автор: Николаева Ирина Владимировна

преподаватель Канашский филиал Финуниверситета

Методическая разработка по проведению внеурочного мероприятия ко дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами отечества

Федеральное  государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской федерации»

Канашский филиал Финуниверситета

Методическая разработка

внеурочного мероприятия посвященного Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Москва  2019

 

Пояснительная записка

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.  В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов.

Методическая разработка  внеурочного  мероприятия, посвящена Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

Цель данной методической разработки: расширить  представление  о проведении  мероприятий  на патриотические темы. Целью  проведения внеурочного мероприятия, посвященного  Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества  является:

– образовательная:  формирование знаний о локальных военных конфликтах с участием россиян, исполнявших свой долг за пределами отечества;  

– воспитательная: формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

– развивающая:  развитие интеллектуальных способностей, формирование способностей публичного выступления, самостоятельного определения задач  личностного развития.

Методическая разработка состоит из основных разделов:

– подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения классного  часа;

– план внеурочного мероприятия;

– методика проведения внеурочного мероприятия;

– заключительный этап   или  рефлексия – подводит итоги проведенного мероприятия.

 

Введение

Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоречивыми тенденциями. Любое общество производит себя через молодое поколение. Молодежь представляет собой будущее страны, а поэтому ее настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально -психологический климат в обществе.

Можно сказать, что молодежь – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим. Молодежь как социально – демографическая группа зависима от социально – экономических и политических отношений общества. Естественно, что она несет в себе все противоречия присущие обществу в целом. В настоящее время проявили себя серьезные отличия у «отцов» и «детей» и в ценностных ориентациях, и в способах коммуникации, а не редко и в образе жизни.

В связи с этим сегодня наиболее актуально стоит вопрос воспитания чувства патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения молодежи в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов.

 

  1. План внеурочного мероприятия

Тема: «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества».

Форма проведения: Устный журнал.  

Дата проведения: 20 февраля 2019 года.

Место проведения: актовый зал.

Преподаватели: Николаева И.В.

Цели мероприятия:

– образовательная:  формирование знаний о локальных военных конфликтах с участием россиян, исполнявших свой долг за пределами отечества;  

– воспитательная: формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

– развивающая:  развитие интеллектуальных способностей, формирование способностей публичного выступления, самостоятельного определения задач  личностного развития.

Методическая цель открытого мероприятия: показать методику организации и проведения коллежского внеурочного мероприятия в форме устного журнала.

Оборудование:

– компьютер;

– мультимедийный проектор;

– презентация;

– микрофоны;

– музыкальное сопровождение.

Литература:

Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014)”О днях воинской славы и памятных датах России”;

Босак В. Н.Ковалевич З. С. Безопасность жизнедеятельности человека: учебник,  2016 г.

Ход проведения мероприятия

  1. Вступительное слово ведущих.
  2. Выступление студентов:

– стихи в исполнении студентов;

– исполнение  песни «В военкомате случай был»;

– исполнение песни «Здравствуй мама»;

– исполнение песни «Слава».

  1. Просмотр видеороликов освещающих локальные  военные конфликты:

– «Мы интернационалисты»;

– репортаж о военных действиях в Чечне;

– репортаж о военных действиях в Южной Осетии;

– видеоролик о военных событиях в Сирии.

  1. Минута молчания.
  2. Заключительное слово ведущих.

 

  1. Сценарий игры

Слайд 1.

Песня (В военкомате случай был)

Слайд 2

Ведущий 1

Я хочу, чтобы гордость была за страну,

Чтоб красивым был прожитый день,

Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену

Вспоминая хороших людей…

 

Ведущий 2

Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам. Она проходит в честь  Дня воина – интернационалиста, воинов исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

 

Слайд 2.

Ведущий 1

Воины – интернационалисты участвовали в вооружённых конфликтах на территориях других стран мира на стороне законных правительств, которые обратились за помощью к нашей стране.

 

Ведущий 2

Воины-интернационалисты – военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности социалистических государств (в первую очередь, СССРГДР и Кубы), принимавшие участие добровольно или по долгу службы в вооружённых конфликтах на территории иностранных государств на стороне политических режимов и движений, рассматривавшихся правительством СССР как «прогрессивные», «антифеодальные», «коммунистические».

