автор: Никулина Эмма Викторовна
воспитатель МАДОУ «Детский сад№14» г. Гусев Калининградская обл.
Конспект ОД Художественно-эстетическое развитие Тема: «Мастерская дымковской игрушки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Конспект ОД
Художественно-эстетическое развитие
Тема:
«Мастерская дымковской игрушки»
Воспитатель: Никулина Э.В.
г. Гусев
Цель: Знакомство детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами.
Задачи:
Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки); закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя не традиционные способы работы.
Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Углублять эстетические познания о народном декоративно- прикладном искусстве. Развивать интерес к изучению народных промыслов.
Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров- умельцев.
Материал: образцы декоративно- прикладного искусства; мультимедийная презентация о создании дымковской игрушки;; шаблоны игрушек; гуашь, палитра, ватные палочки, салфетки.
Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура».
Ход
(Звучит русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме созывает детей)
Эй, чесные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Проходите, размещайтесь,
И услышать все старайтесь.
Я сестрица
Русских промыслов большая мастерица.
Проходите, присаживайтесь.
Захотелось мне сегодня рассказать вам об одном удивительном крае где с высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречное село Дымково. От куда же такое название?
Давайте подойдем к экрану и все узнаем.
(Просмотр мультимедийной презентации)
1-й слайд
В:. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, посмотрите над каждой избой поднимается голубой дымок, вот и назвали то село Дымково.
1-й ребенок:
Мелко падает снежок ,вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали.
2-й слайд
2-й ребенок
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо- сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
В: У детей тогда не было таких игрушек как у вас. И взрослые задумались: чем порадовать детей. Набрали на берегу глины и вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали яркими красками.
3-слайд
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы- простой узор,
Но отвести не в силах взор.
Да если посмотреть на узор- он необычно прост. Скажите из каких деталей состоит узор? (ответы детей) Правильно- круги, линии ,клеточки, точки, кольца. Все узоры в дымковской игрушке что-то означают, и связаны с природой.
4-й слайд
Например круг- это солнце, прямая или волнообразная линия- небо, решетка- русское поле.
Ребята, а вы хотели бы побывать в дымковской мастерской? (ответы детей)
Предлагаю прокатиться в мастерскую на лошадках:
3-й р.
Ой, люли, ой, люли
Кони на лужок пошли.
Кони удалые , горные, лехии.
Физ.минутка:
Вставайте друг за другом.
Конь меня в дорогу ждет(руки за спиной в «замок»)
Бьет копытом у ворот(поочередное поднимание ног)
На ветру играет гривой(покачивание головой)
Пышной сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу ,не поеду- полечу(подскоки)
Цок-цок-цок-цок
Цок-цок-цок-цок
Там за дальнею рекой, помашу тебе рукой(помахать рукой)
Вот мы и приехали. А это, что такое? Дымковские мастера забыли расписать игрушки. Давайте им поможем.
Пройдем в мастерскую.
(Проходят за рабочие столы) Ребята, дымковские мастера оставили заготовки игрушек и инструменты с которыми мы с вами сейчас будем работать.
Но прежде давайте разомнем свои пальчики:
Пальчиковая гимнастика:
Привезли мы глину с дальнего бугра(показывают ладошками от куда привезли )
Ну- ка за работу, чудо- мастера!(имитация закатывания руковов)
Слепим, высушим- и в печь!(лепят ладошками)
А потом распишем(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Печка жаром пышет(кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки(машут указательным пальцем)
А в печи-игрушки(руки вперед)
(Дети садятся на рабочие места)
Ребята. Чаще всего в дымковской росписи используется узор «солнце»-состоит он из больших и маленьких кругов. Хотя эти узоры присутствуют во всех дымковских игрушках, этим узором всегда расписывают дымковскую лошадку. Которая и стоит на столах нашей мастерской. Для росписи используют только два цвета (показ картинок с разным узором на дымковских лошадках) Посмотрите какие могут быть сочетания цветов. У вас на столах стоят разные краски, вы должны будете выбрать только два цвета. Рисовать узор мы будем начиная с больших кругов. И рисовать мы будем не традиционным способом при помощи ватных палочек.
(Показ воспитателем последовательности росписи игрушки. После окончания работы выставляются на выставку.)
Вот игрушки знатные,
Складные да ладные,
И по всюду славятся
Ну и вам понравятся!
Вот какие красивые игрушки у нас получились.
Мне очень понравилось как вы работали. А вас ребята понравилось быть в роле мастеров?
И дымковские мастера благодарят вас и дарят вам сладости.



