автор:

Мункуева Дарима Доржибалдановна

учитель русского языка и литературы МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск»

Гераул Оксана Павловна

учитель математики МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск»

Потенциал событийного формата в системе оценки качества образования

Потенциал событийного формата в системе оценки качества образования

 

Мункуева Д.Д.,

 учитель русского языка и литературы 

      МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п.Эвенск» 

Гераул О.П.,

учитель математики

МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск»

 

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования особенно актуальными становятся формирование и оценивание метапредметных результатов образования учащихся. При этом одной из основных проблем является проблема разработки инструментария для оценки данного типа результатов. Анализ различных подходов к оцениванию метапредметных результатов выявляет потенциал событийного формата оценки качества образования, основным механизмом которого является образовательное событие. По мнению М. Меркес, именно образовательное событие становится эффективным механизмом не только для формирования метапредметных результатов, но и для их оценивания[2]. 

Слово «событие» является многозначным понятием. По мнению Ю.С.Мануйлова, установление понятия «событие» происходит в период правления Петра Первого, когда «свершилось  отделение духовного языка от обыденного «гражданского», быт отделился от бытия». Событие распалось на собЫтие и событиЕ. «СобЫтие» употреблялось в гражданском языке, а «событиЕ» относилось к языку церковному [1].  Постепенно в светском понятии «событие» произошло опрощение каких-либо связей. В словаре Ожегова находим определение «событие – факт общественной жизни» [4]. По мнению Хайдеггера, событие представляет единство двух начал – Бытия и Времени, и именно в событии человек способен к осуществлению и вычленению себя в Бытии. Событие рассматривается  также как «точка сгиба», поворотный пункт. В аспекте мышления, вне времени и пространства, событие есть смысл. Михаил Бахтин подчеркивает диалогическую природу события, когда событие  возможно лишь как со-бытие.  В.И. Слободчиков определяет со-бытийную общность ситуацией развития человека: «Полнота связей и отношений между людьми обеспечивается только в структуре со-бытийной общности, основная  функция которой – развитие. Со-бытие есть то, что развивает и развивается; результат развития здесь – та или иная форма, тот или иной уровень индивидуальной коллективной субъектности» [3]. 

Позже Д.Б. Эльконин, опираясь на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, выдвигает понимание события как акта развития, которое характеризуется как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению  и приятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание. При этом ребенок является активным участником события, который обнаруживает собственные успехи и дефициты, ставит следующие новые и более высокие цели, иначе говоря, в образовательном событии ключевым является рефлексия, как личностная, так и коммуникативная.

 М. М. Миркес выделяет следующие характеристики любого образовательного события:

  1. Участники вовлечены в активную деятельность, ориентированную на получение продукта;
  2. «Неопределенный» характер образовательного события, т.е. участнику не говорят, что делать и как;
  3. Высокая интенсивность или образовательный экстрим, который задается и удерживается за счет не только содержания, но и формата.

В образовательном событии моделируется ситуация рефлексивной деятельности субъекта, осуществляемая в ходе понимания проблемы, самоопределения субъекта по отношению к данной проблеме и определения способов его решения. При этом педагогическая составляющая работы в образовательном событии – это тьюторское сопровождение.  

Образовательное событие – условие формирования метапредметных и личностных компетенций учащихся в процессе развертывания подлинной деятельности, наполненной личностным смыслом, мотивированностью обучающихся и их родителей. Заслуживает внимания инновационный способ совместной деятельности учителей и родителей в условиях заинтересованного личностно значимого для каждого субъекта отношений проживания в образовательном процессе – со-бытии.

Примером возникновения подобного событийного образовательного формата, по нашему мнению, является  образовательное со-бытие «Гижига: вчера, сегодня, завтра», посвященное 270-летнему юбилею Гижиги.  В рамках образовательного со-события были проведены следующие мероприятия: 

  1. Размещение на официальном сайте, в социальных сетях новостей, исторических материалов, другой информации, посвященных 270-летнему юбилею Гижигинска;
  2. Сбор материалов и издание книги «Гижига: вчера, сегодня, завтра» к юбилею Гижиги;
  3. Оформление информационного стенда в фойе школы «Гижигинску -270 лет»;
  4. Доклад-презентация старшеклассников «Гижига: страницы истории» с использованием фотослайда «Портреты гижигинцев» для учащихся 1-4 классов;
  5. Фотовыставка  «Гижигинск: страницы истории»;
  6. Конкурс рисунков, авторских стихотворений и эссе « Мой край родной!»;
  7. Музейные уроки «Листая летопись времен»;
  8. Краеведческая викторина «Что я знаю о Гижиге?»;
  9. Образовательное событие «Гижига: вчера, сегодня, завтра».

В  образовательном со-бытии обеспечивается  добровольность выбора участия в коллективной деятельности обучающемуся, дается  возможность выбора направлений и способов деятельности, создаются условия для взаимодействия и самореализации участников данного действия. Педагогам важен тот опыт деятельности, опыт отношений, опыт творческой самореализации, который получает обучающий  в со-бытии. В ходе события наблюдается совместное бытие обучающегося и педагога. Событийная общность формирует единое ценностно-смысловое пространство внутри общности, имеет огромный воспитательный потенциал. 

