автор: Невмовенко Инга Константиновна
воспитатель МБДОУ ДС КВ “Солнышко”
Программа для детей среднего дошкольного возраста «Развитие логического мышления через систему занятий познавательной направленности «Логика»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Программа для детей среднего дошкольного возраста
«Развитие логического мышления через систему занятий
познавательной направленности на 2015-2016 год
«Логика»
Воспитатель Невмовенко Инга Константиновна
1 кв. категории
Уренгой , 2014
Оглавление
- Паспорт программы……………………………………………………………………….3
- Пояснительная записка………………………………………………………………….7
2.1.Организационно-методическое обеспечение программы…………….11
2.2.Методы, используемые в обучении дошкольников……………………….11
2.3.Ожидаемые результаты…………………………………………………………………..11
- Содержание программы
3.1. Календарно-тематическое планирование……………………………………..13
3.2. Мониторинг освоения детьми программного материала……………..45
- Заключение…………………………………………………………………………………….46
- Используемая литература……………………………………………………………..47
Паспорт программы
Наименование дополнительной платной образовательной услуги | Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста «Логика» |
Целевая группа | Группа воспитанников среднего дошкольного возраста в составе 21 человека |
Составитель программы | Воспитатель-Невмовенко Инга Константиновна ,1 кв. категория |
Цель программы | Цель программы – овладение детьми дошкольного возраста на элементарном
уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности. |
Задачи программы | Задачи программы:
1.Воспитывать у детей устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. 2.Развивать элементарные математические представления детей через обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний детей, приобретенных ими на предыдущих этапах. 3.Способствовать осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. 4.Углублять представления детей о свойствах и отношениях объектов (в основном, через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур). 5.Развивать у детей умения и способности: – Оперировать свойствами, отношениями предметов, числами, выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру. – Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству. – Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата. – Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия. 6.Развивать познавательные и творческие способности детей через вовлечение их в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность. 7.Развивать умственные способности детей, смекалку и сообразительность, самостоятельность и гибкость мышления, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, пространственного воображения. 8.Учить детей использовать знания и навыки математического содержания в разных видах детской деятельности, проявлять волевые усилия, приучаться действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. 9.Развивать трудовые умения в подготовке к занятию. 10.Воспитывать привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия. 11.Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимопомощь в выполнении заданий. |
Ожидаемые результаты | В результате проведения занятий дети будут уметь:
1.выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам; 2.сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); 3.ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу; 4.разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; 5.сопоставлять части и целое для предметов и действий; 6.называть главную функцию (назначение) предметов; 7.расставлять события в правильной последовательности; 8.выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; 9.применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; 10.описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; 11.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; 12.проводить аналогию между разными предметами; 13.запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. 14.проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости. |
Срок реализации программы | Октябрь 2014-Май 2015 |
Пояснительная записка
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика)
Занятия создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Цель программы – овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности.
Задачи программы:
1.Воспитывать у детей устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
2.Развивать элементарные математические представления детей через обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний детей, приобретенных ими на предыдущих этапах.
3.Способствовать осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду.
4.Углублять представления детей о свойствах и отношениях объектов (в основном, через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур).
5.Развивать у детей умения и способности:
– Оперировать свойствами, отношениями предметов, числами, выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру.
– Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству.
– Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.
– Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
6.Развивать познавательные и творческие способности детей через вовлечение их в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность.
7.Развивать умственные способности детей, смекалку и сообразительность, самостоятельность и гибкость мышления, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, пространственного воображения.
8.Учить детей использовать знания и навыки математического содержания в разных видах детской деятельности, проявлять волевые усилия, приучаться действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца.
9.Развивать трудовые умения в подготовке к занятию.
10.Воспитывать привычку к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия.
11.Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимопомощь в выполнении заданий.
Программа построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
- Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
- Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
- Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Логика» разрабатывалась для детей среднего до школьного возраста.
Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 10 человек.
Временной период | Кол-во занятий | Длительность занятия – 20 минут
Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул |
В неделю | 2 | |
В месяц | 8 | |
В год | 60 |
Главными методами обучения дошкольников являются:
1.практические (игровые);
2.развития;
3.исследования;
4.экспериментирование;
5.моделирование;
6.воссоздание;
7.преобразование;
8.конструирование.
Ожидаемы результаты:
В результате проведения занятий дети будут уметь:
1.выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
2.сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
3.ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
4.разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
5.сопоставлять части и целое для предметов и действий;
6.называть главную функцию (назначение) предметов;
7.расставлять события в правильной последовательности;
8.выполнять перечисляемую или изображенную последовательность
действий;
9.применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
10.описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
11.находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
12.проводить аналогию между разными предметами;
13.запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,
рассуждать.
14.проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Каледарно-тематическое планирование
Месяц | № | Цель занятия | Оборудование, дидактический материал |
Октябрь | 1 | 1.Продолжать развивать умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять предметы в группу, в употреблении слов: много, один, по одному, ни одного; умение видеть признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части ее предметов.
2.Упражнять в различении круга, квадрата, треугольника; сравнении их свойств. 3.Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник; узнавать данные фигуры, несмотря на различия в цвете; находить предметы с заданными свойствами. 4.Развивать умение анализировать, находить признаки сходства и различия. |
1.Игра «Самолеты».
На стульях разложены самолеты разного цвета. Педагог спрашивает: «Сколько всего самолетов, какого они цвета, по сколько самолетов на каждом стуле?» Предлагает взять детям по самолету. «Сколько самолетов на стульчиках?» По команде: «Полетели красные самолеты, желтые» – дети выполняют игровые действия. В той же последовательности самолеты «приземляются» на место около сигнала соответствующего цвета. Во время игры меняется место посадки самолетов, внимание детей фиксируется на кол-ве самолетов. 2.Работа с раздаточным материалом. Дети выбирают все треугольники и раскладывают на верхней полоске, затем все квадраты на нижней полоске, считают фигуры, сравнивают, далее убирают квадраты, а на их место помещают круги… 3.Игра «Геометрическое лото». Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры, разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геом. фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляют фигуры. Ребенок, у которого есть на карточке данная фигура, берет ее, обводит пальцем (отмечает форму, особенности) и накладывает на такую же фигуру. Дети рассказывают в каком порядке расположены фигуры. |
2 | 1.Расширять умение детей в нахождении совокупностей предметов (много) и единичных предметов (один) в окружающей обстановке.
