автор: Невмовенко Инга Константиновна

воспитатель МБДОУ ДС КВ “Солнышко”

«Нетрадиционные формы работы с родителями» семейный клуб «Очаг» Мы в светлице не скучаем – в игры разные играем!

Мы в светлице не скучаем – в игры разные играем!

Авторы –  музыкальный руководитель Мозжерина Е. Н. воспитатели – Кравченко Светлана Владимировна, Невмовенко Инга Константиновна.

МБДОУ «Д/С  КВ «Солнышко»

Пуровский район, ЯНАО Тюменская область п.г.т. Уренгой.

Мероприятие  для родителей  ДОУ из серии

« Традиционные формы работы с родителями» для семейного клуба «Очаг»

 

Цель – приобщение родителей к психолого – педагогическому процессу.

Задачи –  познакомить родителей с  различными жанрами детского игрового фольклора: потешками, пестушками, хороводными играми. Закрепить для дальнейшего использования  на практике.

Воспитывать у родителей игровую культуру во взаимодействии со своими детьми, и бережное  отношение к творческому наследию своего народа.

Поощрять и поддерживать сотрудничество родителей  и детей.

Предварительная работаразучивание музыкально – игрового репертуара, создание презентации.

Зал стилизован в убранство русской избы.

Звучит р.н. мелодия  « Вологодские кружева», в зал входят 2 ведущих  в русских сарафанах, ставят ведра на скамейку,  кладут коромысло на место у печи.

1 ведущая  

Здравствуйте, гости, дорогие, в горнице моей и тепло, и светло,

Всех приглашаю, поклоном встречаю!

2 ведущая  

А собрались мы сегодня в горнице нашей, чтобы вспомнить времена былые, стародавние, да поучиться уму – разуму у предков наших – бабушек, да нянюшек.

1 ведущая  

Взять у них самое лучшее, что оставили они нам в наследство, чтобы воспитать и взрастить деток наших, чтоб здоровыми были, чтоб смышлёными росли, да говорить  красиво научились.

2 ведущая  

Не заканчивали они институтов, но, ведь, знали  откуда – то, что если играть с пальчиками, у малышей речь развивается, а если под шуточки – прибауточки малышам массаж сделать, то малыш крепче, здоровей растёт!

 

1 ведущая  

Раньше – то в старину далёкую,  старину глубокую, мастерством считалось – дитяти растить,  оттого и прозвали особенных мастериц с детишками играть – «пестуньями». От слова старинного – «пестовать».

2 ведущая  

В богатые дома приглашались пестуньи, да особым спросом пользовались, с особым почётом привечались.  

1 ведущая

 А в домах  крестьянских, в больших семьях готовили старших сестриц пестуньями быть. И знали – то пестуньи небывалое количество потешек, баюкалок, прибауток, пестушек. И нянчили сестрёнок и братишек, чтобы и самим,  когда времечко придёт, дитяток своих растить.

2 ведущая

Из поколения в поколение передавались те игры, и до нас дошли, а мы должны бережно их сохранить, чтобы нашим детям передать.  А начнём мы с потешки! Старинное слово «Потешка» означает: игрушка! Это маленькая песенка – главное предназначение которой – выработать у малышей игровые навыки, подготовить его к познанию окружающего мира.  «Потешка» – всегда радостная. Она реализует потребность ребёнка в смехе и юморе, ведь, они так важны, для формирования здоровой психики у малыша.

1 ведущая  

«Потешка» обращена  к малышу, активно овладевающему речью, помогает обучить ребёнка родной речи на простых и доступных образах.  Именно поэтому, действующими лицами в потешке становятся или части тела: глазки, ручки, пальчики, которые превращаются в  птичек, домашних животных, или членов семьи. То есть в то, что окружает малыша с раннего детства.

2 ведущая

Ну  что ж,  учиться,  всех мы приглашаем! В  потешки с вами поиграем!

Ведущие проводят и разучивают с мамами несколько пальчиковых игр:

***Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, этот пальчик – я!

Сгибать по очереди все пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.

