Автор: Мухаметзянова Алиса Ильгизовна

музыкальный руководитель МБДОУ “Детский сад №23 “Брусничка” г. Ханты – Мансийск ХМАО – Югра

«Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»

«Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя»

Музыкальный руководитель: Мухаметзянова А.И.

Ханты-Мансийск

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности. Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило нам значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Использование музыкально – компьютерных технологий (МКТ), расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Музыкальный руководитель, владеющий информационными технологиями так же, как клавиатурой фортепиано, способен увлечь детей разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром не только благодаря своим вокальным данным, академическим знаниям, но и музыкально-компьютерными технологиями, обладающие широким спектром возможностей. Данные технологии открывают новые возможности творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора обучаемых, и это делает обучение особенно актуальным.

В практике работы музыкального руководителя использование МКТ является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование МКТ осуществляется в организованно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу. Организация образовательной деятельности «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением музыкально-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:

-сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

-существенно активизировать развитие музыкального слуха;

-активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

-развить интегративные качества дошкольника;

-усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.

В образовательной деятельности «Музыка», применение МКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Мы хотим поделиться опытом использования МКТ в своей работе. Как известно задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий мы включаем во все виды музыкальной деятельности. К примеру, в разделе «Слушание музыки» используем компьютерные презентации, которые сами создаем в программе Power Point или используем интернет ресурсы. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. 

Раздел “Пение”, занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мы создаем электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Интересны и музыкальные пособия для распевания, так называемые “голосилки”, которые помогают в игровой форме развивать навыки пения.

Применение МКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, для детей. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. 

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением МКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка». Музыкально-дидактические игры с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей. Ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний в образовательной деятельности «Музыка».

При обучении игре на детских музыкальных инструментах используем видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняем, что такое оркестр, группа инструментов, знакомим с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. А так же видеоролики, небольшие видеофильмы позволяют интересно, ярко и понятно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. Заинтересовывая детей, мы способствуем тому, что дети  стремятся и любят посещать концерты, музыкальный театр. Это способствует развитию музыкальной эрудиции дошкольника.

Практика работы с детьми в ДОУ показывает, что использование музыкально – компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию музыкальных способностей ребенка – дошкольника. Использование МКТ помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

-психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

-расширяет общий кругозор детей;

-возрастает уровень использования наглядности на занятиях.

Использование музыкально-компьютерных технологий в образовании, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Таким образом, реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что МКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу музыкального руководителя в ДОУ.

Литература:

1.Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 2009.

2.Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123–138.

3.Иванова Ж.П. Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaroditeley/2015/06/02/doklad-na-temu-ispolzovanie-ikt-v-rabote-muzykalnogo

4.Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве// Управление ДОУ. – 2012.

5.Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника// Новая школа. – 2011.