Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Носкова Ирина Юрьевна

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №8» г. Верещагино, Пермский край

Малкова Надежда Геннадьевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №8» г. Верещагино, Пермский край

НОД «Весна в лесу»

Непосредственно образовательная деятельность

Тема: «Весна в лесу»

(подготовительная к школе группа)

совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя

Разработали и провели педагоги

МБДОУ «Детский сад №8»:

музыкальный руководитель Носкова И.Ю.,

воспитатель Малкова Н.Г.

 

Пояснительная записка

Тема: «Весна в лесу»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Интегратор: ОО «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка»

Интегрирующие дисциплины: ОО «Речевое  развитие»

Место занятия в изучаемой теме, курсе: основное

Предварительная работа:

— Знакомство со сказкой Е.А. Алябьевой «Весна в лесу».

— Слушание музыкальных произведений: «Шелест весны» К. Синдинга, «Подснежник» П. Чайковского, «Весна» А. Вивальди.

-Разучивание песни «В каждый дом весна приходит» Г. Голевой.

— Двигательные импровизации под музыку с использованием танцевальных и образных движений.

Цель: Формирование умения самостоятельно озвучивать сказку Е.А. Алябьевой «Весна в лесу» с помощью разных выразительных средств: речи, звукоподражаний, образных движений, музыкально – шумовых инструментов.

Задачи:

  1. Образовательная:

— учить детей самостоятельно создавать образы героев сказки, используя речь, звук, образные движения, музыкально – шумовые инструменты;

— познакомить детей с понятием «ансамбль».

  1. Развивающая:

— развивать тембровый слух и воображение;

— развивать выразительность речи и образных  движений;

— упражнять детей в правильном произнесении звуков [ш], [д], [р],  [ф], [к].

— развивать творческую самостоятельность в передаче образов.

.

  1. Воспитательная: воспитывать у детей эстетические чувства, умение соблюдать установленные правила общения в группах.
Методы Приемы
Наглядный: Показ детей

Показ картинок со звуками

Словесный: Словесные указания

Объяснение

Беседа

Загадки

Практический: Музицирование на музыкально-шумовых инструментах

Образные и музыкально-ритмические движения

Игра

Объединение в подгруппы

 

Виды детской деятельности:

Музыкальная

Восприятие художественной литературы

Коммуникативная

Необходимое оборудование:

Ноутбук, музыкальные записи

Детские музыкальные и шумовые инструменты

Картинки с изображением травки, подснежника, медведя, хомяка, грача и звуками [ш], [д], [р],  [ф], [к].

 

Ход деятельности

 

Музыкальный зал оформлен в соответствии с темой занятия.

Организационно-мотивационный  этап

приглашение детей к совместной деятельности.

 

Дети входят в зал, поют музыкальное приветствие.

Муз. руководитель (поет): Здравствуйте, ребята!

— Сейчас будет звучать песня. Я вам предлагаю двигаться, в соответствии с характером музыки и текстом песни, изображая явления весенней природы. Вы готовы?

Звучит песня «Весеннее настроение» муз. Е Зарицкой.  Дети импровизируют, на свое усмотрение, выполняя образные или музыкально-ритмические движения. С окончанием музыки становятся полукругом.

Муз. руководитель: Ребята, когда вы двигались под эту песню, какие явления весенней природы вы изображали?

Дети: Мы бежали, как ручейки; прыгали, подскакивали, как солнечные зайчики; смело шагали, как идет по земле весна.

Муз. руководитель: А какое у вас было настроение, когда вы танцевали?

Дети: Настроение было веселым, радостным, солнечным.

Муз. руководитель: Мне бы хотелось, чтобы такое настроение у вас оставалось на протяжении всей нашей встречи. Ведь сегодня у нас —  необычное занятие.

Воспитатель: Дети, присаживайтесь, пожалуйста, на стулья. Первыми садятся девочки, а между  девочками мальчики.  Итак, мы помним что…

Дети: Каждый день всегда, везде

На занятии в игре.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

 

Основной (операциональный) этап

 

Воспитатель. Отлично! Ребята, группе  мы с вами читали сказку Е.А. Алябьевой… Кто вспомнит, как он называется?..

Дети. Сказка называется «Весна в лесу».

