Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Неверова Ольга Алексеевна

учитель географии МОАУ «СОШ № 85»

Творческая мастерская «Метапредметность в географии»

Неверова Ольга Алексеевна , 

                                                             учитель географии

                                                          МОАУ «СОШ 85»

Сценарий мастер-класса по теме: «Формирование метапредметных УУД  на уроках географии как средство реализации ФГОС»

Расписание уроков в школе каждый год преподносит сюрпризы. Еще, казалось бы вчерашние выпускники, сегодня  уже не могут понять, что это за предметы: «Разговоры о важном», ОБиЗР, «Россия-мои горизонты».  Динамичность , характерная для современного общества, не позволяет  точно спрогнозировать, какие знания, умения нам пригодятся завтра. А уж если этим вопросом задается ученик, ситуация может стать тупиковой.   Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умения работать с информацией, определять проблему, принимать решения в нестандартных ситуациях, создавать и презентовать труды своей деятельности.  Это и не только включает в себя «метапредмет».  

Наблюдаете ли вы его здесь? (нет) 

Может вы знаете, какой предмет главный, второстепенные? Как вы это определили?  а для учеников?

На самом деле, лейтмотивом  современного обучения становится  метапредмет . а не нашли вы его в расписании потому что метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности, который реализуется посредством формирования метапредметных результатов. 

 Универсальные учебные действия  превращают  любую деятельность в  осознанную и результативную. Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. 

4 Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях:

  • метадеятельность умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
  • метазнания ‒ сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
  • метаспособы ‒ методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
  • метаумения ‒ универсальные общеучебные навыки и умения.

5 К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
  • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
  • регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Развитое креативное мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

6 Метапредметные компетенции формировать проще

 если 

-демонстрировать приемы, 

-представлять возможности для практики, 

-создавать культуру сотрудничества.  

 Так как трендом метапредметного  обучения является расширенная реальность посредством ученического соавторства в образовательном процессе. 

 Предлагаю вам побыть в роли учеников и ощутить на себе все прелести командной работы. Задания у вас в конвертах. 5мин на обсуждение с последующей минутной защитой. Приступайте.

Кто остался без заданий? Мы с вами продемонстрируем приемы использования резервов мозга, что ИИ не сможет .  

7

1.Слава и Сережа рисуют. Один – дом, другой – дерево. Что рисует Слава, если Сережа не рисует дом?

  1. В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых. Голубых столько же, сколько и красных. Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три 

3.Человек выпрыгнул из самолета без парашюта. Он приземлился на твердый грунт, но остался невредимым.
Почему?

4 а теперь по сложнее, числовой ряд, подумайте и скажите, какое число должно быть следующим?  1  1  3  5  9  15  25  … 41 (1 к сумме двух предыдущих)

Кстати эти числовые ряды могут быть универсальными , например по географии. Что означает каждое число в теме «Россия на карте» 

Теперь, когда наш мозг разогрет, он готов принимать информацию наших коллег

Это приемы мозга по структурированию информации, и это пример нестандартной  работы нашего мозга, ИИ этого не может, человек способен смотреть на проблемы под разным углом. У этих задач нет алгоритмов, обычное сознание переворачивается с ног на голову, приучает мыслить нестандартно, так как к левому подключается правое полушарие, то самое которое отвечает за творчество ,  оперируя инсайтом и фантазией  

Групповая работа и выступления групп (см.Приложение)

В процессе групповой работы, в ходе проживания реальных ситуации, мы демонстрировали формирование метапредметных УУД через приемы использования резервов мозга, через работу с информацией, через возможность учиться самим, через  способность самостоятельно переходить из пассивных слушателей в активных участников процесса,  посредством креативного мышления.  

Б.Паскаль говорил,  «Доводы до которых ученик додумывается сам убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другому». А значит метаредметность есть гарантия усвоения материала, потому что ученик переживая событие, не просто открывает новое знание,  но и выстраивает путь к познанию в диалоге с самим собой и с жизнью.

Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В. Сериков).

Спасибо за сотрудничество и позитивный продуктивный отклик.  И помните, место произведений умений в географии  определяется не долготой, а широтой и глубиной.

 

Приложение 

 

группа 1.

 

Изучение многих тем сопровождается большим количеством номенклатуры: 

например: «Разнообразие стран мира»

На основе  предложенного  списка стран выполните задание (или составьте свое)  Россия, Индия, Бразилия, США, Китай. Канада , Австралия

  • классифицируйте страны по разным признакам 

(пары, рейтинг, ранжирование,  найди лишнюю…)

 

   группа 2.

  • «Оптимальный маршрут и экономическое обоснование»  Изучите таблицу , дополните сведения, сделайте вывод

 

Пункт отправления Характеристика

(площадь,

население)

расстояние Расход топлива

Цена 55р за 1литр

Время в пути

На авто

/общ транспорт

Затраты Степень комфортности +
Ленинский район (ул.Чкалова д.32 А) 130 км²

213 065чел

10 км 10
Центральный район 

(ул.Ст.Разина д..211)

88км²

80 406 чел

7км 7
Дзержинский район

(ул.Брестская д.1)

127 км²

145561 чел

9км 9
Промышленный район

(проспект Бр.Коростелевых д.52)

29 км²

104.619 чел

11,5 11,5
Вывод: 

 

группа 3 

 

Составьте (кроме указанных) дополнительные  вопросы   / задания  к этим данным к рабочему листу заданий группы 2 

  1. 1 уточняющие вопросы («То есть ты говоришь, что…»),
  2. 2. интерпретационные, т.е. объясняющие («почему?»),
  3. 3 творческие вопросы («Что изменилось бы?»),
  4. 4 практические вопросы («Где в обычной жизни можно применить, использовать?» чему научило тебя это задние, какие умения ты приобрел в ходе выполнения данной работы?)
  5. 5 оценочные вопросы ( например: согласны ли вы с утверждением «Мало иметь хороший ум, главное, его хорошо применять»
  6. Как вы считаете: «Чтобы оценить чужой мозг, надо иметь свой?» 
  7. Как вы понимаете высказывание «Никогда не стоит недооценивать человека, который настроен решительно». И т.д 

 

группа 4.

 

Творческая работа : создайте мини проект» «Школа-это мир, а предметы-страны», проведите аналогию и представьте результат своей работы 

А у нас сегодня в расписании 5 стран…( выберите любые 5 предметов и дайте им характеристику как стране) 

группа 5

 

Распределите умения , которые формировались в группах 

 

Регулятивные Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;

личностные 

  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности
  • самоопределение    смыслообразование.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;
  • находить аналогии;
  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
  • определять надежность и достоверность источника;
  • уметь выбирать нужную информацию;
  • знать способы передачи, копирования информации;
  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

коммуникативные 

  • полноценное владение устной и письменной речью;
  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;

владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации  с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;

  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
  • иметь высокую культуру речи.

 

Смещение образовательной парадигмы в сторону усвоения навыков социальной жизни требует изменения  подходов к мотивации, к поиску форматов, которые позволили бы формировать  навыки самомотивации и самовключения в социальные практики.