Таким образом, выстраивание цикла взаимосвязанных по смыслу и целеполаганию образовательных событий способствует организации единого воспитательного пространства, способствующего  формированию метапредметных умений, которые  позволяют обучающемуся отстаивать собственную позицию, быть субъектом культуры и исторического действия, субъектом своей жизни. 

 

Список литературы:

 

  1. Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие/Д.В.Григорьев//Право и образование.-2007.-№1.
  2. Меркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика //Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М.Ю.Жилиной//Новые ценности образования.-2010.- №1
  3. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное.- Биробиджан: Изд-воБГПИ, 2005., С.153-157.

4.Словарь русского языка: Ок.60 000 слов и фразеологических выражений/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И.Скворцова.-25-е изд., испр.и доп.- М.:ООО «Издательство Оникс»:ООО «Издательство»Мир и образование», 2006.-976с.

 

Муниципальное казенное образовательное учреждение 

«Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск»

 

Образовательное со-бытие 

«Гижига: вчера, сегодня, завтра»

 

Авторы:

Мункуева Д.Д.,

учитель русского языка и литературы

Гераул О.П.,

учитель математики

МКОУ «Школа-интернат им. Д.Б. Закирова п. Эвенск»

 

Эвенск 

 

Сценарий образовательного события

«Гижига: вчера, сегодня, завтра»

270-летию со дня основания  Гижиги)

Гераул О.П.

Мункуева Д.Д.

МКОШИ  п.Эвенск»

Оформление 1 этажа: плакат «270 лет Гижиге»; герб г. Гижигинска, утвержденный Екатериной II; выставка сочинений, авторских стихотворений  и рисунков учащихся «Край родной, навек любимый», фотовыставка «Гижигинск: страницы истории»).

Часть I. Вступление

Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости нашего СО-БЫТИЯ «Гижига: вчера, сегодня, завтра». 

Ведущий 2: Велика Россия, многими верстами простирается она от Калининграда до Камчатки, от южных морей до северных. Могуча, широка, сильна Россия!  

Ведущий 3:

Солнца золотым половодьем осиянный,

В мириадах слепящих снежных блесток,

Дорогу торную издали высветив,

Встретит Север, край мой тундровый.

(Звучат фанфары)

Ведущий 4: 270 лет отделяет нас со дня основания Гижиги в 1752 году. Освоение  Сибири, Крайнего Севера и Камчатки с начала XVII в. – важная эпоха в истории Российского государства. 

Ведущий 5: Слово предоставляется председателю собрания представителей Северо-Эвенского ГО Волковой Елене Владимировне.

Ведущий 1: 

Как нет без истоков 

Реки –

Без памяти нет

народа! 

Ведущий 2: Слово предоставляется директору районного краеведческого музея Каркопской Галине Ивановне.

Ведущий 3: Сегодня Северо-Эвенский район Магаданской области является значимой составляющей региона Дальнего Востока и Крайнего Севера, а Гижигинск, территориальная единица района и поселение русских казаков XVII века, хранит тайны и загадки  для современников.

Ведущий 4: Просим пройти в актовый зал.

Часть II.

Картина 1. «1671г. Стадухин»

(На сцене  картины, воссоздающие быт коренных народов Севера: юрта, олень, шкуры, костер, рыба, шаман с бубном.

 

ТАНЕЦ С БУБНОМ «СИЛА ОГНЯ» (ученицы 9б класса, ансамбль «Тюллипиль») 

 

Ведущий 1: Так многими веками жили коренные жители на северо-востоке России.

(На слайдах  картины покорения Сибири и Дальнего Востока Ермаком.)

Ведущий 2: В 17-19 веках в России были образованы форпосты в виде поселений. В 1651 году Михаил Стадухин с казаками в количестве 25 человек  пошёл морским путем вдоль Тауйской Губы к северному побережью Охотского моря и  основал зимовье в устье реки Гижига. 

Ведущий 3:  Жестокий шторм, болезни сопровождали первопроходцев в пути, люди боролись с голодом, холодом, цингой. Суровые испытания пришлось преодолеть им.

Картина 2 «Указ Екатерины II»

 (Выход императрицы сопровождается торжественной музыкой – звучит полонез; фото- слайд Екатерининского дворца), на сцене трон, на котором сидит Екатерина II, за столом с красной скатертью  сидят  вельможи).

Императрица Екатерина II:

– Как прирастает земля русская  на севере?

Министр 1: Еще в 15 веке говорили о существовании Северного морского пути из Атлантики в Тихий океан…

Министр 2: В  сентябре 1648 года экспедиция Федота Алексеева и Семена Дежнева находилась в проливе между Азией и Америкой…

Министр 3: А в 1728 году экспедиция Беринга высадились на берег.

Министр 4: Коряки, эвены, алеуты, ительмены и чукчи живут в тундре, в горах, на побережье.

Министр 5: Много сделали для освоения Северо-Востока  Владимир Атласов, Семен Ремезов, Витус Беринг, Алексей Чириков и другие.

Министр 6: Это наши  пытливые умы, которые пеклись не столько о благе собственном, сколько рдели о благе Отечеству.

Екатерина II:

-Своим решением повелеваю: издать указ о присвоении статуса города Гижигинску.

