением в него дидактических игр, упражнений, мобильных карточек.

– Определить эффективность использования системы по преодолению фонематического недоразвития у детей с ОНР на занятиях и в свободной деятельности детей.

– Разработать методические рекомендации педагогам и родителям.

При условии систематического использования дидактических игр и упражнений, направленных на формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ребенок сможет:

  • проявлять устойчивый познавательный интерес к учебно-игровой ситуации, где он успешен и поощряем;
  • попав в «мир звуков», в игровой форме научится их слышать, дифференцировать, анализировать и синтезировать;
  • вступать в диалог со взрослыми как полноправный партнер;
  • достигать игрового результата, иногда даже не с первой попытки;
  • использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности;
  • учитывать мнение партнера по игре, оказывать помощь сверстникам и принимать ее;
  • делать выводы, умозаключения;
  • самостоятельно себя оценивать.

Коррекционная работа по формированию фонематических процессов проводилась через:

  • занятия с включением дидактических игр, упражнений;
  • игровые ситуации на прогулке и в свободной деятельности детей
  • использование мобильных карточек с игровыми заданиями на занятиях
  • применение мультимедийных презентаций, компьютерных игр во время развлечений

Формы – непосредственно – образовательная деятельность в форме индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактических игр и упражнений.

Средства – дидактические игры, наглядные пособия, модели, опорные схемы, мобильные карточки, компьютер, мультимедийные пособия, сеть Интернет, познавательная литература и др. 

Обоснование выбора – данные формы работы повышают эффективность коррекционно – образовательного процесса, экономят время, позволяют варьировать различные виды деятельности, закрепляют и развивают навыки и умения, повышают познавательную активность.

Работа состояла из трех этапов:

На первом этапе (аналитико-диагностическом) мной проведена диагностика уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей.

С целью диагностики уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ОНР мною была использована модификация теста различения и выбора фонем. Первичное обследование (сентябрь 2017 г.) 

Анализ полученных данных позволил мне сделать вывод, что уровень сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей группы компенсирующей направленности 5-6 лет, значительно отставал от возрастной нормы: у детей наблюдались все виды нарушения звукопроизношения. Отмечались стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова. Наряду с этим фиксировалась недостаточная дифференциация звуков на слух, что проявляется в смешении сходных по звучанию фонем, при узнавании заданного звука в ряду различных звукокомплексов, в затруднениях при попытке составить слово из названных по порядку звуков, а также в невозможности ребенка самостоятельно выделить первый или последний звук в слове. Дети испытывали значительные трудности в расчленении слов на отдельные звуковые элементы.

Я создала дидактические игры, упражнения опорные схемы, мнемотаблицы для работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР и стала поэтапно и систематически их проводить с детьми. Объединяла свою работу, воспитателей и родителей, и коррекция речевого недоразвития стала более эффективной.

На втором этапе осуществляла практическую работу с детьми по формированию звукопроизношению и фонематического слуха , а также работу с родителями и педагогами.

  1. Работа с детьми. Она включала в себя использование системы мною разработанных дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности .
  2. Работа с родителями– консультирование, совместная деятельность,презентации.
  3. Работа с педагогами– помощь в использовании инновационной системы дидактических игр.

Первое направление – работа с детьми:

Прежде всего, я сочла нужным пополнить предметно – развивающую среду в логопедическом кабинете дидактическими играми, наглядно-иллюстративными пособиями, опорными моделями и схемами для занятий, игр, а также изготовила мнемотаблицы .

Далее, запланировала коррекционную работу по формированию фонематических процессов, условно разделив её на шесть этапов:

1 этап – Развитие распознавания неречевых звуков.

2 этап – Различение высоты, силы, тембра, интонационных характеристик на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.

3 этап – Различение слов близких по звуковому составу.

4 этап – Дифференциация слогов.

5 этап – Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

6 этап – Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановлюсь подробнее на том, как я осуществляла развитие фонематического восприятия у детей на каждом из этапов работы.

