Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Невмовенко Инга Константиновна

воспитатель ЯНАО, пгт Уренгой

Мастер- класс для родителей совместно с детьми в старшей группе «Как хорошо, что есть семья, в которой мне не скучно никогда»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Пуровский район, пгт Уренгой

Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Росинка»

Автор – составитель:

Невмовенко Инга Константиновна

Воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ «ДС КВ   «Солнышко»

Пуровскии район, пгт Уренгой

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое

богатство для интеллектуального, нравственного и

речевого развития ребенка.

/В. А. Сухомлинский/

 

Введение

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.                                                                                          

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры,  осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.  А для того, чтобы  разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность  сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

В нашем дошкольном учреждении проводится работа по ознакомлению с природой Севера, но этого недостаточно, потому что дети мало проявляют интереса к данной теме, не всегда правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.

С целью систематизации работы по данному направлению я разработала программу кружка «Росинка»  для детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка «Росинка» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, пробуждение чувств ребёнка по отношению к окружающей природе, возникновению сопереживания и стремлению оказать помощь. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Программа представляет собой целостную систему  экологических представлений и включает два раздела:

I раздел ««Мир живой и неживой природы Ямала» содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ЯНАО.

II раздел «Охрана природы». Данный раздел информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера, дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу», способах их сохранения.

Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня.

Общее количество учебных занятий в год – 36 часов.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, образовательная деятельность длятся – 30 минут.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

– принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»

– принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

-принцип научности:  на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Организованная образовательная деятельность по данной программе  проводиться с детьми, как в помещении, так и на природе.

Формы проведения организованной образовательной деятельности – групповая,  индивидуальная, индивидуально-групповая.

Виды занятий – экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно–экспериментальной деятельности, с использованием интерактивного оборудования и др.

Методы,  в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный  (рассказ воспитателя; чтение литературных произведений, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, любование природой).
  • репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  • частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
  • исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ,

сравнение, самостоятельная творческая работа).

Для решения программных образовательных задач используются:

Словесные методы (устное изложение, использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).

Наглядные: показ иллюстраций, фильмов, слайдов, сказок, прослушивание аудиозаписей, наблюдение за изменениями в природе, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки. Это могут быть экскурсии лес, парк «Первооткрывателей»

Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность,

трудовая деятельность.

Данная программа рассчитана на один  год обучения

Цель и задачи программы кружка

Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанно – правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам родного края.

Задачи: 

  • Формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и неживой природы; навыков экологически грамотного  поведения в природ,  привычку рационально использовать природные ресурсы;
  • обогащать детей знаниями о природе родного края, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;  
  • формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  
  • развивать умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;
  • развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов;
  • развивать интерес и любовь к родному краю;
  • знакомить детей с Красной книгой Ямала.

Содержание программы кружка «Росинка»

Программа предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.

Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений, развитии способности устанавливать взаимосвязи между явлениями природы. В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе нашего  Ямала.

Содержание программного материала:

I раздел «Мир живой и неживой природы Ямала» дает представление дошкольникам о компонентах живой и неживой природы, об изучении растительного и животного мира, содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ЯНАО, ландшафтов родного края.

II раздел «Охрана природы». Данный раздел информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера, дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу».

Учебно-тематический  план

№ п/п Раздел, тема Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
Мир живой и неживой природы Ямала
  1.  
Земля наш общий дом

«Глобус-модель земли»

2 1 1
  1.  
«В гости к временам года» «Осенние изменения в живой и неживой природе» 4 2 2
  1.  
«Живая и неживая природа, их отличия». «Связь между живой и неживой природой» 2 1 1
  1.  
Лес – многоэтажный дом. Живые цепочки» 1 0,5 0,5
  1.  
Растительный мир (Цветы) 1 0,5 0,5
  1.  
Растительный мир (Ягоды, грибы Ямала 2 1 1
  1.  
Деревья (Лиственные и хвойные) 1 0,5 0,5
  1.  
Кустарники 1 0,5 0,5
  1.  
Зеленая аптека Ямала 1 0.5 0,5
  1.  
Животный мир Ямала 2 1 1
  1.  
«Ямальские пернатые» 1 0,5 0,5
  1.  
«Водоемы нашего края» 1 0,5 0,5
  1.  
Водоплавающие Севера 1 0,5 0,5
  1.  
«Рыбье царство Ямала». 1 0,5 0,5
  1.  
Насекомые Севера 1 0.5 0,5
Охрана природы
  1.  
Красная книга ЯНАО 4 1,5 2,5
  1.  
 Заповедники Севера 2 1 1
  1.  
«Вода нужна всем» 3 1,5 1,5
  1.  
Руку дружбы – природе