Вот и вся моя семья! – показать ладошки, или   выполнить движение кистями рук – «фонарики»

***В прятки пальчики играли и головки убирали – вот так, вот так!

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.

1 ведущая.  

А в этой игровой модели  уже дана установка на труд, и на отдых:

***Большаку – дрова рубить, а тебе – воды носить,

Тебе – печку растопить, тебе – тесто замесить,

Загибать по очереди все пальцы на обеих руках,

А малышке – песни петь, песни петь, да плясать, родных братьев потешать!

Выполнить  движение кистями рук – «фонарики»

2 ведущая.

Нравоучительно – воспитательная функция  заложена и в следующей игре:

Сорока, сорока, кашу варила, деток кормила – Указательным пальцем правой руки водить по ладошке левой руки.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, – Сгибать поочерёдно каждый пальчик, кроме мизинца

А этому – не дала: ты дров не рубил, ты воды не носил, ты печь не топил,

Ничего не получил!

Погрозить указательным пальцем  правой руки.

1 Ведущая.

В процессе игр ребёнок сгибает и разгибает свои пальчики, массирует, учится координировать свои движения. Современными учёными доказано существование на ладошках и кончиках пальцев особых рецепторов, связанных с речевыми центрами мозга – и развитие мелкой пальцевой пластики, имеет огромное значение для развития речи ребёнка!

2 Ведущая

Таким образом, играя с вашими детьми в  весёлые потешки, вы обучаете ребёнка родной речи, доставляя  при этом радость удовольствие.

1 ведущая

Знали  наши прабабушки и ещё удивительно эффективный способ доставить радость малышу – это тактильные ощущения, связанные со всевозможными нежными поглаживаниями, похлопываниями, потягивания. И пестушка была текстовой  основой таких массажных игровых моделей. Ритмика этих напевов сама подсказывает приёмы тактильного взаимодействия, характер и количество определённых движений.

2 ведущая  

В такие игры мы играем с вашими детьми, и надо сказать, они  пользуются тоже большим спросом! Сейчас я предлагаю стать друг за другом, и мы проведём весёлую массажную минутку!

Родители выстраиваются в колонну, и по показу ведущих делают массаж.

Мы капусту рубим, рубим – ритмично постукивать рёбрами ладоней по воротниковой зоне и лопаткам впереди стоящего соседа.

Мы морковку  трём, трём – выполнить трущие движения ладошками по плечам.

Мы капусту солим, солим  – слегка постукивать подушечками пальцев по плечам.

Мы капусту  жмём, жмём – выполнить сжимающие движения ладошками.

Сок капустный пьём, пьём! – поглаживание ладошками, или пальчиками сверху вниз.

А теперь, повернёмся и поделимся массажем с другим соседом!

Игра повторяется ещё раз.

1 ведущая  

Эти  игры не только снимают мышечное напряжение, но и закладывают «программу» доброжелательных отношений  малышей друг к другу. И что немаловажно, формируют у детей с раннего возраста культуру тактильных взаимоотношений.  Что является одной из составляющей успешной социальной адаптации и в дальнейшей жизни!

2 ведущая  

Мы покажем вам ещё одну игровую модель, которая пользуется неизменным успехом у  наших малышей. И я предлагаю родителям вновь стать друг за другом.

Игровая модель – «Был у зайки огород» –  (проводится стоя друг за другом).

Был у зайки огород ровненьких  две грядки

Провести ладошками сверху вниз по спине.

Там играл зимой в снежки,  – Легонько постучать кулачками по спине.

Ну, а летом – в прятки –  Спрятать ладошки в «подмышку».

В огород весной придёт, да лопаточку возьмёт,

Лёгкие похлопывания по спине.

Всё лопаточкой вскопает,  – слегка пощипать всеми пятью пальцами.

Да граблями разровняет –  лёгкое поглаживание от позвонка в стороны.

А как осень подойдёт – урожай весь соберёт –  лёгкое поглаживание сверху вниз по спине.

Урожай ве – е – е – сь соберёт,  – Взять руки ребёнка, поднять  над головой.