1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивала способности узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствовали также развитию слухового внимания и слуховой памяти. Проводила упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов звуков природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко, непрерывно – с паузой).Далее предлагала задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?); воспроизведение неречевых звуков – хлопков, ударов, сигналов, звонков с разной силой, темпом, ритмом.

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

Коррекционная работа проводилась по направлениям:

  • восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
  • дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы…);
  • дифференциация по темпу (быстро – медленно);
  • дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
  • дифференциация по силе звучания (громко – тихо).

Игровые ситуации по различению на слух темпа, громкости, силы, высоты, ритма звучания проводила не только на первом этапе, но и протяжении всего коррекционного процесса .

 2 этап : упражняла детей в умении различать звуки по мелодико – интонационным характеристикам на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз. Работа велась по направлениям:

  • дифференциация по тембру;
  • дифференциация по силе голоса;
  • дифференциация по интонации;
  • дифференциация по высоте.

В игровой форме дети различали на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее стали воспринимать содержание художественного произведения, что помогло им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации. Развитию речевого слуха способствовало выразительное чтение художественных произведений и прослушивание аудиозаписей, прочитанных мастерами художественного слова. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремились подражать голосам героев.

3 этап: Различение близких по звуковому составу слов.

На этом этапе дети овладевали умением различать слова, близкие по звуковому составу. В процессе логопедической работы использовались словесные игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Дети упражнялись в умении:

  • определять на слух правильный вариант слова (правильное название предмета);
  • повторять похожие слова в названном порядке (по 2 слова, по 3 слова);
  • выделять на слух слова, которое по звуковому составу не похоже на остальные;
  • определять на какое из названных трех слов больше похоже четвертое слово;
  • выбирать слово из предложенных, добиваясь рифмы; подбирать слово к рифмованному тексту.

Усложнение этих игр-упражнений  в том, что дети стали реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а определенными символами.

4 этап: Дифференциация слогов.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко использовали прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях использовала слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Придерживалась следующей последовательности в подаче речевого материала:

  • воспроизведение и дифференциация слогов с одним согласным, но разными гласными звуками;
  • воспроизведение и дифференциация слогов с общим гласным, но разными согласными звуками;
  • воспроизведение и дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости /глухости, мягкости/твердости;
  • воспроизведение и дифференциация слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков;
  • воспроизведение и дифференциация слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными;
  • воспроизведение и дифференциация слогов со сменной позиций согласных звуков в их стечении.

5 этап: Дифференциация звуков.

Работу по дифференциации звуков начала с уточнения произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагала гласные, а затем согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в звукоряде, в слогах, словах. Содержание упражнений предусматривало, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти. На данном этапе вводила графические обозначения звуков. Символы гласных звуков схематично изображали артикуляцию данного звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты изобразительного знака. Переход от знака к его звуковому значению облегчен тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в произнесении. Символы гласных звуков изображались красным цветом, что подготавливало ребенка к восприятию традиционного условного обозначения гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме слова.

Работа по дифференциации согласных проводила аналогично, но с учетом артикуляционных и акустических особенностей данных звуков. Дифференцировала согласные звуки:

  • артикуляторно близкие, но акустически далекие;
  • артикуляторно и акустически близкими;
  • по твердости/мягкости и по глухости/звонкости;
  • в звуковом потоке;
  • в потоке слогов.

Использовала разнообразные словесные игры, дидактические упражнения, задания на мобильных карточках .

6 этап: Развитие элементарного звукового анализа и синтеза.

Фонематический анализ предполагает, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводилась в следующей последовательности:

  • Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове;
  • Вычленение звука в начале и в конце слова, а также его место (начало, середина, конец слова);
  • Звуковой анализ слогов, слов с различной звуконаполняемостью по методике Г.А. Каше. Последовательно анализировали:
  • односложные слова;
  • двухсложные слова с двумя открытыми слогами;
  • двухсложные слова с одним закрытым слогом;
  • односложные слова со стечением согласных;
  • трехсложные слова с открытыми слогами