2.Упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения, в обозначении результатов сравнения словами: больше, меньше, столько, сколько, поровну. 3.Продолжать развивать умение находить и на ощупь определять геом. фигуру, ее форму; использовать в речи прилагательные: круглой, квадратной, треугольной формы. |
1. Игра «Найди предметы».
Задание: найти, каких предметов в комнате много и каких встречаются только по одному. Вопросы: « Посмотрите, много ли у нас столов? А стульев? Сколько у нас окон? А шкафов?» 2.Работа с раздаточным материалом. «Какие фигуры перед вами? Как узнать, каких фигур больше: квадратов или треугольников?» Задание детям: положить на верхнюю полоску карточки квадраты, а на нижнюю – треугольники, одни под другими так, чтобы было видно, каких фигур больше (меньше). Вопрос: «Больше (меньше) квадратов или треугольников? Как сделать, чтобы их стало поровну? Сколько стало треугольников?» 3.Игра «Угадай, что в мешочке». Дети рассматривают геом. фигуры. Затем фигуры прячутся в мешочек, дети на ощупь определяют форму фигуры, называют ее. |
|
3 | Учить детей закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать воображение, творческие способности. | “Дерево”. Моделирование из веточек и пластилина. | |
4 | 1.Продолжать развивать умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, пользоваться словами: длиннее, короче, шире, уже, одинаковые по …
2.Упражнять детей в сосчитывании и сравнении групп предметов от 1 до 5, нахождении цифры, равной итоговому числу. 3.Совершенствовать умение детей брать предметы правой рукой и раскладывать в направлении слева направо; отрабатывать счетные навыки: считать предметы правой рукой, слева направо, в процессе счета указывать на предметы по порядку, назвав последнее числительное, обвести группу предметов рукой. 4.Развивать внимание, память детей. |
1. «Сравнение предметов по длине, ширине».
Педагог предлагает сравнить 2 полоски (разной длины, но одинаковой ширины) по длине (ширине). Дети сначала на глаз (левая длиннее, правая короче, одинаковые по ширине), затем приемом приложения сравнивают полоски. Педагог обращает внимание детей на ленточки одинаковых и разных цветов. Дети сравнивают их (ленточки одинакового цвета приемом приложения, разных – приемом наложения) по ширине (длине). 2. «Строим лесенку». По заданию педагога дети строят лесенку (от 1 до 5 предметов) из плоскостных фигурок животных тундры так, чтобы фигурки располагались рядами одна под другой. Считают ряды и устанавливается, что 1<2,2<3,3<4,4<5 на 1 предмет. К группам дети подбирают соответствующие цифры. 3.Игра «Что изменилось?» На столе в ряд стоят 6-7 предметов. Дети запоминают их и их расположение. Предметы меняют местами или изменяется их количество. Дети должны отметить изменения. |
|
5 | 1.Познакомить детей с прямоугольником.
2.Учить различать прямоугольник, квадрат и треугольник по характерным признакам. 3.Совершенствовать умение сравнивать, ранжировать по высоте, длине. 4.Показать способ соотнесения предметов. 5.Развивать умение анализировать предметы по признакам: форма – цвет, форма – размер, размер – цвет. |
1. «Знакомство с прямоугольником».
Предлагается таблица, на которой квадрат и прямоугольник разного цвета. Дети узнают и называют квадрат. Педагог знакомит с прямоугольником, говорит: «Сегодня мы поучимся различать прямоугольник и квадрат». По очереди обводит пальцем фигуры, указывая направление движения («Провожу слева направо, поворачиваю палец и веду сверху вниз» и т.д.). Дети показывают движение в воздухе. Вопросы: Чем отличается прямоугольник от квадрата? Берет квадрат и прямоугольник, у которого 2 стороны равны стороне квадрата, а 2 другие – короче ее. Прямоугольник накладывает на квадрат. Затем педагог накладывает квадрат на второй прямоугольник. Вывод: прямоугольник удлинен, этим он и отличается от квадрата. Чем похожи квадрат и прямоугольник? Сравнение этих фигур и сопоставление с треугольником. 2.Игровое упражнение «Строимся на зарядку». Предлагается построить заячью семью на зарядку по возрастанию и убыванию, а затем угостить зайцев морковками, разложив их по порядку. Установить соотношение между зайцами и морковками. 3.Игра «Найди лишнюю фигуру». Детям раздаются карточки. Они обводят фигуры пальцем, выясняют, чем отличаются фигуры, похожи, какая фигура лишняя. |
|
6 | Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина. | “Дорожка из камешков”. Мозаика из пластилиновой основе. | |
7 | 1.Познакомить детей с цилиндром.
2.Дать детям представление о некоторых свойствах объемных тел: шара, куба, цилиндра (устойчивость и неустойчивость, наличие и отсутствие углов). 3.Продолжать учить обследовать модели фигур осязательно-двигательным путем; устанавливать размерные соотношения между 2-4 предметами по объему. 4.Уточнить представление о части суток – утро, связав ее название с деятельностью детей и близких им взрослых. 5.Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника и треугольника. |
1. «Знакомство с цилиндром и некоторыми свойствами объемных тел».
Воспитатель предлагает взять шар, дети обследуют его, катают по столу. Затем предлагает покатать куб. « Почему куб не катится? Обведите пальчиком куб, ощупайте его! Что есть у куба (углы, много углов)? Есть ли углы у шара? Покатайте шар между ладонями.» Знакомит детей с цилиндром. «Может ли цилиндр катиться? Стоять? Что лучше катится?» Из цилиндров дети строят башенку, из кубов лесенку, характеризуют размер фигур (в порядке их расположения). «На какие плоские фигуры похожи шар, куб, цилиндр?» 2. Беседа: «Утро». Вопросы: Что вы делаете утром дома? В детском саду? Что делают утром другие люди? Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворения С. Баруздина. Рассматривание картинки – «Утро», нахождение его признаков. 3. Игра « Найди свой автобус». На 4 стульях прикреплены модели треугольника, круга, прямоугольника, квадрата. Детям раздаются билеты с такими же фигурками. По сигналу дети должны построиться за своим стульчиком. |
|
8 | 1.Уточнить представление о части суток – вечер.
2.Развивать воображение, умение решать логические задачи на определение качественных признаков предметов. 3.Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве относительно себя (вверх, вниз, левая, правая рука, направо, налево, вперед, назад). |
1.Беседа: «Вечер».
