автор: Невмовенко Инга Константиновна
воспитатель ЯНАО, пгт Уренгой
Мастер- класс для родителей совместно с детьми в старшей группе «Как хорошо, что есть семья, в которой мне не скучно никогда»
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Пуровский район, пгт Уренгой
Программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Росинка»
Автор – составитель:
Невмовенко Инга Константиновна
Воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ «ДС КВ «Солнышко»
Пуровскии район, пгт Уренгой
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
Введение
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. А для того, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
В нашем дошкольном учреждении проводится работа по ознакомлению с природой Севера, но этого недостаточно, потому что дети мало проявляют интереса к данной теме, не всегда правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.
С целью систематизации работы по данному направлению я разработала программу кружка «Росинка» для детей старшего дошкольного возраста.
Программа кружка «Росинка» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, пробуждение чувств ребёнка по отношению к окружающей природе, возникновению сопереживания и стремлению оказать помощь. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Программа представляет собой целостную систему экологических представлений и включает два раздела:
I раздел ««Мир живой и неживой природы Ямала» содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ЯНАО.
II раздел «Охрана природы». Данный раздел информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера, дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу», способах их сохранения.
Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня.
Общее количество учебных занятий в год – 36 часов.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, образовательная деятельность длятся – 30 минут.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
– принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»
– принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
-принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
-принцип наглядности
-принцип занимательности
-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Организованная образовательная деятельность по данной программе проводиться с детьми, как в помещении, так и на природе.
Формы проведения организованной образовательной деятельности – групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Виды занятий – экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно–экспериментальной деятельности, с использованием интерактивного оборудования и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ воспитателя; чтение литературных произведений, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, любование природой).
- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
- исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ,
сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются:
Словесные методы (устное изложение, использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
Наглядные: показ иллюстраций, фильмов, слайдов, сказок, прослушивание аудиозаписей, наблюдение за изменениями в природе, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки. Это могут быть экскурсии лес, парк «Первооткрывателей»
Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность,
трудовая деятельность.
Данная программа рассчитана на один год обучения
Цель и задачи программы кружка
Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанно – правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам родного края.
Задачи:
- Формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и неживой природы; навыков экологически грамотного поведения в природ, привычку рационально использовать природные ресурсы;
- обогащать детей знаниями о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;
- развивать умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;
- развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов;
- развивать интерес и любовь к родному краю;
- знакомить детей с Красной книгой Ямала.
Содержание программы кружка «Росинка»
Программа предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений, развитии способности устанавливать взаимосвязи между явлениями природы. В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе нашего Ямала.
Содержание программного материала:
I раздел «Мир живой и неживой природы Ямала» дает представление дошкольникам о компонентах живой и неживой природы, об изучении растительного и животного мира, содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ЯНАО, ландшафтов родного края.
II раздел «Охрана природы». Данный раздел информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера, дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу».
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Мир живой и неживой природы Ямала | ||||
|
Земля наш общий дом
«Глобус-модель земли» |
2 | 1 | 1 |
|
«В гости к временам года» «Осенние изменения в живой и неживой природе» | 4 | 2 | 2 |
|
«Живая и неживая природа, их отличия». «Связь между живой и неживой природой» | 2 | 1 | 1 |
|