Учитывая заявленную последовательность в работе, я использовала дидактические игры и упражнения, которые были направлены как на развитие фонематических процессов, так и на формирование правильного звукопроизношения. Одни дидактические игры использовались для закрепления образа звука. Это игры на формирование шипящих, свистящих, сонорных звуков: «Насос», «Сова», «Пчелы», «Жуки», «Колечко», «Чижик», «Кто внимательней?», «Что пропало?», «Соблюдай порядок», «Найди свою картинку». Другие дидактические игры способствовали воспитанию умения слышать, узнавать звук в слове. В игре «Определи первый звук» дети упражнялись в умении слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее определяли позицию звука в слове и упражняли детей в умении подбирать слова с определенным звуком (игра «Прятки звуков», «Кто в домике живёт?», «Собери букет») Выяснить, умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество звуков и слогов позволяли дидактические игры «Поезд», «Звуковая улица», «Светофор» Игры из серии «Про Незнайку» совершенствовали умение самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого («Какой звук пропал в слове?»); находить лишний звук («Какой звук в слове лишний?»); правильно заменять один звук другим («Найди ошибку»). В дидактической игре «Найди пару» или «Звуковые часы» дети, передвигая стрелки по диску, подбирали слова, близкие по звучанию, но отличающиеся 1 звуком: миска – мишка и т.д. В игре «Составь слово» составляли слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов: кошка – ослик – мак (ком).

Знания детей о звуковом составе слов, полученные на предыдущих этапах, объединились с умением членить слова на слоги. В схеме слова теперь обозначали не только звуки, но и слоги. Дети узнали, что в каждом слоге обязательно есть гласный звук; делили на слоги слова различной слоговой структуры, определяли последовательность слогов в слове и их количество. Это помогало детям эффективно овладеть звуко – слоговым анализом слова. Процесс слогового анализа тесно связан с умением выделять ударный слог в слове. Коррекция велась с помощью таких игр, как «Хлопушки», «Отстукивание слогов», «Живые слоги», «Домики», «Волшебный поезд» «Ударный слог»

У дошкольников в ходе коррекционной работы сформировались умения:

  • различать изученные звуки, давать характеристику, сравнивать звуки по предложенным параметрам, выделять любой из изученных звуков в составе слов.
  • анализировать звуковой состав слогов и простых слов.
  • определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
  • анализировать слоговой состав слова, определять ударный слог в двухсложных словах.
  • составлять предложения, короткие рассказы со словом с заданным звуком. Важно отметить, что коррекционная работа, запланированная на каждом этапе не заканчивалась после перехода на следующий этап, а продолжалась на новом более усложненном материале, или как способ мотивации к самостоятельным играм в качестве закрепления отработанных умений и навыков.

В группе компенсирующей направленности детей 6- 7 на II году обучения планирую продолжать коррекционную работу по формированию фонематических представлений.

В подготовительной группе коррекционная работа по формированию фонематических процессов продолжится. Работу буду осуществлять поэтапно.

На 1 этапе  буду закреплять умения и навыки, приобретенные детьми. Дидактические игры, упражнения, словесные игры, задания на мобильных карточках, компьютерные игры и мультимедийные презентации способствуют развитию фонематических процессов .

На 2 этапе коррекционной работы я буду совершенствовать умение детей дифференцировать фонемы русского языка, но помимо этой работы буду вводить графическое обозначение звука – букву. При дифференциации фонем буду связывать их с соответствующими буквами, обращать внимание детей на разницу не только акустических и артикуляторных характеристик фонем, но и на пространственно – графическую разницу букв, их обозначающих.

На 3 этапе дети овладеют умением сливать буквы в слоги. Будут начинать со слияния двух гласных букв, затем дети овладеют чтением обратных слогов, и открытых слогов без стечения согласных букв, далее односложных слов типа (мак, кот, кит) и двусложных с открытыми слогами. И только овладев уверенным чтением слов облегченных конструкций перейдут к словам более сложной слоговой структуры. Наряду с традиционными дидактическими играми и упражнениями, направленными на закрепление навыка по слогового слитного чтения,буду использовать мультимедийные возможности и создавать слоговые таблицы с поощрительным образом слога при верном его прочтении и игровое чтение слов с постепенным проявлением слогов или букв согласно правилам прочтения данного слова. Такие игровые приёмы очень нравятся детям и мотивируют их полюбить процесс чтения.

