автор:

Мотроненко Екатерина Владимировна

педагог-организатор Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Антонова Екатерина Станиславовна

педагог-организатор Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа педагога-организатора

 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества

Дополнительная общеразвивающая программа

педагогов-организаторов

Возраст детей: 5-17 лет

Срок реализации: 2 года обучения

Разработчики программы: 

Антонова Екатерина Станиславовна, педагог-организатор

Мотроненко Екатерина Владимировна, педагог-организатор

г. Приозерск

2022 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в досуговой деятельности и разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р),
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 692 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  • Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «О соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ» от 09 апреля 2014 №19-1932\14-0-0
  • Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности (письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 23 января 2020 года №19-1292/2020).
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

с ориентацией на методические рекомендации:

  • Малыхина Л.Б., Осипова М.В. Проектирование сетевых дополнительных общеразвивающих программ: учеб.-метод.пособие/Л.Б. Малыхина, М.В. Осипова. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2021. – 93 с.
  • Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ: учебн.-метод. пособие/Л.Б. Малыхина, Н.А. Меньшикова, Ю.Е. Гусева, М.В. Осипова, А.Г. Зайцев/ под ред. Л.Б. Малыхиной. – СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. – 155 с.

 

Новизна программы обусловлена разработкой содержания в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося в зависимости от их возрастных и психологических особенностей.

Актуальность программы. Организационная деятельность в дополнительном образовании – уникальная сфера деятельности, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы образования обучающихся в современных социальных условиях является оказание им помощи в адаптации в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей, становлении их самосознания и самоопределения.

На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга. Следовательно, существует необходимость доступно показать обучающимся, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.

Возникает необходимость переосмысления отношения к досугу обучающихся и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для обучающихся форм досуга. Такими формами являются массовые мероприятия: конкурсы, конференции, семинары, интеллектуальные игры, викторины и т.д.

Педагогическая целесообразность. Программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, умение адаптироваться в заданных условиях, развитие коммуникативных способностей, создание условий для творческого взаимодействия родителей и детей. Участие в досуговой деятельности способствует социальной адаптации, профилактике девиантного поведения детей и подростков.  Разнообразие видов деятельности, неформальные отношения, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей и подростков – важные принципы организации работы педагога-организатора. Правильная организация деятельности создаёт неограниченные возможности каждому ребёнку реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, уверенности в своих силах, что повышает степень нравственной устойчивости человека, даёт возможность полноценного развития личности. 

 Отличительными особенностями Программы является то, что составляющие её модули реализуются в течение всего учебного года и включают в себя мероприятия, ориентированные на разные возрастные категории учащихся.

Возраст обучающихся: 5-17 лет.  

Сроки реализации: Программа рассчитана на 2 учебных года.

Форма организации деятельности: групповая.

Формы обучения: очно, дистанционно.

Формы проведения мероприятий: конкурсные и концертные программы, выставки, спортивные соревнования, флешмобы, акции, конференции, семинары, интеллектуальные игры, беседы, викторины, квесты.

Программа является модифицированной, так как спроектирована на основе типовой программы обучения с изменениями и дополнениями, исходя из социального заказа родителей и контингента обучающихся данного возраста воспитанников.

Программа носит креативный характер, так как предусматривает возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Цель программы: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется социализация обучающихся и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. познакомить обучающихся с разными формами досуга;
  2. дать основы организаторских навыков;
  3. обучить информационно-коммуникационным технологиям для творческой деятельности.
  4. научить обучающихся работать в команде.

Развивающие:

  1. развить интерес у обучающихся к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности;
  2. развить творческие способности, социализацию обучающихся;

Воспитательные:

  1. способствовать формированию патриотического отношения детей к природному и культурному наследию своей Родины;
  2. формировать коммуникативные умения, удовлетворение потребности детей в общении

Ожидаемые результаты

В результате освоения содержания программного материала дети:

овладевают личностными результатами:

  1. умение работать с разными формами досуга;
  2. умение использовать полученные организаторские навыки;
  3. умение использовать информационно-коммуникационные технологии для творческой деятельности.
  4. умение работать в команде.

