автор:
Мотроненко Екатерина Владимировна
педагог-организатор Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества
Антонова Екатерина Станиславовна
педагог-организатор Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества
Программа педагога-организатора
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества
Дополнительная общеразвивающая программа
педагогов-организаторов
Возраст детей: 5-17 лет
Срок реализации: 2 года обучения
Разработчики программы:
Антонова Екатерина Станиславовна, педагог-организатор
Мотроненко Екатерина Владимировна, педагог-организатор
г. Приозерск
2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в досуговой деятельности и разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р),
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 692 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ» от 09 апреля 2014 №19-1932\14-0-0
- Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности (письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 23 января 2020 года №19-1292/2020).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
с ориентацией на методические рекомендации:
- Малыхина Л.Б., Осипова М.В. Проектирование сетевых дополнительных общеразвивающих программ: учеб.-метод.пособие/Л.Б. Малыхина, М.В. Осипова. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. – 93 с.
- Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебн.-метод. пособие/Л.Б. Малыхина, Н.А. Меньшикова, Ю.Е. Гусева, М.В. Осипова, А.Г. Зайцев/ под ред. Л.Б. Малыхиной. – СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. – 155 с.
Новизна программы обусловлена разработкой содержания в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося в зависимости от их возрастных и психологических особенностей.
Актуальность программы. Организационная деятельность в дополнительном образовании – уникальная сфера деятельности, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы образования обучающихся в современных социальных условиях является оказание им помощи в адаптации в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей, становлении их самосознания и самоопределения.
На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга. Следовательно, существует необходимость доступно показать обучающимся, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.
Возникает необходимость переосмысления отношения к досугу обучающихся и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для обучающихся форм досуга. Такими формами являются массовые мероприятия: конкурсы, конференции, семинары, интеллектуальные игры, викторины и т.д.
Педагогическая целесообразность. Программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, умение адаптироваться в заданных условиях, развитие коммуникативных способностей, создание условий для творческого взаимодействия родителей и детей. Участие в досуговой деятельности способствует социальной адаптации, профилактике девиантного поведения детей и подростков. Разнообразие видов деятельности, неформальные отношения, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей и подростков – важные принципы организации работы педагога-организатора. Правильная организация деятельности создаёт неограниченные возможности каждому ребёнку реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, уверенности в своих силах, что повышает степень нравственной устойчивости человека, даёт возможность полноценного развития личности.
Отличительными особенностями Программы является то, что составляющие её модули реализуются в течение всего учебного года и включают в себя мероприятия, ориентированные на разные возрастные категории учащихся.
Возраст обучающихся: 5-17 лет.
Сроки реализации: Программа рассчитана на 2 учебных года.
Форма организации деятельности: групповая.
Формы обучения: очно, дистанционно.
Формы проведения мероприятий: конкурсные и концертные программы, выставки, спортивные соревнования, флешмобы, акции, конференции, семинары, интеллектуальные игры, беседы, викторины, квесты.
Программа является модифицированной, так как спроектирована на основе типовой программы обучения с изменениями и дополнениями, исходя из социального заказа родителей и контингента обучающихся данного возраста воспитанников.
Программа носит креативный характер, так как предусматривает возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Цель программы: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется социализация обучающихся и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с разными формами досуга;
- дать основы организаторских навыков;
- обучить информационно-коммуникационным технологиям для творческой деятельности.
- научить обучающихся работать в команде.
Развивающие:
- развить интерес у обучающихся к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности;
- развить творческие способности, социализацию обучающихся;
Воспитательные:
- способствовать формированию патриотического отношения детей к природному и культурному наследию своей Родины;
- формировать коммуникативные умения, удовлетворение потребности детей в общении
Ожидаемые результаты
В результате освоения содержания программного материала дети:
овладевают личностными результатами:
- умение работать с разными формами досуга;
- умение использовать полученные организаторские навыки;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для творческой деятельности.
- умение работать в команде.
Метапредметными результатами:
- развитие интереса у обучающихся к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности;
- развитие творческих способностей, социализации обучающихся;
Предметными результатами:
- стремление обучающихся к участию в мероприятиях патриотической направленности;
- приобретение коммуникативных умений, реализация потребности детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;
Формы контроля и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации результатов реализации рабочей программы: аналитическая справка, фото и видео материалы, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации результатов реализации рабочей программы: фотоотчет, видеозапись, аналитический отчет.
Обучающиеся на протяжении всего учебного года участвуют в конкурсе «Кубок Центра детского творчества». Целью Конкурса является повышение качества воспитательной работы в образовательном учреждении и выявления наиболее сплоченных и творческих коллективов – лидеров Центра. Набравшие наибольшее количество жетонов в «Личном зачёте» получают индивидуальные призы. Кубок Центра детского творчества и диплом получает коллектив, набравший по итогам года наибольшее количество жетонов. Жетоны выдают педагоги-организаторы непосредственно участникам мероприятий или руководителю объединения по списочному составу участников мероприятия. Жетоны установленного образца выдаются только за участие в мероприятиях Центра: тематические недели, субботники, конкурсные программы и т. д.
Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной программы являются творческие достижения обучающихся, а также наличие положительной динамики развития их творческого потенциала. Все результаты заносятся в накопительное портфолио образовательных результатов и достижений обучающегося.
Взаимодействие педагога-организатора с педагогами
Форма взаимодействия педагогов с педагогом-организатором в ЦДТ осуществляется посредством планирования коллективных мероприятий. Педагоги получают информацию о мероприятиях, согласно календарному плану работы педагога-организатора, и информированием обучающихся ребятами, входящими в состав самоуправления «Время первых».
В течение года педагог-организатор проводит организационные встречи с самоуправлением, где обсуждается план подготовки предстоящего мероприятия. Тесное сотрудничество с самоуправлением позволяет общими усилиями разрешать многие вопросы, касающиеся предстоящих мероприятий.
Работа при подготовке к мероприятиям строится по четкому алгоритму, соответствующему 6-и стадиям:
- Предварительная работа
На этой стадии педагог-организатор доводит задачи мероприятия. Самоуправление и педагоги увлекают обучающихся перспективой участия в данном мероприятии, взяв на себя функции организатора.
- Коллективное планирование
Наработанный материал педагоги-организаторы выносят на собрание с самоуправлением, которое проходит в форме консультации для обучающихся, входящих в состав самоуправления.
- Коллективная подготовка
Для подготовки и проведения мероприятия самоуправление совместно педагогом-организатором начинают работу по распределению функций участников мероприятия (фото-видео съемка, работа с подготовкой реквизита, работа с творческими и техническими средствами) и последующему выполнению этих функций.
- Коллективное проведение дела
В день проведения мероприятия под руководством педагога-организатора все участники мероприятия выполняют запланированные функции. Во время подготовки и проведения мероприятий происходит выявление инициативных обучающихся, раскрывается их творческий и организаторский потенциал, лидерские качества.
- Коллективное подведение итогов
Подведение итогов происходит на общем собрании самоуправления, которому может предшествовать как устное обсуждение, так и опрос – анкета, содержащие первичные вопросы:
- Удалось ли реализовать задуманное, какой момент можно отметить положительно, в чем оно выражается?
- Что не удалось осуществить и почему?
- Предложение на будущее?
- Последействие
Совместно с самоуправлением педагогом-организатором в дальнейшем учитываются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
План работы педагогов-организаторов на 2022-2023 учебный год
№ | Вид деятельности
(мероприятия, конкурсы, семинары) |
Место
проведения |
Ответственные |
Сентябрь | |||
|
Мероприятие «День знаний» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Рекламная кампания объединений ЦДТ | СОШ №1, №4, №5; Группы ВК г. Приозерск |
Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Мастер-классы ко Дню города | Площадка у ТЦ «Северопарковый» | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Игровая программа «Посвящение в кружковцы». | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Благотворительная акция «Лучший друг» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Интеллектуальная викторина «Мой Приозерск» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Фото-флешмоб «Я люблю Приозерск» | Группа ВК ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Конкурс рисунков «Мой любимый Приозерск», посвящённый Дню города. | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Октябрь | |||
|
Акция «День учителя» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Поздравление постояльцев КЦСОН с днем пожилого человека | КЦСОН | Педагоги-организаторы |
|
Муниципальный этап конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Ноябрь | |||
|
Открытие арт-объекта «Я люблю ЦДТ» к 70-летию Центра | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Вечер встреч ветеранов педагогического труда, посвященный 70-летию ЦДТ | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Праздничный концерт, посвящённый 70-летию ЦДТ | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Акция «День народного единства» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Мастер-класс для мам ко Дню Матери | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Декабрь | |||
|
Ярмарка-распродажа «Сладость в радость» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Новогодняя дискотека «Волшебство под Новый Год» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Новогоднее театрализованное представление | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Мастер-классы «Мастерская Деда Мороза» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Акция «Новогоднее видеопоздравление от коллективов ЦДТ» | Группа ВК ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Конкурс на лучшее оформление уличной ели «Креативная ёлка 2023». | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Новогодний квест-рум «Неудачная комната» для подростков | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Январь | |||
|
Участие в онлайн-эстафете памяти «Прорыв 80» | Группа ВК ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Концертная программа «900 дней и ночей» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Акция «Блокадный хлеб» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Февраль | |||
|
Игровая программа «А ну-ка, парни» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Масленичные мастер-классы | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Игровая программа «Широкая Масленица» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Акция «Крышечки доброты» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Ролевая квест-игра «Детективное агентство No Name» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Март | |||
|
Праздничный концерт «Международный женский день» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Игровая программа «А ну-ка, девочки» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Мастер-класс «Подарок маме!» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Апрель | |||
|