На 4 этапе целенаправленно буду развивать умения осуществлять фонематический анализ и синтез элементарных и более сложных форм.

Коррекционная работа будет проводиться по следующим направлениям:

  • упрочение связи звука и буквы;
  • развитие, совершенствование фонематического восприятия и фонематических представлений; формирование элементарных и сложных форм фонематического анализа;
  • развитие фонематического синтеза: составление слов из заданной последовательности звуков; из данного количества звуков; составление слов с учетом места звука по отношению к другим звукам в слове, составление предложений с заданным звуком в словах и составление рассказов (сказок) для заданного звука.

Одновременно с развитием операций фонематического анализа и синтеза буду продолжать работу по развитию фонематического восприятия и представлений, поскольку, чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука, правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звуко-произносительной дифференциации.

При развитии сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие, как уже отмечалось выше, проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании, освоение действия с предметами, освоение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственного действия (П. Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин). Учитывая поэтапность формирования умственного действия ,буду предлагать задания, сначала с опорой на вспомогательный материал (фишки, схемы, цифровой ряд и т.д.), затем в речевом плане, и – по представлению, например: соотнесите ряд картинок и ряд схем; ряд слов и ряд схем и т.д.

Таким образом, работа по развитию фонематических процессов должна проводиться поэтапно и систематически: начиная с выделения и различения неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам через систему дидактических игр и упражнений. Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и памяти.

Информационные технологии открывают новые возможности в организации непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов. В коррекционной работе я использовала как авторские компьютерные игры («Весёлые игры для развития речи и слуха»), мультимедийные презентации («Звукарик», «Звук заблудился»), так и созданные мной («Узнай звук», «Кто как голос подаёт?», «Сравним слова», «Цепочка звуков», «Волшебный поезд», «Тест – игра Диагностика уровня сформированности фонематических процессов»)

Новизна данной формы работы в том, что процесс обучения становится более занимателен для ребенка, дает возможность упражнять детей при формировании определенного умения. В условиях игры легче активировать внимание детей и удерживать его на предлагаемом задании. Ребенок незамедлительно видит результат своих действий, а в процессе исправления ошибок постепенно совершенствует свои умения, получая новые знания и не испытывая дискомфорта от боязни что-то сделать не так. Детей привлекает и возможность быстрого перехода от одной игры к другой и необычное поощрение в конце правильно выполненного упражнения. Практическая значимость подобных игровых упражнений для развития фонематических процессов и навыков звукового анализа заключается в повышении эффективности коррекционного воздействия, за счет формирования мотивационной готовности детей к преодолению дефектов речи, что имеет неоценимое значение для социальной реализации и адаптации детей с речевыми нарушениями. 

Работа с родителями.

В коррекционной работе с детьми с речевой патологией совершенствуется содержание логопедического сопровождения детей, а именно семейное воспитание под которым нужно понимать: 

  1. Обеспечение родителей необходимой информацией об отличиях коммуникативного развития ребенка в норме и патологии;
  2. Обеспечение необходимым материалом для стимуляции речевого развития.

Я использовала следующие формы взаимодействия с родителями: консультирование, беседы, «Круглый стол», деловые игры,, анкетирование, а также мобильные карточки , компьютерные игры . С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы.

  • Консультации по вопросам обучения и воспитания. Дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию фонематического восприятия, правильного звукопроизношения через игры и игровые упражнения. Я консультирую родителей не только по проблемам речевого развития, но и о методах и приёмах работы с детьми по формированию правильного звукопроизношения, обучаюпрактическим приёмам, показываю занятия с детьми. Проведена консультация «Играем с детьми дома».
  • Ширмы, папки передвижки дают информационный материал по проблеме формирования правильного произношения у дошкольников. Например, «Знакомство с органами речи», «Игры и упражнения для развития умения слышать звуки.
  • Выступления на родительских собраниях. В ходе данных выступлений знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми.
  • Специфическая форма работы с родителями логопедической группы «Круглый стол» с приглашением специалистов.
  • Практикумы для родителей. Помогают научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме, знакомят с видами работ по развитию фонематического слуха: «Играем-звуки получаем », «От звука к букве».
  • Разработаны еженедельные мобильные карточки с подробными инструкциями по выполнению заданий с ребенком для закрепления материала в домашних условиях. Такая форма работы повышает грамотность родителей, подталкивает их к изучению материала необходимого для закрепления с детьми в условиях семьи.