Чтение стихотворения А.Барто. Вопросы: Когда это бывает? Почему вы так думаете? Что вы делаете вечером в детском саду? А дома? Рассматривание иллюстраций о деятельности людей вечером. Рассматривание картинки «Вечер». Выделение его признаков. 2.Решение логических задач. Дети отвечают на вопросы – задачи. |
|
Ноябрь | 1 | 1.Уточнить представление о части суток – день.
2.Продолжать развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть (цвет, форму, размер, толщину) одновременно 2 свойства (форма и цвет, форма и размер, размер и цвет…). 3.Продолжать упражнять в назывании геом. фигур, их свойств. 4.Развивать творческое мышление. |
1.Беседа – день.
Детям предлагаются картинки: «Утро», «Вечер». Дети узнают части суток, аргументируют свой ответ. Выставляется третья картинка – «День».Отметить характерные признаки дня, связать с деятельностью людей в данную часть суток. Найти общее на картинках «День». 2.Д./и. «Найди клад»(2). Перед детьми 16 блоков. Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя 2 различных свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Выигрывает тот, кто находит больше кладов. 3. Игра «Волшебные фигуры» (построение из геометрических фигур). Детям предлагается набор геометрических фигур. Педагог показывает как можно составить фигуры, предлагает самим придумать свою. Дети составляют различные силуэты из геом. фигур, называют использованные. |
2 | 1.Уточнить представление о части суток – ночь.
2.Упражнять детей в счете однородных и разнородных предметов, подвести детей к пониманию того, что число предметов не зависит от их размера и формы расположения. 3.Закрепить умение детей в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений (вперед, назад, налево, направо). |
1.Беседа: «Ночь».
Чтение стихотворения А. Блока. «Когда это бывает? Почему вы так решили? Что вы делаете ночью?» Дети рассматривают картинку – «Ночь», выделяют основные признаки, находят общее и на других картинках с изображением деятельности людей. Выставляются все 4 картинки частей суток. Дети выделяют цвет, характерный для каждой из них, прикрепляют к картинке квадратик такого же цвета. Д./и. «Разложи картинки» – группировка по признаку. 2.Сит. «Число предметов не зависит от их размера и формы расположения». Педагог расставляет на столе в один ряд слева 3 больших куба, а справа на некотором расстоянии – 3 маленьких. Вопросы: «Что это? Что можно сказать о размерах кубов?» Прикладывает маленький куб к большому. « Каких кубов больше? Как можно это узнать?» (Кубы можно сосчитать или на каждый большой куб поставить маленький.) Дети считают кубы. Больших и маленьких кубов по 3. «Что надо сделать, чтобы было видно, что кубов поровну?» Ребенок ставит кубы один на один. Внимание детей обращается на то, что кубов хватило, и нет лишних. Дети находят цифру 3. *На фланелеграфе 2 группы ягод (голубика и морошка). Ягоды одного цвета расположены в ряд, а другого – в вершинах углов треугольника. « Как расположены ягодки? Сейчас мы поучимся считать предметы расположенные по-разному и узнаем, поровну ли их.» Дети вместе с воспитателем считают ягоды. Выясняют, что ягод поровну, по 3, хотя они расположены по-разному. Для проверки равенства, ребенок накладывает, прикладывает ягоды. «Мы увидели, что 3 предмета можно расположить по-разному, все равно их будет поровну, по 3.» Далее к каждой группе дети добавляют по 1 ягоде. Пересчитывают и ,приложив ягоды одной группы к другой, убеждаются, что в обеих группах ягод поровну, по 4. Находят цифру 4. 3.Игра «Куда пойдешь и что найдешь?» Педагог в отсутствии детей прячет игрушки. Задание: «Сегодня вы поучитесь отыскивать спрятанные игрушки» Вызвав ребенка, он говорит: «Вперед пойдешь – мишку найдешь, назад пойдешь – матрешку найдешь. Куда ты хочешь пойти и что там найдешь?» Ребенок выбирает направление. Найдя игрушку, он говорит – какую игрушку и где нашел. |
|
3 | Продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. | “Красивый браслет”. Моделирование из бусин. | |
4 | 1.Учить делить предметы на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам (на 2 части) и еще раз пополам (на 4 части).
2.Упражнять детей в использовании в речи результатов деления (сложили пополам, получили 2(4) равные части, половина целого, одна из 2 частей, одна из 4 частей). 3.Обобщить все части суток в одно понятие – ,,Сутки”. Помочь детям осознать, что отсчет последовательности частей суток можно начинать с любой из них. 4.Развивать умение различать контрастные и смежные части суток. 5.Совершенствовать умение детей в количественном счете, познакомить с правилом: Количество предметов не зависит от того, где они находятся и как их считать: справа налево или слева направо (направление счета). |
1.В гости к детям приходит Белоснежка, посмотреть, что дети уже знают и чему-нибудь научиться.
Проблем. ситуация «Сложи прямоугольник». Дети вместе с в.-м складывают бумажный прямоугольник пополам. Напомнить, что складывать нужно так, чтобы стороны и углы совпадали. Вопросы: Что сделали? Что получилось? Равны ли части? Как называют обе равные части целого? Что больше (меньше): половина целого или целый прямоугольник? Далее дети складывают второй прямоугольник дважды пополам. «Что сделали? Что получилось?» Дети обводят пальцем каждую из 4 частей. «Что вы научились делать? Если предмет сложить 1 раз пополам, сколько частей получится? Какие получатся части? Как они называются? Сколько нужно раз сложить предмет, чтоб получилось 4 части?» 2.Беседа: «Сутки». Перед детьми картинки 4 частей суток. Вопросы Б.: Когда это бывает? Сколько частей суток на этих картинках? Как можно назвать одним словом все это время? (сутки) Сложить знаки-символы суток. Д./и. «Назови соседей». 3.Пробл. ситуация: «Как Белоснежка считала гномов». Белоснежка удивляется, почему у нее получилось одно и то же число, когда она считала гномиков слева направо, а затем справа налево? Вопрос: Почему у Белоснежки получилось одно и то же число? Дети решают проблему и приходят к выводу: количество предметов не зависит от направления счета. *Предлагается детям выложить бруснички одна под другой на столе. Дети считают ягоды в разных направлениях и приходят к такому же выводу. Итог Белоснежки. |
|
5 | 1.Раскрыть значение порядковых числительных и дать навыки порядкового счета в пределах 5.