Министр читает:

Божею милостью

Мы, Екатерина вторая,

Императрица и самодержица

Всероссийская,

И прочая, и прочая, и прочая

МЫ восхотели через сие объявить во всей нашей империи, ко общему известию НАШИМ всем верноподданным, что форпост Гижигинск переименовывается в город.

 

Картина 3. Век 18-ый в Гижигинске

Ведущий 1: Гижигинская крепость в своё время являлась вторым по величине населённым пунктом на Северо-Восточном побережье Охотского моря. Гижигинск  основан в 1752 году. Датой её основания принято считать донесение сержанта Авраамия Игнатьева в Охотскую канцелярию, полученное 14 апреля. Строилась Гижигинская  крепость на левом берегу реки Гижиги.

Ведущий 2: С 1757 года Гижигинск стал принимать морские суда с грузами. В 1779 году в Гижигинске был заключен мир с чукотскими тойонами, результатом которого стало объявление чукчей подданными Российской империи. 

Ведущий 3: Это были времена расцвета Гижигинска. Он стал вторым по значению (после Охотска) городом Северо-Востока России. Город стал центром огромного Гижигинского уезда, включая территорию всей Чукотки. К военной службе добавились хлопоты торгово-обменного центра, аборигены привозили сюда свой пушной ясак и торговали с горожанами на ежегодных ярмарках. Гижигинская Спасская церковь развернула миссионерскую деятельность, обращая в христианство эвенов и оседлых коряков. 

Ведущий 4: В 1805 году в городе жило уже около 800 человек, он был обнесен крепостной стеной с тремя воротами и четырьмя пушками, имел пять магазинов, две лавки, девять казенных зданий, питейный дом, церковь, 90 жилых домов. В Гижигинске, на краю русской земли, была навигационная, а затем казачья школы. Население острога составляли военные и казаки. 

Ведущий 5: А в каждом губернском городе устраивались балы. Откроем кулисы бала у губернатора.

Ведущий 1:

Полна народу зала.

Музыка уж греметь устала.

Кругом и шум, и теснота.

Бренчат кавалергардов шпоры,

Летают ножки милых дам.

По их пленительным следам 

Летают пламенные взоры

 

ВЕДУЩИЙ 2: Дамы и господа! Объявляется вальс (Танцуют вальс под «Метель» Свиридова, учащиеся 9 «А» класса).

Ведущий 3:  В чем заключается притягательная сила и чарующая прелесть  романса? Это-песня вздох, песня – откровение, выражающая все, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не дает. А сейчас встречаем нашу гостью, которая подарит нам романс (Ефремова Е. исполняет романс «Колокольчики»).

Картина 4 «1858г. Деление округа на 3 части»

ВЕДУЩИЙ 4: В 1858 году Гижигинский округ делят на три части и вдвое сокращают его территорию. Численность населения начинает снижаться, к 1894 году осталось 500 человек. К концу столетия город окончательно утратил военное значение.  На рубеже веков Гижигинск подкосила эпидемия кори. В городе, где не было ни аптек, ни врачей, умерло 160 человек. 

Картина 5 . Гижигинск в начале 20 в.

Ведущий 5: С 1920 года Гижигинск входит в состав Дальневосточной республики. В Гижиге образовался военно-революционный комитет. Этот комитет действовал до конца 1921 года, пока Гижига не была захвачена белогвардейцами есаула Бочкарева.

ТАНЕЦ под песню «ТАЧАНКА», ученики 3 класса

Ведущий 1: Красноармейскими отрядами под командованием Григория Чубарова 10 апреля 1923 года Гижига освобождена от белогвардейцев. 14 апреля 1923 года революционеры закрыли Спасскую церковь и устроили там школу. 

Ведущий 2:  В 1926 году с упразднением Камчатской губернии Гижигинск был лишён статуса уездного города. И в течение нескольких лет население Гижиги перебралось в село Кушка, позже ставшее административным центром Гижигинского сельсовета, где и приняли решение переименовать Кушку в Гижигу. Здесь были созданы партийная и комсомольская организации, в клубе ставили спектакли, работала школа. 

Ведущий 3: А в 1927-м случилась новая эпидемия, предположительно чумы. В 1932 г.  остатки обреченного Гижигинска были сожжены. Финал Гижиги трагический – в огне.

 (на слайде картины сожженных городов и сел, мор, чума).

Народная песня в исполнении эвенской сказительницы Баковой Христины Ивановны.

Ведущий 4: В 1938 году начались работы по первоначальному землеустройству. Бывшие кочевники строили дома, школы, фельдшерские пункты, учились работать на центральных усадьбах хозяйств.

(на слайдах демонстрации с портретами Ленина, Сталина..)

Ведущий 5:

Над тайгой, над тундрой

Большое солнце светит.

Это солнце Лениным зовут,

его лучами тайга и тундра согреты. 

Это солнце туман укроет, это солнце за тучей не спрятать.

 

Картина 6. «Военные годы»

(песня «Вставай, страна огромная», видеофрагмент:  тыл помогает фронту, крестьяне, рыбаки)

Ведущий 1: В годы Великой Отечественной войны гижигинцы своим трудом приближали Победу: рыбачили, охотились, шили теплую одежду, возили на собачьих упряжках почту и продукты. Женщины зимовали в тайге. Они выполняли и перевыполняли планы заготовок пушнины – «мягкого золота», которое так нужно было стране в те трудные годы. А летом они уходили на рыбалку и работали там не хуже мужчин.  Родина высоко оценила труд жителей села, в том числе труд малолетних тружеников тыла.