Результаты работы с родителями логопедической группы.

  1. У родителей сформирован интерес к проведению коррекционной работы с детьми в условиях семьи по развитию фонематического восприятия и работе по автоматизации поставленных звуков.
  2. Налажена консультативная и разъяснительная работа по коррекции речи, организуемая по инициативе родителей.
  3. Родители активно посещают родительские собрания, открытые занятия.

Для более эффективной взаимосвязи создала методические рекомендации для родителей.

Еще одно направление – работа с педагогами.

Задачи:

  1. Приобщение и обучение педагогов использовать в своей работе с детьми игры, упражнения, карточки-символы, как средство для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения.в ходе занятий, в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в свободной деятельности.
  2. Привлечение педагога к поиску и изготовлению новых игр, игровых упражнений, обновлению карточек-символов по развитию фонематического восприятия.
  3. Обсуждение с педагогами результатов работы с детьми при использовании карточек-символов, игр, упражнений по развитии фонематического восприятия.

Формы и методы работы с педагогами.

  1. Воспитателям предлагала устные и письменные консультации. Они повышают уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают практические советы по развитию фонематического слуха, и навыков звукового анализа, по формированию фонетической стороны речи.
  2. Обсуждение планов индивидуальной работы с детьми по работе над звукопроизношением, уровнем развития фонематического слуха для выработки единых требований к речи детей.
  3. Совместное составление консультаций для родителей по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха.
  4. Обсуждение в ходе педагогических часов проблем, с которыми сталкиваются педагоги в работе по звуковой культуре речи и на занятиях по овладению детьми элементами грамоты.
  5. Совместная подготовка и проведение родительских собраний.

Повышению эффективности работы способствовало:

  1. Использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);
  2. Умение строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов;
  3. Обеспечение активной позиции педагога при организации консультирования (создать возможность для участия в роли консультанта, проявления творчества, овладения практическими приемами);

Результативность.

Воспитатели овладели теоретическими и практическими умениями и навыками: по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа через использование игр, игровых упражнений, символов. Познакомились с новинками литературы, повысили профессиональный уровень. Оказали помощь в пополнении речевой зоны новыми играми по развитию фонематического слуха, по работе над звуками с элементами моделирования и использования символов. Педагоги используют рекомендации, данные мною по развитию фонематического слуха, автоматизации звуков с использованием игр, карточек-символов звуков в индивидуальной работе с детьми, в ходе подгрупповых занятий и режимных моментов.

По результатам проделанной работы были созданы методические рекомендации для педагогов.

Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

Все выше изложенное позволяет мне сделать вывод, что необходимо объединять усилия всех специалистов, работающих с детьми и родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи , а также помогать детям и взрослым перейти от учебной ситуации в игровую, что повышает мотивацию сотрудничества со взрослыми ни как «источника знаний», а как игрового партнера. .

Результативность опыта:

За время работы над проблемой мною был выполнен следующий объем работы:

  • Изучена методическая и практическая литература по данной теме.
  • Пополнена предметно – развивающая среда в логопедическом кабинете дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.
  • Апробирована методика работы по формированию фонематических процессов в условиях компенсирующей группы.