2.Показать, что для определения порядкового места предмета среди других существенное значение имеет направление счета. 3.Совершенствовать знания о строении геометрических фигур, умение находить предметы окружающей обстановки, подобные геометрическим фигурам с 1-2 заданными свойствами. 4.Упражнять в сравнении дорожек по длине. 5.Развивать мелкую мускулатуру руки, умение ориентироваться на листе по точкам, умение рассуждать, доказывать. |
1.Ситуация 2: «Который гномик будет вратарем?»
На фланелеграфе 5 гномиков, 4-й в темном колпачке. Педагог предлагает громко сосчитать гномиков. «Что вы делали? Что узнали? Когда хотят узнать сколько предметов, их считают так, как считали вы, 1, 2, 3, 4… Считая так находят ответ на вопрос – сколько? Сколько всего гномиков? Да, всего 5 гномиков. Все гномики захотели участвовать в футбольном матче. Решили, что вратарем будет гномик в темном колпачке. Нам нужно узнать на каком по счету месте находится гномик с темным колпачком.» Белоснежка и гномик спорят о занимаемом месте. В ходе решения проблемы дети приходят к выводу: Когда предметы стоят в ряд, номер предмета зависит от направления счета. 2.Игр. сит. «Найди похожий предмет». Педагог выставляет на мольберте разные геом. фигуры. Дети называют их, рассказывают о их строении., ищут предметы похожей формы в окружающей обстановке (с 1-2 заданными свойствами). 3. Д./и. «Разноцветные дорожки». На рабочих листах дети рисуют дорожки по точкам. Сравнивают их по длине, сосчитывают точки, дорожки. Выигрывают дети, нарисовавшие большее количество дорожек. |
|
6 | Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. | «Черепашка». Моделирование из скорлупы грецкого ореха. | |
7 | 1.Учить использовать при решении логических задач умение рассуждать, доказывать.
2.Продолжать совершенствовать умение выделять одновременно 2 свойства предметов, ориентироваться на плоскости (слева, справа, посередине). 3.Способствовать развитию комбинаторных способностей путем комбинирования цвета и формы; творческого воображения, пространственного мышления. |
1.Игра «Вопрос – ответ».
Дети ловят мяч и решают задачи Микки-Мауса. 2. Игра с 2 обручами. Кролик угощает Винни-Пуха и Пятачка конфетами. На полу 2 обруча. В один обруч нужно положить все желтые конфеты для Винни-Пуха, в другой – все прямоугольные для Пятачка. Педагог уточняет, что конфеты, которые подходят обоим друзьям, нужно класть в отдельную коробку. Условия меняются. 3. Игра «Сложи узор». Для путешествия Микки-Маусу нужен транспорт. Взрослый предлагает составить из 9 кубиков пароход, а затем придумать волшебную машину и ковер-самолет. |
|
8 | 1.Учить детей преобразовывать геометрические фигуры, группировать их по форме.
2.Упражнять: в ранжировании по высоте, толщине, массе (3-5 предметов), в использовании в речи слов: выше, ниже, толще, тоньше, тяжелее, легче, одинаковые. 3.Продолжать развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы; умение согласовывать свои действия и желания с мнениями других. |
1.Игра «Составь фигуру».
Дети получают по набору геометрических фигур, группируют их по форме (треугольники, квадраты, прямоугольники). Затем внутри каждого вида фигур выделяют соотношения по размеру и составляют новые геом. фигуры. 2.Игра «Спортсмены, стройся!» А) Предложить построиться по возрастанию, по убыванию в шеренгу. Сравнение детей по высоте (выше, ниже, одинаковые по высоте). Б) Сравнение кубиков разных размеров по толщине (толще, тоньше, еще тоньше). В) Сравнение предметов по массе. Показать независимость массы от размера предмета (резиновые мячики, шары из других материалов). (Тяжелый, легче, еще легче…самый легкий). 3.Игра «Сложи узор». Дети делятся на подгруппы по 3-4 ребенка и составляют узор. Затем сами придумывают узоры. |
|
Декабрь | 1 | Развивать у детей зрительное восприятие, наблюдательность, сообразительность. | Дорисуй картинку. Найди два одинаковых предмета и раскрась их. |
2 | 1.Учить составлять целое из частей.
2.Развивать умение опираясь на карточки-коды, выделять предметы одновременно с 3 свойствами (форма, цвет, размер), понимать схематическое изображение позы человека. 3.Закреплять умение выделять одновременно 2 свойства (размер-цвет) предмета. 4.Развивать аналитическое восприятие, комбинаторные способности, умение устанавливать соответствие. |
1.Игра «Составь картинку».
Микки-Маус нашел мешок с конвертами. В конвертах – разрезанные на части картинки. Побеждает тот, кто соберет картинки первым. 2.Игра «Угадай какая фигура?» На полу разложены карточки. Дети рассматривают их и определяют какие фигуры имелись в Городе Геометрических Фигур. 3.Игра «Зоопарк». Дети выстраивают вольеры для животных разного размера (высоты). Высота вольера должна соответствовать «росту» питомца (северного оленя, песца, лемминга). Дети отмечают, что клетки получаются не только разной высоты, но и разного цвета. |
|
3 | Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. | «Снеговик». Аппликация из ваты. | |
4 | 1.Продолжать учить группировать фигуры по форме, обобщать их признаки.
2.Развивать умение сравнивать и обобщать геометрические фигуры (по толщине…) по качественным признакам. 3.Способствовать развитию логического мышления, комбинаторных способностей. |
1. А) Игра «Найди лишнюю».
На таблице нарисовано по 5 фигур. Одна из них лишняя. Дети находят лишнюю фигуру ориентируясь на форму. Б) «Счетные палочки». Из определенного количества счетных палочек дети строят геометрические фигуры. 2.Игровая ситуация: «Микки-Маус предлагает поиграть». Из набора блоков Дьенеша Дети строят постройки. Затем сравнивают фигуры по толщине и т.д. Думают, как сделать одинаковые. |
|
5 | 1.Показать образование чисел 6 и 7.
2.Учить вести счет в пределах 7. 3.Познакомить с цифрами – 6 и 7. 4.Уточнить представление о получении числового ряда до 7. 5.Закрепить свойство тройки смежных чисел посредством решения логических задач. 6.Развивать внимание детей. |
1.История про трамвай.