Театральный фестиваль «За кулисами» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Онлайн-викторина «День космонавтики» | Группа ВК | Педагоги-организаторы |
|
Акция «Час Земли» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Интеллектуально-познавательное мероприятие «Своя игра» для подростков | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Май | |||
|
Муниципальный фестиваль «Помним, гордимся, благодарим» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
«Радуга талантов» церемония награждения победителей и призёров муниципальных и региональных конкурсов | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Концертная программа «День Победы» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Церемония вручения свидетельств об окончании обучения в объединениях ЦДТ. | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Июнь | |||
|
Летняя оздоровительная кампания | ЦДТ | Педагог-организатор |
Июль | |||
|
Летняя оздоровительная кампания | ЦДТ | Педагог-организатор |
План работы педагогов-организаторов на 2023-2024 учебный год
№ | Вид деятельности
(мероприятия, конкурсы, семинары) |
Место
проведения |
Ответственные |
Сентябрь | |||
|
Рекламная кампания объединений ЦДТ | СОШ №1, №4, №5; Группы ВК г. Приозерск |
Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Набор в Самоуправление ЦДТ «Время первых» | ||
|
Мастер-классы ко Дню города | Площадка у ТЦ «Северопарковый» | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Игровая программа «Посвящение в кружковцы». | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Благотворительная акция «Лучший друг» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Интеллектуальная викторина «Мой Приозерск» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Фото-флешмоб «Я люблю Приозерск» | Группа ВК ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Конкурс рисунков «Мой любимый Приозерск», посвящённый Дню города. | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Открытие «Уголок доброты» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Октябрь | |||
|
Концертная программа «Педагоги-наставники» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Поздравление постояльцев КЦСОН с днем пожилого человека | КЦСОН | Педагоги-организаторы |
|
Муниципальный этап конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Ноябрь | |||
|
Акция «День народного единства» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Мастер-класс для мам ко Дню Матери | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Игровая программа «Пижамная вечеринка» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Концертная программа «Любимой маме» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Декабрь | |||
|
Ярмарка-распродажа «Сладость в радость» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Новогодняя дискотека «Волшебство под Новый Год» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Новогоднее театрализованное представление | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Мастер-классы «Мастерская Деда Мороза» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Акция «Новогоднее видеопоздравление от коллективов ЦДТ» | Группа ВК ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Конкурс на лучшее оформление уличной ели «Креативная ёлка 2024». | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Январь | |||
|
Участие в V Международной онлайн акции «Читаем о Блокаде» | Группа ВК ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Квиз «Непокорённый Ленинград» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Акция «Блокадный хлеб» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Февраль | |||
|
Игровая программа «А ну-ка, парни» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Акция «Крышечки доброты» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Март | |||
|
Праздничный концерт «Международный женский день» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Игровая программа «Широкая Масленица» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Игровая программа «А ну-ка, девочки» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Апрель | |||
|
Театральный фестиваль «АРТисТЫ» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Онлайн-викторина «День космонавтики» | Группа ВК | Педагоги-организаторы |
|
Акция «Час Земли» | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
|
Конкурс проектов Центра детского творчества | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
«Радуга талантов» церемония награждения победителей и призёров муниципальных и региональных конкурсов | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Май | |||
|
Муниципальный фестиваль «Помним, гордимся, благодарим» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Концертная программа «День Победы» | ЦДТ | Педагоги-организаторы, ПДО |
|
Церемония вручения свидетельств об окончании обучения в объединениях ЦДТ. | ЦДТ | Педагоги-организаторы |
Июнь | |||
|
Летняя оздоровительная кампания | ЦДТ | Педагог-организатор |
Июль | |||
|
Летняя оздоровительная кампания | ЦДТ | Педагог-организатор |
Список литературы
Для педагога:
- Волохов А.В, Кочергин В.Н., Е. К. Степанова, Фришман И.И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно- методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 72 с.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Иванова И. В., Макарова В. А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестник ТГПУ. 2015.
- Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с.
- Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
- Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков. Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей.
- Методические рекомендации в помощь педагогу-организатору / Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белградский Дворец детского творчества» г. Белград / сост. В. А. Березовская 2016 г.
- Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
- Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 112 с.
- Солкин М. С. Особенности педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 54–59.
Для обучающихся:
- Дмитреева, Е.Г. Педагог-организатор: первые шаги в профессию: Информационно-методический сборник / Е.Г. Дмитриева. – Брест: ООО «Фортэкс» 2006. – 116 с.
- Черкесова Е. В. Методичка «В помощь педагогу-организатору».
- Шуть Н.Н. Организация детских праздников.