Картина 7: Гижигинск в советский период. Совхоз «Рассвет Севера» (60-ые-80-ые гг)

Ведущий 3: В 60-80 гг. создан совхоз «Расцвет Севера», открыт клуб. Получили развитие рыболовство, оленеводство, молочное животноводство, растениеводство. Открылась ферма и построена теплица. Совхоз “Расцвет Севера” награжден орденом Дружбы народов, многие его работники удостоены званий “Ветеран труда”, “Ударник социалистического труда”, “Кавалер ордена Славы” 1,2,3 степеней, есть среди гижигинцев и те, чьи имена внесены на Доску Почета ВДНХ. Именно гижигинские оленеводческие бригады составляют костяк “Ирбычана”. 

Ведущий 4:

Гости!

Стойбище вверх дном!

Реки разговоров!

Сказки.

Новости.

Кино.

 

Танец с колокольчиками, в исполнении ансамбля «Дэрэн».

Картина 8. «Природный заповедник «Туйгонок». Рассвет национальной культуры

(90-ые – наши дни)

Ведущий 5: Сегодня в Гижиге  остро стоят проблемы сохранения села как культурного центра на Северо-Востоке России. 

Ведущий 1: Село Гижига сегодня – административно-территориальная единица. По данным переписи население на сегодня составляет 89 человек. Село окружено тундрой, лесотундрой, тайгой, множеством лугов, болот, озёр и ручьев. Берег омывается Охотским морем. Богат край множеством объектов флоры и фауны, редких и занесённых в Красную Книгу Магаданской области. Популяции лося, бурого медведя, снежного барана нашего края  самая крупная на земле. Реки и озера богаты разнообразием: горбушей, кетой, кижучем, неркой, несколькими  видами гольца и корюшки, хариусом, щукой, налимом. В прибрежной части Охотского моря нерестится навага, треска, мойва, камбала, корюшка.

Ведущий 2:

Лишь солнце распустит весенние кудри,

Я, вспомнив про детство, тоскую по тундре, 

Яранги, друзей позабыть не могу,

Олешек следы на глубоком снегу.

 

Ведущий 3:

Суров мой край.

Его характер крут.

Но он не чужд улыбкам и веселью.

 

Танец «Серебряный олень», ученики 7-9 классов

Ведущий 4: В нашем крае жили и живут талантливые люди, которые творят ее историю. 

Среди них уроженка Гижиги Вера Семеновна Элрика, выпускница Санкт- Петербургского   международного университета им. Герцена. За свою недолгую жизнь она  успела сделать огромную работу: перевела текст Священного писания на эвенский язык. 

В 1995 году в Стокгольме вышла брошюра с 35 отрывками Евангелия от Луки в переводе на эвенский язык, а в Москве отдельным изданием. 

Ведущий 5: 

Не песни пели предки наши,

Сетовали на смертные муки,

Зато вот у нас сегодня

В песнях – счастья разливанное море!

(Звучит эвенская песня в исполнении Баковой Христины Ивановны)

Ведущий 1: Занимался литературой  Хонькан Константин Алексеевич.  Его работы печатались в «Магаданской правде», «Маяке Севера». Хонькан Константин сумел воссоздать красоту Севера и его людей в советскую эпоху. Писателя  тревожили проблемы изучения и сохранения традиционной культуры  и эвенского языка. Дерево без корней погибает, а народ без родного языка исчезает.

 

Ведущий 2:

Люди рассвета, мы помним,

Юные, мы не забыли

Наши истоки и корни, 

Наши легенды и были.

Ведущий 3: Север закаляет людей, оставляя в их сердцах любовь к родному краю.  Сегодня с нами с удовольствием делится тайнами косторезного  искусства Хонькан Юрий Владимирович – член Союза художников России. «Традиция – это то, что в крови,- говорит Юрий Ханькан. – То, что передается из поколения в поколение. То, что надо беречь». Поэтому и приступает к работе в национальной одежде. Она и помогает, и хранит, и настраивает на нужный творческий лад

Песня «Север» в исполнении Тетешевой Н.А.

Ведущий 4: На сегодняшний день Магаданское региональное отделение Русского географического общества совместно с Северо-Восточным госуниверситетом, Центром сохранения наследия Амурской области и при поддержке Правительства Магаданской области организовало экспедицию в Северо-Эвенский округ. 

Ведущий 5: Цель ее — обследование территории исчезнувшего в 1920-е годы русского города Гижигинска, определение его границ. Это необходимо для внесения бывшего города в Единый госреестр объектов культурного наследия и дальнейших исследований одного из первых поселений на Северо-Востоке России. Губернатор региона Сергей Носов подчеркивает, что проект важный для области.

Ведущий 1: Гижигинск –  город Магаданской области, памятник русской культуры 17-19 веков, должен занять достойное место в истории Российского государства.

Танец «Зверопой» в исполнении группы «Тюллипиль». 