Дети рассматривают рисунок, слушают историю. Педагог предлагает придумать похожую историю, но с другими числами. «Чем похожи эти истории?» (В историях по 3 числа; числа идут по порядку друг за другом. Каждое следующее больше предыдущего числа на 1.) Обратить внимание на свойство смежных чисел: 2>1, но<3 на 1. Предложить построить длинный трамвай так, чтобы вагончики шли по порядку (до 5), подобрать цифры – номера вагончиков. Дети считают вагончики, прицепляют еще один. «Сколько стало вагончиков?». Педагог считает вагончики, выделяя интонацией новое слово – шесть. «Сколько стало вагончиков? Как получилось 6 вагончиков? Какое число больше 5 или 6? (Больше5 или 6 вагончиков?) Какое меньше?» Знакомит с цифрой 6. Аналогичным образом знакомят с числом и цифрой 7. 2.Решение логических задач. Воспитатель читает задачи, дети, рассуждая, решают их. 3.Игра «Светофор». Дети выполняют упражнения согласно сигналам ведущего, задания меняются. |
|
6 | Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Развивать воображение, творческую фантазию. | «Гирлянда». Конструирование из полосок бумаги. | |
7 | 1.Дать представление о временных понятиях: вчера, сегодня, завтра.
2.Уточнить представление о частях суток, понятии – сутки. 3.Упражнять в группировке фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) по форме, размеру, цвету. 4.Совершенствовать умение устанавливать соответствие по величине. |
1.Беседа:
« Вчера, сегодня, завтра». Вопросы: из чего состоят сутки? Сколько их? Назовите их. Сутки могут начинаться с любой части суток”. Д./и. «Назови соседей». «Как вы понимаете, сегодня – это когда? Это название суток, в которых мы живем. Как называются сутки, которые прошли? (Вчера) Которые скоро наступят? (Завтра) Что мы видели сегодня? Когда мы рисовали? (Вчера) Куда пойдем завтра?» 2. «Монгольская игра» Дети сначала рассматривают фигуры и группируют по форме. Затем составляют теремок. 3. Игра «Где, чей дом?» У детей листы, на которых изображены контуры недостроенных домов: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: Устанавливают соответствие по величине. |
|
8 | Развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление. | Самый внимательный. Выложи по образцу. | |
Январь | 1 | 1.Учить моделировать по образцу.
2.Упражнять детей в определении пространственного расположения предметов относительно себя (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу). 3.Совершенствовать умение выкладывать силуэты, узоры, четко соблюдая цвет и размер палочек по образцу. |
1. Моделирование по образцу.
Злой колдун превратил всех зверей в кусочки картона. Лесной царь просит вернуть зверюшкам прежний вид. Составление силуэтов зверей по образцу. 2.Игра «Угадай, что, где находится». Ребенок встает и рассказывает, что находится вокруг него. После этого предложить ребенку повернуться направо или налево. Ребенок отмечает новое расположение предметов. 3.Игра с цветными палочками. Дети берут по набору цветных палочек и карточки-таблицы. Выкладывают силуэты по образцу. |
2 | 1.Познакомить с образованием числа 8, упражнять в образовании чисел 6 и 7.
2.Учить вести счет и отсчет предметов в пределах 8 по образцу. 3.Упражнять: в умении соотносить длину, цвет палочек в своей постройке с образцом, использовать в речи слова: длиннее, короче, такой же длинны. 4.Совершенствовать умение группировать предметы по определенному признаку. 5.Развивать внимание, творческое воображение, комбинаторные способности. |
1.Игра со счетными палочками.
Воспитатель предлагает отсчитать столько палочек, сколько кружков на карточке (6). Дети считают кружки сначала вслух, затем про себя. Из палочек по образцу строят подарки (телевизор, лодку). Педагог выставляет карточку с 7 кружками. «Сколько кружков на первой карточке? Сколько на второй? На какой карточке кружков больше? Меньше? На сколько больше (меньше) кружков? Нам нужно добавить 1 палочку» Дети видоизменяют постройку. «Из скольки палочек теперь ваша постройка? А если мы добавим еще 1 палочку, сколько получится всего палочек?» Считает вместе с детьми, интонацией выделяя новое число – 8. «Сколько было палочек? Сколько стало палочек? Сколько добавили к числу 7, чтобы получилось число 8?» Дети видоизменяют постройку. 2.Игры с палочками Кюизенера. Дети выкладывают квадрат строго по образцу, соблюдая цвет, длину палочек. 3.Игра «Животные, растения, птицы». Взрослый произносит слова, дети выполняют соответствующие правилу движения. |
|
3 | Учить видеть закономерность. Ориентироваться на листе бумаги. | Найди одинаковые. Что останется? Повтори узор. | |
4 | 1.Учить сравнивать предметы одновременно по нескольким качественным признакам, выделяя их составлять загадки.
2.Упаражнять детей в преобразовании фигур, количественном счете, умении составлять задачи на преобразование. 3.Развивать пространственные представления, умение ориентироваться по схеме, считать клетки, соотносить их с шагами, использовать в речи слова: вперед … шагов, налево, направо. |
1. Игровая ситуация «Придумай загадку».
В городе Неразгаданных Загадок живут птицы, животные, игрушки, которые потеряли загадки про себя. Дети придумывают их, ориентируясь на признаки предметов. 2.Игра «Придумай головоломку». Дети самостоятельно придумывают и составляют фигуры, преобразовывают их. 3. Игровая ситуация «Где спрятан Микки-Маус?» Кот спрятал Микки-Мауса в лесу. Дети смогут его найти, если нарисуют схему продвижения по лесу. |
|
5 | 1.Познакомить и учить пользоваться приемами мнемотехники.
2.Продолжать развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину – и находить предметы с заданными свойствами. 3.Упражнять в подборе предметов по цвету, соблюдая их чередование. 4.Развивать память, внимание детей. |
1. Игровая ситуация «Назови цепочку слов».
Дети подошли к домику лесника. Дверь откроется, если ребята назовут цепочку слов, предварительно запомнив ее. Использование картинок. Составление рассказов. 2. «Дети в городе Геометрических фигур». Дети определяют форму, цвет, величину каждой фигуры и обозначают эти свойства с помощью знаков-символов. Затем педагог показывает знаки – дети находят фигуру. 3. Игра «Кто быстрее соберет гирлянду». Каждый ребенок получает набор кружков-огоньков и карточки с началом гирлянды. Победит тот, у кого окажется самая длинная гирлянда. |
|
Февраль | 1 | Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сопоставлять рисунки. | Сосчитай треугольники и квадраты. Найди похожую стрелу. Что останется? |
2 | Учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие. | «Стручки гороха». Мозаика на пластилиновой основе. | |
3 | 1.Продолжать учить считать и отсчитывать предметы в пределах 8 по образцу, по звуку, по числу.