В   «погребочек»  отнесёт! – Опустить руки  ребёнка вниз, слегка, шутливо  хлопнуть по ягодицам.

Как правило, этот  юмористический момент сопровождается смехом. И все родители смеются.

 

1 ведущая  

Кстати, потребность в массаже не пропадает и в  «более старшем» возрасте. И ваша реакция – тому подтверждение!

Можно провести и ещё одну игру:

Мешу, мешу тесто, есть в печи место – круговыми движениями кулачков проминать мышцы у лопаток.

Выпекаю каравай – головоньку валяй, валяй – взять голову, наклонить вправо – влево.

2 ведущая  

Эти модели целесообразно использовать, если ребёнок долго  играл в настольные игры, усердно занимался рисованием, или  лепкой, так как они являются универсальным средством для снятия мышечного зажима, и  способствуют развитию положительных эмоций.

1 ведущая  

Кстати, положительные эмоции,  всегда, вызывает у детей и такая вот игра

В круг скорее все вставайте и за мною повторяйте

Родители встают в круг, и ведущие проводят игру

«У Маланьи, у старушки»:

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей,

Ритмично хлопают в ладоши.

Все без бровей,  – прикладывают указательные пальцы к бровям.

Вот с такими ушами, – растопыренные ладошки поднести к ушам

Вот с такими носами, – показать растопыренными ладошками длинный нос

Вот с такой головой, – поднять прямые руки вверх.

Вот с такой бородой, –  вытянуть вперёд прямые руки.

Они не пили, не ели, друг на друга всё глядели. Вместе делали вот так! –

Ритмичные хлопки в ладошки.

Далее идёт  импровизация движений. Например – топ, топ, хлоп, хлоп, прыг скок, прыг скок! Ням, Ням! Ням, Ням! –  погладить по животику.

2 ведущая.

Как вы поняли, эта игра для детей  постарше, уже умеющих проявлять своё творчество. И вот так плавно мы перешли ещё к одному удивительному жанру – прибауткам. По содержанию они напоминают ма – а – ленькие сказочки, героями которых являются домашние животные, лесные звери, птицы, которые проявляют характеры людей и их взаимоотношения.

1 Ведущая.

И направлены прибаутки уже на развитие у детей воображения, на проявление своего творчества,  своей фантазии.
2 ведущая.

И мы предлагаем поиграть в такие игры, основами для которых стали прибаутки.  Проводится хороводная игра «Шёл козёл по мостику»

Шёл козёл по мостику,  по мостику, по мостику,

Нашёл козу без хвостика, без хвостика козу.

Выбранный «ребёнок» стоит в кругу с закрытыми глазами, кружится, на последнем слове протягивает  правую ладошку вперёд, открывает глаза, берёт за руку того, на кого указал, и все дальнейшие движения выполняются по тексту.

Давай, коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Хвостиком помашем, помашем, помашем,

И опять попляшем, попляшем, попляшем.

1 Ведущая.  Вы спросите, зачем нам, родителям, знать хороводные игры? Представьте, сколько гордости  испытает ваш ребёнок, не говоря уже о положительных эмоциях, если вы проведёте такую игру на дне рожденья, или во время прогулки во дворе, в кругу его сверстников!

 

2 ведущая. Ну, а  если ребёнок в семье один?

Предлагаем на основе этой же игровой модели  вариант, с проявлением вашей фантазии, вашей выдумки. Предложите вместо предполагаемых друзей по игре положить вокруг  ребёнка в хоровод……

Варианты родительских ответов.

1 Ведущая.  

Чем необычнее – тем интереснее – ведь ребёнку всё равно, с чем прыгать, лишь бы было весело!

Ведущие проводят второй вариант игры, раскладывают по кругу названные предметы –  это могут быть – игрушки, кубик, мяч, кастрюля, или   шапка с шарфиком!

2 ведущая.

В  дошкольный период детства наблюдается особенно интенсивный рост и развитие ребёнка, и поэтому, особенно проявляется двигательная активность.  Возрастает роль подвижных игр, в которых дети могли проявлять свою ловкость, быстроту реакции и волевые качества.