На сцену приглашается студент____________________________.

 

Слайд 3

Чтец 1.

В День памяти отважных храбрецов,

Ребят солдатов интернационалистов.

Хотим мы пару добрых нежных слов

Сказать всем тем, кто смерть увидел близко.

 

Спасибо вам, мы вас благодарим,

Ваш подвиг будем помнить мы веками.

Желаем вам здоровья и любви,

Чтоб жили вы, смеялись, процветали.

 

Слайд 4.

Ведущий 1

Нашему народу не раз приходилось выполнять свой интернациональный долг. Заглянем на странички истории.

 

Слайд 5.

Ведущий 2.

1936—1939 – участие в Гражданской войне  в Испании

 

Слайд 6.

Советские лётчики начали свою боевую деятельность в небе столицы Испании и добились блестящих успехов. Однако победа в воздухе доставалась дорогой ценой. Из 160 наших пилотов – добровольцев, участвовавших в обороне Мадрида, с конца октября 1936 года по начало января 1937 года погибло 26 человек.

 

Слайд 7.

Ведущий 1

1953-1959 – Кубинская революция

 

Слайд 8.

Ведущий 1

Для выполнения секретной операции по размещению баллистических ракет средней дальности на Кубе была создана Группа советских войск на Кубе. 40 самолетов МиГ-21Ф-13 и 6 самолетов УТИ МиГ-15 несли боевое дежурство днем и ночью.

 

Слайд 9.

Ведущий 2.

1966 -1967 г. – обеспечение военной поддержки Северного Вьетнама во Вьетнамской войне.

 

Слайд 10

Ведущий 2.

В состав контингента советских воинов, который принимал участие в войне во Вьетнаме, входили военные советники и специалисты-инструкторы — зенитчики и артиллеристы, летно-технический состав, связисты, военные моряки и медики. Погибло 7 российских военнослужащих.

Слайд 11

Ведущий 1.  

1975–1991 гг. – обеспечение захвата власти Агостиньо Нето в Анголе («Операция Карлота»).

Советские военнослужащие столкнулись не только с партизанскими отрядами, но с регулярной армией ЮАР

За 1975-1991 г. всего погибло 54 военнослужащих Вооруженных сил СССР

На сцену приглашается студент_____________________________________.

 

Слайд 12

Чтец 2.

Проходят столетья, мелькают года…

Родную страну защищали всегда!

И с самых далеких времен было так:

Забудь обо всем, коль приблизился враг! 

Крестьянин, рабочий бросали дела,

Когда их защиты Россия ждала!

Про подвиги павших, победы живых

Услышите вы от людей пожилых. 

Про то, как сражались в Афгане, Чечне,

Как выжили в этой безумной войне,

Как были достойными званья бойца,

Вам юноши будут твердить без конца.

Защитники нашей прекрасной страны,

Вы дороги нам и, конечно, нужны!

Слайд 13

Ведущий 2.

1979 – 1989 гг. – Афганская война – вооружённый конфликт между афганскими правительственными и союзными советскими войсками, стремившимися сохранить в Афганистане прокоммунистический режим, с одной стороны, и мусульманским афганским сопротивлением — с другой.

 

Слайд 14

Ведущий 1.

В декабре 1978 года между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Обращаясь в 1979 году с просьбами о вводе в Афганистан советских войск для оказания военной помощи в вооруженной борьбе с антиправительственной оппозицией и защиты от внешнего вмешательства, афганское руководство опиралось именно на эту статью договора.

Слайды 15-18

Ведущий 2

25 декабря, в 15 часов, началась переправа наших войск через Амударью, в это же время границу пересекли наши боевые самолеты с личным составом и боевой техникой. Уже 27 числа воздушно-десантная дивизия и передовые части мотострелковой дивизии вошли в Кабул и взяли под контроль важные государственные объекты. Вечером того же дня, в 20 часов 45 минут, батальон спецназа, усиленный отрядом КГБ СССР, штурмом овладел дворцом «Тадж-Бек».   