Метапредметными результатами:

  1. развитие интереса у обучающихся к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности;
  2. развитие творческих способностей, социализации обучающихся;

Предметными результатами:

  1. стремление обучающихся к участию в мероприятиях патриотической направленности;
  2. приобретение коммуникативных умений, реализация потребности детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;

Формы контроля и оценочные материалы

Формы отслеживания и фиксации результатов реализации рабочей программы: аналитическая справка, фото и видео материалы, отзыв детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации результатов реализации рабочей программы: фотоотчет, видеозапись, аналитический отчет.

 

Обучающиеся на протяжении всего учебного года участвуют в конкурсе «Кубок Центра детского творчества». Целью Конкурса является повышение качества воспитательной работы в образовательном учреждении и выявления наиболее сплоченных и творческих коллективов – лидеров Центра. Набравшие наибольшее количество жетонов в «Личном зачёте» получают индивидуальные призы. Кубок Центра детского творчества и диплом получает коллектив, набравший по итогам года наибольшее количество жетонов. Жетоны выдают педагоги-организаторы непосредственно участникам мероприятий или руководителю объединения по списочному составу участников мероприятия. Жетоны установленного образца выдаются только за участие в мероприятиях Центра: тематические недели, субботники, конкурсные программы и т. д.

Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной программы являются творческие достижения обучающихся, а также наличие положительной динамики развития их творческого потенциала. Все результаты заносятся в накопительное портфолио образовательных результатов и достижений обучающегося.

 

Взаимодействие педагога-организатора с педагогами

Форма взаимодействия педагогов с педагогом-организатором в ЦДТ осуществляется посредством планирования коллективных мероприятий. Педагоги получают информацию о мероприятиях, согласно календарному плану работы педагога-организатора, и информированием обучающихся ребятами, входящими в состав самоуправления «Время первых».

В течение года педагог-организатор проводит организационные встречи с самоуправлением, где обсуждается план подготовки предстоящего мероприятия. Тесное сотрудничество с самоуправлением позволяет общими усилиями разрешать многие вопросы, касающиеся предстоящих мероприятий.

Работа при подготовке к мероприятиям строится по четкому алгоритму, соответствующему 6-и стадиям:

  1. Предварительная работа

На этой стадии педагог-организатор доводит задачи мероприятия. Самоуправление и педагоги увлекают обучающихся перспективой участия в данном мероприятии, взяв на себя функции организатора.

  1. Коллективное планирование

Наработанный материал педагоги-организаторы выносят на собрание с самоуправлением, которое проходит в форме консультации для обучающихся, входящих в состав самоуправления.

  1. Коллективная подготовка

Для подготовки и проведения мероприятия самоуправление совместно педагогом-организатором начинают работу по распределению функций участников мероприятия (фото-видео съемка, работа с подготовкой реквизита, работа с творческими и техническими средствами) и последующему выполнению этих функций.

  1. Коллективное проведение дела

В день проведения мероприятия под руководством педагога-организатора все участники мероприятия выполняют запланированные функции. Во время подготовки и проведения мероприятий происходит выявление инициативных обучающихся, раскрывается их творческий и организаторский потенциал, лидерские качества.

  1. Коллективное подведение итогов

Подведение итогов происходит на общем собрании самоуправления, которому может предшествовать как устное обсуждение, так и опрос – анкета, содержащие первичные вопросы:

  • Удалось ли реализовать задуманное, какой момент можно отметить положительно, в чем оно выражается?
  • Что не удалось осуществить и почему?
  • Предложение на будущее?
  1. Последействие

Совместно с самоуправлением педагогом-организатором в дальнейшем учитываются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

 

План работы педагогов-организаторов на 2022-2023 учебный год

Вид деятельности

(мероприятия, конкурсы, семинары)