(Правила друзей природы)

3 1 2
  1.  
«Кладовая Севера» 2 1 1
Итого: 36 18 18

  Содержание учебно-тематического  плана

№ п/п Раздел, тема Теоретические занятия Практические занятия
Мир живой и неживой природы Ямала
  1.  
Земля наш общий дом

«Глобус-модель земли»

Беседа, рассказ воспитателя, презентация Макет  глобуса.
  1.  
«В гости к временам года» «Осенние изменения в живой и неживой природе» Занятие – путешествие, показ иллюстраций, фильмов Исследовательская деятельность
  1.  
«Живая и неживая природа, их отличия». «Связь между живой и неживой природой» Игра-путешествие Исследовательская деятельность
  1.  
Лес – многоэтажный дом. Живые цепочки» Игра-путешествие в лес Сбор листьев для поделок
  1.  
Растительный мир (Цветы) Д/игра «Угадай по описанию», «Что сначала? Что потом?» наблюдение. Загадки; беседа, стихотворения «Если я сорву цветок…» Коллективная

композиция из

природного

материала

  1.  
Растительный мир (Ягоды, грибы Ямала Демонстрация иллюстрации; экскурсия в лес Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение. Выставка из природного материала «Дары осенни»
  1.  
Деревья (Лиственные и хвойные) Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение.  Чтение  стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки» Составление

композиции «Лес»

из засушенных

материалов

  1.  
Кустарники Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница» Гербарий, выставка рисунков
  1.  
Зеленая аптека Ямала Загадки, беседа, чтение стихотворений, рассматривание гербария Книжки-малышки о лекарственных растениях
  1.  
Животный мир Ямала Д/игра «Где, чей дом?»; «Цепочка,  «Путаница» придумывание рассказов, загадки,

пословицы, поговорки, стихотворения

композиция из

природного

материала, поисковая деятельность

  1.  
«Ямальские пернатые» Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказов В.Бианки, М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?» Акция «Кормушки для птиц»
  1.  
«Водоемы нашего края» Экскурсия.  Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем», беседа, игра Сухой аквариум «Тайны подводного мира»
  1.  
Водоплавающие Севера Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за утками. Чтение стихотворения Лепка птиц из теста. Опыты. Оригами из бумаги «Журавли»
  1.  
«Рыбье царство Ямала» Репродукции  картин, открыток, фотографий. Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». Поделка рыбки из

природного

материала. Оформление альбома «Удивительный мир рыб»

  1.  
Насекомые Севера Рассматривание альбома «Насекомые», Д/и «Четвертый лишний », драматизация произведения К.Чуковского «Муха цокотуха», разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка», просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя». Организация мини-музея «Коллекция  гербарии»
Охрана природы
  1.  
Красная книга ЯНАО Рассматривание иллюстраций «Животные Севера»,
 отгадывание загадок о животных,
Д/и  Лото «Животные тайги», «Кто где живет?», «Найди животное, занесенное в Красную книгу»,  «Кто лишний»,  «Узнай силуэт»
Поделки из

природного

материала

  1.  
 Заповедники Севера Загадки, рассматривание иллюстраций. Выставка  детских рисунков на тему «Спасем природу вместе»
  1.  
«Вода нужна всем» Беседа по вопросам «Вода нужна всем», составление рассказа. рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка) Опыты,  фотовыставка, выставки работ изобразительной деятельности на тему: «Волшебница-вода»
  1.  
Руку дружбы – природе

(Правила друзей природы)

Демонстрация иллюстрации, презентации «Мир животных», «Красота родного края» Слушание «Сладкая грёза» П. Чайковского Рисование природоохранных знаков
  1.  
«Кладовая Севера» Беседа, экскурсия в школьный музей, мультимедийная презентация «Газ и Нефть. Проблемы экологии» Фото выставка «Изделия из нефти и газа».

Планируемые  результаты

  • Повышение интереса  к   растительном и животному  миру Ямала.
  • Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими на Ямале.
  • Способность проявить гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл своих действий и поступков.
  • Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе,  оценивать свое поведение.