Ведущий 2:Слово предоставляется Степановой Людмиле Сергеевне, консультанту сектора по социальным вопросам и работе с КМНС администрации Северо-Эвенского городского округа

Танец в исполнении младшей группы «Тюллипиль» «Хейде».

Ведущий 3:      Живет народ – живут его сказанья.

                          Живут сказанья – значит жив народ!

 Ведущий 4:

                       Как красива земля моя, посмотри,

                        Озарённая  розовым светом зари…

 

Ведущий 5:

Пусть бушуют бураны

В безумстве своем

Девять  месяцев долгих в году.

Но прекраснее этих

Суровых краёв

Я краёв никогда не найду!

 

Финальная песня «Золотая песня» в исполнении Тетешевой Натальи.

 

Ведущий 1: Вот и перелистнули страницы истории и воспели славу родному краю и Гижиге. Спасибо всем за внимание!

 

КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ

СОЧИНЕНИЯ

Что значит для меня малая родина?

Малая родина – это то место, где ты родился и вырос, где прошло твое детство. Это земля, где жили твои предки, где жил и живет твой народ. Любой человек, находясь вдали от дома, при слове «родина» представляет что-то свое, очень-очень родное, близкое ему одному, вспоминая именно то место на Земле, любовь к которому поселилась в его сердце навсегда.

Моя малая родина – эвенская земля. Для кого-то наш край может показаться суровым и негостеприимным. Но это не совсем так. Да, действительно, если сравнивать наши климатические условия с «материковыми», то мы проигрываем. На первый взгляд. Но если копнуть глубже, то понимаешь, что наша северная природа уникальна в своей хрупкости и неповторимости.

Как свеж соленый морской ветер во время прибоя! Как вкусно пахнут медом и солнечным теплом желтые поляны одуванчиков на площадке в детском саду и возле школы. Как неповторим вкус чистой ледяной воды в бьющих из-под земли родниках. А небо – пронзительно синее и невероятно высокое, такое, что не дотянешься до него даже с самой высокой сопки!

Пролетая на самолете над Эвенском, всегда поражаешься бескрайним просторам тундры, окружающим его. И этот маленький островок жизни посреди неизведанной до сих пор до конца земли – мой дом. Моя Родина. Место, с которым связаны первые детские воспоминания и чувство ответственности за его будущее.

Да, сейчас Эвенск переживает не самые радужные времена. Но люди, живущие здесь, не привыкли пасовать перед трудностями. Те, кто остался здесь, не бросил, не уехал на «материк» – настоящие герои. Ведь своим трудом и примером они не только поддерживают поселок на плаву, но и вдохновляют других двигаться вперед, ставить перед собой новые цели и достигать их.

Наш район всегда славился оленеводством. Целые династии оленеводов берут свое начало именно в эвенской земле – семьи Элрика, Коркопских и многих других. На самом деле здесь живет много замечательных людей, преданных своей земле, любящих ее и готовых приложить максимум усилий к ее процветанию и благополучию.

Если бы меня спросили: «Что значит для тебя твой край?», то я бы, не задумываясь, ответила, что это, прежде всего, моя семья. Прадед – Герасименко Михаил Алексеевич, которого я никогда не видела, но люблю всем сердцем, потому что он 19-летним парнем пошел защищать свою страну в Великую Отечественную войну – и победил. Его имя увековечено на памятной плите возле стелы Победы. Прабабушка – Агния Павловна Дорофеева, санитаркой прошедшая всю войну, воспитавшая достойными людьми не только мою бабушку, папину маму, но и самого папу. О ней до сих пор с любовью отзываются знавшие ее люди. Мой брат Родион, который сейчас участвует в спецоперации на Донбассе, защищая братский народ от агрессии неофашистов.

Только так, через свою семью, через свой родной край – малую родину, можно стать патриотом и по-настоящему любить свою большую Родину – Россию!

Елизавета Маматова, ученица 9 «А» класса

Что для вас  малая родина?

Для меня это мой родной посёлок Эвенск. Немного из истории посёлка: в 1945 – 1950 годах в связи с наводнением села Наяхана, уцелевшие дома в течение 2 лет перевозили на новое место – в устье реки Большая Гарманда. В 1954 году в посёлке Эвенск было не очень много зданий: хлебопекарня, магазины, рыбозавод, администрация, почта, суд и жилые дома. Посёлок развивался и появлялись новые здания, а 9 июля 1962 года Эвенску присвоили статус посёлка городского типа.

Сейчас в посёлке живет около 1000 человек, есть здания, такие как школа, интернат, гостиница, аэропорт, детский сад, больница, поликлиника и много других. Но если выехать из посёлка, то откроются прекрасные виды на природу, речку и море. Особенно красив Эвенск в белые ночи. Светлые и таинственные сумерки, переходящие в рассвет, наступают после полуночи. На морском берегу при отливе пейзаж полностью преображается. А как же красивы маки на галечнике у реки – палитра окраски из нижайших цветов меняется от лимонно – желтых до совершенно белых. От далеко простирающейся тундры невозможно оторвать глаз, как и от национальных танцев народов Севера. Моей маме и младшей сестре Марине так нравится танцевать, что они записались в танцевальную группу при Доме культуры и даже выступали с концертами. В национальных танцах можно увидеть и красоту Охотского моря, и оленьи упряжки в тундре, и обряды народов Севера.