Лес – многоэтажный дом. Живые цепочки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
Растительный мир (Цветы) | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
Растительный мир (Ягоды, грибы Ямала | 2 | 1 | 1 |
|
Деревья (Лиственные и хвойные) | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
Кустарники | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
Зеленая аптека Ямала | 1 | 0.5 | 0,5 |
|
Животный мир Ямала | 2 | 1 | 1 |
|
«Ямальские пернатые» | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
«Водоемы нашего края» | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
Водоплавающие Севера | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
«Рыбье царство Ямала». | 1 | 0,5 | 0,5 |
|
Насекомые Севера | 1 | 0.5 | 0,5 |
Охрана природы | ||||
|
Красная книга ЯНАО | 4 | 1,5 | 2,5 |
|
Заповедники Севера | 2 | 1 | 1 |
|
«Вода нужна всем» | 3 | 1,5 | 1,5 |
|
Руку дружбы – природе
(Правила друзей природы) |
3 | 1 | 2 |
|
«Кладовая Севера» | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 18 | 18 |
Содержание учебно-тематического плана
№ п/п | Раздел, тема | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Мир живой и неживой природы Ямала | ||||||
|
Земля наш общий дом
«Глобус-модель земли» |
Беседа, рассказ воспитателя, презентация | Макет глобуса. | |||
|
«В гости к временам года» «Осенние изменения в живой и неживой природе» | Занятие – путешествие, показ иллюстраций, фильмов | Исследовательская деятельность | |||
|
«Живая и неживая природа, их отличия». «Связь между живой и неживой природой» | Игра-путешествие | Исследовательская деятельность | |||
|
Лес – многоэтажный дом. Живые цепочки» | Игра-путешествие в лес | Сбор листьев для поделок | |||
|
Растительный мир (Цветы) | Д/игра «Угадай по описанию», «Что сначала? Что потом?» наблюдение. Загадки; беседа, стихотворения «Если я сорву цветок…» | Коллективная
композиция из природного материала |
|||
|
Растительный мир (Ягоды, грибы Ямала | Демонстрация иллюстрации; экскурсия в лес Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение. | Выставка из природного материала «Дары осенни» | |||
|
Деревья (Лиственные и хвойные) | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение. Чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки» | Составление
композиции «Лес» из засушенных материалов |
|||
|
Кустарники | Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница» | Гербарий, выставка рисунков | |||
|
Зеленая аптека Ямала | Загадки, беседа, чтение стихотворений, рассматривание гербария | Книжки-малышки о лекарственных растениях | |||
|
Животный мир Ямала | Д/игра «Где, чей дом?»; «Цепочка, «Путаница» придумывание рассказов, загадки,
пословицы, поговорки, стихотворения |
композиция из
природного материала, поисковая деятельность |
|||
|
«Ямальские пернатые» | Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказов В.Бианки, М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?» | Акция «Кормушки для птиц» | |||
|
«Водоемы нашего края» | Экскурсия. Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем», беседа, игра | Сухой аквариум «Тайны подводного мира» | |||
|
Водоплавающие Севера | Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за утками. Чтение стихотворения | Лепка птиц из теста. Опыты. Оригами из бумаги «Журавли» | |||
|
«Рыбье царство Ямала» | Репродукции картин, открыток, фотографий. Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». | Поделка рыбки из
природного материала. Оформление альбома «Удивительный мир рыб» |
|||
|
Насекомые Севера | Рассматривание альбома «Насекомые», Д/и «Четвертый лишний », драматизация произведения К.Чуковского «Муха цокотуха», разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка», просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя». | Организация мини-музея «Коллекция гербарии» | |||
Охрана природы | ||||||
|
Красная книга ЯНАО | Рассматривание иллюстраций «Животные Севера», отгадывание загадок о животных, Д/и Лото «Животные тайги», «Кто где живет?», «Найди животное, занесенное в Красную книгу», «Кто лишний», «Узнай силуэт» |
Поделки из
природного материала |
|||
|
Заповедники Севера | Загадки, рассматривание иллюстраций. | Выставка детских рисунков на тему «Спасем природу вместе» | |||
|
«Вода нужна всем» | Беседа по вопросам «Вода нужна всем», составление рассказа. рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка) | Опыты, фотовыставка, выставки работ изобразительной деятельности на тему: «Волшебница-вода» | |||
|
Руку дружбы – природе
(Правила друзей природы) |
Демонстрация иллюстрации, презентации «Мир животных», «Красота родного края» Слушание «Сладкая грёза» П. Чайковского | Рисование природоохранных знаков | |||
|
«Кладовая Севера» | Беседа, экскурсия в школьный музей, мультимедийная презентация «Газ и Нефть. Проблемы экологии» | Фото выставка «Изделия из нефти и газа». |
Планируемые результаты
- Повышение интереса к растительном и животному миру Ямала.
- Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими на Ямале.
- Способность проявить гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл своих действий и поступков.
- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе, оценивать свое поведение.
