автор: Николаева Оксана Владимировна

педагог-психолог МБДОУ “Детский сад №96” г.Чебоксары

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста и его семьи в период адаптации к ДОУ

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста и его семьи в период адаптации к ДОУ

Николаева Оксана Владимировна

педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад №96» г. Чебоксары Чувашская Республика, Россия, oks120184@mail.ru.

В данной статье рассмотрены проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду, поэтапно описаны формы работы с ребенком и его семьей  в период привыкания к условиям ДОУ.

Проблема адаптации детей к детскому саду приобретает особое значение в современном образовательном пространстве. В последние годы наблюдается рост факторов, осложняющих адаптационный период. Среди них, патология беременности и родов, частые соматические и хронические заболевания ребенка, вредные привычки и характерологические особенности родителей, характер межличностных отношений в семье, неправильный режим дня, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.  Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям, что отражается на психическом и физическом состоянии ребенка.  Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на решение вопросов адаптации детей к ДОУ.  

В МБДОУ «Детский сад №96» г.Чебоксары сложилась определённая система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей в период адаптации к ДОУ. Эффективной формой  работы в данном направлении являются совместные занятия с детьми и родителями, объединяющие усилия семьи и педагогов ДОУ для развития и воспитания детей. Их цель – установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка в период привыкания к детскому саду.

В начале работы в данном направлении были выявлены ожидаемые результаты:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  2. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  3. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
  4. Ослабление адаптационного синдрома при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации осуществляется в несколько этапов:

  1.    Диагностический.

На первом этапе проводится диагностика с целью выявить детей с трудностями адаптации и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.

В начале каждого учебного года  проводится индивидуальное консультирование и анкетирование родителей  вновь поступивших детей по определению прогноза степени готовности ребенка 1,5-3 лет к дошкольному учреждению и предполагаемого течения процесса адаптации к условиям группы, детского сада и новой ситуации социального взаимодействия в целом. В течение всего периода проводится анализ течения процесса адаптации ребенка с помощью наблюдения, результаты которого фиксируются в листах адаптации. Нами используется несистематическое, сплошное, включенное наблюдение, которое позволяет увидеть полную картину поведения детей в группе, одновременно фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональных реакций и быть активным участником совместных действий с детьми.  Анализ содержания анкеты, материалов психологического консультирования и наблюдения дает возможность:

– выявить те факторы в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребенка (например, патология беременности, родов, травмы, перенесенные заболевания, низкий уровень развития общения).

– получить данные о навыках ребенка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит педагогам эффективно построить взаимодействие с ребенком, исходя из его индивидуальных особенностей, и это достаточно актуально не только в период адаптации.

На этом этапе проводятся семинары с родителями и педагогами, направленные на оптимизацию совместных усилий, связанных с прохождением адаптации детей к детскому саду. В ходе совместных встреч  рассматривается согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду («Адаптация детей и взаимодействие МБДОУ с семьей», «Чтобы сад был в радость»).

  1.         Коррекционно-развивающий.

С момента поступления ребенка в дошкольное учреждение и на протяжении всего периода адаптации проводится профилактическая работа на снятие напряжения и создания оптимальных условия для эмоционального благополучия детей в детском саду. В ходе работы с детьми используются приемы психогимнастики, пальчиковые и подвижные игры,  телесно-ориентированные упражнения. В сюжет каждого занятия обязательно включаются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Особое внимание при работе с детьми раннего возраста уделяется использованию сказкотерапии. Показ сказок на проблемную тематику и обсуждение сюжетов просмотренных сказок позволяет детям определить модель поведения и найти выход из проблемной ситуации, обогащает эмоциональную сферу ребенка,  обучает позитивному восприятию себя и другого человека.

Особое внимание уделяется работе с детьми и их семьями, имеющими трудности адаптации к детскому саду. На базе детского сада создан  детско-родительский клуб «Вместе с мамой», который посещают дети и родители с трудностями в адаптации к детскому саду. В основу занятий была взята программа Ларечиной Е.В. «Счастливый малыш» [2011].

Цель деятельности клуба: создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка, эмоционального благополучия в период адаптации к детскому саду. В виду того, что одной из причин трудностей в адаптации ребенка к детскому саду является непонимание родителями процессов воспитания и  обучения ребенка в детском саду, сомнения родителей в необходимости для ребенка пребывания в детском саду, отсутствие гармоничных эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком, в ходе совместных занятий с детьми и родителями решаются следующие задачи:

–  Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, объединение усилий для развития и воспитания детей;

–  Формирование положительного настроя на пребывание ребенка в детском саду;

– Развитие социальных и коммуникативных умений детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и с взрослыми).

– Активизация и обогащение воспитательских умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

– Обогащение репертуара игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов матери (отца) и ребенка.

Занятия проводятся два раза в неделю в течение адаптационного периода, продолжительностью 1 час. В процессе проведения занятий психолог играет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. В ходе занятий используется пальчиковая гимнастика, музыкотерапия (музыкально-ритмические игры, хороводы), коммуникативные игры, телесно-ориентированные игры (игровой массаж, игры на коленях, тактильные игры), сказкотерапия (показ сказок, направленные на тревогу, связанную с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив, страх самостоятельности).

  1.      Контрольно-диагностический.

На данном этапе проводится анализ процесса адаптации. В случаях сохранения низкого уровня адаптации, проводится дальнейшая коррекционно-развивающая работа и поддерживающие меры до окончания адаптационного периода в форме индивидуальной и подгрупповой работы. Большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжелая степень адаптации.  В таком случае анализируется история семьи для выяснения причин состояния ребенка, идет работа на выстраивание отношений между воспитателем и ребенком, между ребенком и детьми путем использования коммуникативных игр. Индивидуальная работа с такими детьми основывается на использовании методов игровой терапии, песочной терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, арт-терапии. Детям, умеющим рисовать, предлагается изобразить детский сад, группу, воспитателя. Коррекционно-развивающая работа с помощью игры или беседы направлена на отреагирование своих чувств ребенком, которые возникают в связи с посещением детского сада: выразить страх, тревогу, агрессию, грусть.

По окончании адаптационного периода проводится контроль за нервно-психическим развитием ребенка по эпикризисным срокам. Используется система контроля, разработанная Н.М.Аксариной, К.Л.Печориной, Г.В.Пантюхиной, Э.Л.Фрухт.

В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в развитии и поведении ребенка, что позволяет своевременно скорректировать воспитательные шаги, определив для него индивидуально-психологические воздействия.

Анализ реализации программы показывает, что активное включение родителей в совместные занятия с ребенком при участии педагога-психолога и системный подход к сопровождению таких семей оказывается весьма эффективной технологией, работающей на повышение процесса адаптации ребенка в детском саду и укрепление эмоциональных отношений всей семьи в целом.

Литература

  1.      Венгер Л.А., Агаева Е.Л. , Бардина Р.И. и др. Психолог в детском саду. -http://dob.1september.ru/2003/05/11.htm
  2.      Ларечина Е.В.  Развивающие занятия для родителей и детей СПб.: Речь, Сфера, 2011.
  3.      Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006.