Оленеводство – основное занятие коренных народов нашего района. Олень- это продукт питания, надёжная в морозы одежда и обувь, транспорт и жилище. Традиции оленеводства передаются из поколения в поколение.

Наш район богат рыбными ресурсами, в водоёмах обитают горбуша, кета, нерка, кижуч, мальма, хариус, щука. Зимняя и летняя рыбалка пользуются популярностью у взрослых и детей.

Богат и животный мир моей родины. Это и бурые медведи, пугающие летом рыбаков своим грозным видом. Это и волки, которые остаются грозными врагами с оленеводами. Это лисы и зайцы – постоянные жители наших лесов. Часто можно увидеть сов. Большие стаи гусей пролетают каждую весну и осень над эвенской тундрой и становятся добычей местных охотников. Весной и летом в устье Охотского моря можно увидеть нерпу, мясо которой очень ценят коренные жители, а нерпий жир используют в медицине.

Для каждого малая родина – это место, где ты провёл своё детство, где ты живёшь, где живут твои родные, друзья. Это место, которым ты дорожишь и хранишь в сердце всю жизнь. Оно неповторимо и уникально своей культурой, традициями и природой.

 

Горицкий Максим, 8 «А» класс

 

Край мой родной!

Если взглянуть на карту России, на  северо-востоке страны находится моя родная земля – Колыма. По необозримой тундре протянулась ее земля, по бескрайним морям раскинулись ее владения. По территории она может сравниться с целой страной.

Моя Колыма – край суровых снежных зим, северных сияний, детей солнца. Безбрежны ее просторы, глубоки ее моря, полноводны ее реки, богаты недра, щедры и стойки ее люди.

Родной край – это место, где ты родился, вырос и прожил свою жизнь. С ним связаны самые тёплые воспоминания, весёлые истории и радостные события. Роднее и красивее места просто нет на белом свете. Мой родной край самый замечательный, любимый и красивый. Я всегда хочу жить в нём. И хотя жизнь совсем непредсказуема и неясно, куда меня может занести, но родные места останутся в памяти навечно.

Я родился в городе Магадан, но живу в посёлке Эвенск. Это в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области. Округ охватывает белоснежную горную тайгу, тундру и лесотундру. Здесь проживают эвены, коряки и камчадалы.  В трудных условиях народ сумел сохранить самобытную культуру, традиционные промыслы и родной язык. Летом у нас отличная рыбалка, есть возможность поохотиться и пособирать ягоды и грибы.

Больше всего в моём родном крае мне нравится красота природы. Её переменчивость и непредсказуемость.  В яркие наряды она одевается осенью: желтеют березки, костром горят рябины, в зеленые платьица одеваются ели.  Ещё мне нравится гулять по тундре, выстеленной осенними листьями, которые переливаются золотом на солнце. Или как не любить запах и краски  весны. Первые тёплые лучи солнышка, пение птиц и цветение деревьев. А как греет душу тепло летнего дня, или с каким нетерпением мы ждём первый снег и новогодние праздники. Украшение дома, нарядная ёлка, песни, веселье и радость.

Именно за такие простые, казалось бы, мелочи я очень люблю свой дом и родной край. Его традиции и обряды, праздники и события, важные дни – всё это уже частичка меня и каждого, кто здесь родился. Родной край – это незаменимое место в жизни каждого человека.

Исаков Даниил, 6 Б класс

 

Из истории поселения Гижига

 

           Сочинение написано по проекту Степновой Дарьи, опубликованному в книге «История в лицах. Руководителем проекта Дарьи была ее мама Людмила Сергеевна.

          Есть в истории Северо-Эвенского района память о городе Гижигинске, который исчез с лица Земли в начале ХХ века.

          Сейчас на месте старого Гижигинска только колышется трава да растут небольшие кусты ивы.

         В 1752 году русские казаки под руководством сержанта Авраама Игнатьева построили крепость. Так в 1757 году описывается Гижигинская крепость поручиком В. Щетневым: «Гижигинская крепость построена над рекой, на мысу против камня, называемого Бабушкиным. Напротив крепости за рекой гора Каменная плоска. На ней лес – мелкий листвяк, и то местами, а также кедровый стланик. От крепости до моря вниз по реке Гижига на собаках один день езды взад и вперед».

         В книге С.В. Халанского «Земля Эвенская» приводятся сведения, что в XVIII веке Гижигинская крепость выполняла несколько задач: охрану российских территорий, налаживание регулярной торговли и установление связи между русскими и местными жителями.

         В начале 60-х годов XVIII века в Гижигинской крепости располагался крупный по тем временам казачий гарнизон из 77 человек. К 1773 году население Гижигинской крепости увеличилось за счет переселения из Анадырской крепости и насчитывало 672 человека, из них 175 военных, 474 казака с женами и детьми.     

          В 1783 году Гижигинская крепость была преобразована в уездный город. Во главе уезда стоял исправник. При царствовании Екатерины II была утверждена символика всех городов и Гижигинск получил свой герб: щит, в верхней части которого изображен тигр с соболем в пасти, в нижней части – крепость с башнями.