 

(видео Мы интернационалисты)

 

Слайд 20

Ведущий 2

28 декабря 1979 года было сформировано новое правительство Афганистана во главе с Бабраком Кармалем. 10 января 1980 года батальоном советских войск был подавлен мятеж 4-го афганского артполка в Нахрише. Ограниченный контингент советских войск все больше и больше втягивался в затяжную кровопролитную войну. В феврале 1980 года советским руководством обсуждался вопрос о выводе войск из Афганистана, как выполнивших свою задачу, но, был отложен на неопределенный срок. До 1985 г. к нему больше не возвращались.

На сцену приглашается студент________________________.

 

Слайд 21

Чтец 3.

Время выбрало нас, 
Закружило в афганской метели, 
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы, 
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времён
Под победные марши шагали.
Много славных российских имён
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя, 
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас. (музыкал.заставка)

 

Слайд 22

Ведущий 1

В составе ограниченного контингента советских войск в республики Афганистан проходили службу и молодые ребята – жители нашего города. 18 парней Канашского, Янтиковского районов и г. Канаш сложили свои головы  на афганской земле. Трое погибли на таджико-афганской границе, 4 парней нашей республики, воевавшие в Афганистане, стали Героями России.  

А сейчас для вас прозвучит песня «Здравствуй мама» в исполнении студенток 202, 203, 204, 302.

Слайд 23.

Ведущий 1

На нашем мероприятии сегодня присутствует (Львов Юрий Юлисович – Старший сержант воздушно-десантного войска, 5 роты, 103 дивизии, 350 полка. Участвующий в уничтожении банд формирований маджахедов в провинции ЧАрикар, ПанджшЕр и др. горячих точках).

Слайд 24

Ведущий  2

Афганская война продолжалась 9 лет 1 месяц 21 день. Через эту войну прошло 550 тысяч советских солдат и офицеров. 86 человека получили звание Героя Советского Союза, из них 26 человек награждены посмертно. Свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны. Память о войне по–прежнему болью отзывается в людских сердцах.

На сцену приглашается студент_________________________________

Слайд 25

Чтец 4.

Ветер горячий, горы, песок,

Матери пишет с Афгана сынок.

Весточку ей принесёт почтальон

Завтра с войны возвращается он.

День этот памятен нам навсегда,

Катятся слёзы порой иногда,

Слава погибшим и слава живым

Вы — наша гордость, пример молодым!

 

Ведущий 1

Да, война в Афганистане не принесла нашей стране ни почестей, ни славы. Однако задача победить кого-то перед Ограниченным контингентом советских войск и не ставилась. 40-я армия понесла немалые потери, но не проиграла ни одного сражения. Советские войска не были захватчиками или оккупантами. Они пришли в Афганистан, выполняя условия советско-афганского договора об отпоре агрессии с третьей стороны.

 

Слайд 26

Ведущий 2

1992 г.   Приднестровье – военные действия между молдавскими войсками и силами МВД с одной стороны и приднестровской гвардией и ополченцами с другой с 1 марта по 21 июля 1992 года. Причиной войны стало придание статуса молдавскому языку единственного государственного и ущемление прав русско-язычного населения.

 

Ведущий 1

Слайд 27

  НЕ ДОПУСТИ

Так повелось, из глубины веков

В Молдове руссов дружбой принимали,

И несмотря на разность языков,

Друг друга люди сердцем понимали.

 

А ныне клином вдруг сошелся свет –

На брата брат поднялся с автоматом,

И руку с топором занёс сосед,

Зло, ненависть рассеялись по хатам.

 

И разметали дружбу разом в прах,

А вместе с дружбой унесло и жизни.

Затмила злость свет разума в глазах,

Терзает горе на прощальной тризне.

 

Оплакивают близкие солдат,

Невест невенчанных простреленные платья.

И молит Бога материнский взгляд:

– Не допусти, чтоб воевали братья!

Не дай пожар безумья  развести –

Не допусти!

Не допусти,

Не допусти…

 

В Приднестровье погибло около 500 человек (вместе с преднестровской стороной)

На сцену приглашается студент___________________________________.

Слайд 28

Чтец 5.

При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Слайд 29

Ведущий 1

 

Еще одна не менее страшная война – Война в Чечне. 17 октября 1991 года в Чеченской республике прошли выборы президента, в которых одержал победу Джохар Дудаев — Герой Советского Союза, генерал авиации. Сразу после этих выборов в одностороннем порядке была объявлена независимость Чеченской республики Нохчи-Чо. Тем не менее, руководство РСФСР отказалось признавать как результаты выборов, так и независимость мятежного региона. Ситуация в Чечне накалялась, и уже поздней осенью 1991 года возникла реальная угроза конфликта между федералами и сепаратистами.

