Автор: Никифорова Наталья Васильевна

Преподаватель МАУ ДО “ДШИ” “Гармония” г. Калининград

Публикация на тему «Использование игровых технологий на уроках сольфеджио в ДШИ, ДМШ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЛИНИНГРАДА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»

 

Тема публикации: «Использование игровых технологий на уроках сольфеджио в ДШИ, ДМШ»

 В последнее время мы, преподаватели ДШИ и ДМШ, в своей работе часто сталкиваемся с определенными трудностями. Наши учащиеся перегружены в общеобразовательных школах, их захлестывает информационный поток, стремительный темп жизни. Общеобразовательная школа предъявляет к ученикам высокие, а иногда, на мой взгляд, завышенные требования. Именно поэтому, нам преподавателям ДШИ, ДМШ необходимо стремиться к повышению эффективности своей работы. Чтобы увлечь учащихся, преподавателям нужно идти в ногу со временем, использовать новые инновационные методы обучения, сделать уроки яркими и интересными. Занятия музыкой – сложный вид деятельности, требующий от ученика большого внимания, сосредоточенности. По моему опыту работы, одним из значимых инновационных методов является использование игровых форм обучения и воспитания, так как они являются фундаментальнейшим средством познания мира для детей. Как утверждал Л. Выготский, «ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам. И включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений»

Игра – это прекрасный метод развивающего обучения. (Л. Выготский)

 [1, с. 109].

Я считаю, что предметы теоретических дисциплин, такие как «Слушание музыки», «Музыкальная литература» и особенно предмет «Сольфеджио», нужно обязательно проводить в игровой формеИгра помогает детям лучше и интереснее познавать учебный материал, развивает память, мышление, сплачивает учащихся. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, они самостоятельно организуют групповые игры.  Это является очень важной деятельностью, которая влияет на сохранение физического и психического здоровья ребенка, на развитие его творческой активности, на улучшение эмоционального состояния. Когда   урок проходит более ярко и интересно, учащиеся быстрее и легче усваивают новый материал, получают большую радость и интерес к занятиям.  Преподавателю сольфеджио на уроке приходится быть одновременно и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом, и сочинителем – импровизатором одновременно перед учащимися сразу раскрываются тайны удивительного мира музыки, а главное, что это делается легко и непринужденно.

По словам педагога-новатора Б.П. Никитина, «игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер» [2, с. 18]. 

«Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей…», – утверждает Д.Б. Эльконин, советский психолог, педагог.

 А. С. Макаренко сказал: «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело, Вся его жизнь – игра».

Игра – это их естественная форма существования, это окружающая среда, в которой ребенок растет, познает и развивается. К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира». У детей, пришедших заниматься в ДШИ, ДМШ, ещё не сформирована

мотивационная готовность к познавательной деятельности. Они готовы играть, но не готовы учиться. Мой опыт работы с детьми показал, что в мир искусств ребенку также легче войти по «волшебному мосту» игры.

Предмет «Сольфеджио» занимает важное место в системе музыкально-теоретических дисциплин. Это многогранный, сложный, но очень важный и нужный предмет в ДШИ, ДМШ, на котором учащиеся получают комплексное музыкальное развитие. Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса. Это все является целью преподавания предмета «Сольфеджио». Это единственный предмет, в котором заложено все для развития ученика — способность креативно мыслить, в первую очередь, учиться говорить, петь, видеть мир в огромной палитре звуков и движения. На уроках сольфеджио, особенно в младших классах, я использую яркие наглядные игровые пособия, музыкальные игры, которые всегда пробуждают чувство радости, удовольствия, развивают интерес к предмету «Сольфеджио».  

Я считаю, что недостаточное использование игровых технологий на уроках «Сольфеджио», ведет к снижению   интереса учащихся к занятиям.

Конечно, нам преподавателям нужно хорошо знать психологию ребёнка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Подбирать музыкальные игры в соответствии с возрастом детей.

Чтобы учащиеся легче усваивали учебный материал, игровую деятельность важно выстроить от простого к сложному. Это сочетается и с принципом творческой деятельности ребенка. Уроки сразу становятся занимательными и продуктивными, так как учащийся все задания выполняет с удовольствием, потому что выполняет их все время играя, не задумываясь, что в каждой игре заложен определенный смысл и стоят очень важные задачи, которые нужно ему выполнить. Я думаю, что игровой элемент можно вносить в каждую форму работы и обязательных разделов сольфеджио. Тогда познавательная деятельность ребенка превращается в увлекательный процесс. Игра активизирует его внимание, захватывает его чувства, восприятие и воображение. В игре учащийся проявляет инициативу, проявляет свой артистизм, смекалку, живость характера. Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки, способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху. По мнению Г. Овсянкиной : «Через игру воспитываются нравственные и творческие возможности ребенка. В игре ребенок осознает себя как личность» [3, с. 199].

