Автор: Неверова Ольга Алексеевна
учитель географии МОАУ «СОШ № 85»
Творческая мастерская «Метапредметность в географии»
Неверова Ольга Алексеевна ,
учитель географии
МОАУ «СОШ 85»
Сценарий мастер-класса по теме: «Формирование метапредметных УУД на уроках географии как средство реализации ФГОС»
Расписание уроков в школе каждый год преподносит сюрпризы. Еще, казалось бы вчерашние выпускники, сегодня уже не могут понять, что это за предметы: «Разговоры о важном», ОБиЗР, «Россия-мои горизонты». Динамичность , характерная для современного общества, не позволяет точно спрогнозировать, какие знания, умения нам пригодятся завтра. А уж если этим вопросом задается ученик, ситуация может стать тупиковой. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умения работать с информацией, определять проблему, принимать решения в нестандартных ситуациях, создавать и презентовать труды своей деятельности. Это и не только включает в себя «метапредмет».
Наблюдаете ли вы его здесь? (нет)
Может вы знаете, какой предмет главный, второстепенные? Как вы это определили? а для учеников?
На самом деле, лейтмотивом современного обучения становится метапредмет . а не нашли вы его в расписании потому что метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности, который реализуется посредством формирования метапредметных результатов.
Универсальные учебные действия превращают любую деятельность в осознанную и результативную. Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения.
4 Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях:
- метадеятельность ‒ умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
- метазнания ‒ сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
- метаспособы ‒ методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
- метаумения ‒ универсальные общеучебные навыки и умения.
5 К таким метаумениям относятся:
- основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
- обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
- критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
- задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
- регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);
- главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)
Развитое креативное мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.
6 Метапредметные компетенции формировать проще
если
-демонстрировать приемы,
-представлять возможности для практики,
-создавать культуру сотрудничества.
Так как трендом метапредметного обучения является расширенная реальность посредством ученического соавторства в образовательном процессе.
Предлагаю вам побыть в роли учеников и ощутить на себе все прелести командной работы. Задания у вас в конвертах. 5мин на обсуждение с последующей минутной защитой. Приступайте.
Кто остался без заданий? Мы с вами продемонстрируем приемы использования резервов мозга, что ИИ не сможет .
7
1.Слава и Сережа рисуют. Один – дом, другой – дерево. Что рисует Слава, если Сережа не рисует дом?
- В зоопарке живёт столько жёлтых попугаев, сколько и голубых. Голубых столько же, сколько и красных. Посчитай, сколько всего попугаев, если красных три
3.Человек выпрыгнул из самолета без парашюта. Он приземлился на твердый грунт, но остался невредимым.
Почему?
4 а теперь по сложнее, числовой ряд, подумайте и скажите, какое число должно быть следующим? 1 1 3 5 9 15 25 … 41 (1 к сумме двух предыдущих)
Кстати эти числовые ряды могут быть универсальными , например по географии. Что означает каждое число в теме «Россия на карте»
Теперь, когда наш мозг разогрет, он готов принимать информацию наших коллег
Это приемы мозга по структурированию информации, и это пример нестандартной работы нашего мозга, ИИ этого не может, человек способен смотреть на проблемы под разным углом. У этих задач нет алгоритмов, обычное сознание переворачивается с ног на голову, приучает мыслить нестандартно, так как к левому подключается правое полушарие, то самое которое отвечает за творчество , оперируя инсайтом и фантазией
Групповая работа и выступления групп (см.Приложение)
В процессе групповой работы, в ходе проживания реальных ситуации, мы демонстрировали формирование метапредметных УУД через приемы использования резервов мозга, через работу с информацией, через возможность учиться самим, через способность самостоятельно переходить из пассивных слушателей в активных участников процесса, посредством креативного мышления.
Б.Паскаль говорил, «Доводы до которых ученик додумывается сам убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другому». А значит метаредметность есть гарантия усвоения материала, потому что ученик переживая событие, не просто открывает новое знание, но и выстраивает путь к познанию в диалоге с самим собой и с жизнью.
Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В. Сериков).
Спасибо за сотрудничество и позитивный продуктивный отклик. И помните, место произведений умений в географии определяется не долготой, а широтой и глубиной.
Приложение
группа 1.
Изучение многих тем сопровождается большим количеством номенклатуры:
например: «Разнообразие стран мира»
На основе предложенного списка стран выполните задание (или составьте свое) Россия, Индия, Бразилия, США, Китай. Канада , Австралия
- классифицируйте страны по разным признакам
(пары, рейтинг, ранжирование, найди лишнюю…)
группа 2.
- «Оптимальный маршрут и экономическое обоснование» Изучите таблицу , дополните сведения, сделайте вывод
Пункт отправления | Характеристика
(площадь, население) |
расстояние | Расход топлива
Цена 55р за 1литр |
Время в пути
На авто /общ транспорт |
Затраты | Степень комфортности | + | – |
Ленинский район (ул.Чкалова д.32 А) | 130 км²
213 065чел |
10 км | 10 | |||||
Центральный район
(ул.Ст.Разина д..211) |
88км²
80 406 чел |
7км | 7 | |||||
Дзержинский район
(ул.Брестская д.1) |
127 км²
145561 чел |
9км | 9 | |||||
Промышленный район
(проспект Бр.Коростелевых д.52) |
29 км²
104.619 чел |
11,5 | 11,5 | |||||
Вывод: |
группа 3
Составьте (кроме указанных) дополнительные вопросы / задания к этим данным к рабочему листу заданий группы 2
- 1 уточняющие вопросы («То есть ты говоришь, что…»),
- 2. интерпретационные, т.е. объясняющие («почему?»),
- 3 творческие вопросы («Что изменилось бы?»),
- 4 практические вопросы («Где в обычной жизни можно применить, использовать?» чему научило тебя это задние, какие умения ты приобрел в ходе выполнения данной работы?)
- 5 оценочные вопросы ( например: согласны ли вы с утверждением «Мало иметь хороший ум, главное, его хорошо применять»
- Как вы считаете: «Чтобы оценить чужой мозг, надо иметь свой?»
- Как вы понимаете высказывание «Никогда не стоит недооценивать человека, который настроен решительно». И т.д
группа 4.
Творческая работа : создайте мини проект» «Школа-это мир, а предметы-страны», проведите аналогию и представьте результат своей работы
А у нас сегодня в расписании 5 стран…( выберите любые 5 предметов и дайте им характеристику как стране)
группа 5
Распределите умения , которые формировались в группах
Регулятивные Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
- самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
- проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
- сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
- самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
- способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
- рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
личностные
- оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
- оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
- уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности
- самоопределение смыслообразование.
Умение работать в коллективе:
- организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
- эффективно работать и в группе, и самостоятельно;
- согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
- находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
- проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;
- выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.
Умение осуществлять познавательные действия:
- определять суть понятий, обобщать объекты;
- находить аналогии;
- самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
- создавать, использовать и изменять символы, знаки;
- создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).
Умение использовать компьютерные технологии:
- использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
- определять надежность и достоверность источника;
- уметь выбирать нужную информацию;
- знать способы передачи, копирования информации;
- использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.
коммуникативные
- полноценное владение устной и письменной речью;
- уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;
владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;
- поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;
- иметь высокую культуру речи.
Смещение образовательной парадигмы в сторону усвоения навыков социальной жизни требует изменения подходов к мотивации, к поиску форматов, которые позволили бы формировать навыки самомотивации и самовключения в социальные практики.