Годовой календарный учебный график

1.Режим работы учреждения
Продолжительность учебной недели 5 дней (с понедельника по пятницу)
Режим работы ДОУ с 7.00 до 19.00
Время работы группы 12 часов
2.Продолжительность учебного года
Учебный год с 01.09.2016 по 31.08.2017 36 недель
I полугодие с 01.09.2016 по 31.12.2016 17 недель
I полугодие с 09.01.2017 по 31.05.2017 19 недель
Летний оздоровительный период с 01.06.2017 по 31.08.2017 13 недель
     
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
Первичный мониторинг 19.09.2016 – 23.09.2016
Итоговый мониторинг 17.04.2017-21.04.2017
3. Праздники
Праздник леса 20 сентября 2016
Золотая осень 18 октября 2016
День защиты животных 4 октября 2016
Синичкин день 12 ноября  2016
День воды 22 марта   2017
День  птиц 1 апреля  2017
День Земли 22 апреля    2017

Материальное обеспечение программы

 № п/п Наименование методического материала
1 Дидактические карточки «Безопасное поведение в природе»
2 Дидактические карточки «Времена года»
3 Дидактические карточки «Городские птицы»
4 Дидактические карточки «Животные Арктики»
5 Дидактические карточки «Животные наших лесов»
6 Дидактические карточки «Насекомые»
7 Дидактические карточки «Природные явления»
8 Дидактические карточки «Птицы наших лесов»
9 Дидактические карточки «Речные рыбы»
10 УМК «Времена года»  выпуск 1
11 УМК «Времена года»  выпуск 2
12 Мир в картинках «Арктика и Антарктика»
13 Мир в картинках «Деревья и листья»
14 Мир в картинках «Домашние животные»
15 Мир в картинках «Лесные ягоды»
16 Мир в картинках «Садовые ягоды»
17 Расскажите детям о домашних животных (карточки для занятий в детском саду)
18 Рассказы по картинкам. Весна
19 Рассказы по картинкам. Зима
20 Рассказы по картинкам. Лето
21 Рассказы по картинкам. Осень
22 Рассказы по картинкам. Времена года
23 Дидактический материал «Дикие животные»
24 Дидактический материал «Насекомые»
25 Дидактический материал «Зима»
26 Дидактический материал «Лето»
27 Дидактический материал «Животные Арктики и Антарктиды»
28 Дидактический материал «Перелетные птицы»
29 Дидактический материал «Лесные ягоды»
30 Дидактический материал «Весна»
31 Дидактический материал «Осень»
32 Дидактический материал «Деревья и листья»
33 Дидактический материал «Съедобные грибы»
34 Дидактический материал «Хищные птицы»
35 Демонстрационный материал «Деревья наших лесов»
36 Дидактический материал «Стихийные явления природы»
37 Развивающая игра «Загадочные картинки»
38 Познавательная игра – лото «Времена года»
39 Зоологическое лото
40 Развивающая игра «Первое чтение. Животные»
41 Развивающее лото «Угадай животных»
42 Развивающая игра «Чей малыш»
43 Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых
44 Фигурки с  животными Севера
45 Муляжи и натуральные ягоды, грибы
46 Гербарий растений Севера
47 Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы, микроскоп, чашки Петри  и т. д.)
  1.  48
Дидактические игры, пособия, раздаточный материал для занятий

 

 

 

 

 

 Целевые ориентиры:

В результате реализации данной программы воспитанники:

  • Имеют представления о сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях региона, об  объектах  Красной книги Ямала, способах их сохранения.
  • Знают разнообразие животного и растительного мира ЯНАО, некоторые особенности поведения и образа жизни животных,  элементарные правила экологически грамотного поведения в природе, об условиях обитания и зависимости  внешнего вида животных от условий и мест обитания.
  • Имеют представление о том, что сохранность мира природы – обязанность человека.

Оценка эффективности программы:

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:

1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.       

2) итоговый контроль: – участие в выставках, праздниках: «Золотая осень!», «Дары осени»,  «Вокруг живой елочки!», «Эколята- юные защитники природы», «С днём рождения, Земля!», «Весна идет , весне дорогу творческая выставка детей» «экологическая тропа летом».

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Росточек»

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

  1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в ЯНАО
  2. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории Ямала
  3. Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона
  4. Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в районах  Севера
  5. Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов края
  6. Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края
  7. Имеет представления о правилах поведения в природе
  8. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении
  9. Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности. 

 Литература для педагогов:

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Москва 2001.
  2. Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
  3. О.В. Дыбина,  Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
  4. Журавель Н. М. Краеведение Ямало –Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  5. А.И. Иванова «Живая экология», Москва 2005.
  6. И. Истомин  « Ненецкие сказки»,  Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО,2008г.
  7. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы /Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997.
  8. Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
  9. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
  10. С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
  11. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
  12. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
  13. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  14.  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
  15. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

Литература для детей:

  1. Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005.
  2. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
  3. Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
  4. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
  5. Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
  6. «Сказки  Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки.

Н. Н. Ядне «Я родом из тундры», Тюмень 1995г