Место

проведения

Ответственные
Сентябрь
Мероприятие «День знаний» ЦДТ Педагоги-организаторы
Рекламная кампания объединений ЦДТ СОШ №1, №4, №5;
Группы ВК г. Приозерск
Педагоги-организаторы, ПДО
Мастер-классы ко Дню города Площадка у ТЦ «Северопарковый» Педагоги-организаторы, ПДО
Игровая программа «Посвящение в кружковцы». ЦДТ Педагоги-организаторы
Благотворительная акция «Лучший друг» ЦДТ Педагоги-организаторы
Интеллектуальная викторина «Мой Приозерск» ЦДТ Педагоги-организаторы
Фото-флешмоб «Я люблю Приозерск» Группа ВК ЦДТ Педагоги-организаторы
Конкурс рисунков «Мой любимый Приозерск», посвящённый Дню города. ЦДТ Педагоги-организаторы
Октябрь
Акция «День учителя» ЦДТ Педагоги-организаторы
Поздравление постояльцев КЦСОН с днем пожилого человека КЦСОН Педагоги-организаторы
Муниципальный этап конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». ЦДТ Педагоги-организаторы
Ноябрь
Открытие арт-объекта «Я люблю ЦДТ» к 70-летию Центра ЦДТ Педагоги-организаторы
Вечер встреч ветеранов педагогического труда, посвященный 70-летию ЦДТ ЦДТ Педагоги-организаторы
Праздничный концерт, посвящённый 70-летию ЦДТ ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Акция «День народного единства» ЦДТ Педагоги-организаторы
Мастер-класс для мам ко Дню Матери ЦДТ Педагоги-организаторы
Декабрь
Ярмарка-распродажа «Сладость в радость» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Новогодняя дискотека «Волшебство под Новый Год» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Новогоднее театрализованное представление  ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Мастер-классы «Мастерская Деда Мороза» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Акция «Новогоднее видеопоздравление от коллективов ЦДТ» Группа ВК ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Конкурс на лучшее оформление уличной ели «Креативная ёлка 2023». ЦДТ Педагоги-организаторы
Новогодний квест-рум «Неудачная комната» для подростков ЦДТ Педагоги-организаторы
Январь
Участие в онлайн-эстафете памяти «Прорыв 80» Группа ВК ЦДТ Педагоги-организаторы
Концертная программа «900 дней и ночей» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Акция «Блокадный хлеб» ЦДТ Педагоги-организаторы
Февраль
Игровая программа «А ну-ка, парни» ЦДТ Педагоги-организаторы
Масленичные мастер-классы ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Игровая программа «Широкая Масленица» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Акция «Крышечки доброты» ЦДТ Педагоги-организаторы
Ролевая квест-игра «Детективное агентство No Name»  ЦДТ Педагоги-организаторы
Март
Праздничный концерт «Международный женский день» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Игровая программа «А ну-ка, девочки» ЦДТ Педагоги-организаторы
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» ЦДТ Педагоги-организаторы
Мастер-класс «Подарок маме!» ЦДТ Педагоги-организаторы
Апрель
Театральный фестиваль «За кулисами» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Онлайн-викторина «День космонавтики»  Группа ВК Педагоги-организаторы
Акция «Час Земли» ЦДТ Педагоги-организаторы
Интеллектуально-познавательное мероприятие «Своя игра» для подростков ЦДТ Педагоги-организаторы
Май
Муниципальный фестиваль «Помним, гордимся, благодарим» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
«Радуга талантов» церемония награждения победителей и призёров муниципальных и региональных конкурсов ЦДТ Педагоги-организаторы
Концертная программа «День Победы» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Церемония вручения свидетельств об окончании обучения в объединениях ЦДТ. ЦДТ Педагоги-организаторы
Июнь
Летняя оздоровительная кампания ЦДТ Педагог-организатор
Июль
Летняя оздоровительная кампания ЦДТ Педагог-организатор

 

План работы педагогов-организаторов на 2023-2024 учебный год

Вид деятельности

(мероприятия, конкурсы, семинары)