2.Развивать умение запоминать предметы, находить направление на плоскости: слева, справа, посередине. 3.Упражнять в воспроизведении определенного количества движений по числу. 4.Познакомить с цифрой 8. 5.Способствовать развитию умения ориентироваться в групповой комнате по плану, путем упражнений, распознания условных обозначений. 6.Развивать аналитические способности, осваивать понятие итогового числа. |
1.Игровое упражнение «Подними картинку».
Детям предлагается сосчитать рисунки на карточках и расположить их так: слева на столе положить карточку с 6 предметами, посередине – с 7, справа от них – с 8 предметами. На полу ставят несколько игрушек, дети считают их и поднимают карточку, на которой нарисовано столько же предметов. Игровое упражнение : « Сосчитай звуки». Педагог предлагает детям считать звуки (не пропуская звуки и не забегая вперед). Игровое упражнение: «Сделай столько же движений». Педагог или ребенок называет число – дети столько раз поднимают руки или приседают. Педагог знакомит детей с цифрой 8. Дети выстраивают цепочку из цифр 6-7-8. 2.Игра «Найди ключи». Дети определяют по плану под каким предметом спрятаны ключи. 3. Игра с палочками Кюизенера : «Разложи по порядку». Дети соотносят числа и длину палочек. |
|
4 | Учить видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление. | Найди пару. Сложи квадрат. Нарисуй так же. | |
5 | Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | Какие фигуры видишь? Кто лишний и почему? Собери бусы. | |
6 | Учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. | «Ежик». Моделирование из семечек и пластилина. | |
7 | 1.Познакомить детей с образованием числа 9.
2.Упражнять в количественном счете в пределах 9. 3.Показоть независимость числа предметов от площади, которую они занимают. 4.Совершенствовать умение детей выделять одновременно 3 признака предметов: длину, ширину, толщину; выстраивать предметы по увеличению признаков. 5.Продолжать развивать комбинаторные способности. |
1. «Образование числа 9».
На наборном полотне в 2 ряда размещены изображения: 7 ромашек и 8 лютиков. Ромашки располагают с большим интервалом, чем лютики. Дети считают и выясняют, что ромашек меньше, т.к. 7<8, 8>7. Как можно проверить? Ребенок размещает лютики под ромашками. 8>7 на 1. Количество цветов уравнивается. Педагог демонстрирует способ образования числа 9. Знакомит с цифрой 9. 2. «В городе Геометрических фигур». Дети определяют длину, ширину, толщину фигур, обозначают свойства с помощью знаков-символов. Затем педагог показывает знаки – дети находят фигуры, выстраивают по увеличению длины, ширины, толщины. Отметить, что место фигуры меняется. 3. «Монгольская игра». Дети собирают квадрат из частей. |
|
8 | 1.Дать представление о понятии объем.
2.Познакомить с правилом: количество вещества сохраняется независимо от формы сосуда. 3.Продолжать упражнять детей в умении обобщать 3-5 групп предметов по свойствам; 4.Закрепить умение сравнивать треугольники по размеру, составлять из них новые геометрические фигуры. |
1.Игра «Кто где живет?»
На полу 3 обруча. Жители игрушки, отличающиеся по величине, цвету, форме. В каждый обруч кладется знак-символ, обозначающий характерный признак предметов. Дети распределяют игрушки по признакам. Вне обруча остаются лишние игрушки. Счет игрушек. 2. Игра «Танграм». Отобрать все треугольники и сосчитать. Сравнить по размеру, накладывая один на другой. Из 2 больших треугольников составить квадрат, треугольник, четырехугольник… |
|
Март | 1 | 1.Учить ориентироваться на плоскости стола и листе бумаги. Активизировать словарь детей за счет использования слов и словосочетаний: в середине, снизу, сверху, справа, слева, названия геометрических фигур.
2.Познакомить детей с использованием условной мерки для измерения длины, высоты. 3.Совершенствовать умение ранжировать предметы по высоте, длине; в счете до 9. 4.Закреплять умение различать геометрические фигуры. 5.Развивать у детей сенсорные умения, аналитическое восприятие. |
1.Игра «Мастерская ковров».
Воспитатель описывает коврик, дети находят его. Затем дети описывают другие коврики. На листе выкладывают геометрические фигуры. 2.Игра «Вертикальная и горизонтальная лесенки». Дети строят из палочек Кюизенера 2 лесенки. В одной палочки выстраиваются в порядке возрастания по высоте, в другой по длине. Поднимаясь и спускаясь по ступенькам, дети называют их цвет. Сравнивают высоту, длину ступеней (палочек) на глаз, с помощью условной мерки (белой палочки). Считают – сколько условных мерок поместится в каждой из палочек. Помещают цифры рядом. 3. Игра «Разрезные картинки». Дети различают геометрические фигуры, составляют из них картинку по образцу. |
2 | Продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. | «Ромашка». Аппликация из семян тыквы. | |
3 | 1.Познакомить детей с образованием числа 10.
2.Упражнять в количественном счете в пределах 10. 3.Совершенствовать умение правильно строить изображение по образцу и преобразовывать его, пользоваться условной меркой для сравнения длины предметов. |
1.На наборном полотне дети выкладывают 8 мальчиков и 9 фуражек. «Хватит ли мальчикам фуражек? Как узнать?» Дети считают мальчиков, фуражки. « Какое число больше (меньше):8 или 9? Как проверить?» Ребенок надевает мальчикам фуражки (1лишняя). Если к 8 мальчикам подойдет 1, сколько станет мальчиков? Хватит ли мальчикам фуражек? К 9 мальчикам подошел еще 1. Сколько их стало?» Воспитатель считает мальчиков, выделяет интонацией итоговое число 10. «Сколько стало мальчиков? Почему стало 10 мальчиков? Изменилось ли число фуражек? Сколько их? Всем ли хватило? Какое число меньше (больше): 9 или 10? Как сделать, чтобы фуражек и мальчиков стало поровну?» Добавляют 1 фуражку.
