Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Никулина Эмма Викторовна

воспитатель МАДОУ «Детский сад№14» г. Гусев Калининградская обл.

Конспект ОД Художественно-эстетическое развитие Тема: «Мастерская дымковской игрушки»

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Конспект ОД

Художественно-эстетическое развитие 

Тема:

«Мастерская дымковской игрушки»

Воспитатель: Никулина Э.В.

г. Гусев

Цель: Знакомство детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами.

 

Задачи: 

Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки); закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя не традиционные способы работы.

 

Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Углублять эстетические познания о народном декоративно- прикладном искусстве. Развивать интерес к изучению народных промыслов.

 

Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров- умельцев.

 

Материал: образцы декоративно- прикладного искусства; мультимедийная  презентация о создании дымковской игрушки;; шаблоны игрушек; гуашь, палитра, ватные палочки, салфетки.

 

Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура».

 

Ход

(Звучит русская народная мелодия, воспитатель в русском народном костюме созывает детей)

Эй, чесные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Проходите, размещайтесь,

И услышать все старайтесь.

Я сестрица

Русских промыслов большая мастерица.

Проходите, присаживайтесь.

Захотелось мне сегодня рассказать вам об одном удивительном крае где с высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречное село Дымково. От куда же такое название?

Давайте подойдем к экрану и все узнаем.

(Просмотр мультимедийной презентации)

1-й слайд

 

В:. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, посмотрите над каждой избой поднимается голубой дымок, вот и назвали то село Дымково.

 

1-й ребенок:

Мелко падает снежок ,вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

 

2-й слайд

2-й ребенок

Там любили песни, пляски

В селе рождались чудо- сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

 

В: У детей тогда не было таких игрушек как у вас. И взрослые задумались: чем порадовать детей. Набрали на берегу глины и вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали яркими  красками.

 

3-слайд

Все игрушки не простые, 

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки, 

Кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы- простой узор,

Но отвести не в силах взор.

Да если посмотреть на узор- он необычно прост. Скажите из каких деталей состоит узор? (ответы детей) Правильно- круги, линии ,клеточки, точки, кольца. Все узоры в дымковской игрушке что-то означают, и связаны с  природой.

 

4-й слайд

 

 Например круг- это солнце, прямая или волнообразная линия- небо, решетка- русское поле.

 

Ребята, а вы хотели бы побывать в дымковской мастерской? (ответы детей)

Предлагаю прокатиться в мастерскую  на лошадках:

 

3-й р.

Ой, люли, ой, люли

Кони на лужок пошли.

Кони удалые , горные, лехии.

Физ.минутка:

 

Вставайте друг за другом.

Конь меня в дорогу ждет(руки за спиной в «замок»)

Бьет копытом у ворот(поочередное поднимание ног)

На ветру играет гривой(покачивание головой)

Пышной сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу ,не поеду- полечу(подскоки)

Цок-цок-цок-цок

Цок-цок-цок-цок

Там за дальнею рекой, помашу тебе рукой(помахать рукой)

 

Вот мы и приехали. А это, что такое? Дымковские мастера забыли расписать игрушки. Давайте им поможем.

Пройдем в мастерскую.

(Проходят за рабочие столы) Ребята, дымковские мастера оставили заготовки игрушек и инструменты с которыми мы с вами сейчас будем работать.

Но прежде давайте разомнем свои пальчики:

 

Пальчиковая гимнастика:

 

Привезли мы глину с дальнего бугра(показывают ладошками от куда привезли )

Ну- ка за работу, чудо- мастера!(имитация закатывания руковов)

Слепим, высушим- и в печь!(лепят ладошками)

А потом распишем(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки(машут указательным пальцем)

А в печи-игрушки(руки вперед)

(Дети садятся на рабочие места)

 

Ребята. Чаще всего в дымковской росписи используется узор «солнце»-состоит он из больших и маленьких кругов. Хотя эти узоры присутствуют во всех дымковских игрушках, этим узором всегда расписывают дымковскую лошадку. Которая и стоит на столах нашей мастерской. Для росписи используют только два цвета (показ картинок с разным узором на дымковских лошадках) Посмотрите какие могут быть сочетания цветов. У вас на столах стоят разные краски, вы должны будете выбрать только два цвета. Рисовать узор  мы будем начиная с больших кругов. И рисовать мы будем не традиционным способом при помощи ватных палочек.

(Показ воспитателем последовательности росписи игрушки. После окончания работы выставляются на выставку.)

 

Вот игрушки знатные, 

Складные да ладные,

И по всюду славятся

Ну и вам понравятся!

 

Вот какие красивые игрушки у нас получились.

Мне очень понравилось как вы работали. А вас ребята понравилось быть в роле мастеров?

 И дымковские мастера благодарят вас и дарят вам сладости.