Место

проведения

Ответственные
Сентябрь
Рекламная кампания объединений ЦДТ СОШ №1, №4, №5;
Группы ВК г. Приозерск
Педагоги-организаторы, ПДО
Набор в Самоуправление ЦДТ «Время первых»
Мастер-классы ко Дню города Площадка у ТЦ «Северопарковый» Педагоги-организаторы, ПДО
Игровая программа «Посвящение в кружковцы». ЦДТ Педагоги-организаторы
Благотворительная акция «Лучший друг» ЦДТ Педагоги-организаторы
Интеллектуальная викторина «Мой Приозерск» ЦДТ Педагоги-организаторы
Фото-флешмоб «Я люблю Приозерск» Группа ВК ЦДТ Педагоги-организаторы
Конкурс рисунков «Мой любимый Приозерск», посвящённый Дню города. ЦДТ Педагоги-организаторы
Открытие «Уголок доброты» ЦДТ Педагоги-организаторы
Октябрь
Концертная программа «Педагоги-наставники» ЦДТ Педагоги-организаторы
Поздравление постояльцев КЦСОН с днем пожилого человека КЦСОН Педагоги-организаторы
Муниципальный этап конкурса юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо». ЦДТ Педагоги-организаторы
Ноябрь
Акция «День народного единства» ЦДТ Педагоги-организаторы
Мастер-класс для мам ко Дню Матери ЦДТ Педагоги-организаторы
Игровая программа «Пижамная вечеринка» ЦДТ Педагоги-организаторы
Концертная программа «Любимой маме» ЦДТ Педагоги-организаторы
Декабрь
Ярмарка-распродажа «Сладость в радость» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Новогодняя дискотека «Волшебство под Новый Год» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Новогоднее театрализованное представление  ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Мастер-классы «Мастерская Деда Мороза» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Акция «Новогоднее видеопоздравление от коллективов ЦДТ» Группа ВК ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Конкурс на лучшее оформление уличной ели «Креативная ёлка 2024». ЦДТ Педагоги-организаторы
Январь
Участие в V Международной онлайн акции «Читаем о Блокаде» Группа ВК ЦДТ Педагоги-организаторы
Квиз «Непокорённый Ленинград» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Акция «Блокадный хлеб» ЦДТ Педагоги-организаторы
Февраль
Игровая программа «А ну-ка, парни» ЦДТ Педагоги-организаторы
Акция «Крышечки доброты» ЦДТ Педагоги-организаторы
Март
Праздничный концерт «Международный женский день» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Игровая программа «Широкая Масленица» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Игровая программа «А ну-ка, девочки» ЦДТ Педагоги-организаторы
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» ЦДТ Педагоги-организаторы
Апрель
Театральный фестиваль «АРТисТЫ» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Онлайн-викторина «День космонавтики»  Группа ВК Педагоги-организаторы
Акция «Час Земли» ЦДТ Педагоги-организаторы
Конкурс проектов Центра детского творчества ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
«Радуга талантов» церемония награждения победителей и призёров муниципальных и региональных конкурсов ЦДТ Педагоги-организаторы
Май
Муниципальный фестиваль «Помним, гордимся, благодарим» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Концертная программа «День Победы» ЦДТ Педагоги-организаторы, ПДО
Церемония вручения свидетельств об окончании обучения в объединениях ЦДТ. ЦДТ Педагоги-организаторы
Июнь
Летняя оздоровительная кампания ЦДТ Педагог-организатор
Июль
Летняя оздоровительная кампания ЦДТ Педагог-организатор

 

Список литературы

Для педагога:

  1. Волохов А.В, Кочергин В.Н., Е. К. Степанова, Фришман И.И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно- методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 72 с.
  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
  3. Иванова И. В., Макарова В. А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестник ТГПУ. 2015.
  4. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. — 200 с.
  5. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
  6. Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков. Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей.
  7. Методические рекомендации в помощь педагогу-организатору / Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белградский Дворец детского творчества» г. Белград / сост. В. А. Березовская 2016 г.
  8. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  9. Прутченков А.С., Фатов И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 112 с.
  10. Солкин М. С. Особенности педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 54–59.

Для обучающихся:

  1. Дмитреева, Е.Г. Педагог-организатор: первые шаги в профессию: Информационно-методический сборник / Е.Г. Дмитриева. – Брест: ООО «Фортэкс» 2006. – 116 с.
  2. Черкесова Е. В. Методичка «В помощь педагогу-организатору».
  3. Шуть Н.Н. Организация детских праздников.