«Если уйдет 1 мальчик из 10, сколько их останется?» 2.Здача-головоломка: «Составь ракету». Дети сравнивают «Цветные числа» и обычные счетные палочки. Составляют из счетных палочек ракету, преобразовывают ее по условию. 3.Игра «Цветная лесенка». Дети строят лесенку к ракете. Сравнивают палочки – ступеньки по длине. Каждая следующая ступенька длиннее на 1 белый кубик. Дети проверяют закономерность. |
|
4 | Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание. | Найди нужную деталь. Построй домик. | |
5 | 1.Учить строить и перестраивать геометрические фигуры из счетных палочек по общему количеству палочек.
2.Продолжать развивать умение запоминать число предметов (треугольников и палочек). 3.Упражнять детей в порядковом счете, совершенствовать количественный счет в пределах 10. 4.Способствовать развитию умения строить объемные фигуры, путем последовательного присоединения к 1 элементу элементов разной формы. |
1.Игровая ситуация «Как построить 2 треугольника (из 9 палочек) из 3 треугольников».
Дети строят 3 треугольника из 9 палочек. Затем соединяют 2 треугольника в 1. Получается 2 треугольника. 2. Проблемные ситуации: 1) «Где живет жук?» (6 домиков) Предложить сосчитать домики. Где живет жук? 2) « Который домик сторожит щенок?» (8 домиков) 3) « Почему поссорились Том и Джерри?» (7 мест) Том и Джерри купили билеты в кинотеатр. Но оказались на одном месте. Почему Том и Джерри сели на одно место, хотя билеты были разные? Кто прав? 3. Игра «Кубики для всех». 1)Рассматривание элементов игры, нахождение сходства их с предметами и формами. 2)Освоение способов присоединения одной части к другой. |
|
6 | Развивать пространственные представления. Развивать умение обобщать. | Лабиринт. Дорисуй картинку. | |
7 | Развивать умение обобщать, внимание, память, точность движения, пространственные представления. | Чего не хватает? Покажи одинаковые чашки. Поймай рыбку. | |
8 | Учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. Коллективная работа. | «Поезд». Конструирование из коробок с элементами аппликации. | |
Апрель | 1 | 1.Продолжать учить сравнивать предметы по объему и по массе, используя условные мерки.
2.Активизировать словарь за счет использования слов: Больше по объему, меньше, столько же, поровну, легче, тяжелее, одинаковые по массе. 3.Совершенствовать умение в счете, сравнении, отсчете предметов по числу. 4.Закрепить знание последовательности времен года. 5.Развивать логическое мышление. |
1.1.Опыт с фасолью или горохом.
Разделить всю фасоль (горох) поровну в 2 стаканчика, пересыпать в посуду разной формы, сравнить. «Каким способом можно доказать, что в сосудах одинаковое количество фасоли?» Измерить ложкой в 1 и 2 посуде, сделать вывод – количество фасоли (объем) не зависит от формы сосуда. 1.2.Взять 1 стакан в 1 руку (2 в другую). Сравнить массу (тяжелый, легкий, одинаковые по массе). Отсыпать из 1 стакана фасоль до половины стакана. Сравнить. Сделать выводы. 2.1. «Цветик семицветик». Сосчитывание, сравнение бубликов и нахождение нужной связки по числу. 2.2.Счет лепестков у цветка. Выкладывание столько же на полоске. Раскрасить лепесток и поместить рядом с лепестком определенную цифру по мере отрывания лепестков. Проговаривание последовательности времени года. 3.Игра «Угадай рисунок». Дети угадывают какие рисунки должны быть на каждом мяче. |
2 | 1.Познакомить детей с фигурой овальной формы.
2.Продолжать учить детей обследовать фигуры, используя осязательно-двигательный прием обследования моделей. 3.Развивать умение словесно описывать фигуру. 4.упражнять в составлении числа из 2 меньших. 5.Поощрять активное участие детей в воссоздании построек по образцу. |
1.«Знакомство с фигурами овальной формы».
На фланелеграфе геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Дети называют их. Ребенку предлагают показать круг. «Чем он отличается от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его катить. (У него нет углов.) На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы. (Есть ли круги?) Знакомит с фигурами овальной формы, учит отличать их от кругов. Дети обводят круги и фигуры овальной формы. «Чем круги и фигуры овальной формы похожи? (У них нет углов.) Чем отличаются?» (Фигуры ов. ф. как бы удлинены, вытянуты.) 2.Игра «Кто живет в трехэтажном доме». На верхней полоске фиолетовая палочка (цифра 6; число 6). К ней прикладывают палочки (числа), пока не составят целую палочку (2 и 4, 1 и 5, …), равную по длине (числу) фиолетовой палочке. Эти палочки будут жить в доме. 3.Игра «Уголки». Дети рассматривают уголки (кубики), выкладывают образцы построек и строят город. |
|
3 | Учить наблюдательности. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения. | Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней? | |
4 | Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг другу. | «Овечка». Аппликация из комочков бумаги. | |
5 | Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление, внимание. | Найди клад. Третий лишний. Продолжи ряд, соблюдая закономерность. | |
6 | 1.Учить классифицировать множества по 1-2 свойствам (цвет и форма, размер и форма, цвет и размер).
2.Продолжать совершенствовать детей в количественном счете, в умении подводя итог, обводить предметы движением руки и называть итоговое число. 3.Продолжать развивать умение согласовывать числительные с существительными (один, одна, одно). 4.Закрепить умение сравнивать предметы по высоте, выстраивать лесенку по возрастанию, исправляя ошибки; способствовать соотнесению предметов по длине, цвету и числу. |
1.Игра с 2 обручами.
На полу 2 пересекающихся, разноцветных обруча. Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. Дети должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие общими свойствами (красные и круглые). То же с другими свойствами. 2.Работа с раздаточным материалом. На первой полоске карточки дети выкладывают медвежат. Считают (один, 2, 3…- всего 8 медвежат). На второй полоске – ягоды голубики. Считают, сравнивают с медвежатами, добавляют (убавляют); на третьей – ягоды брусники(10).Считают, сравнивают, уравнивают. 3.Игра «Исправь и раскрась лесенку». (Рис.34) «Цветные числа» построили лесенку. Дети должны заметить ошибки и раскрасить лесенку (подобрать палочку по высоте и цвету). |
|
7 | 1.Учить детей находить противоположности.