         В 1917 году в Гижигинск пришло известие о свержении царя в России. Председателем первого Гижигинского Совета был избран инспектор Петропавловского высшего начального училища Александр Антонович Курилов. Памятник А.А. Курилову стоит в центре села Гижига и сейчас.

         Четыре года шла война за освобождение Дальнего Востока от белогвардейцев. 13 апреля 1923 года в Наяхане произошел ожесточенный бой, в результате которого погибли красноармейцы. Их перевезли в Гижигу и похоронили в братской могиле.

         Через 46 лет, в 1969 году следопыты отряда «Факел» Северо-Эвенской средней школы с помощью старожилов разыскали братскую могилу в селе Гижига и перенесли прах погибших красноармейцев в районный центр – поселок Эвенск. На месте перезахоронения в 1969 году был установлен памятник красноармейцам из отряда Г.И. Чубарова.

        1 апреля1926 года Гижигинский уезд был преобразован в Пенжинский район с центром в селе Гижига. Гижигинск превратился в обычный рыбацкий поселок. Основная часть населения переселилась в село Кушка, которое позднее было переименовано в поселок Гижигу.

 

Нука Алена, 6А клас

 

Cтарейшее поселение на побережье  Востока!

      Современный поселок Гижига Северо – Эвенского района Магаданской области ведет свое происхождение от знаменитой Гижигинской крепости, возникшей 270 лет назад. Историки утверждают точную дату – 14 апреля 1752 года. Гижига основана казачьим сержантом Авраамом Игнатьевым. Что представляла собой в то время Гижигинская крепость?

      Крепость построена на левом берегу реки Гижига, в 25 километрах от устья. В описании ее нахождения, составленном в 1757, говорится: «Гижигинская крепость построена над рекой Гижига, на мысу против камня, называемого Бабушкин. Напротив, крепости за рекой гора Каменная плоска. На оной лес иметца мелкий листвяг и то местами и то вельми реткой имеетца кедровник сланец. От крепости до моря вниз по реке Гижига на собаках рекою езды один день взат и вперед переезжают».

      В этом же году «поручиком Василием Щетниковым» был сделан рисунок Гижигинской крепости, это самое ранее ее изображение. Он представляет значительный интерес, так как отражает характер крепостного и бытового зодчества 18 века на северо – востоке Сибири.

     Крепость имела форму вытянутого квадрата /42,6х63,9/  метров. Северную сторону ее образовывал «стоячий палисад», продолжением которого служили казармы, а на углу возвышалась круглой формы «бутка» /блекгауз/. Она имела «народию» с шатровой кровлей на столбах, что обеспечило круговой обзор. На вершине кровли находился шпиль с флагом. Продольная стена, идущая от блекгауза к реке, представляла «лежачий палисад», т.е. была построена из бревен, заложенных между столбами. Заканчивалась стена «буткой», шпиль которой украшен резной фигурой, видимо, двуглавого орла. В стене, расположенной параллельно берегу реки, находился командирский дом и единственные ворота в крепость. На юго – западном углу была также «бутка», примыкавшая к казарме образующей продолжение стоячего палисада, упиравшегося в «бастион». Высота стен около 2-х сажен /4,5м/. Рва вокруг крепости не было.

     Позднее крепость перестраивалась, ее обносили более крепкими стенами с башнями, а в стенах появились еще двое ворот. В начале 60-х годов 18 века в Гижигинской крепости располагался значительный по тем временам казацкий гарнизон – 77 человек. 

     Этнический состав казаков был весьма сложным. По царскому указу от 1707 года, в казачью школу зачислялись казачьи дети. Казаки были должны служить всю жизнь, начиная с 16 лет. Таким образом, казачьи сословия на северо – востоке Сибири формировались в 18 – 19 веках включительно из местного населения острогов, которое представляло собой первоначально потомство от браков русских с женщинами чукотской, корякской и других народностей Севера.

      Разумные действия гижигинских комендантов этого времени позволили окончательно урегулировать отношения с коренным населением. Для налаживания добрососедских отношений была организована Гижигинская ярмарка. Продукты оленеводства, привозимые местным населением, находили большой спрос у русских купцов.

     В 1783 году проходит новое административное деление    Сибири, и Гижигинская крепость была преобразована в уездный город с соответствующими учреждениями. В 1790 году при царствовании Екатерины 2 Сенатом наряду с другими городами бывшего Иркутского наместничества был утвержден герб Гижигинска.

В Гижигинске были все артибуты города и даже своя церковь. Максимальное количество проживавших в нем не доходило до тысячи человек. В 1858 году город Гижигинск вновь стал селом Гижига, которое существует до сих пор. 

     Как в песне поется: «Ты на самой кромочке карты моей Родины, тысячи километров до материка», также не взирая на большие расстояния, пришли наши прадеды на благословенную гижигинскую землю в 18 веке и заложили крепость, которая сыграла в истории большую роль в упрочении и сохранении земли Российской. 

      В годы советского строительства, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период главным богатством села Гижига были люди, которые неустанным трудом обеспечивали процветание села, сохраняли традиции, культуру, сделали родной поселок и жизнь людей краше и привлекательней.

14 апреля 2022 года село Гижига праздновало свой юбилей – 270 – летия со дня основания Гижигинской крепости. По праву этот праздник – дань уважения людям за любовь к родному краю, к земле любимой. Я желаю гижигинцам сил сохранить и приумножить красоту родного края!

