Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Никитина Светлана Сергеевна

Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 комбинированного вида»

Корнешова Светлана Михайловна

Воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 комбинированного вида»

проект «Книга – мой помощник, друг, книга знает всё вокруг»

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, БИБЛИОТЕКИ И СЕМЬИ

С.С. Никитина

МБДОУ Детский сад №26

комбинированного вида

«Если вы хотите, чтобы ваши дети

были умными — читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были

еще умнее — читайте им больше сказок»

Альберт Эйнштейн

 

Актуальность. Как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребенка. Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу.  

Решение этой проблемы возможно при  повышении интереса подрастающего поколения к чтению, к книге.

Для этой цели  педагогами МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида» был разработан  проект «Книга – мой помощник, друг, книга знает всё вокруг». Участниками проекта стали дети 5-6 лет старшей группы №2 с нарушением зрения, воспитатели Никитина С.С., Корнешова С.М., учитель-дефектолог (тифлопедагог) Кирсанова Н.А., родители, работники Центральной детской библиотеки.

Вид проекта: групповой, творческий.

Срок реализации проекта: долгосрочный (два учебных года)

Цель  проектаформирование устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

  • повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
  • сформировать у детей интерес к библиотеке;
  • способствовать зарождению традиций семейного чтения;
  • повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
  • воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей;
  • способствовать развитию памяти, речи, внимания;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Ожидаемые результаты:

— пробудить у детей интерес к общению с книгой;

— расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;

— повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

— установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению;

— возрождение домашнего чтения;

— позитивные изменения в речи детей;

— обобщение и распространение семейного опыта.

 

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители.  Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

С целью выяснения мнения родителей о том, какую роль в жизни ребенка играет книга, нами было проведено анкетирование родителей по опроснику «Роль книги в воспитании ребенка».

Обобщив ответы родителей,  выяснилось, что многие из них не знают любимые произведения своего ребенка, практически не обсуждают с ребенком прочитанные произведения, крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Полученные результаты говорят о том, что большинство родителей, определяя  круг читательских интересов дошкольников, не уделяют должного внимания своим детям во время чтения книг.  

На протяжении всего проекта педагоги постоянно проводили работу с родителями о важности домашнего чтения детям. С родителями проводились индивидуальные беседы, консультации, привлекали родителей воспитанников к участия в конкурсах, праздниках и других мероприятиях ДОУ.

Сегодня одним из наиболее развивающих, актуальных методов для развития и воспитания детей дошкольного возраста является проектная деятельность. 

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

В проектной деятельности нами использовались разнообразные формы работы:

— беседы;

— экскурсии;

— литературные игры и праздники;

— книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;

— просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;

— ролевые игры по литературным сюжетам;

— драматизация;

— выразительное чтение стихотворений;

— совместное обсуждение прочитанного произведения;

— пересказ;

— продуктивная деятельность (рисование; лепка, аппликация)

— создание собственных рассказов и сказок, стихов и загадок,

— создание книжек – самоделок.

Для детей нашей группы знакомство с миром книг началось с посещения детской библиотеки. Работники библиотеки  предложили девочкам и мальчикам совершить увлекательное путешествие в мир книг. Дети с большим интересом слушали рассказ библиотекаря, которая  познакомила наших детей с коллекцией книг, детских журналов, рассказала о правильном обращении с книгами, как выбирать книги и как вести себя в читальном зале. Посещение библиотеки  стало для дошкольников нашей группы доброй традицией.

После посещения библиотеки дети захотели создать свою библиотеку в группе. Вместе с ребятами мы начали оформлять свою маленькую картотеку, которую продолжим оформлять в подготовительной группе. Для пополнения книжного фонда мы привлекаем семьи воспитанников. Книжный фонд пока небольшой, однако, у нас создана атмосфера настоящей библиотеки, где книги для детей распределены по жанрам и тематике.

Одной из форм по приобщению дошкольников к художественной литературе  в нашей проектной деятельности является театрализованная деятельность, которая пробуждает в детях желание познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку.

Воспитатели совместно с детьми и родителями работали по сказке К.Чуковского «Муха-цокотуха». Дети вжились в образы героев сказки «Муха-цокотуха», старались передать не только слова и действия, но и характер героев, голоса, мимику, манеру разговора. Ценными и незаменимыми помощниками в изготовлении декораций и костюмов были родители воспитанников.

Также в процессе проектной деятельности дошкольникам предлагалось  нарисовать, вылепить, вырезать и наклеить изображения на темы прочитанных художественных произведений.

В группе вместе с детьми и родителями оформлена подвижная выставка «Разнообразный мир книг». На выставке демонстрируются  различные книги: старинные издания книг для детей, звучащие книги, музыкальные, книжки-малютки, книжки-раскладушки. На выставке представлены и необычные книги, такие как: деревянная книга-пазл,   книга-3D, книжки-малютки на магните и др. Выставка постоянно пополняется силами семей наших воспитанником и педагогов.

Дети вместе с учителем-дефектологом нашей группы Н. А. Кирсановой, смастерили тактильную книгу. Это книга с рисунками и картинками, выполненными из различных материалов.  Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть. Это методическое пособие помогает развивать у дошкольников мелкую моторику, тактильное восприятие, осязание,  закреплять знания о цветах, формах, развивать ориентировку в пространстве.

В рамках нашего группового проекта, детям было предложено попробовать создать свои книжки, обратившись за помощью к старшим. Есть книги, составленные по произведениям детских писателей и по мотивам русских народных сказок.  Есть и такие, которые дети придумывали сами вместе с родителями, бабушками, старшими братьями и сестрами.  В результате, в нашей группе появилась большая выставка интересных, неповторимых книжек-самоделок.

В ходе реализации нашего проекта осуществлялась непосредственная образовательная деятельность с педагогами, родителями и детьми. Совместными усилиями педагогов, детей и их родителей была организована встреча  «Книжное царство — мудрое государство». Цель встречи заключалась в привитии интереса и любви к книги посредством взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Совместная работа объединяет всех участников образовательного процесса общими интересами, впечатлениями, эмоциями, способствует формированию интереса к книге, прививает желание читать.

Таким образом,   проект «Книга – мой помощник, друг, книга знает всё вокруг», проводимый с целью приобщения детей к книжной культуре, дал положительные результаты:

  • развитие речи  дошкольников;

   пополнение литературного багажа;

  • развитие творческого мышления, креативных способностей;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • воспитание уважение к своему труду и труду других людей;
  • формирование гордости за свою семью;
  • укрепление детско-родительских отношений, доброй

   атмосферы в семье.  

 

Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

В заключении,  я хочу обратиться к вам словами  известного писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странники из новой книги!».