Воспитатель. Предлагаю вам представить себя жителями леса в конце зимы, и разыграть сказку по ролям. Для этого нам нужно объединиться в подгруппы.

Игра «Лидер».  Названные воспитателем дети — режиссёры выходят, и каждый набирает свою команду детей – актёров, тех, кого хочет видеть в своей команде.  

Когда группы сформировались, дети рассчитываются по считалке, кто будет посыльным от их группы к воспитателю. Выбранный ребенок идет к воспитателю за заданием.  Получив задание, объясняет детям своей подгруппы, кого из героев сказки их группа будет изображать (травку, подснежник, медведя, хомяка или грача). Поднятые вверх руки обозначают готовность группы к работе.

Воспитатель. Чтобы вспомнить содержание сказки «Весна в лесу»,  предлагаю вам ответить на вопросы, и, всей подгруппой,  звуками речи и образными движениями изобразить своего «героя».

— Первый вопрос. — Перечислите всех жителей леса в сказке.

Дети. Травка, подснежник, медведь, хомяк, грач.

Воспитатель. Почему все жители леса хотели, чтобы пришла весна?

Дети. Зима длилась так долго, что все уже не надеялись дождаться тепла.

Воспитатель. О чём горевала травка под снегом?

Дети (движениями изображая траву и проговаривая звуки, слова):

Ш-ш-ш-ш! — Под снегом тепло, но скучно. Скорее бы пришла весна. Все бы увидели, какая я нежная, свежая, ярко-зелёная.

Воспитатель. Что ей в ответ тоненьким голоском отвечал подснежник?

Дети (движениями передавая образ подснежника и проговаривая звуки, слова):

Динь-динь!  — А я мечтаю увидеть солнышко! — Я хоть и маленький, но сильный, закалённый, морозов не боюсь. Пора бы и мне сквозь снег пробиться, чтобы показать всем, что пришла весна

Воспитатель. Почему медведь сердито ворчал?

Дети (движениями передавая образ медведя и проговаривая звуки, слова):

–Р -р –р! — Медведь отлежал себе все бока. Ему нечего больше есть. Лапу надоело сосать (образные движения медведя).

Воспитатель. Почему хомяк не хотел, чтобы пришла весна?

Дети  (движениями передавая образ хомяка и проговаривая звуки, слова):

Ф-ф-ф-ф! – У него ещё запасы не закончились. Он их заготовил так много, что до самого лета хватит (образные движения хомяка).

Воспитатель. Кто принёс жителям леса первую весточку от весны?

Дети. Первую весточку от весны жителям леса принёс Грач.

Воспитатель. Что он прокричал?

Дети (движениями передавая образ грача и проговаривая звуки, слова):

Крак! -Крак! — Крак!.. – Жители леса! Хватит спать! Я принёс вам весну! Она уже совсем близко. Встречайте её (образные движения грача).

Воспитатель: Молодцы!

Музыкальный руководитель: Ребята! Вы так хорошо озвучили сказку звуками речи и образными движениями!..

Я предлагаю вам озвучить сказку с помощью музыкальных  и шумовых инструментов (показывает на, лежащие на столах, музыкальные и шумовые инструменты).

Скажите, ребята, как называется большой коллектив музыкантов, вместе исполняющих музыку, которым руководит дирижер?

Дети: Большой коллектив музыкантов, вместе исполняющих музыку, называется оркестр.

Музыкальный руководитель: Верно. Сегодня вы объединились в маленькие подгруппы. Значит, озвучивать своего героя сказки вы будете в ансамбле.

Ансамбль – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или небольшим количеством музыкантов. Повторите и запомните новое слово.

Дети повторяют: Ансамбль.

Музыкальный руководитель: Сейчас я вам загадаю загадки. Про какого героя сказки загадка – та подгруппа детей подойдёт и выберет себе музыкально-шумовые инструменты,  по звучанию соответствующие образу (травки, подснежника, медведя, хомяка или грача).

Загадки:

Выглянул цветочек

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной (подснежник)

Косолапые ноги

Всю зиму спят в берлоге

(медведь)

У кого кладовка за щекой?

Кто у нас пушистенький такой?

Необычен тем, зверёчек,

Что он зерна прячет в щечках…

(хомяк)

Черный, проворный,

Кричит «Крак!»