Алексеева Саша, 6 класс

СТИХОТВОРЕНИЯ

Гижига

                                 Ты, Гижига – волшебная краса,

                                 То своенравна и бурлива,

                                 То завороженно молчалива,

                                  Как дева гордая, глядишься в небеса.

 

                                 Ты в оформлении рамок верных,

                                  Как в ожерелье берега.

                                  Бегут водицею целебной 

                                  В горах растаявшие снега. 

 

                                  Тебя удивляет своею силой 

                                  На нерест рвущийся лосось,

                                  Ты нам подарок Земли милой,

                                  Ты, матушка, светлая кровь.

 

                                  Ты, Гижига, всей жизни отрада.

                                  О жизни счастливо красивой,

                                  Поет чистейшая вода.

                                  Ты, Гижига – Земли Душа.

Аванник Аня, ученица 6 А класса

Край ты мой родной!

Ты широка, ты велика, Якутия!

В недрах твоих спят облака, Якутия.

В дымке снегов, как в белый мех, закутана,

Ты для меня красивей всех, Якутия!

Бродит олень в тундре твоей, Якутия.

Машут тебе стаи гусей, Якутия.

Соболя след в тайгу ведет,

Тает весной твой синий лед, Якутия.

Сердце твое – чистый алмаз, Якутия.

В песнях звенеть будет не раз, Якутия.

Мерзнет земля насквозь пургой продутая.

Но не ищу земли другой, Якутия.

                                     

                                                               Алексеева Александра, 6 А класс

 

Земля бескрайняя, озера синие,

Сугробы белые, кругом леса –

Моя Якутия, моя Якутия,

Моя Республика Саха!

Алмазы, золото и песни звонкие

Дает Отечеству во все века

Моя Якутия, моя Якутия

Моя Республика Саха!

 

                                                  Алексеева Александра, 6 А класс

                                         Край  мой родной

 

                             Хвойный лес, большие сугробы,

                             Где живностью разной гордятся народы!

                             Рыбы, где много разной породы, 

                             Зима, где идет почти по полгода!

 

                             Да, я горжусь родиной славной,

                             Она для меня является Главной!

                             Нести за нее я буду свой крест,

                             Краем родным называю – Эвенск!

 

                            Я здесь родилась, и здесь я учусь!

                            Зимой я, как в детстве, с горки качусь,

                            Со скоростью света вниз я мчусь,

                            И даже упасть я совсем не боюсь.

                            Когда-то окончу я школу свою,

                            Когда-то отсюда я улечу,

                            И может, надолго я задержусь,

                            Но правду скажу, я точно вернусь!

                                          

                                                               Елисейкина Алефтина, 6А класс

 

 

                        В суровой долине, где люди живут,

                        Где лето нежаркое, где осень дождливая,

                        Птицы небесные на ветках поют.

                        Ну, а природа – счастливая!

 

                         Родная земля, оставайся такой!

                         Славь нас своей могучей Колымой.

                         Будь к нам щедра и добра, а мы взамен 

                         Полюбим тебя сильней без проблем!

 

                         Твои сопки, леса, поля и долины,

                         Как дом родной, совсем неделимы.

                        Любому, кто в гости останется на чай,

                        Скажи: «Никогда нас не забывай!» 

                                          

                                                         Алёшина Александра, 6А класс

Родной край

Край родной мой! Северный край!

                              Сколько красот ты в себя вобрал.

                              Охотского моря бескрайняя ширь

 Своими дарами помогает нам жить.

                              И матушки-тундры великая гладь

                              В своих объятьях рада принять.

                              Вокруг цветы и красота!

                              И свежий воздух здесь всегда!

Куда бы жизни дорога меня не вела

Эвенск, мой родной, не забуду тебя!

 

Бадусев Даниил, 6А класс

Деревенька моя

 

                                              Стоит деревня небольшая                                

                                              Среди полей, лесов высоких,

                                              Около      морей   глубоких,

 Подъезжаю к тебе, чуть дыша я.

          

В ней домов-то шестнадцать,

Школа, садик  и  клуб.

Чуть взглянешь       вглубь,

Будешь снега       созерцать.

 

Мне все отрадно, 

Мне вкус воды знаком.

Леса запах родной

Вдыхаю прямо из  окон.

 

Люблю душой и телом 

Я все в краю родном.

Олененочек  своим бегом

Заставляет вспомнить  меня о нем.

 

Всегда душа открыта

В моем родном краю,

И бабушке, и дедушке,

Свою любовь я отдаю.

 

Лылхив Инна, 6 А класс

 

           Тебе, Эвенск

 

Живу я на чужбине

В стране родной.

Среди народов разных

Друзей полно.

Я вспоминаю дом свой,

Где родилась я,

А здесь все по – другому,

Это точно знаю я.

Вместо просторов – тундра,

Вместо озёр – моря.

Но север, стал мне ближе

Стал краем мне родным.

Живу я здесь уж долго

Почти что десять лет.

И все вокруг мне мило

На севере с пургой.

И говорю я гордо-

ТЫ КРАЙ МНЕ СТАЛ РОДНОЙ!

 Тетешева София, 6 А класс