автор: Мошкина Анна Юрьевна

учитель-логопед муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Десткий сад № 176”

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Рыбы» для детей старшей логопедической группы (5-6 лет)

МДОУ «Детский сад № 176»

Конспект

Организованной образовательной деятельности

по развитию речи на тему: « Рыбы.»

для детей старшей логопедической группы

(5-6 лет)

                                                                                                       Автор: Мошкина Анна Юрьевна

учитель – логопед,

высшая квалификационная категория.

Ярославль 2019

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие  лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

Задачи:

Коррекционные:

  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме:

– названия рыб (акула, щука, ёрш, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ), 

– названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя);  

– обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»), 

  • развивать связную речь: составление описательных рассказов – загадок о рыбах;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
  • развивать наблюдательность, мышление;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • активизировать познавательную деятельность:

Образовательные:

  • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
  • упражнять в словоизменении существительных единственного, множественного числа и множественного числа в родительном падеже;
  • упражнять в образовании родственных слов;  
  • закреплять употребление в речи слов – антонимов;
  • совершенствовать естественно-научные представления

Воспитательные:

  • повышать  активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
  • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

 

Предварительная работа: знакомство детей с видами  рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке», русской народной сказки « По щучьему веленью», А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», Н. Носов « Карасик». Разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; Подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

Разучивание игры на развитие  мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, игры)

раздаточный материал – игровизоры, раздаточные картинки на магнитах, мольберты

 

Ход занятия:

1.Орг.момент:

Л/д « Ребята мне сегодня пришло на электронную почту письмо для вас. Давайте его прослушаем.»

Включаю презентацию.  Дети смотрят видео – фрагмент.                2й слайд

Л/Д: Ребята, Дори просит вас о помощи. Вот карта, по которой надо искать ее родителей. Чтобы не сбится с пути, нужно идти по карте от одной ракушке к другой, правильно выполняя задания, которые записаны в  каждой ракушке. Вы поможете Дори? 3 слайд (карта )

2.1 точка «ракушка»  – « Блиц – вопрос- ответ»

Л/д: Ребята, вот первое задание – Ответьте на вопросы о рыбах.

-Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

– Назовите рыб, которые живут в аквариуме ( скалярия ,гуппи, золотая рыбка, сомик, меченосец). Как называются эти рыбы? (аквариумные )

– Назовите  рыб, которые живут в море ( акула, камбала, сельдь, морской окунь, рыба – пила). Как называются эти рыбы? (морские )

– Назовите рыб, которые живут в реке, пруде или озере ( щука, сом, плотва, карась, окунь, судак ). Как называются эти рыбы? ( пресноводные )

– Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

– С помощью чего  рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников  и  хвоста)

– С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

– Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

– Без чего рыбы не могут жить? (без воды )

 

Молодцы, ребята! Чтобы нам и дальше правильно выполнять все задания, давайте потренируемся.

Артикуляционные упражнения:

  1. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.
  2. «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт.

  1. «Щука» — показать зубы, оскалиться.

Щука – хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная.

Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

Исходное положение — стоя.

Взрослый: – В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и  на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

Мимические упражнения:

1.Испугаться при виде акулы.

2.Обрадоваться золотой рыбке.

3.Огорчиться уплывшей рыбке.

  1. «2 ракушка»  – « Спасите рыб» – классификация рыб по месту обитания (морские, речные, аквариумные)

Л/д: Пираты выловили  всех рыб и держат их в большой бочке. Помогите выпустить рыб на волю. Но выпустить их надо правильно:

если рыба живет в море, как она называется ( морская ) ;                                        

если рыба живет в реке, озере, пруде ( пресноводная );

если в аквариуме (аквариумная ).

 

Дети выходят «вылавливают»  рыбок, называют и размещают их на мольбертах, где изображены море, река, аквариум.

( Реб.: Это скалярия, это аквариумная рыбка, выпущу ее в аквариум.)

 

  1. Л/д: Ребята, мы передвигаемся  к «3 ракушке». Давайте прочитаем задание.  

                                                                                                                             4 – 9 слайд

Д/упр. « Один – много» « Чего нет?» – меняются картинки на презентации.

Щука – щуки – много щук

Сом – сомы – нет сомов

Окунь – окуни – нет окуней

Акула – акулы –нет акул

Меченосец – меченосцы – меченосцев

Гуппи – гуппи – гуппи

Л/д: Ребята слово «гуппи» удивительное слово, оно не изменяется.

 

  1. « 4 ракушка»  – собери «Семейку слов»                                     4й слайд

Л/д:  образуем слова одной семейки к слову рыба.

Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед: Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед: А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед: Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Как называется увлечение рыбака? Куда он ходит.

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед: Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед: Чей хвост у рыбы?

5- ребёнок. Рыбий.

Л/д: Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки. Давайте вспомним еще раз эти слова.

(рыба – рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбный, рыбалка, рыбина, рыбий)

  1.  « 5-я ракушка» – изобразите рыбку.

 Физкультминутка «Рыбка в озере  жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,           (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.                   (прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,                 (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.                              (разъединяем запястья рук и соединяем)

Дернул леску рыбачок,                  

Да сорвался червячок,                     (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.                         (совершаем волнообразные движения ладошками)

 

  1. « 6-я ракушка» – « Скажи  наоборот»                         5й слайд
    Л/д: Ребята, вам предстоит ещё одно испытание.

У ОКУНЯ  маленькая голова, а у СОМА – большая.

У ЩУКИ длинный хвост, а у КАРАСЯ – короткий.
У СОМА большой рот, а у ЛЕЩА – маленький.

У ЛЕЩА широкое тело, а у ЩУКИ  – узкое.
У СУДАКА мелкая чешуя, а у КАРАСЯ – крупная.

ЩУКА плавает быстро, а НАЛИМ – медленно.

У СЕЛЬДИ чешуя гладкая. а у ОКУНЯ – шершавая.

ОКУНЬ плавает в воде высоко, а КАРАСЬ – низко.

Рыбка в воде мокрая, а на суше – сухая.

  1.  « 7- я ракушка» – « Расскажи и покажи стихотворение про рыбку»

Рыбка плавает в водице,       (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть.              дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,        (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.       (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула,        (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла.         (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,   (Изображают хвостик)
Рыбка быстро уплыла.           (Снова «плывут».)

 

  1. « 8-я ракушка» – « Загадай загадку» – описательные рассказы по схеме. 6 слайд

Л/д: Задание следующей ракушки такое. Надо загадать загадку – описание про рыбку.

  1. « 9-я ракушка» – « Игровизоры» – «Помоги Дори встретится с Марлин»
  2. « 10-я ракушка» – Дори встречает родителей» – просмотр фрагмента мультика ( 2мин.)
  3. Итог занятия.