 

Слайд 30

Ведущий 2.

 

Ситуация накалилась до предела осенью 1994 года, когда сторонники новой, пророссийской администрации Чечни овладели севером республики и начали движение на Грозный. В их рядах были и российские военнослужащие – в основном из гвардейской Кантемировской дивизии. 26 ноября войска вступили в город.

 

Слайд 31

Ведущий 1.

11 декабря 1994 года был осуществлен ввод российских войск на территорию Чечни. Первая чеченская война началась. Армия шла с трех направлений и была нацелена на Грозный. В новогоднюю ночь войска начали штурмовать Грозный. 22 февраля 1995 город был взят, началось движение российских войск вглубь Чечни

Слайд 32  (видео )

 

Слайд 33

Ведущий 2.

После завершения первой кампании в Чечне установился режим, характеризующийся криминальной экономикой (похищения людей, наркоторговля, торговля оружием), официально разрешенной кровной местью, геноцидом людей нечеченской национальности. В республике распространялись идеи исламских экстремистов, за территорией Чечни в России чеченские боевики проводят теракты. В августе 1999 войска сепаратистов во главе с Басаевым и Хаттабом вторгаются в Дагестан. Российские войска отражают нападение и входят в Чечню. С боев с Басаевым и Хаттабом начинается вторая чеченская война. 30 сентября 1999 года произошел ввод войск в Чечню. Окончанием этой войны принято считать 16 апреля 2009.

 

Слайд 34

Ведущий 1.

Война принесла огромный урон российскому народу. Это, прежде всего, выражается в людских потерях российских солдат и офицеров, а также мирных жителей.

 

Слайд 35

Ведущий 2.

2008 год Южная  Осетия. 8 августа 2008 года, примерно через 15 минут после полуночи грузинская армия внезапно открыла огонь по Цхинвалу их реактивных установок залпового огня «Град». Спустя три часа грузинские войска двинулись вперёд.

 

Слайд 36

Ведущий 1.

Город оказался застигнут врасплох, но жители мужественно встретили весть о грузинском вторжении. Ещё одним трагическим эпизодом начального периода войны стала гибель российских миротворцев от огня грузинских залповых установок. Этот факт окончательно убедил российское руководство в отсутствии перспективы мирного урегулирования конфликта. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев объявил о начале операции по принуждению грузинской стороны к миру.

Слайд 37 (видео репортаж про Осетию)

 

Слайд 38, 39

Ведущий 2.

К утру 9 августа уличные бои в Цхинвале продолжались, но существенного превосходства у грузинских войск не было. Увязнув в уличных боях, они теперь стремились овладеть как можно большей территорией, чтобы в ходе последующих мирных переговоров (в которых никто 9 августа 2008 года уже не сомневался) иметь на руках хоть какие-то козыри. Тем не менее, отряды ополчения и российские миротворцы продолжали упорно оборонять кварталы города.

В это же время в Цхинвал прибыла и группа, состоящая из частей 58-й российской армии, дополнительно к месту событий перебрасывалась 76-я воздушно-десантная дивизия. Также была создана батальонная группа, выделенная из состава 135-го мотострелкового полка. 

 

Слайд 41

Ведущий 1.

В течение 10 августа российские войска перешли в контрнаступление и начали вытеснение грузинских сил из Цхинвали, а также началось выдвижение российско-абхазских сил из приграничных с Грузией районов. Таким образом, на третий день конфликта грузинское наступление полностью выдохлось, и началось движение линии фронта в обратном направлении. 

 

Слайд 42

Ведущий 2.

12 августа президент России Д. Медведев объявил, что опасности для мирного населения Южной Осетии и российских военнослужащих больше нет, ввиду чего операцию по принуждению агрессора к миру имеет смысл прекратить.

 

Слайд 43

Ведущий 1.

2015 г. Сирия многосторонний, многоуровневый вооружённый конфликт на территории Сирии, начавшийся весной 2011 года как локальное гражданское противостояние и постепенно переросший в восстание против режима Башара Асада, в которое с течением времени оказались вовлечены не только основные государства региона, но и международные организации, военно-политические группировки и мировые державы.

