автор: Наумова Галина Петровна
воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Ручеёк»
Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа
Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа
Г.П.Наумова
МБДОУ «Детский сад №11» г. Чебоксары,
naumova.galina.82@mail.ru
Аннотация: Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом.
Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Н.К. Крупская, Е.Н. Водовозова, А.П. Усова, К.Д. Ушинский).
Ключевые слова: чувашские традиции, национальная культура, родной чувашский язык, чувашские народные песни, танцы, Чувашская Республика, любовь к Родине, история народа.
Мысли чувства, которые волнуют нас, близки многим представителям «малых народов». Мы забыли чувашские национальные традиции, а самое главное — забыли свой родной язык – чувашский. И что обидно, ведь любой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы. Знает ли кто-нибудь из нас из родителей наших воспитанников хотя бы одну чувашскую народную песню от начала до конца? Утвердительных ответов мало будет. А ведь так хочется сказать словами чувашского поэта Педера Хузангая:
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам — и я готов
Это все проверить с вами вместе.
Чтобы формировать чувство любви к своей Республики — Чавашъен, нужно воспитывать у детей эмоционально-положительные отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях Чувашского края, природы и истории; формировать стремление принести посильную помощь взрослым, родной природе, своей Республике. Особую роль в развитии особого глубоко осознанного чувства у детей играет знания. Чтобы овладеть такими знаниями нам необходимо дать географическое и природоведческое представление о Республике Чавашъен, истории ее, традициях населяющих его. Но прежде всего, нужно изучить каждого ребенка индивидуально по мере поступления в детский сад — в группу. Для систематической работы с детьми, прежде всего надо составить план, в котором будет предусмотрено:
- взаимоотношения воспитателя и ребенка в ходе формирование группы;
- обучению чувашскому языку — привитие любви к родному языку;
- приобщение детей к традициям чувашской национальной культуры.
Бесспорно, что основа личности закладывается в семье, даже самое хорошее учреждение не может дать ребенку всего того, что дает семья. Зачастую наши дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.
Основная задача изучения чувашского языка — развитие первоначальных умений навыков практического владение чувашским языком в устной форме, ознакомить чувашским национальным искусством, обычаями, традициями. К проблеме обучения чувашскому языку надо привлекать родителей и проводить занятие по согласованию с ними.
При проведении занятий по обучению детей чувашскому языку используются разнообразные приемы и методы, разного вида наглядности. Усвоение детьми нового слова представляет лишь начальную степень обучения. Закрепление использование слово в речи начинается только после того как оно понятно детьми. Словарная работа тесно связано с выработкой навыков правильного произношения. Обучая детей правильно произносить звуки «а», «е», «у» в словах объяснить значение каждого слова, громко отчетливо произнося его. Слова и предложения повторяются хором и по одному. Для упражнения произношения звука используют игровые приемы. Для того чтобы быстро запоминали слова предлагаются картинки, и игрушки.
Чувашский край издавна славиться народными художественными промыслами. Внимание детей обращают на то, что наиболее богатым развитым видом прикладного искусства в культуре чувашского народа является вышивка. Свое знание и умения о вышивке дети могут применить в аппликации из бумаги и ткани, в рисовании.
В экскурсии краеведческий музей вместе с детьми поможет дополнить и расширить знания детей про свой край — Чавашъен. После такого посещения у детей проявляется чувства гордости за чувашский народ. Знакомя детей чувашским языком нельзя забывать и об их народных традициях.
Что же такое традиция? Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений. Одним словом, традиционными следует считать то, выдержано испытанием временем, что уцелела для современности. Традиционными могут быть черты личности, идеи, взгляды, вкусы, обычаи, песни и праздники. Каковы основание для того чтобы приобщить детей к традициям национальной чувашской культуре? Основания те, что любые традиции связаны историей народа, с условиями жизни, отражают прошлое и настоящее.
Трудолюбие стало чертой, определяющий чувашский национальный облик. Работу со знакомством можно начать от простого, со знакомства с чувашскими пословицами и поговорками, ведь они учат детей трудолюбию. Пословицы и поговорки должны быть как на русском, так и на чувашском языках. Это позволяет расширить кругозор детей, лучше узнать жизнь и быт чувашского народа. А трудовая деятельность тесно связанно умственным воспитанием. Труд и прекрасное у чувашей всегда выступали в тесном единстве, и оно создавалось в нем.
Наш Чувашский край всегда притягивал к себе красивой природой, своими традициями и обычаями и от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции чувашского народа.
Литература
1.Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопед. Очерк. — Чебоксары Чувашкнигоиздат,1970
- Бытовая культура чувашей: (Материала к историко-этнографическому атласу) — Чебоксары, 1985г. (сборник статей)
3.Чувашии: современные этнокультурные процессы. Отв.редактор В.В.Пименов. — М.: «Наука», 1988г.