Всем червякам – враг (грач)

Она под осень умирает.

Весною снова оживает.

Коровам без нее беда.

Она – их главная еда.   (трава)

 

Дети, отгадывая загадки, подгруппами  подходят к столам и подбирают к образу нужный по звучанию инструмент. Дети с инструментами, подгруппами рассаживаются на полу.

Воспитатель: Дети, не забывайте, что поднятые вверх руки обозначают готовность группы к выполнению задания.

Воспитатель читает  сказку, а дети музыкальными и шумовыми  инструментами изображают жителей леса. Тихим фоном звучит музыка.

…Зима длилась так долго, что все уже  и не надеялись дождаться тепла.

Ш-ш-ш-ш! – шелестела под снегом травка (звучат маракасы, бумага, полиэтиленовый пакет)…– Сколько можно спать? Под снегом  тепло, но скучно. Скорее бы пришла весна. Все бы увидели, какая я нежная, свежая, ярко – зеленая!

— Динь-динь! (звучат колокольчик, металлофон, треугольник, бубенцы)… — А я мечтаю увидеть солнышко! – тоненьким голоском прозвенел подснежник. – Я хоть и маленький, но сильный, закаленный, морозов не боюсь. Пора бы и мне сквозь снег пробиться, чтобы показать всем, что пришла весна.

В берлоге заворочался медведь. – Р-р –р! (звучат барабан, тамбурин)…- Я себе отлежал уже все бока!  – Отощал, весь запас жира съел. Нечего больше есть. Лапу надоело сосать. Когда же весна придет?

От медвежьего рёва проснулся хомяк.

— Ф-ф-ф-ф! – (дети дуют в  бутылочки, баночки, полые трубки)… Что случилось? Почему рычит медведь? Разве  уже весна? – спросонья закричал хомяк. – А у меня еще запасы не кончились. Я их натаскал в норку на зиму так много, что до самого лета хватит. – Только зря проснулся, весны-то нет.

Но тут на ветку березы сел большой черный грач.

— Крак! — Крак! — Крак!.. (звучат трещотки)… Жители леса! Хватит спать! Я принес вам весну! – прокричал он на весь лес. – Она уже совсем близко. Встречайте ее!

Все облегченно вздохнули и начали готовиться к встрече весны…

Дети все вместе играют на музыкально – шумовых инструментах, затем кладут их на столы.

Музыкальный руководитель: Вместе с музыкально – шумовыми звуками сказки к нам в зал тоже пришла весна. Предлагаю закончить нашу совместную деятельность разученной  с вами песней.

 

Дети эмоционально исполняют песню

«В каждый дом весна приходит» сл. и муз. Г. Голевой

 

Рефлексивно — оценочный этап

игра «Открытый микрофон».

 

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас работает «Открытый микрофон» и любой желающий может высказать своё мнение о нашей совместной деятельности.

Дети по очереди  берут в руки микрофон, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Музыкальный руководитель: — Как вы думаете, ребята, получилось у вас озвучить сказку с помощью музыкальных и шумовых инструментов? (ответ детей)

— Вспомните, как называется небольшой коллектив музыкантов… (ансамбль)

Воспитатель:— Какие средства вам еще помогли озвучить сказку? (Звуки речи и движения)

Педагоги: Ребята! Выскажите, пожалуйста, свои впечатления, свои мнения о нашей сегодняшней встрече…

— Что было самым интересным на занятии?

— Какое задание было самым трудным?

— Что вас удивило на занятии…?

— После занятия я расскажу своим друзьям …?

— Ещё мне хотелось бы узнать…?

(Дети высказываются, передавая микрофон друг другу)

Воспитатель: Мы  благодарим вас всех за общение.

Муз. руководитель: Всем большое спасибо! Вы – порадовали нас!

Дети прощаются и уходят в группу.

 

Литература:

  1. Алябьева Е. А. «Познавательное развитие ребенка: Сказки о природе», Издательство «ТЦ СФЕРА», 2016
  2. Журнал «Музыкальный руководитель» №8-2011, ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Записи музыки:

https://mixmuz.ru/music/Подснежник+Чайковский

https://rus.drivemusic.cc/klassicheskaya_muzyka/64863-vivaldi-vremena-goda-vesna-allegro.html