 

Слайд 44 (видео о событиях в Сирии)

 

Слайд 45

Ведущий 2.

26 августа 2015 года между Россией и Сирией было заключено Соглашение о размещении авиационной группы Вооружённых сил Российской Федерации на сирийской территории, согласно которому авиагруппа по просьбе правительства Сирии размещается на территории Сирийской Арабской Республики бессрочно, аэродром Хмеймим передаётся российской стороне безвозмездно. 

 

Слайд 46

Ведущий 1.

На 25 сентября 2017 года по данным официальных публикаций Минобороны РФ и представителей российских региональных властей, безвозвратные боевые потери личного состава Вооруженных сил РФ в ходе военной операции в Сирии, начавшейся 30 сентября 2015 года, составили 37 человек, кроме того 1 — небоевая потеря. По данным на 25 сентября 2017 года 14 человек было ранено. По неофициальным данным, источником которых являются в основном иностранные информационные агентства, на 22 марта 2017 года, в Сирии погибло 36 работников ЧВК, а общие потери за время операции — 67 погибших.

Конфликт продолжается и сейчас

 

Слайд 47

Ведущий 2.

Минута молчания…Товарищи встаньте

И в памяти – павших героев представьте.

Навек в нашем сердце имен их звучанье.        

Минута молчанья, минута молчанья…

Ведущий 1: В память о всех воинах, погибших в горячих точках, объявляется минута молчания.

 

Слайд 48.  (минута молчания)

Ведущий 2.

Все новые и новые “горячие точки” вспыхивают на карте….. и среди них боль России  

 

Ведущий 1

Мы никогда не видели войны

И ужаса ее не представляем

Но то, что мир наш хочет тишины

Сегодня очень ясно понимаем.

 

Ведущий 2

А сейчас в исполнении Степановой Дарьи и Пугановой Лидии прозвучит песня Слава

На этом наше мероприятие подошло  к концу, спасибо за внимание!

 

Заключение

Память о подвигах воинов интернационалистов  нужна нам всем, чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев.

 Главной целью проведенного внеурочного мероприятия в форме устного журнала было не просто ознакомить обучающихся с еще одной страницей истории нашей страны, но и дать понять, что на войне проявляются естественные человеческие качества.

Война – это страшное слово. Кода его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда. Человек, который был на войне, лучше всех понимает, что значит быть патриотом.

В ходе мероприятия, представленного в методической разработке, студенты ознакомились с событиями, которые предшествовали и послужили поводом для ввода советских войск на территорию Афганистана, Южной Осетии, Сирии и т.д. Они смогут осмыслить необходимость присутствия наших войск на территории этих государства с общечеловеческой точки зрения.

Рассказы о подвигах подтвердили тот факт, что преемственность поколений не утрачена и воины  заслужили ратную славу и нашу горячую признательность, как и наши деды и прадеды, всегда стоящие на страже покоя, мира своего народа. А рассказ воина-интернационалиста, нашего земляка, Львова Юрия Юлисовича – Старшего сержанта воздушно-десантного войска, 5 роты, 103 дивизии, 350 полка помог   вживую представить события тех далеких лет.

Для успешного проведения внеурочного мероприятия была проведена большая подготовительная работа: разработка сценария, поиск видеоматериалов, отражающих события, подбор стихов, подбор  видеороликов, составление презентации, приглашение воина-интернационалиста, обеспечение мероприятия необходимым оборудованием для демонстрации слайдов, проведение репетиций.

Внеурочное мероприятие  – устный журнал, сопровождается презентацией, музыкой и стихами. В ходе мероприятия использованы видеоклипы и видеоролики о военных событиях, происходящих в мире. Обучающиеся  читают стихи о героях войн, о матерях, которые ждали своих героев. Мероприятие имеет огромное значение, так как имеет своей целью воспитание в студентах чувства патриотизма и любви к Родине и Отечеству.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и сетевых ресурсов, использованных при подготовке игры

 

Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014)”О днях воинской славы и памятных датах России”;

Босак В. Н.Ковалевич З. С. Безопасность жизнедеятельности человека: учебник,  2016 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/День_памяти_воинов-интернационалистов

https://www.1tv.ru/news/2015-02-15/27184-День памяти воинов – интернационалистов