Годовой календарный учебный график
1.Режим работы учреждения | ||||
Продолжительность учебной недели | 5 дней (с понедельника по пятницу) | |||
Режим работы ДОУ | с 7.00 до 19.00 | |||
Время работы группы | 12 часов | |||
2.Продолжительность учебного года | ||||
Учебный год | с 01.09.2016 по 31.08.2017 | 36 недель | ||
I полугодие | с 01.09.2016 по 31.12.2016 | 17 недель | ||
I полугодие | с 09.01.2017 по 31.05.2017 | 19 недель | ||
Летний оздоровительный период | с 01.06.2017 по 31.08.2017 | 13 недель | ||
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов | ||||
Первичный мониторинг | 19.09.2016 – 23.09.2016 | |||
Итоговый мониторинг | 17.04.2017-21.04.2017 | |||
3. Праздники | ||||
Праздник леса | 20 сентября 2016 | |||
Золотая осень | 18 октября 2016 | |||
День защиты животных | 4 октября 2016 | |||
Синичкин день | 12 ноября 2016 | |||
День воды | 22 марта 2017 | |||
День птиц | 1 апреля 2017 | |||
День Земли | 22 апреля 2017 |
Материальное обеспечение программы
№ п/п | Наименование методического материала |
1 | Дидактические карточки «Безопасное поведение в природе» |
2 | Дидактические карточки «Времена года» |
3 | Дидактические карточки «Городские птицы» |
4 | Дидактические карточки «Животные Арктики» |
5 | Дидактические карточки «Животные наших лесов» |
6 | Дидактические карточки «Насекомые» |
7 | Дидактические карточки «Природные явления» |
8 | Дидактические карточки «Птицы наших лесов» |
9 | Дидактические карточки «Речные рыбы» |
10 | УМК «Времена года» выпуск 1 |
11 | УМК «Времена года» выпуск 2 |
12 | Мир в картинках «Арктика и Антарктика» |
13 | Мир в картинках «Деревья и листья» |
14 | Мир в картинках «Домашние животные» |
15 | Мир в картинках «Лесные ягоды» |
16 | Мир в картинках «Садовые ягоды» |
17 | Расскажите детям о домашних животных (карточки для занятий в детском саду) |
18 | Рассказы по картинкам. Весна |
19 | Рассказы по картинкам. Зима |
20 | Рассказы по картинкам. Лето |
21 | Рассказы по картинкам. Осень |
22 | Рассказы по картинкам. Времена года |
23 | Дидактический материал «Дикие животные» |
24 | Дидактический материал «Насекомые» |
25 | Дидактический материал «Зима» |
26 | Дидактический материал «Лето» |
27 | Дидактический материал «Животные Арктики и Антарктиды» |
28 | Дидактический материал «Перелетные птицы» |
29 | Дидактический материал «Лесные ягоды» |
30 | Дидактический материал «Весна» |
31 | Дидактический материал «Осень» |
32 | Дидактический материал «Деревья и листья» |
33 | Дидактический материал «Съедобные грибы» |
34 | Дидактический материал «Хищные птицы» |
35 | Демонстрационный материал «Деревья наших лесов» |
36 | Дидактический материал «Стихийные явления природы» |
37 | Развивающая игра «Загадочные картинки» |
38 | Познавательная игра – лото «Времена года» |
39 | Зоологическое лото |
40 | Развивающая игра «Первое чтение. Животные» |
41 | Развивающее лото «Угадай животных» |
42 | Развивающая игра «Чей малыш» |
43 | Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых |
44 | Фигурки с животными Севера |
45 | Муляжи и натуральные ягоды, грибы |
46 | Гербарий растений Севера |
47 | Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы, микроскоп, чашки Петри и т. д.) |
|
Дидактические игры, пособия, раздаточный материал для занятий |
Целевые ориентиры:
В результате реализации данной программы воспитанники:
- Имеют представления о сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях региона, об объектах Красной книги Ямала, способах их сохранения.
- Знают разнообразие животного и растительного мира ЯНАО, некоторые особенности поведения и образа жизни животных, элементарные правила экологически грамотного поведения в природе, об условиях обитания и зависимости внешнего вида животных от условий и мест обитания.
- Имеют представление о том, что сохранность мира природы – обязанность человека.
Оценка эффективности программы:
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:
1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.
2) итоговый контроль: – участие в выставках, праздниках: «Золотая осень!», «Дары осени», «Вокруг живой елочки!», «Эколята- юные защитники природы», «С днём рождения, Земля!», «Весна идет , весне дорогу творческая выставка детей» «экологическая тропа летом».
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Росточек»
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
- Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в ЯНАО
- Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории Ямала
- Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона
- Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в районах Севера
- Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов края
- Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края
- Имеет представления о правилах поведения в природе
- Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении
- Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности.
Литература для педагогов:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Москва 2001.
- Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
- Журавель Н. М. Краеведение Ямало –Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
- А.И. Иванова «Живая экология», Москва 2005.
- И. Истомин « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО,2008г.
- Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы /Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997.
- Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
- С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
- С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
- С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
- С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
- Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
Литература для детей:
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005.
- Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки.
Н. Н. Ядне «Я родом из тундры», Тюмень 1995г