2.Совершенствовать умение сравнивать и обобщать предметы по признаку, исключая лишний предмет. 3.Закрепить умение группировать по размеру, толщине, цвету. |
1. Игра «Найди противоположности».
Взрослый рассказывает о приключениях Микки-Мауса, выделяя голосом отдельные слова. Дети должны заменить их словами противоположного значения. 2.Игра «Найди лишнюю картинку». Воспитатель раздает детям картинки. Дети проверяют ошибки в подборе картинок, убирают лишнюю и объясняют свой выбор. 3.Игра с блоками Дьенеша. Дети рассматривают дорожки, ведущие к домикам. У развилки дорог лежат новые карточки с условными обозначениями размера, толщины, цвета. Дети берут блоки и «расселяют» их в домики. |
|
8 | 1.Учить определять время года.
2.Упражнять в узнавании части суток по признакам. 3.Упражнять в выстраивании числового ряда в прямой и обратной последовательности. 4.Совершенствовать умение называть цифры в пределах 10. 5.Закреплять умение понимать схематическое изображение позы человека. |
1. «Загадки Микки-Мауса».
1.1.Дети отгадывают загадки о временах года. Среди картинок весенней тематики находят картинку другого времени года. 1.2.Загадки о частях суток. 2.Игровая ситуация «Кто следует за тобой?» Дети выстраивают «числа» в прямой последовательности, выделяют закономерности: Каждое следующее число больше предыдущего на 1. В постоянстве этого правила дети убеждаются с помощью рисунка. Дети соединяют «числа» стрелками по убыванию. |
|
Май | 1 | 1.Уточнить представление о временных понятиях (вчера, сегодня, завтра) и частях суток.
2.Упражнять в различении понятий по признакам и соотнесение с определенными знаками-символами. 3.Закрепить умение создавать узор по образцу и по замыслу. 4.Развивать комбинаторные способности, творчество детей. |
1.Игра «Найди Микки-Мауса».
Выставляются картинки – «Части суток». Дети рассматривают их, выкладывают в ряд, выделяют признаки. Вывод: сутки состоят из 4 частей. «Чем вы занимаетесь в разное время суток?» Беседа о понятиях: вчера, сегодня, завтра. 2.Игра «Вчера, сегодня, завтра». На стульчиках крепятся знаки-символы. Взрослый задает вопросы, дети, не отвечая, идут к тому знаку-символу, который соответствует ответу. 3.Игра «Геометрическая мозаика». Дети выкладывают узор по образцу и по замыслу. |
2 | .Совершенствовать умение находить и сравнивать геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник), объемные фигуры (куб, шар, цилиндр).
2.Упражнять в обследовании фигур, умении словесно описывать фигуры. 3.Развивать умение классифицировать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру, цвету. 4.Закрепить умение строить изображение по образцу и по замыслу. 5.Развивать аналитические, комбинаторные способности, внимание и творческое воображение. |
1.1. Логическая задача:
«Какая из геометрических фигур лишняя?» Дети называют, сравнивают геометрические фигуры, находят лишнюю. 1.2. «Найди одинаковые». На столе стоят объемные фигуры в ряд. Среди них есть одинаковые и разные (по объему, высоте и т. д.). Дети называют фигуры, обследуют их и находят одинаковые, объясняя свой выбор. 2.Игра с логическими блоками, геометрическими фигурами. Дети сначала последовательно делят фигуры по форме, размеру, цвету. Затем, выстраивают ряды из логических блоков по тем же признакам. 3.Игра «Сложи узор». Из кубиков дети строят ракету по образцу и по замыслу. |
|
3 | 1.Продолжать развивать умение упорядочивать картинки, ориентируясь по количеству предметов на них.
Продолжать совершенствовать счет до 10. 2.Упражнять в измерении величин условной меркой. 3.Закреплять знания о признаках времен года |
1.Игра «Найди недостающую картинку».
На столе ряды картинок с изображением разного количества предметов в порядке увеличения. Дети должны найти пропущенную картинку или сказать какое число в ряду пропущено. 2.Игра «Найди елочку». На столе «лес» из елок разной высоты. У детей полоски разной длины – условные мерки. Дети подбирают елочки по своей мерке. Выстраивают елочки рядами от самой высокой до самой низкой. Вопросы: «Одинаковой ли высоты елочки в каждом ряду? Какой высоты елочки в первом ряду? …Сколько всего рядов? По сколько елочек в каждом ряду?» 3.Игра «Эстафета». Взрослый называет время года и кидает мяч ребенку. Дети передавая друг другу мяч, называют признаки этого времени года. |
|
4 | 1.Учить придумывать задачи-головоломки, используя счетные палочки, находить решения им путем уменьшения количества палочек или перекладывания.
2.Продолжать упражнять детей в умении подводить итог. 3.Совершенствовать умение, пользуясь условными обозначениями, рисовать схему маршрута. 4.Развивать внимание детей. |
1.Игра «Придумай головоломку».
Дети придумывают задачи-головоломки со счетными палочками на уменьшение или перекладывание их. 2.Игра «Кто назовет большее количество фигур?» Счет геометрических фигур. 3.Дети рисуют схему маршрута возвращения из Волшебной страны, пользуясь условными обозначениями. 4. Игра «Что изменилось?» Дети запоминают 5-6 картинок, расположенных на столе. Воспитатель вносит изменения. Дети определяют, изменилось ли количество, расположение предметов. |
|
5 | Развивать умение работать по схеме. Учить детей обобщать и классифицировать. Развивать логическое мышление. | Загадки без слов. Чудесный мешочек. Какая фигура будет последней? | |
6 | Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание. | Найди такой же элемент. Найди похожие предметы. Дорисуй фигуры. | |
7 | Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. | Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры. Дорисуй картинку. | |
8 | Контрольно-проверочное занятие “Все мы умеем” | Выявить уровень интеллектуального развития детей на основе проведения контрольно- проверочных занятий. |
Мониторинг освоения детьми программного материала
Уровни освоения программы.
Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу, размеру, устанавливает неравенство). Считает до 4-7.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте. Отвечает на вопрос: «А что будет, если уберем, добавим?» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
Мониторинг освоения детьми программного материала помогает педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует обратить внимание в работе с детьми.
Заключение
В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей».
Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность.
Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:
1.здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
2.проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
3.технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
Используемая литература
- Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:
математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.
- Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва
«Просвещение» 1991.
4.. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних
детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
- Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.
М., 2008.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
- Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
- Светлова И. Логика. М., 2007.