В своей работе я использую игровые технологии по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические. По характеру педагогического процесса: обучающие и тренировочные, познавательные, репродуктивные и продуктивные, творческие, воспитательные и коммуникативные. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные, подвижные. По игровой среде:

с предметами, без предметов, комнатные, компьютерные. Игры обобщающего повторения и контроля. Игровые технологии, которые я использую в обучении и развитии учащихся, мне позволяют:

– проводить уроки в нетрадиционной форме;

– раскрывать креативные способности учащихся;

– дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

– развивать коммуникативные навыки учащихся;

– обеспечивать свободный обмен мнениями;

– учитывать возрастные психологические особенности школьников;

– организовывать процесс обучения в форме состязания;

– облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

– ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;

– практически закреплять полученные знания;

– формировать мотивационную сферу учащихся;

– расширять кругозор детей;

– формировать навык совместной деятельности.

В своей работе я использую домино, лото, ребусы, шарады, чайнворды, кроссворды загадки и разнообразные конкурсы. Также я использую методики и разработки Т.Боровик, О Кацер, Т. Тютюнниковой и других авторов. В своей работе я использую следующие игры:

«Музыкальные прятки»

Один из учащихся (водящий), выбранный учителем, становится спиной ко всем учащимся. Дети хором исполняют одну из знакомых песен. Последнюю фразу исполняет один из учащихся группы, на которого покажет учитель. Водящий должен определить имя исполнителя, который допевал последнюю фразу песни.

Водящим становится ученик, допевающий последнюю фразу. Игра продолжается пока ее не остановит учитель.

«Живые нотки»

Учитель распределяет между учениками, кто будет петь устойчивые и неустойчивые ступени. Дети должны запомнить звучание своей ступени и спеть ее, когда учитель покажет на каждого из учащихся. Учитель «собирает» мелодию из ступенек, т.е. из «живых ноток».

«Музыкальный дуэт»

Дети должны дуэтом исполнить выученный двухголосный пример. Учитель заранее подписывает карточки с разными номерами, дети вытягивают карточку со своим номером. Учитель выбирает одного из учеников, который должен исполнить верхний голос. Этот ученик выбирает себе 2 голос, вытягивая карточку с любим номером. Учащимися исполняется двухголосный пример дуэтом.

 «Умники и умницы»

Учащиеся должны найти правильный вариант ответа среди выложенных карточек учителем. В карточках могут быть разный теоретический материал: «Однотерцовые тональности»,«Одноименные тональности», «Параллельные тональности», «Буквенное обозначение тональностей», «Квинтовый круг тональностей», «Семь видов септаккордов», «Обращение интервалов», «Обращение трезвучий» и т. д. Поощряется тот учащийся,  который первый вытянул карточку с правильным ответом.

 «Музыкальная лестница»

Учитель выкладывает пуговицами на лестнице – столбице какую-нибудь мелодию (восходящую, нисходящую, волнообразную, скачкообразную), а учащиеся должны ее пропеть вместе или по одному на какой-нибудь слог, сыграть на фортепиано.

«Ритмический поезд»

 Ученики выстраиваются друг за другом в виде поезда вагончиками и следуют по направлению к учителю. Учитель прохлопывает по очереди каждому приблизившему вагончику ритм одной из знакомых песен. Каждый вагончик – ученик останавливается перед учителем, слушает ритм песни и повторяет его ладошками. Поезд движется дальше. Пока все вагончики-ученики по очереди не получат задание и не выполнят его.

 «Музыкальное эхо»  

Учитель поет мелодию нотами в какой-нибудь тональности, учащиеся должны ее повторить. Учитель меняет тональность и исполняет ее в другой тональности. Затем, учитель выбирает одного из учеников и передает ему «эстафету». Дети повторяют мелодию за учеником, выбранным учителем. Игра продолжается.

«Ритмический телефон»

Дети встают друг за другом. Учитель по плечу последнего ученика простукивает ритмический рисунок. Дети передают его друг другу, пока ритм не доходит до первого ученика. Учитель подходит к нему и принимает этот ритм. Все вместе прохлопывают ритмический рисунок и учитель проверяет правильно ли по «ритмическому телефону» передался ритм.

«Музыкальное ушко»

Учитель дает на слух ступени, интервалы, аккорды по очереди.  Учащиеся должны определить их на слух, назвать ступени, интервалы, аккорды и найти карточку с их обозначением.

«Дирижер и оркестр»

Дети сами выбирают дирижера. Исполняют экспромтом на шумовых инструментах произведение, сыгранное преподавателем. Дирижер по очереди показывает на детей, которые должны исполнить свою партию на своем инструменте. Затем включается весь оркестр «tutti»

Заключение.

Используя игровые технологии на уроках сольфеджио, учащиеся активно усваивают материал на уроках. В игре активизируются все психологические процессы: внимание, мышление, восприятие, интерес. развивается воображение и фантазия, воспитывается художественный вкус.

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Игра – это творчество, игра – это труд, игра – это единственная форма обучения, не предполагающая никакого насилия над мозгом ребенка.

Игра расширяет границы собственной жизни ребенка, позволяет ему вообразить то, чего не видел, представить себе то, чего в его опыте не было.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 672 с.
  2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
  3. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. – СПб.: Союз художников,2007. – 240 с.

Автор: преподаватель теоретических дисциплин, Никифорова Наталья Васильевна, МАУ ДО «ДШИ «Гармония» г. Калининград