Итогом методической и практической работы считаю:

  • Систематизацию содержания работы по преодолению фонематического недоразвития у детей.
  • Разработку и реализацию системы работы по формированию фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи через использование дидактических игр и упражнений..
  • Составление конспектов НОД по формированию фонематических процессов.
  • Систематизацию взаимодействия с родителями воспитанников и воспитателями ДОУ.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Критериями результативности опыта является диагностика уровня развития звукопроизношения и фонематического слуха детей с ОНР, которая осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий различения и выбора фонем: «Эхо», «Веселые звуки», «Картинки – пары», «Потерявшиеся звуки», «Сосчитай сколько звуков», «Цепочка слов» и другие (авторы Л. В. Лопатина (2004), Т. А. Фотекова (2000), Г. В. Чиркина (1982), Н. А .Шевердина (2004)

 

Использование дидактических игр и упражнений при формировании фонематических процессов также оказало влияние на умение: 

  • Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи. Дети овладели правильным звуко-слоговым оформлением речи, научились дифференцировать, анализировать и синтезировать звуки речи, слоги, слова, предложения, овладели навыками звукового и слогового анализа и синтеза различных звукокомплексов, элементарными навыками письма и чтения, обследования слоговой структуры слова и звуконаполняемости.
  • Развились способности к сосредоточению, умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий, умения реализовывать правила дидактической игры, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата, возможности использования помощи партнера по работе.
  • Приобрели необходимые социальные навыки: стали внимательней друг к другу, научились руководствоваться не столько собственными мотивами, но и установленными нормами. Дидактическая игра стала более привлекательной, а сами дошкольники стали интересны друг другу.
  • Сформировались коммуникативные навыки, что позволит детям успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Нельзя не сказать о влиянии данного опыта на педагогов. Педагогическое творчество заставило нас, педагогов, постоянно находиться в пространстве возможностей для привлечения интереса детей к формированию фонематических процессов, что изменило мировоззрение и не допустило применения стандартных, шаблонных действий, потребовало ежедневного профессионального личностного роста.

В ходе внедрения опыта работы по формированию фонематических процессов развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал более интересен родителям, поскольку стал выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием. У родителей появился повод гордиться «ростом» возможностей своего ребёнка.

Таким образом, использование дидактических игр, упражнений и игровых заданий на мобильных карточках в формировании фонематических процессов позволило мне эффективнее проводить коррекцию недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, создать условия для формирования учебно – игровой мотивации и способствовать налаживанию эмоционально – положительного партнерства между всеми участниками образовательного процесса.

Наглядность пособий, доступность методических рекомендаций предложенных к каждой дидактической игре и упражнениям на мобильных карточках, применяемых в коррекционной работе сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.

Новизна опыта заключается в том, что через использование игровых приемов в формировании фонематических процессов у дошкольников, приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень, возрастет мотивация к образовательному процессу.

Технология опыта включает внедрение педагогических приёмов и методов в образовательной деятельности, стимулирующих и развивающих познавательную активность, творческое воображение у дошкольников, разработку конспектов непосредственно организованной деятельности педагога с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.

Реализация содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста, в течение двух лет. Данный опыт формирования фонематических процессов, через использование дидактических игр и упражнений у детей охватывает дошкольный возраст (5-7лет), включает поэтапные периоды реализации. Считаю, что организация работы с детьми на основе предложенной технологии актуальна и инновационна для дошкольного образования в современных условиях.

Считаю, что данный опыт работы будет полезен многим педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи.

Библиографический список

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для родителей, логопедов, воспитателей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2017. – 320с.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 2008. – 143с.
  5. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед. уч. заведений: В 2 тт. Т.IV Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.- М.:Владос,2009. – с.41-51
  6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с.
  7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2005.
  8. Мещерякова Л.В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников. // Логопед. – 2006. – №4. – с.42-47
  9. Микляева Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: Дис…канд.пед.наук. – М.,2001. – 154с
  10. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 2001. – №2. – с.56
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 192 с.
  12. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис…канд.пед.наук. – М., 2016. – 90с.
  13. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. – М.:Экономика, 1997. – 304 с.
  14. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Л.И.Беляковой, О.Н.Усановой, С.Н.Шаховской. – М.: МГПИ, 2014. – с.3-12.
  15. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР 6-го г.ж.: Дис…канд.пед.наук. – М.,2014.
  16. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Спб.:Питер, 1999.
  17. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – с.62
  18. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Дис…докт.пед.наук в форме научного доклада. – М.,2000.