1 Ведущая.  

Самые популярные из них  – «Городки», «Салочки» или догонялки, «Лапта», и много других.  Существовали игры, в которых проявлялось гендерное начало – в которых девочки и мальчики ненавязчиво, в игровой форме,  могли проявить свою симпатию друг к другу. Это такие любимые игры в нашем детском саду такие, как «Ходит зайка серенький»,  «В Козлика»

А  сейчас мы с вами поиграем в игру «Ручеёк»

Игра  «Ручеёк»  1 ведущий объясняет правила игры.

Все играющие становятся парами друг за другом, поднимают руки вверх, образуя «ворота».  Считалочкой выбирается водящий – он проходит сквозь «ворота», выбирает себе пару, ведёт своего партнёра и становится в конце колонны, образуя новые  «ворота». Игрок, оставшийся без пары, становится водящим. Игра проводится под весёлую русскую народную музыку, в быстром темпе, и, поэтому, создаётся эффект текущего ручейка.

 

2 ведущая. Объясняет и проводит игру «Бояре».

Игра «Бояре»

Игроки делятся на две равноценные команды, становятся друг напротив, переплетая руки. Шеренги по очереди подходят друг к другу, проговаривая текст:

1 команда  – Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли!

2 команда – Бояре, а зачем вы пришли, молодые, а зачем вы пришли?

1 команда  – Бояре нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна!

2 команда  – Бояре, а какая вам мила?  Молодые, а какая вам мила?

1 команда – Бояре, она глупая у нас, молодые, она глупая у нас.

2 команда – Бояре, мы ей плёточки дадим, молодые, мы ей плёточки дадим.

1 команда – Бояре, она плёточки боится,  молодые, она плёточки боится.

2 команда – Бояре, мы ей пряничка дадим, молодые, мы ей пряничка дадим

1 команда – Бояре, у ней зубки болят, молодые у ней зубки болят!

2 команда – Бояре, а мы к доктору сведём, молодые, а мы к доктору сведём.

1 команда  – Бояре она доктора убьёт, молодые, она доктора убьёт

2 команда – Бояре,  «не валяйте «дурака», отдавайте нам невесту навсегда!

С последними словами, выбранная невеста, бежит навстречу противоположной шеренге, пытаясь разорвать сцепленные руки игроков.

Если ей это удаётся, она забирает одного из игроков, если нет – остаётся в команде соперников и игра начинается сначала.

1 ведущая.

Мы очень надеемся, что ваше время не было потеряно даром, что все игры, дошедшие до нас из далёкой глубины веков, пригодятся вам и вашим детям и сделают вашу жизнь ярче, полнее,  разнообразнее и веселее! Ведь, поверьте, такие моменты остаются надолго в памяти ребятишек.

2 ведущая.

И, может, быть, пройдёт совсем немного времени, и вы увидите плоды вашего совместного сотворчества с детьми – благодаря играм, вы станете чувствовать эмоциональную близость с вашим ребёнком. На Руси ведь не зря говорили – «Что посеешь – то пожнёшь». Посеете вы безразличие к игровой деятельности своего ребёнка, – пожнёте безразличие к вашим проблемам в старости.  

1 ведущая.

Посеете совместное игро – творчество – щедро взойдут на грядках качественно новые отношения, окрашенные   в солнечный цвет радости, отличного настроения. А, может быть, эти добрые всходы, дадут «свои плоды» через много лет и ваши дети научат своих детей играть – так и сохранится это наследие.

2 ведущая.

Желаем, чтобы и в «горнице» души вашего ребёнка навсегда остались добрые, яркие воспоминания о счастливом времени под названием «детство».

1 ведущая.

И, может быть, пройдёт много лет и ваша дочка или сын скажут вам: «А помнишь, мама, как мы вместе здорово ИГРАЛИ!!!»

Звучит музыка, ведущие берут коромысла, и  «уходят по воду».

 

Используемая литература:

Куприна Н.Г. – «Народная педагогика и музыкальное воспитание детей»